Меню

Как мама приготовила суп

Блюдо дня — суп для кормящей мамочки

Есть выражение, что чем севернее живет народ, тем больше рецептов супов в его меню. Судя по многообразию этого блюда в славянской кухне, мы — северяне со стажем. У нас супы любят все: они быстро готовятся, так же быстро насыщают, согревают теплом домашней кухни и являются универсальным блюдом. А известно ли вам, какие супы для кормящих мам в первый месяц грудного вскармливания разрешены?

Супы при грудном вскармливании для мам, которые вечно в заботах, — настоящее спасение. Преимуществ у этого блюда масса: начиная с простоты приготовления, заканчивая огромной пользой. К тому же, не придется разделять ваш рацион и меню остального семейства: супы по универсальным рецептам придутся по вкусу всем. В том числе и вашему малышу: ведь он тоже будет кушать угощение через грудное молоко. Словом, все будут сыты, довольны и полны сил!

Его величество суп

Наверное, каждую женщину волнует вопрос, какие супы можно кормящей маме, и он особенно актуален в первые месяцы после родов. Прелесть супа в том, что маме на грудном вскармливании его кушать не только можно, но и нужно! Единственное, что стоит учитывать — это состав блюда. Но даже при некоторых запретах список ингредиентов, которые разрешены в рецептах супов для кормящей мамы, весьма большой. При желании, можно хоть каждый день готовить супчик по новому рецепту. И кто сказал, что рацион мамы на грудном вскармливании строгий и однообразный?

  • Идеальная суповая основа для мамочки — это полезный куриный или говяжий бульон.
  • Особенно популярны овощные добавки в суп, отлично подойдут щавель, морковь, огурцы, кабачок, шпинат и картофель.
  • Свежая зелень также сделает вкус блюда еще более насыщенным.
  • Вы можете добавить в суп немного сметаны.
  • Прекрасным вариантом будут супы-пюре, потому что такая консистенция легко усвоится пищеварением мамы и малыша.
  • Универсальная гречка подходит для вас не только в качестве гарнира, но и как вкусный ингредиент супа: ее можно есть без опасений.
  • А вот рисовая крупа в составе блюда будет уместна только в том случае, если мама и ее малыш не страдают запорами.
  • Томаты являются безопасным продуктом, если с них перед приготовлением снять кожицу и термически обработать.
  • Качественная рыба, в силу своей огромной пользы, достойна быть в меню дважды в неделю, так что смело добавляйте ее в супы.

Наверняка, вы и до рождения малыша готовили блюда на основе данных продуктов, так что меню кормящей мамы в отношении супов не будет таким уж новым, и вам не придется привыкать к незнакомым ингредиентам.

Что может навредить

Существуют также компоненты супов, которые могут быть не только вредными, но и даже опасными. Перед вами список составляющих, от которых вам лучше отказаться без малейшего сомнения:

  • Свекла может оказаться потенциальным аллергеном и вызвать метеоризм у крохи, поэтому от борща лучше отказаться.
  • Гороховый, чечевичный и фасолевый суп также может обернуться негативной реакцией у малыша.
  • Капуста с большой вероятностью вызовет колики и капризы ребенка.
  • Острые специи также не рекомендуется добавлять в блюда.
  • С особой осторожностью мама должна употреблять лук и чеснок, а в первые 5-6 месяцев кормления советуем и вовсе от них отказаться.
  • Кормящим мамам не принесут пользы и грибные супы: это слишком сложная задача для пищеварения малыша, но если вам трудно отказаться от этого блюда, попробуйте суп на основе легких шампиньонов, и если малютка хорошо на них отреагирует, в следующий раз увеличьте порцию.

С чего начнем?

Мамы новорожденного, наверное, самые бдительные женщины на свете. Еще бы, ведь их малыш еще такой чувствительный ко всем воздействиям и только начинает познавать неизведанный мир. С одной стороны — это очень нежный и трогательный промежуток жизни малютки, который навсегда отложится в памяти его мамы, с другой — это самое ответственное время. Супы хоть и разрешены женщине буквально с первых дней жизни малыша, но и в них следует знать меру и придерживаться некоторых правил:

  • Бульоны являются оптимальным блюдом для восстановления сил мамы и прекрасно подходят для восстановления сил и быстрого насыщения организма.
  • Рекомендуется кушать бульоны исключительно в теплом виде и вот почему: горячая пища может нанести вред малютке через грудное вскармливание, а блюдо в холодном виде теряет часть своей пользы.
  • Для первой недели лучше выбрать овощной бульон без различных ингредиентов: легкая и полезная пища.
  • После недели простых бульонов можете постепенно их разбавлять овощами — отлично подойдут картофель, кабачок, зелень, а вот морковку поначалу употребляйте с осторожностью и добавляйте в минимальном количестве.
  • Если вы хотите побаловать себя мясным бульоном, готовьте его из мяса курицы, говядины, кролика или индейки.
  • Чтобы приготовить правильный мясной или рыбный бульон, после 3 минут варки его рекомендуется сливать и готовить в новой воде.
  • Овощи перед приготовлением обязательно несколько раз промойте.
  • Полезный суп для кормящей мамы не подразумевает жареные овощи: их можно только тушить в небольшом количестве воды и растительного масла.

Рецепты для кормящих мам

И, наконец, после изучения различных «можно» и «нельзя» начинается самое интересное: приготовление вкусных и полезных супов. Мы представляем вам популярные и простые технологии готовки и, надеемся, вы пополните свою копилку рецептов для периода грудного кормления.

Безопасный суп-пюре с овощами

Этот рецепт — полный комплекс витаминов и полезных веществ, который быстро наполнит маму новыми силами.

  • 1 куриная грудка;
  • 1 средний кабачок;
  • 3 клубня картофеля;
  • 1 морковь;
  • стебель зеленого лука.

Приступаем к готовке :

  1. Сварите куриный бульон на основе 2 литров воды, потом мясо выньте и отложите на время.
  2. Бульон следует процедить и еще раз довести до кипения.
  3. После этого в суп отправляют вариться овощи.
  4. Когда овощная составляющая приготовится, к ней снова добавляют курицу.
  5. Суп почти готов: осталось только взбить его блендером до состояния пюре и добавить порезанный лук (при необходимости).

Рыбный суп-пюре

Рыба — незаменимый продукт для кормящей мамы, в идеале она должна присутствовать дважды в меню на неделю.

  • 300 г. минтая или хека;
  • 1 морковь;
  • 50 г. перловой или пшенной крупы;
  • 8 клубней картофеля;
  • немного соли;
  • зелень по желанию.
Читайте также:  Есть баклажаны кабачки помидоры что приготовить

Приступаем к готовке :

  1. Рыбу варите в воде 3 минуты и потом выньте.
  2. Бульон слейте, налейте другую воду, положите в кастрюлю рыбу и варите ее до готовности.
  3. Отправьте к супу картофель в виде цельных клубней или же разрезанных пополам.
  4. Картофель до готовности варите около 20 минут, добавьте к нему крупы и варите ее 10 минут.
  5. Измельченную рыбу добавьте к блюду и взбейте все в блендере до любимой консистенции.
  6. Добавьте зелень для красоты и вкуса.

Говяжий суп с гречей

Этот суп — очень питательное и вкусное блюдо для кормящей мамы, которое заодно будет сытным обедом для всей семьи.

  • 500 г. говядины;
  • 3 клубня картофеля;
  • 1 морковь;
  • 100 г. гречи;
  • зелень и соль.

Приступаем к готовке :

  1. Мясо порежьте на кусочки и варите 40 минут.
  2. Потом по аналогии с предыдущими рецептами слейте воду, добавьте новую, немного соли и снова поставьте на огонь. Всего говядина варится порядка 2 часов.
  3. Затем мясо выньте, бульон процедите и снова на плиту.
  4. К супу отправьте порезанные картофель и морковь.
  5. Гречу нужно промыть и тоже добавить в суп: после закипания она должна вариться 10 минут.
  6. Когда бульон настоится, добавьте к нему порезанную говядину и зелень.

Суп с картофелем и цветной капустой

Полезные овощи отлично сочетаются друг с другом и дарят вам насыщенный вкус.

  • 4 клубня картофеля;
  • 250 г. цветной капусты;
  • 1 морковь;
  • 1 шт. лука-порей;
  • соль по желанию;
  • немного растительного масла и зелени укропа.

Приступаем к готовке :

  1. Картофель почистите, помойте и нарежьте кубиками.
  2. Капусту также помойте и разделите на соцветия.
  3. Картофель залейте водой и посолите.
  4. После того как вода закипит, добавьте капусту, после этого варите суп еще 10 минут.
  5. Порезанный лук и натертую морковь немного потушите до мягкости и добавьте к супу.
  6. После добавления последних ингредиентов, блюдо готовится всего 5-10 минут.
  7. К супчику добавьте укроп и зовите всех к столу.

Суп с мясными фрикадельками и рисом

Это блюдо особенно любимо всеми мужчинами, так что довольной останется вся семья.

  • 500 г. мясного фарша;
  • 5 клубней картофеля;
  • 1 морковь;
  • 100 г. риса;
  • лавровый лист;
  • немного лука и чеснока, если вам уже их можно.

Приступаем к готовке :

  1. В кипящую воду бросьте рис и оставьте вариться.
  2. Тем временем возьмитесь за фарш и при необходимости добавьте к нему соль, чеснок и лук, иногда добавляют яйцо: получается еще вкуснее.
  3. Слепите фрикадельки в форме небольших шариков.
  4. После того как рис поварится минут 10, добавьте в суп овощи и фрикадельки, но не перемешивайте как обычно: иначе фрикадельки потеряют форму.
  5. Когда овощи и мясо будут почти готовы, добавьте в суп лавровый лист и варите еще минут 5.

Яичный бульон с вермишелью

Некоторые груднички страдают аллергией на коровий белок, но это не повод отказываться от этого блюда: можно просто взять перепелиные яйца.

  • 2 яйца;
  • 150 г. вермишели;
  • соль, сливочное масло и зелень по вкусу.

Приступаем к готовке :

  1. В кипящую воду нужно добавить соль, сливочное масло и вермишель.
  2. Яйца взбейте и, когда вермишель приготовится, влейте их в суп тонкой струйкой: главное делать это медленно и постоянно помешивать суп.
  3. После этого варите бульон минуту.
  4. Приправьте блюдо зеленью и приступайте к трапезе.

Постный борщ для кормящих: видеорецепт

Как видите, кормление грудью означает не только строгий контроль над меню, но и повод побаловать себя вкусными супчиками на основе правильного питания.

Источник

Как мама приготовила суп

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мама приготовила суп и салат и пожарила картошку.

2) Обитая черной клеенкой дверь в горницу распахнулась и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами.

3)Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».

4) Амундсен учитывал в своих экспедициях природные особенности Антарктики и опыт других учёных и технические возможности своего времени.

5) Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1) Мама приготовила суп и салат и пожарила картошку.

2) Обитая черной клеенкой дверь в горницу распахнулась, и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами.

3)Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки, так и достоинства «Полтавы».

4) Амундсен учитывал в своих экспедициях природные особенности Антарктики, и опыт других учёных, и технические возможности своего времени.

5) Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.

Одна запятая необходима в

3-м предложении, так как однородные члены соединяет составной союз КАК ТАК И , поэтому ставим одну запятую.

во 2-м, так как это ССП.

В 4-м необходимо поставить две запятые, т.к. три однородных члена, соединенных повторяющимся союзом и.

Правильный ответ указан под номером 2 и 3.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунк­то­грамм:

1. За­пя­тые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

2. За­пя­тые в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз И.

Цель: найти ДВА пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА про­пу­щен­ная за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем.

Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк­то­грам­мы. Если в пред­ло­же­нии будут не­об­хо­ди­мы за­пя­тые на дру­гие пра­ви­ла, они уже будут рас­став­ле­ны

Вер­ным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 15, 12, 34.

ОЧ — од­но­род­ные члены.

ССП — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Опре­де­ля­ем ко­ли­че­ство основ.

2. Если пред­ло­же­ние про­стое, то на­хо­дим в нём ВСЕ ряды од­но­род­ных чле­нов и об­ра­ща­ем­ся к пра­ви­лу.

Читайте также:  Как приготовить вкусное заварное тесто

3. Если основ две, то это слож­ное пред­ло­же­ние, и каж­дая часть рас­смат­ри­ва­ет­ся от­дель­но (см. пункт 2).

Не за­бы­ва­ем, что од­но­род­ные под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые со­зда­ют НЕ слож­ное, а про­стое осложнённое пред­ло­же­ние.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав­ные, так вто­ро­сте­пен­ные) все­гда со­единёны со­чи­ни­тель­ной свя­зью, с со­ю­зом или без него.

На­при­мер: В «Дет­ских годах Баг­ро­ва–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и лет­ние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской при­ро­ды.

В дан­ном пред­ло­же­нии есть один ряд ОЧ, это два од­но­род­ных опре­де­ле­ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов. Так, в пред­ло­же­нии Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска­зу­е­мых, уда­рил и по­крыл; два до­пол­не­ния, по­ры­вы и стоны.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : в каж­дом ряду ОЧ дей­ству­ют свои пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла.

Рас­смот­рим раз­лич­ные схемы пред­ло­же­ний с ОЧ и сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­тых.

15.1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.

Общая схема: О , О , О .

Пра­ви­ло: если два или не­сколь­ко ОЧ со­еди­нен­ных толь­ко ин­то­на­ци­ей, между ними за­пя­тая ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки.

15.1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Пра­ви­ло: если два ОЧ со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И/ДА, между ними за­пя­тая не ста­вит­ся.

При­мер 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: Везде её встре­ча­ли ве­се­ло и дру­же­люб­но .

При­мер 3: Толь­ко ты да я оста­нем­ся жить в этом доме.

При­мер 4: Я при­го­тов­лю рис с ово­ща­ми либо плов .

15.1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.

Общая схема: О , О и О .

Пра­ви­ло: Если по­след­ний од­но­род­ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас­ные яб­ло­ки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды

Пра­ви­ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

При­мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

Более слож­ные при­ме­ры:

При­мер 3: От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че­ты­ре ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воз­ду­хе , и на тем­нев­шем небе , и в ва­го­не . Три союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 5: Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Два союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, после по­след­не­го ОЧ нет за­пя­той , ибо это не между ОЧ, а после него.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую, учти­те это при вы­пол­не­нии за­да­ния.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : дан­ное пра­ви­ло ра­бо­та­ет лишь при усло­вии, что союз И по­вто­ря­ет­ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред­ло­же­нии.

При­мер 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь­ко рядов? Два: дети и взрос­лые; со­би­ра­лись и чи­та­ли. Союз и не по­вто­ря­ет­ся в каж­дом ряду, он упо­треблён по од­но­му разу. По­это­му за­пя­тые НЕ ста­вят­ся по пра­ви­лу 15.1.2.

При­мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе­ре­чи­ты­вать и пи­сать.

15.1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Пра­ви­ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

При­мер 1: Уче­ник пишет быст­ро , но не­ак­ку­рат­но .

При­мер 2: Малыш уже не хны­кал , а пла­кал на­взрыд.

При­мер 3: Мал зо­лот­ник, да дорог .

15.1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Пра­ви­ло: при дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

При­мер 1: А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния, но мы их не вы­де­ля­ем для более чёткой кар­ти­ны.

После ска­зу­е­мо­го «рас­ха­жи­вал» за­пя­той нет! Но если бы вме­сто союза И ТО, И ТО был бы про­сто И, за­пя­тых было целых три (по пра­ви­лу 15.1.4)

15.1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.

Пра­ви­ло: При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью. Это союзы как. так и; не толь­ко. но и; не столь­ко. сколь­ко; на­сколь­ко. на­столь­ко; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, ско­рее. чем и дру­гие.

При­ме­ры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших зна­ко­мых .

Грин был не толь­ко ве­ли­ко­леп­ным пей­за­жи­стом и ма­сте­ром сю­же­та, но был еще и очень тон­ким пси­хо­ло­гом .

Мама не то что сер­ди­лась , но все-таки была не­до­воль­на .

Ту­ма­ны в Лон­до­не бы­ва­ют если не каж­дый день , то через день не­пре­мен­но.

Он был не столь­ко рас­стро­ен , сколь­ко удив­лен сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что каж­дая часть двой­но­го союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учи­ты­вать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб­ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со­ю­за­ми.

15.1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Пра­ви­ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

Читайте также:  Как приготовить смесь борной кислоты от муравьев

При­мер1: Аллеи, за­са­жен­ные си­ре­ня­ми и ли­па­ми , вя­за­ми и то­по­ля­ми , вели к де­ре­вян­ной эст­ра­де.

При­мер 2: Песни были раз­ные: про ра­дость и горе , день про­шед­ший и день гря­ду­щий .

При­мер 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра­воч­ни­ки , дру­зья и слу­чай­ные зна­ко­мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол­га­рии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре­де­ле­ния , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло­вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто­рон, между ними нель­зя вста­вить союз и.

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При­мер: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

15.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.

За­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу, то есть ВСЕ­ГДА, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых усло­ви­ях , ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют дей­ствие этого пра­ви­ла. Об этих усло­ви­ях ска­за­но во вто­рой части пра­ви­ла. В любом слу­чае, чтобы опре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние слож­ным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Да­ле­ко не все­гда каж­дое про­стое пред­ло­же­ние может иметь и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое. Так, ча­стот­ны пред­ло­же­ния с одной без­лич­ной ча­стью , со ска­зу­е­мым в не­опре­делённо-лич­ном пред­ло­же­нии . На­при­мер: Много труда пред­сто­ит ему, и он это знал .

Схема: [ пред­сто­ит ], и [ он знал ].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [ по­зво­ни­ли ], и [ никто не сдви­нул­ся ].

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер­ну­ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те ме­сто­име­ния в роли под­ле­жа­ще­го, если оно дуб­ли­ру­ет под­ле­жа­щее из пер­вой части! Это два пред­ло­же­ния, у каж­до­го своя ос­но­ва, на­при­мер: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми, и он не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо.

Схема: [Ху­дож­ник был зна­ком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон­струк­ци­ей в про­стом пред­ло­же­нии: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) По­сколь­ку слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух про­стых, то впол­не ве­ро­ят­но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со­ста­ве. За­пя­тые ста­вят­ся и по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов, и по пра­ви­лу слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. На­при­мер: Ли­стья баг­ря­ные, зо­ло­тые па­да­ли тихо на землю, и ветер кру­жил их в воз­ду­хе и под­бра­сы­вал . Схема пред­ло­же­ния : [Ли­стья па­да­ли], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Осо­бые усло­вия по­ста­нов­ки зна­ков в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии

В школь­ном курсе рус­ско­го языка един­ствен­ным усло­ви­ем, при ко­то­ром между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния не ста­вит­ся за­пя­тая, есть на­ли­чие об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это по­нять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния , ко­то­рый даст право не ста­вить за­пя­тую между ча­стя­ми, или его нет. Общий— зна­чит, от­но­ся­щий­ся од­но­вре­мен­но и к пер­вой части, и ко вто­рой. Если общий член есть —за­пя­тая между ча­стя­ми ССП не ста­вит­ся . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го вто­ро­сте­пен­но­го члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле пред­ло­же­ния. Рас­смот­рим про­стые слу­чаи:

При­мер 1: Через год дочка пошла в школу и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Оба про­стых пред­ло­же­ния в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни «через год». Что слу­чи­лось через год? Дочка пошла в школу. Мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Пе­ре­ста­нов­ка об­ще­го члена в конец пред­ло­же­ния ме­ня­ет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И те­перь этот вто­ро­сте­пен­ный член уже не общий, а от­но­сит­ся лишь ко вто­ро­му про­сто­му пред­ло­же­нию. По­это­му для нас так важно во-пер­вых, место об­ще­го члена, толь­ко на­ча­ло пред­ло­же­ния, а во вто­рых, общий смысл пред­ло­же­ния.

При­мер 2: К ве­че­ру ветер утих и на­ча­ло под­мо­ра­жи­вать . Что про­изо­шло к ве­че­ру? Ветер утих. На­ча­ло под­мо­ра­жи­вать.

Те­перь более слож­ный при­мер 1: На окра­и­не го­ро­да снег уже начал под­та­и­вать, и здесь уже была впол­не ве­сен­няя кар­ти­на. В пред­ло­же­нии два об­сто­я­тель­ства, у каж­до­го про­сто­го— своё. Имен­но по­это­му за­пя­тая по­став­ле­на. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена нет. Таким об­ра­зом, на­ли­чие вто­ро­го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре­ме­ни, цели) во вто­ром пред­ло­же­нии даёт право по­ста­вить за­пя­тую.

При­мер 2: К ночи тем­пе­ра­ту­ра у мамы под­ня­лась ещё боль­ше, и мы не спали всю ночь. Нет ос­но­ва­ний от­но­сить об­сто­я­тель­ство «к ночи» ко вто­рой части слож­но­го пред­ло­же­ния, по­это­му за­пя­тая ста­вит­ся.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что бы­ва­ют и дру­гие слу­чаи, при ко­то­рых за­пя­тая не ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. К ним от­но­сит­ся на­ли­чие об­ще­го ввод­но­го слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний не­опре­делённо-лич­ных, без­лич­ных оди­на­ко­вых по струк­ту­ре, вос­кли­ца­тель­ных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не пред­став­ле­ны и в школь­ном курсе не изу­ча­ют­ся.

Источник

Adblock
detector