Василиса Премудрая и другие ведьмы
Еще во времена моего детства непослушных детей пугали ведьмой или Бабой-ягой. В сознании большинства эти персонажи сливались в единый образ — злобной костлявой старухи, от которой добра не жди. Между тем Баба-яга не имеет никакого отношения к ведовству. Скорее ее можно назвать «коллегой» Харона, древнегреческого перевозчика душ умерших, или Кербера, трехголового пса, стоящего на страже Аида, мира мертвых.
Ведь знаменитая избушка на курьих ножках находилась на границе Кощеева царства, которое, согласно верованиям древних славян, представляло собой подземный, загробный мир. И живой человек мог попасть туда, лишь выдержав испытания старухи с костяной ногой.
Что же касается ведьмы, в фольклоре ей соответствовал совершенно другой персонаж — Василиса Премудрая. Дама приятная во всех отношениях, обладающая волшебными способностями и всевозможными магическими «гаджетами». Как говорится, почувствуйте разницу.
СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА
Кстати, одна очень древняя легенда раскрывает тайну магических способностей Василисы. Сюжет чем-то напоминает историю Золушки, но только в самом начале: у мужчины умирает жена, и он остается один с маленькой дочкой по имени Василиса. Через некоторое время приводит в дом новую супругу с двумя дочерьми.
Мачеха и ее дети начинают всячески изводить бедную Василису и однажды заявляют, что в доме закончился огонь, а чтобы добыть его, нужно отправиться к Бабе-яге, чья избушка находится на другом конце темного леса.
Василиса послушалась и отправилась в путь. Дорога через лес была долгой и страшной, однако девочка не сдавалась. Не испугалась она и трех всадников, которые повстречались на ее пути, — один белый, другой красный, а третий черный. Все они направлялись к жилищу Бабы-яги.
Когда Василиса добралась до ее избушки, то увидела высокий забор из кольев, и на каждый из них был насажен человеческий череп. Даже столь жуткая картина не испугала Василису, и девочка вошла в избушку Бабы-яги.
В домике царил полумрак, отовсюду виднелись странные, пугающие предметы, но самой страшной оказалась хозяйка — костлявая старуха с огромным крючковатым носом и костяной ногой. Впрочем, когда Василиса изложила свою просьбу, Баба-яга пообещала помочь — с условиями, разумеется. За один день Василиса должна вычистить двор, постирать вещи, приготовить еду, отделить здоровые зерна от порченых и мак от грязи.
Если девочка не справится или выполнит задания плохо, Баба-яга пригрозила съесть ее. Но Василиса все сделала отлично, и тогда старуха разрешила ей задавать любые вопросы. Василиса поинтересовалась, что за всадники встретились ей по пути. Яга ответила, что это ее верные слуги — Ясный День, Красно Солнышко и Черная Ночь.
Некоторое время Василиса продолжала служить Бабе-яге, а заодно наблюдала, как старуха творит настоящие чудеса и даже заставляет мир вертеться вокруг своей избушки. Получается, что в этой старой сказке Баба-яга не просто страж на границе миров, она великая богиня, праматерь человечества. А смышленая девочка Василиса — ее ученица.
В конце концов Баба-яга дает Василисе огонь — пылающий череп, надетый на кол, символ тайного магического знания. С таким сияющим посохом Василиса отправилась домой, хотя Баба-яга и предлагала ей остаться.
Однако Василиса выбрала мирскую жизнь, вернулась в семью, но уже в обиду себя не давала. Благодаря магическому искусству стала помогать отцу и добрым людям, а врагов и наказать могла. В конце концов девочка выросла, стала не только Премудрой, но и Прекрасной и удачно вышла замуж. За царевича, конечно же.
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
В каждой сказке лишь доля сказки: тот факт, что ведьмы получили магические знания и способности от богов, славяне признавали безоговорочно. Само слово «ведьма» образовано от двух основ — «ведать» и «мать», то есть это ведающая мать, мудрая женщина, обладающая сакральными знаниями. Именно к ней обращались с любыми проблемами — будь то болезни, порча, неурожай или разногласия в семье.
Ведьмы спасали свой род от эпидемий, помогали одолеть захватчиков. Они были непременными и главными участницами календарных обрядов: люди считали, что именно от ведьмы зависит и погода, и урожай. И конечно же, ведьмы ворожили, практиковали любовную и защитную магию, готовили целебные снадобья, лечили, принимали роды. Практически в каждом селении была своя ведьма, и люди просто не представляли, как жить без ее поддержки.
Впрочем, в те далекие времена все были немного волшебниками. Каждый член рода или общины принимал участие в коллективных ритуалах, в любой семье проводились обряды, направленные на защиту дома, избавление от болезней и других напастей. Женщины делали амулеты, готовили исцеляющие отвары и настои.
Позднее, когда люди начали жить более обособленно, отношение к ведьмам изменилось. Их по-прежнему уважали, однако к почтению стал примешиваться страх. Что в общем-то вполне понятно: ведьмы сумели сохранить древние тайные знания, а вот обычные люди постепенно утрачивали связь с родовыми корнями и природой. Магию стали воспринимать как нечто сверхъестественное, необъяснимое — а если человек чего-то не понимает, он боится. Как и раньше, люди обращались к ведьме за помощью.
Но когда случалась беда, всю ответственность перекладывали именно на нее. А произойти могло все что угодно — от засухи до несчастной любви, от болезни до неудачной торговли. Если случался неурожай или заболевал скот, виновной объявляли ведьму. Совершенно незаслуженно образ ведьмы приобрел довольно неприятный мифологический налет.
Например, стали поговаривать, будто ведьмы по ночам доят коров до крови, а потом у тех пропадает молоко, что заклинают тучи и завязывают особым образом колоски, чтобы навлечь голод, что превращаются в животных, дабы проникнуть в чей-то дом и навредить.
Но хотя репутация ведьм сильно пострадала, люди боялись открыто выступать против них, опасались испортить от ношения, поскольку, как и прежде, верили в их могущество. А вот с распространением на Руси христианства ситуация изменилась. Князь Владимир издал Указ о церковных судах, согласно которому ведовство и волхование стали преследоваться церковью. Упоминания о первых судебных процессах и расправах над ведьмами и колдунами относятся к XI веку.
К счастью, у нас охота на ведьм не достигла размаха средневековой Европы, но, как не трудно догадаться, ни к чему хорошему эти гонения не привели. Ведьмы были вынуждены затаиться, скрывать свои способности. Не всегда-удавалось передать древние сакральные знания новому поколению, так что огромный пласт магического наследия предков был утрачен. И если раньше почти в каждом селении была своя ведьма, то к началу XVIII столетия, когда преследования людей с магическими способностями практически прекратились, истинных ведуний осталось совсем немного.
Впрочем, за это время пострадало немало людей, не имевших никакого отношения к магии и ведовству. В 1551 году Стоглавый собор запретил держать в доме «богомерзкие книги» и призвал народ обличать колдунов. Всех, кого подозревали в ворожбе, избивали, грабили и изгоняли из общины. Естественно, в основном страдали самые обычные люди, которые чем-то не угодили соседям.
Интерес к магии возродился лишь в эпоху Просвещения и только в элитных кругах. Крестьяне же по-прежнему настороженно относились ко всем, кто вызывал малейшие подозрения. Правда, расправы прекратились, а суд все реже брался за подобные дела.
ВЕДЬМЫ НОВОГО ВЕКА
В советское время в нашей стране ни о какой магии не могло быть и речи. Единственной разрешенной «верой» стал научный атеизм, а за интерес к магии легко было угодить в психиатрическую больницу. Так что те немногие ведьмы, которым удалось получить сакральные знания от предков, вновь ушли в подполье. Зато теперь у нас просто расцвет чародейства и волшебства! Маленькие девочки мечтают стать ведьмочками, а вполне взрослые барышни всерьез считают себя таковыми.
Если просмотреть многочисленные тематические форумы в Интернете, сложится впечатление, будто маги, чародеи, ведьмы и колдуньи буквально повсюду. Молодые и не очень люди с энтузиазмом создают всевозможные «магические» сообщества, ковены, школы волшебства, открыто делятся «тайными» знаниями и с удовольствием принимают в свои ряды новых «чародеев».
Все это напоминает театр абсурда, хотя понять причины повального увлечения колдовством несложно. Много веков магия была под запретом и теперь, когда ее реабилитировали, стала невероятно притягательна для обывателей: согласитесь, заманчиво считать себя чародеем или ведуньей.
Массовый интерес к магии подогревает и зарубежная поп-культура. В кинематографе, к примеру, ведьм давно перестали изображать как дряхлых уродливых старух. Напротив, это весьма привлекательные особы любого возраста — от юных школьниц до почтенных матерей семейства, которые между делом спасают мир от вселенского зла.
Впрочем, на Западе ажиотаж давно прошел: люди наигрались в волшебников еще в XX веке. Начиная с 50-х годов в США и Европе стали появляться всевозможные магические ордены, неоязыческие течения, колдовские общины.
Одним из самых известных и популярных направлений стало викканство (от англ, witchcraft — «колдовство») — учение на стыке магии и религии. В 1954 году Джеральд Гарднер, американский служащий в отставке, опубликовал книгу «Колдовство сегодня», где изложил основные принципы и понятия викки. Гарднер называл себя одним из последних посвященных древнейшей магической традиции, существовавшей в Европе еще до нашей эры.
Виккане поклоняются силам природы, Рогатому богу (которому в кельтской традиции соответствует божество Кернунн, атакже фольклорные персонажи — Зеленый человек, Дубовый Король, Король Остролист и др.) и Триединой богине (богине Луны в трех ее проявлениях — Девственница, Мать и Старуха, которые соотносятся с лунными фазами).
Приверженцы этой традиции практикуют ритуальную магию (во многом перекликающуюся с кельтскими календарными обрядами) и придерживаются довольно свободных моральных принципов.
«Делай все, что угодно, если это никому не вредит» — основное правило викки. Словом, течение получилось весьма привлекательным. А главное, получить посвящение в традицию викки совсем не сложно: нужно в течение года самостоятельно изучать базовые принципы, а затем пройти инициацию. Впрочем, в некоторых ковенах практикуется и самопосвящение: если человек считает, что готов стать магом, то почему бы и нет?
Конечно, можно относиться к викканству с улыбкой, однако в Америке виккане получили официальный статус, а их символ (пентаграмма, помещенная в круг) внесен в официальный список эмблем вероисповедания. Прижилась викка и в новой России: в 2011 году в городе Ижевск был зарегистрирован первый русский ковен викки с красивым названием «Ковен Ивовой Лощины».
Правда, не совсем понятно, где мы и где традиции языческой Европы. Тем более что у нас и своих неоязычников достаточно. Новоиспеченные волхвы и ведуньи в возрасте «до 16 и старше» утверждают, что стремятся сделать мир лучше.
Однако конкретную магическую помощь способны предложить очень немногие. Что понятно: настоящих колдунов и ведуний сегодня считанные единицы. И они не торопятся делиться сакральными знаниями со всеми желающими: далеко не каждый способен стать истинным магом — вспомните хотя бы историю Василисы.
Анастасия НЕВЕРОВА
Источник
Конспект летнего фольклорного развлечения «В гостях у Василисы Премудрой» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Конспект летнего фольклорного развлечения «В гостях у Василисы Премудрой» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование интереса к русскому народному фольклору
Задачи: Познакомить с играми и развлечениями русского народа;
Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора;
Развивать у детей эстетические чувства, переживания, творческие
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми;
Уважительное отношение к русскому народному творчеству;
Создать у детей праздничное настроение при общении с русским
фольклором, активизировать познавательную деятельность;
Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы;
Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального
Оборудование: Использование КТ, разноцветные ленты для украшения, шкатулка, платочки, дети в русских народных костюмах.
НОД
Участок оформлен в русском народном стиле. У домика сидит добрый молодец. Звучит народная музыка, выходит Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая:Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали! Я Василиса Премудрая,пришла к вам из сказки. Ой, а это кто такой? Кажется это Добрый Молодец, что — то он грустный какой — то. Подойду поближе. Здравствуй, Добрый Молодец! Что сидишь, невесел, буйну голову повесил?
Добрый молодец: Здравствуй, Василиса Премудрая. Здравствуйте, ребята. Как же мне не горевать. Нужно мне провести праздник русских загадок, а я не знаю даже как начать.
Василиса Премудрая: Ну, что ж, задал ты мне задачу. Да не беда, постараюсь исполнить ее. А вправду ли здесь собрались самые догадливые?
Дети: Да.
Василиса Премудрая: Ну, тогда посмотрите, что я вам принесла. (Достает шкатулку) Что это?
Дети: Шкатулка.
Василиса Премудрая: Правильно, шкатулка. А что в ней, как вы думаете? (Ответы детей)
Ни за что не догадаетесь. Здесь лежат загадки. Ну – ка, Добрый молодец, бери шкатулку, доставай загадки.
Добрый молодец: (Добрый молодец приоткрывает шкатулку и вскрикивает)
Ой! Чуть не выпрыгнули все загадки. Ну и шустрые они! Слушайте! (Достает листок и читает)
1. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
2. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
На голове пупок,
Да и та на спине. (Чайник)
4. Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
5. Золотое решето, черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
6. Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку поет. (Кошка)
7. Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
Ой, догадливый народ, какой! (делает вид, что выпустил из шкатулки еще загадку и хочет ее поймать) Ну, и шустрая загадка, улетела все – таки. Я ведь хотел вам ее загадать.
Василиса Премудрая: Не расстраивайся Добрый молодец, давай лучше становись с ребятами в хоровод, поиграем в игру «Передай платочек», а потом мы тебе загадаем загадку.
(Игра в хороводе «Передай платочек»)
Василиса Премудрая: Молодцы, ребята! А теперь, Добрый молодец, слушай загадку.
На четырех лапах, с хвостиком,
Громко лает, в дом не пускает.
Добрый молод ец: Может это петух?
Василиса Премудрая: Дети, правильная отгадка?
Разве бывают у петушка четыре лапки?
Добрый молодец: Нет
Василиса Премудрая: А петушок лаять умеет?
Добрый молодец: Нет. Ну, кто же это, ребята? (Собака)
Оказывается загадки загадывать легче, чем отгадывать. Ребята у нас все умные – разумные. Пусть мне скажут, какая русская народная игра течет как вода?
Дети: Ручеек
Василиса Премудрая: А теперь я вам загадаю загадки.
1. Его проглатывают, упорно не желая о чем – то говорить.
Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко.
За него тянут или дергают.
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
2. Его вешают, приходя в уныние.
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
3. Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а хлопают.
Не белье, а развешивают их слишком доверчивые и любопытные люди. (Уши)
4. Он в голове у легкомысленного человека.
Его советуют искать в поле.
На него бросают слова и деньги. (Ветер)
Василиса Премудрая: Молодцы, ребята. Догадливый народ! А сейчас, давайте поиграем в игру, которая также требует смекалки. Игра называется «Дедушка Мазай»
Ход игры:
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были — мы не скажем, А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит.
Кого первого поймали, тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если не отгадывают, ему показывают другую работу.
Добрый молодец: Какая веселая игра получилась! А можно мне попросить ребят выполнить задание?
Василиса Премудрая: Конечно.
Добрый молодец: Кто из вас вспомнит больше загадок о животных, в костюмы которых одеты участники сказки – спектакля, который вы сейчас увидите?
Дети вспоминают загадки о животных. (О петухе, собаке, лисе, зайце, медведе,волке)
Василиса Премудрая: Какие вы молодцы! А догадались что это за сказка?
(Ответы детей) А сейчас смотрите сказку «Заюшкина избушка», которую для вас приготовили ребята старшей группы.
Василиса Премудрая: Понравилась сказка? А сейчас, давайте с вами заведем хоровод и все вместе потанцуем. Мы с Добрым молодцем будем показывать движения, а вы под музыку повторять.
Василиса Премудрая: Ну вот и все, нам пора возвращаться в сказку. Вам понравилось с нами веселиться и играть? (ДА) До свидания.
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Сценарий музыкально-спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвященный дню 8 Марта «В гостях у сказки» Дети под.
Конспект Фольклорного занятия-развлечения «В гостях у Василисы. Петушок-золотой Гребешок» для детей средней группы. Конспект Фольклорного занятия -развлечения «В гостях у Василисы. Петушок-золотой Гребешок» для детей средней группы. Сказки и потешки как.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Летний сад — старейший сад города» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Летний сад — старейший сад города»Цель:Формировать интерес к истории и культуре.
Сценарий семейного досуга «Сюрприз для Василисы Премудрой» Конспект семейного досуга» Сюрприз для Василисы Премудрой»ой»[/b] Воспитатель1:Добрый вечер ребята и уважаемые родители! Дорогие взрослые.
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «На лесной полянке» Музыкальный руководитель Истомина Надежда Ивановна Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «На лесной полянке».
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию,.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий.
План физкультурно-оздоровительной работы на летний период с детьми младшего и старшего дошкольного возраста Июнь 2 младшая группа I 1. Ходьба и бег (3 мин). Ходьба с несложными движениями для рук, медленный бег Ходьба, бег 2. Катание мяча друг.
Проект «Вот оно, какое наше лето». Комплексная работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста в летний период Проект: «Вот оно, какое наше лето» «Комплексная работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста в летний период») Воспитатели: Патракова Людмила.
Сценарий развлечения «Разбудим солнышко» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения «Разбудим солнышко» (старшая и средняя группы). Подготовили воспитатели Ильюхина Ольга Николаевна, Янина Марина Джевдетовна.
Источник