Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Театральная мастерская» (подготовительная группа)
Светлана Лях
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Театральная мастерская» (подготовительная группа)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №13 муниципального образования Щербиновский район село Шабельское
воспитатель: С. П. Лях
Образовательная область: Речевое развитие.
Непосредственно образовательная деятельность: Развитие речи посредством театрализованной деятельности.
Цель: Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность. Программные задачи:
Образовательные: совершенствовать артистические навыки детей;
Развивающие: развивать познавательный интерес к элементам театральной деятельности, развивать речь, память, воображение, мышление, фантазию.
Воспитывающие: воспитывать доброжелательные отношения между детьми, любовь к театру.
Обучающие методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Оборудование: «Театральные маски», маски животных, смайлики эмоций: грусть, радость и др., кубик с героями сказок.
Предварительная работа: Беседы «Кто работает в театре», «Люди и эмоции», об эмоциональных переживаниях людей, заучивание скороговорок, рассматривание картинок о театре, обыгрывание этюдов.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте скажем слова приветствия:
Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку)
Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице (изобразить махи крыльев)
Здравствуй солнце золотое (обеими руками описать круг)
Здравствуй небо голубое (обе руки вверх)
Здравствуй теплый ветерок (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)
Здравствуй низенький дубок (присесть)
Здравствуй утро (правая рука вперед)
Здравствуй день (левая рука вперед)
Нам здороваться не лень (руки на поясе
— Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло СМС сообщение. Нас приглашают в необычную сказочную страну, где происходят волшебные превращения: куклы оживают и начинают говорить звери.
Вы догадались, что это за страна?
— А знаете ли вы, кто жители этой волшебной страны?
— А Вы хотели бы стать артистами? (Да).
— Как Вы думаете, что должен уметь артист? (Петь, играть роли, быть эмоциональными)
— Хорошим артистом стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой. Если не боитесь трудностей, тогда скорей в театральную мастерскую, где узнаем много интересного.
Закройте глаза, и вместе произнесем волшебные слова.
«Раз, два, три — на месте покрутись и в театральной мастерской скорей очутись! (под волшебную музыку)
II. Основная часть
Посмотрите вокруг,что же вы заметили в театральной мастерской?
— Давайте узнаем, что для нас приготовила первая маска и какой урок нам даст? (Читаю).
Артист дожнен иметь хорошую дикцию, правильную речь.
Давайте вспомним правила правильной речи:
— Говорим все вместе:
Кто хочет разговаривать,
всё правильно и внятно,
чтоб всем было понятно.
Мы будем разговаривать,
и будем выговаривать
так правильно и внятно,
чтоб всем было понятно.
Подскажите, что нам поможет поработать над правильным произношением звуков, слов?
— Какие скороговорки вы знаете? Книга книгой, а мозгами двигай.
Посреди двора дрова.
Шесть мышат в камышах шуршат.
— Молодцы. А нам маска предлагает чистоговорки.
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
— Су-су-су- тихо осенью в лесу.
— Ни-ни-ни – осенью короче дни.
— Са-са-са — у сосны стоит лиса.
— Ес-ес-ес- мы шагаем в лес.
— Над правильным произношением звуков поработали.
Давайте посмотрим, что же приготовил для нас следующая маска?
— Ой, что это? (Смайлики, изображающие эмоции; грусть, радость).
— Дети, а когда у нас бывает радостное настроение? (Купили любимую игрушку, встретились с друзьями и др).
— Что может вызвать у человека грусть?
(Запретили играть, поругали за шалость и т. д.).
Что же такое мимика Мимика — это эмоции, которые мы можем показать на наших лицах
(Дети показывают эмоции по предложенным ситуациям и рассказывают о них).
и выполняют движения вместе с Чудариками
— Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он интересней зрителю. Маска предлагает Вам изобразить и другие эмоции: удивление, огорчение, страх.
А теперь давайте отдохнем и поиграем с «Чудариками»
Физминутка от «Чудариков» (видео)
-И нам пора узнать,что приготовила для нас маске и чему она хочет нас научить?
— Следующая маска говорит нам о важности жестов для артиста. Ведь даже с помощью пальцев можно разговаривать. Отгадайте — какие потешки я вам покажу? («Идет коза рогатая», «Сорока», «Ладушки», Пальчиковая игра «Пальчик- пальчик»).
Что такое жесты? Жесты — это телодвижения, без слов.
Представьте, что вы разучились говорить.
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
«Иди сюда», «уходи», «привет», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «нет», «да».
— Молодцы. Вам теперь понятно, что такое жесты? Кирилл жесты, что это, повтори ещё раз.
А что приготовила для нас следующая маска.
Сегодня я предлагаю вам поучиться говорить по-разному. По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. А кто уже умеет, предлагаю показать, как это делается.
Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем говорить слова и фразы с разными чувствами и интонацией. У меня есть волшебный кубик, на нем нарисованы герои сказок, нужно подкинуть кубик и сказать фразу от лица сказочного персонажа.
Интонационные упражнения: «Голосок»
Следующая маска приглашает поиграть. Выходите на просторное место.
— Ребята, с помощью мимики и жестов можно показывать маленькие сценки. Вы знаете, как они называются? Пантомима.
Игра называется «Волшебный пылесос». Нам нужна хозяйка. Кто хочет быть хозяйкой? Нам нужен пылесос. Кто хочет? Все остальные дети будут озорными пылинками. Хозяйка, у тебя дома пыль. Включи пылесос. Как гудит пылесос? Покажи руками шланг. Хозяйка, возьми пылесос в руки. Когда пылесос начнёт работать, все пылинки собираются в этот круг (из верёвки) А я буду ведущей, чтобы зрителям была понятна наша пантомима. Приготовились!
Воспитатель: Стоял солнечный денёк, и солнечные лучики гуляли по комнате. А вместе с ними в лучах солнца кружились (включить музыку) маленькие озорные пылинки. Им было весело. Они смеялись, радовались, ведь дома никого не было. А боялись они только одного огромного пылесоса. (Выключить) Но вдруг пришла хозяйка. Хозяйка подошла к мебели, удивилась, как много пыли собралось, подошла к пылесосу и включила его. Пылесос заработал (включить музыку «пылесоса») собирая по полу пыль Поиграли. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. — У нас осталась последний маска. Какой спрятала она урок?
— Дети, смотрите она хочет чтобы мы, как настоящие артисты, показали спектакль. Вы готовы? (Да).
— Ребята, а помните, мы с вами читали стихотворение «Вежливые слова», а сегодня мы разыграем его.
Итак артисты готовы и мы начинаем наше представление:
Спектакль «Вежливые слова» (Эммы Мошковской)
Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой
Кассир — Подходите, ежик, ежик! Вам билет в каком ряду?
Ежик — Мне поближе, плохо вижу. Вот спасибо, ну пойду.
Ведущий: Говорит овечка
Овечка — Мне одно местечко. Вот мое «благодарю» -доброе словечко.
Ведущий: А вот и утка.
Утка- Кряк, кряк. Мне первый ряд, для меня и моих ребят.
Ведущий: И прокрякала утка
Утка: Доброе утро.
Олень — Добрый день! Если только вам не лень, уважаемый кассир, я бы очень попросил, мне, жене и дочке, во втором рядочке, дайте лучшие места. Вот мое пожалуйста.
Ведущий-И вдруг отпихнув старух, стариков, петухов, барсуков. Вдруг ворвался косолапый, отдавив хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого.
Медведь- касса, выдай мне билет!
Кассир- Ваше вежливое слово?
Медведь — У меня такого нет!
Кассир — Ах, у Вас такого нет! Не получите билет!
Медведь — Мне билет!
Кассир — Нет! Нет! Не стучите мой ответ, не ревите мой совет, не стучите, не ревите. До свидания, привет!
Ведущий — Ничего кассир не дал, косолапый зарыдал.
Воспитатель — Уважаемые звери, давайте, научим косолапого говорить вежливые слова!
Барсук — Добрый день, тебе сказали. Добрый день ответил ты, как две ниточки связали теплоты и доброты.
Волк- Будьте добры-это я говорю по секрету.
Будьте добры — и не ждите за это конфету.
Лиса — Здравствуйте, ты скажешь человеку. Здравствуй -улыбнется он в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.
Заяц — За что мы говорим спасибо? За то, что делают для нас и мы припомнить не могли бы, кому сказали много раз.
Воспитатель- Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова. Так иди, покупай билет.
Медведь — Ох, простите, извините, будьте любезны, будьте добры, пожалуйста, продайте билет. Я буду очень вежливым. Спасибо!
Воспитатель — Наш спектакль закончился. Аплодисменты. Итак, о чем мы сегодня говорил
Воспитатель: Итак, все задания театральной мастерской выполнены и нам пора возвращаться в детский сад.
Закройте глаза, и вместе произнесем волшебные слова. (под волшебную музыку)
«Раз, два, три — на месте покрутись и в
«нашей группе» очутись!
III. Заключительная часть
Рефлексия: — Ребята, где мы с вами побывали? Что помогло нам стать настоящими артистами? Что такое интонация, кто запомнил? Что нравилось больше всего?
— Если вы считаете, что задания от театральных масок были сложными подойдите к грустному смайлику, если получилось, но не всё –то к спокойному смайлику,ну а если всё удалось — к весёлому.
Я считаю, что вы большие молодцы
и без сомнения стали настоящими артистами. Всем спасибо
Конспект непосредственнно образовательной деятельности «Вестники весны» (подготовительная группа). Вестники весны. (ОО «Познавательное развитие) Программное содержание. Образовательные задачи: Закрепить у детей представления о весне,.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе Конспект непосредственной образовательной деятельности По художественному творчеству (ручной труд) В подготовительной группе №6 «Улыбка».
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕЦель: продолжать учить детей пересказывать сказку.
Источник
Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»
Екатерина Фомочкина
Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»
Мастер-класс для воспитателей
«Развиваем речь, играя»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО п. 2.6. содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а в частности в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; связанной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, программа ООП ДО воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи.
Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему — то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры.
Сегодня с помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
Тема моего мастер-класса «Развиваем речь, играя»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
• познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
— А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно шесть участников в роли детей, для проведения мастер-класса. (Педагогам предлагается написать на бейджиках свои имена)
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Такие (похожие) словесные игры я провожу с детьми, чтобы их орагнизвать и привлечь внимание.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Звучит волшебная музыка.
— Ребята, скажите, а вы любите сказки?
Педагог выносит волшебный сундучок.
— Посмотрите, что это у меня в руках? (сундук)
— Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?
Педагог достаёт героев различных сказок (заяц, кот, собака, поросёнок, Красная шапочка, дед, бабка)
— Ребята, а то герои с одной сказки? (нет)
— Ой, наверно злой волшебник перепутал всех героев сказок. (девочка- из сказки «Красная шапочка», поросёнок- из сказки «Три поросёнка» и т. д.)
— Ребята, но мы с вами не будем расстраиваться и придумаем свою сказку с этими героями. Попробуем?
— У вас будет немного времени, чтобы подумать кто будет главным героем, кто злым, добрым героем, кто- то будет кого-то спасать из какой-то беды)
Одной из главных проблем у старших дошкольников — это неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
— Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы и давайте попробуем показать новую сказку.
— Как мы можем назвать новую сказку?
— Какие вы молодцы, получилась замечательная интересная сказка. В свободное время мы её зарисуем и подарим книжку-малышку ребятам младшей группы.
— Ребята, наверно вы засиделись. Я хочу вам предложить поиграть в известную подвижную игру «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.
— Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к заданной теме.Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова (клоун, радость, смех и т. д.) Каждый игрок, назвав несколько слов поочереди — делает шаг в сторону с лентой в руках. Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться. Всем понятны правила? Начнём.
— Итак, называем только зеленые слова (например: огурец, ёлка, горох, кузнечик, лягушка, карандаш).
Звучит музыка. (Еле-еле, еле-еле закружились карусели)
— Ну, что устали, присаживайтесь.
Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему, развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.
— Ребята, мы с вами и сказку интересную придумали и в игру подвижную поиграли. А хотите послушать стихотворение?
Перед нами елочка:
Зайчики и свечки,
— А сейчас, давайте попробуем заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет наша таблица.
— Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать подходящий рисунок. (первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца)
— Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение наизусть.
— Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?
— Вот так, ребята, можно легко и быстро выучить стихотворение наизусть. Поделитесь дома с родителями таким интересным способом, а может даже попробуете вместе выучить новое стихотворение.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы — память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
Звучит волшебная музыка.
— Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же ещё он нам приготовил?
— Посмотрите, кто это у нас тут? (осьминог)
Живет в океане большой осьминог,
Он очень печален, всегда одинок,
Он плавает ночью, а днем больше спит,
Поэтому часто он очень грустит.
— Как вы думает, почему он грустит? (потому что он один)
-Правильно, он один, ему одиноко, скучно. А мы можем ему как-то помочь? (сделать еще осьминогов)
— Конечно, можем, посмотрите, в сундуке есть нитки, шарики, ножницы.
— Ребята, выбирайте понравившийся вам цвет пряжи и попробуем сделать с вами разноцветных осьминожков, но надо работать в паре и друг другу помогать, так как одному будет сложно справиться.
(педагог помогает сделать осьминогов)
— Ой, какие, веселые осьминожки получились!
Был осьминог когда-то один,
В гости пришёл к нам из синих глубин.
Быть одиноким и грустным нельзя,
Теперь разноцветные рядом друзья.
Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки. Спасибо за внимание.
Прикреплённые файлы:
rech_a715c.pptx | 8928,51 Кб |
Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.
Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» — это функциональная, интерактивная.
Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.
Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь» Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.
Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.
Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.
С пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.
Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем» Задачи: Образовательные: -активизация речевой деятельности детей разнообразными методами и способами; — совершенствовать умение употреблять.
Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.
Источник