- Лакская кухня, блюда, рецепты, история
- История
- Характерные продукты
- Пища растительного происхождения
- Мясо и рыба
- Молочные продукты
- Специи
- Традиционные блюда
- Главные блюда
- Салаты и закуски
- Десерты
- Напитки
- Алкоголь
- Сервировка и этикет
- Рецепты
- Лакский хинкал — Лакская кухня
- Къячи — Лакская кухня
- Чыхыртма — Азербайджанская кухня
- Яичные курзе — Лакская кухня
- Барта — Лакская кухня
- Барта — Лакская кухня
- Ингредиенты – Барта:
- Рецепт – Барта:
- Видеорецепт – Барта:
- Текст книги «Лакцы. История, культура, традиции»
- Автор книги: Мариян Магомедова-Чалабова
- Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги
- Народная медицина
- Народный календарь
- Календарные обычаи и праздники
- Религия
- Фольклор
Лакская кухня, блюда, рецепты, история
История
Лакская кухня — кухня лакцев, народа проживающего преимущественно в Республике Дагестан, входящей в состав Российской Федерации.
Характерные продукты
Пища растительного происхождения
Лакская кухня не богата на овощи и фрукты. В основном, выращивали чечевицу, фасоль, кукурузу, тыкву, морковь, огурцы, картофель, капусту, редьку, лук. Собирали дикорастущие травы, ягоды и фрукты.
Мясо и рыба
Мясо составляет основу лакской кухни. Самое популярное мясо — баранина, а также говядина. Реже использовали мясо домашних птиц.
Сушеное мясо — основа многих супов и мясных блюд.
Молочные продукты
Молоко используется для приготовления творога, сыра или сливочного масла.
Карщул нис — лакский сыр в виде твердого шарика брынзы. Раньше его готовили чабаны из овечьего молока в ямах, выложенных листьями. Затем готовый сыр посыпали солью и укутывали в листья.
Специи
Кьурчисса — уксус из сыворотки.
Урбеч — традиционная лакская паста, которую обычно готовят из толченых обжаренных семян льна. Также бывает урбеч из абрикосовых косточек, из миндаля.
Вивра — соус из топленого масла с урбечем.
Традиционные блюда
Хамир ччат — лакский хлеб, приготовленный из теста на закваске.
Кири ччат — пресный хлеб.
Кюла ччат — домашние пресные лепешки, которые обычно подают со сливочным маслом.
Ларху накь — лакский суп, приготовленный из сушеного бараньего жира с кусочками теста.
Итти накь — мясной суп с перемолотыми вручную пшеничными зернами. Традиционно готовят на Праздник весеннего равноденствия.
Главные блюда
Хахари (Хьхьахьхьари) — ритуальное лакское блюдо из нескольких видов злаков и бобовых (фасоль, горох, кукуруза, пшеница, ячмень и т.п.), которые варят сначала по отдельности, а затем соединяют в общее блюдо и варят на мясном бульоне. Обычно хахари готовят на праздник первой борозды.
Хурунхусса — молочная каша, приготовленная из крупно молотых зерен пшеницы, ячменя, кукурузы.
Хинкал — традиционное кавказское блюдо из пресного теста. Лакский хинкал называют Гьявккури, его готовят в виде сплющенных круглых подушечек теста, сваренных в мясном бульоне. Подают с чесноком и кьурчисса.
Курзе — хинкал с начинкой. Курзе обычно готовят на праздники, особенно на День первой борозды и на День весеннего равноденствия. Начинки в курзе могут быть различными: бараний фарш с сывороткой, творог, яйца или зелень (крапива, щавель, щеленый лук, дикий чеснок).
Къячи — традиционный лакский пирог с мясом. Готовится из очень тонко раскатанного пресного теста. Также их называют чуду.
Буркив — другой лакский вариант чуду, лепешки из тонкого теста с начинками, которые выпекают на сухой сковороде и смазывают сливочным маслом.
Чуттурду — похожие на буркив пироги, но их готовят из более толстого теста и выпекают в печи.
Лаччи буту — каша, залитая соусом из кислого молока с чесноком.
Бурбурссануйх ккурч — каша из пшеничной муки, сваренной на настое кураги.
Шила пулов — сладкий плов из риса с маслом, изюмом и курагой.
Чыхыртма — блюдо, позаимствованное из азербайджанской кухни. Мелко нарезанную вареную курицу обжаривают с луком и сливочным маслом, а затем заливают яйцами, взбитыми с молоком.
Дурма — лакские голубцы из конского щавеля с мясной начинкой.
Салаты и закуски
Щивщу — старинное лакское блюдо, представляет собой прожаренные зерна.
Ини — толокно, приготовленное из щивщу.
Нагьлый ини — шарики из толокна, смешанного со сливочным маслом.
Халаху — смешанное с бузой толокно.
Десерты
Гивхултутул ххункру — сладкий кюрзе, которые традиционно готовят на празднование свадьбы. В начинку кюрзе кладут орехи с изюмом и жарят в большом количестве топленого масла.
Бакух — лакская халва, которая готовится путем обжаривания в масле муки с сахаром.
Натух — десерт из меда или сахарного сиропа с мукой и орехами или абрикосовыми косточками.
Ницал кахну — конфеты «медовая перепелка», которые по традиции готовили из уваренного меда со специями на день весеннего равноденствия. Также ницал кахну готовила семья невесты и угощала семью жениха.
Киянна — другие медовые конфеты, которыми раньше традиционно угощали в доме невесты.
Барта или бартри — традиционный лакский сладкий пирог из сдобного теста, сверху усеянный орехами и сухофруктами. Его готовят на Праздник весеннего равноденствия
Напитки
Мачча — праздничный напиток из меда и сахара.
Нугей чей — калмыцкий чай, популярный в лакской кухне.
Также у лакцев очень популярны травяные отвары из мяты, душицы, зверобоя, шиповника, чабреца.
Алкоголь
Буза — алкогольный напиток из ячменя, похожий на квас.
Сервировка и этикет
Лакцы — очень гостеприимный народ. Здесь очень любят угощать гостей.
Здесь до сих пор сохранилось много традиционных праздников, которые отмечают шумно и дружно всей деревней. Главные из них — Праздник первой борозды и Праздник весеннего равноденствия.
Рецепты
Лакский хинкал — Лакская кухня
Лакский хинкал — традиционно его готовят в форме сплющенных клецок овальной формы. Подают с вареным сушеным мясом, отварным картофелем и чесночным соусом. Ингредиенты — Лакский хинкал: сушеная баранина — 600 гр, картофель — 4-5 шт., репчатый лук — 1 шт., мука — 600 гр, кислое молоко или сметана —…
Къячи — Лакская кухня
Къячи – традиционный лакский пирог из тонкого теста, разновидность чуду. Къячи обычно делают с начинкой из бараньего фарша. Ниже мы приводим традиционный лакский рецепт къячи с бараниной. Ингредиенты – Къячи: Мука – 500 гр, вода – 1 стакан, бараний фарш – 500 гр, лук репчатый – 1 шт., сыворотка…
Чыхыртма — Азербайджанская кухня
Чыхыртма (или чыгыртма) – азербайджанское блюдо из курицы и яиц. Азербайджанскую чыхыртму не стоит путать со схожим по названию грузинским блюдом чихиртма, хоть основные ингредиенты и совпадают. Грузинская чихиртма готовится в виде супа, а азербайджанская чыхыртма скорее похожа на омлет. Ниже мы приводим традиционный азербайджанский рецепт чыхыртмы. Ингредиенты – Чыхыртма:…
Яичные курзе — Лакская кухня
Яичные курзе – традиционное лакское блюдо, похожее на пельмени или вареники. Курзе еще называют хинкал с начинкой. Курзе бывают с разными начинками. Рецепт яичных курзе с зеленью – один из самых популярных. Яичные курзе считаются праздничным блюдом, так как процесс их приготовления довольно трудоемкий и требует определенной сноровки. Ниже…
Барта — Лакская кухня
Барта – традиционный лакский сладкий хлеб с сухофруктами. По древней лакской традиции барта готовят на Праздник весеннего равноденствия, им угощают детей. Барта получается очень нарядной и вкусной. Ниже мы приводим традиционный лакский рецепт барта. Ингредиенты – Барта: Мука – примерно 5 стаканов, яйца – 3 шт., сахар – 1…
Источник
Барта — Лакская кухня
Барта – традиционный лакский сладкий хлеб с сухофруктами. По древней лакской традиции барта готовят на Праздник весеннего равноденствия, им угощают детей. Барта получается очень нарядной и вкусной.
Ниже мы приводим традиционный лакский рецепт барта.
Ингредиенты – Барта:
- Мука – примерно 5 стаканов,
- яйца – 3 шт.,
- сахар – 1 стакан,
- сливочное масло – 100 гр,
- молоко – 1 стакан,
- дрожжи – 1 упаковка,
- ванилин – по вкусу,
- соль – по вкусу,
- орехи, изюм, финики, цукаты – для украшения.
Рецепт – Барта:
- В теплом молоке распустить дрожжи и оставить на 5-10 минут.
- Яйца взбить с сахаром и ванилином.
- В глубокую миску просеять муку с солью. Добавить растопленное сливочное масло, молоко с дрожжами и яйца с сахаром.
- Замесить однородное тесто. Накрыть чистым кухонным полотенцем и оставить подниматься на 4 часа при комнатной температуре.
- Тесто разделить на несколько частей. Из каждой части сформировать шар, а затем раскатать его в круглую или овальную лепешку.
- Каждую лепешку украсить орехами и сухофруктами.
- Выпекать в предварительно разогретой до 220 С духовке около 20 минут до румяной корочки. Проверить готовность деревянной шпажкой.
- Перед подачей барта нужно остудить.
Видеорецепт – Барта:
Совсем скоро здесь будет видеорецепт барта. А пока вы можете подписаться на наш Youtube-канал, там уже есть интересные видеорецепты из самых разных стран мира.
Источник
Текст книги «Лакцы. История, культура, традиции»
Автор книги: Мариян Магомедова-Чалабова
Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги
Текущая страница: 5 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Народная медицина
Мы живём на удивительной планете, которая при правильном образе жизни сама подсказывает нам пути к здоровью. В глубокой древности люди, являясь частью природы, инстинктивно находили пути к выздоровлению. Из поколения в поколение передавались опробованные веками методы лечения. К сожалению, те древнейшие чудодейственные средства до нас дошли в легендах и сказках. Но когда люди понимали и следовали законам природы, берегли её, они были здоровы. Постепенно мы растеряли свое природное чутье, и, только осознав себя частицей всего живого, мы сможем восстанавливать здоровье.
В горах очень редко можно было встретить тучных людей. Это было связано не только с умеренностью в еде, но и с образом жизни. В этом немалую роль играла народная медицина. Наши предки издавна были связаны с другими древними народами и, конечно, перенимали что-то из их народной медицины.
В народной медицине использовалось очень много дикорастущих трав, мёд, ягоды, чеснок, лук. Лечили простуду, кожные заболевания. Были знаменитые лекари, которые лечили болезни почек и печени. Горские хирурги и костоправы справлялись с переломами и вывихами. Был даже свой «гипс» – шириш: яичный желток замешивался мукой, в этом составе замачивался кусочек бязи и им забинтовывался перелом, вывих. Засохнув, этот состав прекрасно, как гипс, стягивал и держал больное место.
Шиповник собирали (и сейчас собирают), нанизывали на нитки красивыми ожерельями и сушили в тени. Отвар шиповника с мёдом рекомендовали при истощении, малокровии, при склерозе сосудов головного мозга. Зверобой – узун ликри — применяли при расстройстве желудка (трава добавлялась в еду). Если сильно болела голова, кипятили в молоке зверобой и делали тёплые компрессы.
Подорожник (хIухчил чIапIи) применяли при нагноениях. Застарелые гнойные раны, фурункулы лечили особой смесью малхIан, для чего смешивали в равных частях мыло, мёд, курдючное сало. Рана очищалась от гноя.
Кисель из барбариса давали младенцам при кишечных расстройствах. При простуде, малярии готовили суп или чуду с конским щавелем. Если болел желудок, ели домашний хлеб с чабрецом или мятой.
Как видите, поддерживать здоровье помогал не только чистый горный воздух, блюда, включающие в себя множество трав, но и народная медицина, которая использовала многовековой опыт наших предков. Сейчас тоже ваши мамы чаще стараются лечить вас проверенными народными средствами.
Народный календарь
С давних времён наши предки не покладая рук обрабатывали каждый кусочек земли, держали скот. Для этого требовалось хорошее знание окружающей среды.
В горах звёзд на небе – мириады, и горцы воспринимали их как часть своего окружения. Они не только восхищались солнцем, луной, звёздами, но и внимательно наблюдали за ними, за переменами в окружающей природе.
Звезда Сириус называлась у лакцев Ттурши, созвездие Орион – Хъами-Ттурши, Венера – Зунзул, Чанна цIуку, и все они играли большую роль в повседневной жизни.
Календарный год делился на 4 отрезка: инт – весна, гъи – лето, ссут – осень, кIи – зима. Месяц, как и луна, назывался барз. В каждом времени года было три месяца, и называли их первый месяц зимы, весны, лета, осени и так далее. Имена месяцам в каждом селении давали разные. Так, начало весны называли лаччи тату («укрепляющий ростки чеснока»), тIун дуку («поедатель прутиков»), нущи бихху («копатель сладких корней»), урша гъагъу («разбиватель горшков»), – всеми этими именами называли только первый месяц весны.
Жаркие месяцы года называли битIикьукьул барз («месяц муравьев»), аькIурдил барз («месяц слепней»), кIачIлул барз («блошиный месяц») и так далее.
Холодное время года лакцы сравнивали со злой, вздорной старушкой и называли её Ажюжа. «Вот и Ажюжа хозяйничает», – говорили лакцы в зимние месяцы. В разных селениях были свои приметы наступления времён года, связанных с лучами солнца. Касание солнечных лучей каких-то определённых мест каменных скал считалось началом определённого времени года.
Звёзды также подсказывали лакцам время наступления каждого сезона. По их наблюдениям, созвездие, называемое по-русски «созвездие Плеяд», по-лакски КIурчIлу (сито), появлялось в начале весны, Ттурши (Сириус) появляется в начале августа и исчезает в начале весны. По его положению начинали определённые работы на полях.
А вообще лакцы очень настороженно относились к этой звезде. Считалось, что многое в природе зависит от её положения на небе. Свет этой звезды первые три ночи её появления считали губительным для всего живого, особенно высоко в горах.
Он считался губительным и для человека. Говорили о смерти людей от соприкосновения с Ттурши – Ттурши щуну бур. Даже были проклятия: Ттурши щивуй, Ттурши тIайлабацIивуй – «Чтоб тебя коснулась Ттурши!» «Повстречалась Ттурши!» Одновременно с этой звездой появляется и исчезает, по наблюдениям лакцев, созвездие Орион – Хъами Ттурши. По положению Хъами Ттурши определяется наступление весны.
Сутки лакцы делили на день – кьини — и ночь – хьхьу. Сутки начинались после захода солнца и появления луны. Это характерно для многих народов, живших по лунному календарю. Появилась луна – начались новые сутки. До сих пор лакцы, говоря нюжмар хьхьу, подразумевают не вечер четверга, а начало с ночи новых суток – пятницы.
Кроме дня и ночи, сутки делились на ещё более определённые части, связанные с теми или иными конкретными сельскохозяйственными работами. Время суток также определяли по звёздам. Если на небе появилась Венера (Чанна цIуку), то скоро наступит утро кIюрх и пора идти на работу в поле.
У лакцев была семидневная неделя с арабскими наименованиями. Вот только суббота (ххуллун) переводится с лакского как «дорожный». Для лакцев, как и для всех дагестанцев, семидневная неделя была традиционной. После принятия ислама это только закрепилось, так как у арабов тоже была семидневная неделя.
Мы и сейчас говорим: сегодня – хIакьину, завтра – гьунтти, послезавтра – сарану, затем следующий день – кьияну, последующий день – кьияну дакьа тамул кьини, вчера – лахьхьу, позавчера – цархьхьу, за день до этого – цархьхьунин хьхьичI кьини.
В народном хозяйственном календаре по поведению птиц, животных определяли погоду. Если кукушка начинала куковать, то это к дождю. Но почему же кукушка непрестанно кукует? А вот послушайте почему!
По преданию, когда-то в далёкие времена все животные, все птицы вышли, чтобы почистить, привести в порядок источники воды. Только кукушка чикку отказалась работать: «Я не хочу пачкать свои красные сапожки», – заявила она. С тех пор ей запретили пить любую воду, кроме дождевой. Для того, чтобы она не смела нарушать запрет, приставили к ней маленькую птичку ссиянтIу. Она всегда летает с ней вместе и не дает ей подлететь к воде и пить её. Вот и раздаётся жалобное «ку-ку» ждущей дождя чикку – кукушки.
Перед дождём, по наблюдениям лакцев, галки, куропатки, орлы – все ведут себя беспокойно. Если утром слышен крик совы – днём погода должна быть пасмурной, ну, а если она кричит вечером – на следующий день выглянет солнце.
Лакцы прекрасно знали окружающую природу и большое количество погодных примет помогало им в крестьянском хозяйстве.
Календарные обычаи и праздники
В детские и школьные годы самыми любимыми праздниками для нас, детей, были Новый год и следующие вслед за этим зимние каникулы с катанием на санках и коньках на покрытом льдом Кумухском озере. А второй праздник – Интнил хьхьу
(ночь весны) – три дня праздника и весенние каникулы.
Праздник начинался 21 марта в день весеннего равноденствия. Этот праздник ждали, готовились. Ребята, молодёжь за месяц лепили множество тIурщив – глиняных шариков с палочками бурьяна для поджигания. К началу праздника они были твёрдыми, как камень. В эти дни в каждом доме ждали гостей и готовили особые блюда: хъурунхъусса – каша из перемолотых на каменной ручной мельнице зёрен, «хьхьахьхьари» – густой суп из различных зёрен, бобов, ккунукрал ххункIру – курзе с яичной начинкой.
Все дети с нетерпением ждали бартри, которые пекли в каждой семье. Они выпекались из сдобного теста на молоке, яйцах и украшались орехами, изюмом, финиками и яйцами. Форма с закрученными в верхней части рогами, глазами из фиников, кураги, изюма напоминала морду животных. Дети с этими барта носились по улицам и хвастались друг перед другом, напевая:
Ва барта мяш.
БартаурцIи мяш!
В старину женщины устраивали целые песенные хоровые состязания между кварталами, поднимаясь на плоские крыши с барта в руках.
Крашеные красные яйца были в каждом доме, их раздавали детям. Дети, молодежь играли с яйцами, били их друг о друга. Битые яйца отдавали обладателю целого. Яйца также катали с наклонённого места, и тот, у кого яйцо оставалось целым, забирал остальные. Считалось, чем больше яиц, тем больше счастья, благополучия в будущем.
Но самое главное, долгожданное чудо наступало с наступлением темноты. В ночь на 21 марта по всей Лакии до сих пор зажигают костры. На горе Вацилу три дня горят огненные буквы «ИНТ», «ВЕСНА», «МИР».
В старину по всем сельским стенам, горным вершинам, видным из сёл, зажигали огни. С гор скатывали горящие деревянные колёса с зажжёнными спицами. Сейчас жгут старые шины, и горящие шины летят с обрывов или с гор.
Костры горели в каждом дворе и на площадках кварталов. К кострам приносили угощение, сладости, хлеб, мясо и раздавали всем. Все, от мала до велика, прыгали через костёр и приговаривали: Ттул цIуцIаву цIарахьхьун – цIуллушиву чурххахьхьун («Мои болезни – огню, здоровье – телу»). Чем больше треска, шума, грома, грохота, тем, как считалось, лучше. Поэтому свистели тIурши, выпущенные из специальной пращи, гремели замбаргру (порох, подожжённый в каменных лунках). У костров молодёжь и детвора танцевали, пели, веселились. Веселье продолжалось до рассвета.
У лакцев была легенда, что костры начали зажигать после смерти жестокого, злого царя Оьш (Ош). Произносить это имя никто не хотел, и о его смерти возвестили горящими кострами.
Весной в Лакии отмечали да и сейчас отмечают ещё один большой праздник – хъурдуккаву (Праздник первой борозды). Стараются провести его в полнолуние, чтобы, по поверью, зерно будущего урожая было полным.
Каждый год выбирают организатора праздника – хъуначу (главного). Это обязательно уважаемый взрослый, здоровый мужчина. Для проведения первой борозды все жители села направлялись в поле. Первую борозду проводил обычно хъу-начу, затем продолжали другие уважаемые люди или более молодые, но удачливые.
В селении Кули первую борозду прокладывают здоровые и счастливые мужчина и женщина. Мужчина должен быть умеющим многого добиваться, а женщина должна быть матерью большого семейства.
После этого устраивались спортивные состязания – скачки, бег, борьба. Победителей и их родственников одаривали оружием, платками и шёлком. Были сёла, где юноши и девушки собирались отдельно и веселились, устраивали торжественное застолье цачIусри дан.
Очень торжественно отмечали в Лакии начало лета 22 июня. Жители Кумуха и других сёл ещё до восхода солнца начинали подъём на гору Вацилу. При первом солнечном луче все, кто был на вершине, загадывали сокровенные желания, просили здоровья, богатства, счастья для своей семьи. Танцевали, устраивали праздничный завтрак. Детям раздавали сладости, фрукты. К закату все спускались вниз. В этот день было принято подниматься хотя бы на небольшую гору и помолиться за благополучие на год. Самые смелые поднимались на ПпабакIу, который знают все живущие в Лакии.
В древности лакцы представляли солнце в виде прекрасного юноши, озаряющего землю, и все торжества в день летнего солнцестояния посвящались солнцу, дарующему жизнь всему живому на земле.
22 декабря – первый день зимы – многие лакские селения отмечали жертвоприношениями и другими обрядами. Первый день зимы считался первым днём года, поскольку солнце воротилось, и с этого дня световой день прибавлялся. В этот день в каждой семье готовили кIюла чатI (тонкие пресные лепешки) и раздавали всем на улицах, готовили хьхьахьхьари и разносили всем соседям. В первую ночь зимы в наших селениях обильно накрывали столы с самыми лучшими блюдами, и обязательно на столе был кувшин дукьра гьян (буза). Все ждали уважаемых аксакалов, которые обходили дома, желали счастья, благополучия и могли осыпать мукой из своих полных карманов, желая хорошего урожая. Их усаживали и угощали.
В эту ночь ходили и ряженые в вывернутых наизнанку шубах, в масках, иногда это были рогатые маски с рогами. В сёлах Куркли, Кума, Кара, Кунды ряженые надевали маску в виде козла, и обход домов называли кьяцIрайх буккаву («хождение козлами»).
Ряженые в руках держали длинные палки и молчали. Их сопровождали толпы ребятишек, молодёжь, которые извещали об их приходе, собирали продукты и топливо для костра. В каждом доме ряженые танцевали, и если задерживали угощение, танцующий падал, а дети и молодежь кричали: «Кьяца бивкIунни!» (Козёл умер!). Хозяева старались молниеносно вынести что-нибудь вкусное, после чего он вставал.
Религия
В древности у наших предков, как и у других народов мира, вера была очень разная. Было множество природных божеств. Лакцы верили, что всем в окружающей природе управляет всесильный Зал. Он обитает высоко в заоблачных высотах синего неба, и, чтобы быть услышанными всесильным Залом, люди поднимались на вершины гор, ведь чем выше горы, тем ближе к небу.
Жители Лакии верили, что в тихие часы перед рассветом, когда природа ещё спит, высшее божество природы Зал слышит все их просьбы. Для преодоления своих бед, трудностей люди обращались к нему, веря, что Зал может покарать за несправедливость. Удары стихии: наводнения, ураганы, землетрясения – это гнев Зала за неправильные поступки и образ жизни.
Кроме Зала, лакцы верили в бога солнца в виде прекрасного юноши и в бога луны. Гром и молния управлялись божеством по имени Асс. Когда он был недоволен землянами, бил землю молниями, как чабан бьет кнутом. Если непрерывно шли дожди, люди верили, что это Зувил – божество дождя падает на землю. Они старались ублажать свои божества разными способами. Поклонение огню – одно из самых древних среди лакцев, его отголоски до сих пор встречаются в лакских обрядах.
Были и природные каменные изваяния в виде человеческих фигур или стел, которые со временем обрастали разными легендами. Такие камни в Лакии обычно смазывались жиром, их просили выполнить разные пожелания, обращённые к природным явлениям, – чтобы пошёл дождь, вырос хороший урожай, чтобы лето было не очень жарким, а зима – лютой. Все эти древние верования называют язычеством.
Лакцы также верили, что свой дом защищает семью не только от природных явлений (дождя, снега, ветра, жаркого солнца), но и от злых сверхъестественных сил. И от всех этих злых сил оберегал добрый дух дома КIини. Чаще всего его представляли в виде маленькой змеи, ящерицы, лягушки. КIини защищала дом и хозяина от несчастий. Если вдруг появлялись звуки, тикающие, как часы, то это предупреждение, что КIини собирается уходить и семью ждут беды. Лакцы говорили: КIини гьалак хьуну бур – КIини волнуется. Тогда хозяева готовили халву без сахара и ставили её в потайные уголки дома. Если случались несчастья, говорили: «КIини лавгунни» – Кини ушла.
О том, что лакцы в прошлом были христианами, говорят в своих книгах арабские авторы. В горах Лакии встречаются остатки древних христианских храмов и изображение креста на древних камнях.
Лакцы одними из первых приняли ислам, но окончательно он утвердился здесь в XI веке. Новая религия арабскими правителями внедрялась постепенно.
В XI веке в центр Лакии Кумух (Гъумучи) прибыл Гази-Каландар. Слово гъазий по-арабски означает «воитель за веру». Одним из таких воителей за веру был Гази-Каландар ибн Хайдар, который смог обратить в ислам огромное число жителей Дагестана. Самым удобным местом для своей цели и своего пребывания Гази-Каландар посчитал Лакию. Отсюда он и начал проповедовать ислам.
С этого времени жителей Кумуха стали называть газиями, а центр Лакии Кумух – Гази-Кумухом. Лакцы вместе с газиями совершают походы в те места Дагестана, где ещё не приняли ислам. Позднее гази-кумухские шамхалы сражались с «неверными» не только в Дагестане, но и за его пределами, по всему Северном Кавказу.
Лакцы в прошлом, как и все дагестанцы, отличались религиозностью, но никогда среди них не было фанатизма (фанатизм – это исступлённость, слепая преданность своим убеждениям, крайняя нетерпимость к чужим взглядам). Многие века свободно исполнялись предписания ислама – ежедневная пятикратная молитва.
Пост месяца Рамазан является божественным. Считают, что во время священного месяца
Рамазан Аллах через ангела Джабраила передал последнему пророку Магомеду священную книгу Коран.
В дни Уразы (зума дугьаву) каждый верующий мусульманин должен обратить свои мысли к
Аллаху. Окончание поста проходит как большой праздник. Готовится угощение, раздается милостыня, читается
Коран, в мечетях проходит праздничная молитва.
Курбан-байрам отмечается через 70 дней после окончания Уразы. Верующие должны принести жертву и совершать молитвы. Мекка является центром паломничества мусульман и местом особенно торжественного совершения Курбан-байрама.
У верующих лакцев широко распространилось почитание святых и святых мест. В разных местах Лакии есть пиры и зияраты – это святые места, где похоронены святые или где они когда-то совершили какое-то чудо. Обычно это вершины гор, необычные по форме камни.
Больше всего святых мест находится в Кумухе. Самым почитаемым местом является Ямани хIатталу (Йеменское кладбище), где захоронены выходцы из Йемена и учёный Исмани Сагиди Ахмад – потомок пророка Магомеда. Сейчас на этом месте в Кумухе построен зиярат.
Рядом с озером в центре Кумуха, около жилого дома, находится могила Гази-Калантара, почитаемая как святыня. Много пиров и зияратов находится в лакских селениях Катрух и Аракул в Рутульском районе.
К помощи святых лакцы прибегали в трудные моменты своей жизни и жизни своего народа. Просили здоровья, появления в семье детей, дождя в засуху. Каждый проходящий мимо святых могил должен прочесть заупокойную молитву альхIам. В хъун мизит – главной – мечети до революции хранился посох святого Пир-Нажмутдина. Ударом этого посоха о землю святой открыл источник воды.
Во все времена у лакцев считалось, что параллельно с миром людей существует невидимый мир духов – джиннов жиндри, который во всем повторяет мир людей. Представляли их маленькими существами мюрщисса, живущими вдали от людей в заброшенных домах, рядом с водой. Были белые и черные жиндри. Все они не любили людей, но беды от белых можно преодолеть, а беды от чёрных – невозможно. Связываться с джиннами могли только особые люди – посредники, которыми могли быть учёные-алимы с мусульманским образованием.
Как вы заметили, мусульманская религия выступала как главная в жизни лакцев, но одновременно сохранялись и разнообразные древние, домусульманские религиозные представления, воспринимавшиеся как не противоречащие, не чуждые исламу.
Фольклор
Вся история народов, их быт, идеалы добра, переживания сохранились в народных преданиях, обрядовых песнях, праздниках. Даже письмена древнейших народов превращаются в своеобразные ребусы, которые кропотливо изучают и расшифровывают наши учёные. А народная история, передающаяся из уст в уста, из поколения в поколение, сохранила для нас в фольклоре многое из жизни древних народов.
История, культура лакцев корнями уходит в фольклор. Вся история народа, его думы, мечты, переживания воплощаются в чудесных произведениях, начиная с эпоса, кончая сказками, загадками. Они нам помогают представить жизнь наших предков, узнать, чем жил народ, что любил, а что осуждал. Идеалы добра, осуждение зла, обмана, уважение к старшим, забота о младших – всё это выражено в фольклоре.
Лакский фольклор – лирика, басни, сказки, сатира, юмор, притчи– показывают природный талант нашего народа, жизнеутверждающий оптимизм и живость ума. В легендах, преданиях чётко видна народная оценка исторических событий, отношение к историческим личностям и явлениям природы. Нет сомнения, что вы, как и все дети в мире, любите сказки, а может, и знаете лакские сказки. Они очень разные, и их немало.
Собирателем лакских сказок были учёные Д. Рзянскин, А. Назаревич, Н. Капиева, С. Хайдаков и, конечно же, доктор филологических наук Х. Халилов. Халил Халилов – это кладезь лакского фольклора, и благодаря ему мы можем с удовольствием читать записанные им во всех уголках Лакии мифы, легенды, сказки, загадки.
Лакские сказки – это сказки о диких животных, волшебные сказки, где находят невест, а бездетные родители чудесным образом обретают детей. Вместе с автором вы не просто читаете или слушаете сказку, а путешествуете по сказочной стране, и, как должно быть в сказке, переноситесь в другой край и узнаёте, что происходит с героями сказок.
А теперь послушайте некоторые из них. У лакцев много сказок о муравье, вот одна из них:
Зал – бог древних лаков – поручил всем живым существам приготовить и принести самые вкусные блюда. Блюдо, приготовленное муравьём, оказалось очень вкусным. У муравья спросили, что он добавил в еду, что она стала такой вкусной. Муравей молчал, не хотел выдавать свой секрет и решил убежать, но при выходе его догнали и стали так прижимать дверями, что, казалось, перережут пополам. Наконец, не выдержав боли, муравей выдохнул: «Соли, соли!». С тех пор у муравья тонкая талия. Да! У лакцев, когда человек неудачно шутит, говорят: ЦIу бакъар («Нет соли!»). О неинтересном, сером человеке тоже говорят: ЦIу бакъасса инсан ур! («Нет соли в этом человеке!»).
Есть ещё сказка «Вопросы к муравью». У муравья спрашивают: «Почему у тебя большая голова, тонкая талия, а задняя часть тела такая толстая?» Муравей отвечает: «Голова большая, потому что я умный. Талия тонкая, потому что я статный. А о задней части разве порядочный мужчина говорит?» Сказка назидательная и, конечно же, учит нас быть тактичными.
Вот ещё интересное мифологическое предание. Девушки из села Мачалащи МачIалащи пошли весной в горы собирать подснежники и лечебные травы. Погода испортилась, пошёл дождь. Девушки промокли и забрались в пещеру поблизости. Легко одетые, девушки замёрзли. Забрёл в те места легендарный охотник Амир. Он решил спасти замерзающих девушек. На склоне горы он заметил отблеск костра авдалов (божеств охоты и дичи у лакцев). Амир подошёл к ним, поздоровался и присел у костра. Божественным указом авдалам запрещалось, они наказывались богом Залом. Охотник схватил горящее полено и убежал, авдалы не успели поймать его. Амир у реки подобрал выброшенное паводком дерево и развёл костёр в пещере, где замерзали девушки, и спас их. Но разгневанный Зал наказал Амира, завалив пещеру, где он находился, а аул девушек МачIалащи разрушил.
А вот некоторые из лакских загадок: 1. Дуниял сукку къархьунни – къатри лекьлай дур, паранну къада-гьунни – хъуру ччурччун най дур, инсантал бакъари – къажартал бури циссигъар? – Надир-шах Дагъасттаннай. («Земля не трясётся, а дома рушатся. Молния не ударила, а поля горят. Людей нет, только каджары кругом. Что это? – Надиршах в Дагестане»).
2. Цила ламуйх цуппа бакъа къалахъайсса пагьламан цур? – Ххялцу. («По своему мосту только сам акробат переходит, кто это? – Паук»).
3. Мусил арив тIуркIу тIи бярч, ци ссигъар? – Ххаллаххи гулавати дуллайсса («На золотой поляне резвится телёнок. Что это? – Игла золотошвеи»).
4. Ца къатлуву 60 уссу – ца цаних буклай, бакI чIирайх буккай ци ссигъ-ар? – Килпит («В одном доме 60 братьев. По одному выходят и об стену голову трут. Что это? – Спички»).
5. КъатIа бакъа буна чIапив бусса, гьухъа бакъа бунува – бурувххусса, инсан акъа унува – гъалгъатIисса, ци ссигъар? – Лу. («Не кустарник, а с листьями. Не платье, а сшито. Не человек, а рассказывает. Что это? – Книга»).
Послушайте ещё лакские пословицы и поговорки:
Адаминан – ца махъ, чан ца мархь гьассар.
Мужчине – одно слово, коню – один удар хватает.
Аслан хIайвантрал паччахlри.
Лев чужую добычу не ест.
Аьлимчу хьуннияр инсан хьун захIматссар.
Ученым легче стать, чем быть человечным.
Ватандалул аваданшиву вила аваданшивур.
Богатство Родины – твоё богатство.
Дусшиву цlакьсса духьурчан, Ватангу цIакьссар.
Если дружба народа крепкая, то и Родина сильная.
Жула нех жура хъун къадарчан, га хъун дан цама къаучlантIнссар.
Если мы сами не будем беспокоиться о нашей полноводной реке, никто другой этого не сделает.
Ккаччинччиту, ччитун – кlулу.
Собаке – кот, коту – мышь.
Лелуххун – инт, оьрчIаннину.
Птице – весна, детям – мать.
МарцIсса щаращувату оьлуркъусса шин къадачайссар.
С чистого родника мутная вода не течёт.
Нину оьрчIахлу цIаравунгу ххяххайссар.
Мать за своих детей и в огонь пойдёт.
Ниттил бивщу щяпа цIун къабикIайссар.
Розги, полученные от матери, не вызывают боль.
Ниттин бивз сси интту марххалар: чIявусса барчангу, ччяни бассайссар.
Рассерженная мать, как весенний снег: много, но тает мгновенно.
Адаминал махъ адаминахьри бусайсса.
Мужское слово даётся мужчине.
Аьрщи дакъарча оьккисса, ганил заллухърур.
Не земля плоха, а хозяева.
Аслан бюрххуйн ххявххукун, бюрх шяравун ххявхссия, тlap.
Когда лев напал на зайца, то заяц, говорят, напал на село.
Барзул зимизру къабугьайссар.
Орёл не ловит мух.
Бурцlил бурцIил лу ххяхха къабуккайссар.
Волк не раздирает волчью шкуру.
Гъанчувнал багьасса чlаххучувгу икIайссар.
Сосед бывает наравне с родственником.
Закканттуву циняв кIисри архlалссар.
В кулаке все пальцы равны.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник