- Что делать, если ребенок ест одни макароны
- Как правильно обсуждать с детьми пищевое поведение и привычки в еде
- Если вы считаете, что ребенок питается неправильно
- Когда начинать говорить с ребенком о питании
- Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей
- Присваивать еде ярлыки — «плохая», «хорошая», «вредная», «полезная», «запрещенная» и пр.
- Вознаграждать едой — сладостями или чем угодно, например, десертом — за съеденный обед
- Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать
- Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть
- Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением
- Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками
- Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)
- Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят
- Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением
- Ребенок ест только макароны каждый день: что делать маме?
- Почему дети предпочитают макароны другим блюдам
- Почему макароны – это не так уж и плохо
- Ребенок ест только макароны: что делать
Что делать, если ребенок ест одни макароны
Как правильно обсуждать с детьми пищевое поведение и привычки в еде
Екатерина Сигитова психотерапевт
Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или «вредную» еду. Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде. Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?
Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.
Если вы считаете, что ребенок питается неправильно
Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.
Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана «как говорить о правильном питании». Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.
Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей «научить, как надо». Особенно если вы сами далеки от «правильного» образа жизни.
Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.
В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.
Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой. Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.
По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.
Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.
Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).
То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что «не по-вашему» — это еще не значит «все пропало».
Когда начинать говорить с ребенком о питании
В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.
Хорошие моменты и идеи для начала разговора:
- покупки в продуктовом магазине (если ребенок маленький, для начала расскажите о видах продуктов, если постарше — привлеките к чтению состава на этикетках и т.д.);
- приготовление еды дома (опять же, адаптируйте свои рассказы к возрасту и к уже имеющимся у ребенка знаниям — можно начать с белков, жиров и углеводов, а можно и с того, сколько калорий добавляется к картошке, если ее пожарить на масле);
- ситуация переедания, пищевой аллергии или отравления (если это есть у самого ребенка — то не в самый острый период, когда все болит или чешется, а тогда, когда ребенок уже в состоянии слушать и ему интересно, почему так получилось);
- любая реклама еды или реклама, где используется еда (и снова учитывайте возраст ребенка — с подростком, например, уже можно рассуждать о том, как реклама влияет на рост статистики по ожирению);
- вопросы ребенка про очень полных или очень худых людей (избегайте стигм и оценок при объяснении, это важно для того, чтобы у ребенка не было сложностей со своим внешним видом);
- путешествия и пробы новых незнакомых продуктов (чем младше ребенок, тем больше у него незнакомых продуктов, так что в первые годы жизни, собственно, и без путешествий такого полно);
- замеченные случаи эмоционального заедания у ребенка (очень важно вовремя это заметить и, ни в коем случае не ругая, объяснить, как устроен этот механизм и что можно сделать в следующий раз);
- и так далее. Воображение вам в помощь. Не бойтесь придумывать креативные способы!
Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей
Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.
К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.
Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?
Присваивать еде ярлыки — «плохая», «хорошая», «вредная», «полезная», «запрещенная» и пр.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.
Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.
Вознаграждать едой — сладостями или чем угодно, например, десертом — за съеденный обед
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.
Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно «балует» мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.
Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что сигнал о сытости приходит изнутри, из желудка, через блуждающий нерв и проводящие пути в центральной нервной системе, а не снаружи, через слова мамы, папы и бабушки, попадающие в уши. Важно не сбить эту внутреннюю сигнальную систему.
Важно также не превращать еду в обязанность, потому что тогда она перестанет быть просто удовольствием и необходимым «горючим». Кроме того, может появиться внутреннее побуждение все доедать вне зависимости от сытости, приятности, качества и количества еды — просто потому что «так надо».
Но так на самом деле не надо, это всего лишь старый насильственный способ тревожных родителей убедиться, что ребенок не голодает. Вы можете справиться со своей тревогой иначе, я уверена.
Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть
Сюда же — неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что мы не сидим в теле ребенка и ну никак не можем знать, чего он хочет, сыт он или голоден, надо ли ему продолжать есть или пора перестать. Мы можем строить предположения, основанные на опыте (в том числе родительском, ведь часто мы знаем, что эта истерика от голода, так уже бывало).
Но настаивать не стоит, даже если ребенок еще неопытен и есть риск, что он ошибется. Важно дать возможность научиться слушать себя и свое тело, а как это сделать, если не путем проб и ошибок?
Принимать отказы тоже важно — вполне вероятно, что у ребенка есть причины избегать этого продукта, которые он и сам пока не осознает (например, проявление тревоги через переборчивость в еде; или кишечная аллергия, не проявляющаяся на коже, и тому подобное).
Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением
Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о ней узнают.
Во-вторых, мы растим новое уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, теперь им нужно знать, почему.
Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно. Этот навык — вдумчиво анализировать, прежде чем выполнять, — очень пригодится им в будущем. Вот только нам с вами пока непросто его развивать.
Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась покорность и выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело — слушаться».
Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Детей сильно ранят сравнения с другими детьми, будь то собственные братья и сестры, друзья и подруги, соседские Маша или Сережа. Дети хотят быть лучшими для своих родителей, и это естественно, ведь другой опоры в мире у них долгое время просто нет.
Поэтому при малейших признаках того, что они не самые лучшие, дети бросаются доказывать родителям обратное, в том числе — через еду, не слушая свое тело и свои потребности, а лишь пытаясь «вернуть» себе родительскую любовь. Так что этот способ лучше не использовать, тем более, что дети и не теряли вашей любви. Не давайте им сомневаться зря.
Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Как уже доказано, диеты усиливают проблемы с весом, влияют на сбои в пищевом поведении и на нарушение образа тела не только у детей, но и у взрослых. Чем больше люди сидят на диетах, тем больше их риски по всему этому списку проблем.
Это не значит, что сидеть на диете совсем никогда нельзя. Но для детей диеты опасны, потому что они еще не обладают взрослыми механизмами саморегуляции и до конца не понимают, зачем это все нужно. Поэтому любые слова о диетах нужно сопровождать разговором о том, что это и как работает.
Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что это, как показывает практика, вообще не работает — ни с едой, ни где-то еще. Все, чего можно ожидать после применения этих «воспитательных» методов, — это многолетние комплексы, стыд, вина и конфликты на тему «почему я такой».
Так что вместо высмеиваний стоит потихоньку привыкать к мысли, что комментировать своего ребенка за едой вообще не стоит. Многое из того, что он делает, либо нормально, либо является симптомом какой-то проблемы, которая точно не решается поддразниванием. И количество еды (неважно, много или мало), и излишняя разборчивость в еде, и манера есть, и любимые продукты и блюда — не повод для подколок, отныне и навсегда.
Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что, если оценивать и осуждать выбор детей, связанный с едой, они будут чувствовать, что поступают неправильно, — а это очень неприятное ощущение, лишающее мотивации и ответственности за происходящее.
Лучше убедитесь, что пищевой выбор детей соответствуют их целям и что они в курсе некоторых других способов достижения тех же целей. Если выбор делается бесцельно и бессистемно — дайте соответствующие знания, чтобы у ребенка в голове начали формироваться причинно-следственные связи.
О том, какие это могут быть знания, мы поговорим в следующий раз.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Ребенок ест только макароны каждый день: что делать маме?
Проблема, при которой ребенок ест только макароны и не желает кушать овощи или каши, знакома многим родителям. Но одни мамы спокойно относятся к такому положению дел, а другие начинают бить тревогу, бегать по врачам-гастроэнтерологам и диетологам, пытаясь наладить малышу правильное питание. Отчего у детей появляется такая выборочность в еде? Правильным ли будет стараться сменить эту пищевую привычку, и как это сделать? Такие вопросы все чаще звучат на различных форумах и сайтах. А поэтому «Мама может все» постарается ответить на них тем мамам, которых беспокоит, что их ребенок ест только макароны и отказывается от другой более полезной, на родительский взгляд, пищи.
Почему дети предпочитают макароны другим блюдам
На самом деле макароны любят дети во всех странах. Страсть ко всему мучному и крахмалистому, оказывается, закладывается в организм ребенка природой с самого рождения. Как только малыш начинает расти и активно двигаться, его переводят на прикорм более углеводистый, чем овощные и фруктовые пюрешки. В его меню вводятся каши, картофельное пюре, хлеб. И это правильно, ведь именно богатая углеводами пища является основным источником энергии для растущего организма малыша и для развития его мозга.
Конечно же, это не значит, что маленькому человечку необходима только углеводистая и крахмалистая пища. Белки, жиры, клетчатка, аминокислоты, витамины и другие микроэлементы также необходимы для его развития и роста. Так почему же дети так часто отдают предпочтение именно макаронам и булкам, в которых находятся так называемые быстрые углеводы, а не овощам и фруктам, содержащим полезные медленные углеводы в виде клетчатки? По мнению специалистов-гастроэнтерологов, это происходит по нескольким причинам.
- Тип вскармливания играет немалую роль в дальнейших вкусовых предпочтениях малыша. Дети-искусственники чаще подсаживаются на мучное в отличие от тех малышей, которых мамы кормили грудным молоком.
- Начальный прикорм тоже немаловажен. Если вместо овощных пюре малышу с самого начала стали давать кашки или фруктовые пюрешки, то он, став старше, предпочтет каши и макароны овощам.
- Если прикорм начали давать очень рано, и еще до 4-5-месячного возраста в рацион ввели хлебобулочные изделия, это, опять же, скажется на вкусовых пристрастиях малыша.
- Зачастую организм ребенка не воспринимает никаких других продуктов, кроме макарон.
- Привычки питания в семье. Часто родители сами того не замечая, «подсаживают» ребенка на макароны и лапшичку. И все потому, что их проще приготовить, когда нужно быстренько накормить всю семью.
- Причиной зацикленности на однообразной пище иногда становится и невротичность ребенка, который фиксируется только на каких-то одних продуктах, предпочитая их другим.
Но все эти причины стоит рассматривать только в том случае, если у ребенка при обследовании:
- не выявлены проблемы с уровнем глюкозы и белка в крови;
- не обнаружено ферментной недостаточности;
- не отмечено анемии;
- нет отклонений в копрограмме кала, то есть в анализе, выявляющем различные отклонения в работе ЖКТ, онкологию и другие патологические изменения, связанные с наличием паразитов и вредных бактерий в организме.
Врачи советуют родителям относится спокойно к такому предпочтению в еде, если ребенок даже при недостатке веса чувствует себя бодро и у него нет проблем со стулом. Они, как и некоторые опытные мамы, считают, что нужно просто пережить этот период. Со временем, когда малыш пойдет в детский садик, он под влиянием сверстников поменяет свои привычки. Или же организм ребенка сам подскажет, что ему не хватает и «попросит» недостающие компоненты.
Почему макароны – это не так уж и плохо
К слову сказать, макароны – это не такая уж и плохая пища для ребенка. Об углеводах мы уже говорили. Их в 100 г вареных макарон будет примерно 30,9 г при калорийности блюда 158 ккал. Но что же еще входит в состав этого продукта?
- Белки. Их в обычных макаронах или лапше (вареной) – 5, 8 г.
- Жиры. Их совсем немного – 0,9 г, что составляет только 1% от суточной нормы.
- Витамины. В основном это водорастворимые из группы В (все, кроме В12) и жирорастворимый витамин Е.
- Состав макарон содержит: селен, марганец, медь, фосфор, железо, цинк и другие минералы.
- Аминокислоты, хоть и в небольших количествах, но присутствуют в полном составе. В том числе и столь необходимые валин – 0,262 г, лейцин – 0,440 г и изолейцин – 0,228 г.
- Сахаров в вареной лапше немного – 0,6 г, а клетчатки – 1,8 г.
- А вот крахмала – целых 26 г.
И именно крахмалистость продукта так часто пугает родителей. Конечно, если ребенок страдает от эндокринного нарушения или склонен к полноте из-за генетических проблем или наследственности, то стоит ограничить этот продукт в его рационе. Ну, а если нет отклонений в здоровье, то этот высокомолекулярный углевод принесет малышу только пользу.
Дело в том, что именно в макаронных изделиях находится самый полезный вид крахмала – резистентный или устойчивый крахмал. Чем же он полезен? Различные исследования доказали, что данный вид углевода:
- хорошо влияет на микрофлору кишечника, выступая в роли пребиотика и увеличивая количество полезных лакто и-бифидобактерий в кишечнике;
- положительно воздействует на перестатику кишечника, ускоряет процессы регенерации тканей и всасываемость электролитов и воды, тем самым улучшая моторную активность и препятствуя запорам;
- при взаимодействии с бактериями образует жирные кислоты (бутираты), полезные для всего организма, которые, к тому же, снижают риск заболеть раком толстой кишки;
- улучшает расщепление глюкозы и повышает чувствительность к инсулину, что положительно сказывается на уровне сахара в крови;
- снижает вес. Продукты, содержащие резистентный крахмал, быстро и надолго насыщают, а также угнетающе воздействуют на центры мозга, отвечающие за аппетит;
- помогает усваиваться в организме таким микро и-макроэлементам как фосфор, кальций, цинк и железо;
- снижает плохой холестерин и способствует профилактике атеросклероза.
Малышам в период роста и развития очень нужны калории и макароны – это именно тот энергетик, который так необходим детям в этот период. Ведь если кормить ребенка одной клетчаткой (овощами и кашами), а в ней тоже много углеводов, то ЖКТ малыша может с ней и не справиться. Поэтому нужно найти ту золотую середину в питании, которая бы устроила и родителей, и ребенка.
Ребенок ест только макароны: что делать
Если маму беспокоит однообразный рацион, который ребенок выбрал для себя, то ей стоит придумать, как его разнообразить. Не на всех детей действует метод резкой смены привычного меню. Часто они просто отказываются кушать все, что предлагают им взамен их любимой лапши. И родители сдаются. Ведь голодное дитя – это выше всех материнских сил. Но есть несколько способов перехитрить макароноешку.
- Первый способ – готовьте макароны и блюда из них разнообразно, добавляя в них новые ингредиенты в виде сыра, творога, яиц, овощей, мяса и рыбы. А чтобы привлечь внимание ребенка к блюду, украсьте его оригинально.
- Второй – не готовьте ребенку отдельно. Скажите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы питаться как все в семье. Накладывайте ему то, что едите сами. Не хочет кушать – не страшно. Но только поставьте ему условие, что следующий раз он сядет за стол только вместе со всеми вечером. А между принятием пищи его ждут не перекусы, а просто водичка.
- Третий способ – отдайте ребенка в детский садик, а вечером кормите его не макаронами, даже если он говорит, что ничего не ел в группе, потому что там невкусно, а творогом или овощами с рыбой. Через несколько дней малыш будет кушать все, что бы ему не предложили.
Родители, не один ребенок еще не умер от голода, если рядом с ним поставить тарелку с супом. Если малыш здоров, бодр и весел, он со временем научится кушать все. А пока пускай кушает макароны. К которым, кстати говоря, приучили его вы сами. Ну и пусть ест на здоровье!
Источник