Приготовление 2-3% раствора формалина
Читайте также:
|
|
1
|
2 6
4 5
7
1 – емкость с исходным раствором; 2 – линия подачи и вывода исходного раствора; 3 – линия вывода фильтрата; 4 – насос; 5 – мембранный модуль; 6 – емкость с целевым продуктом (фильтратом); 7 – манометры.
|
|
Рисунок 6 — Подсоединение системы «Сартокон-мини»
к емкости хранения
Работа 5. Оценка качества концентрированного колибактерина
Приготовление осмотически активных растворов
а). Фосфатный буфер готовят на основе растворов солей однозамещенного и двузамещенного фосфорнокислого калия по следующей схеме:
— 228,23 г двузамещенного фосфорнокислого калия (К2НРО4×3Н2О) растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 мл в дистиллированной воде и доводят объем до одного литра – раствор соли двузамещенного фосфорнокислого калия;
— 136,09 г безводного однозамещенного фосфорнокислого калия (КН2РО4) растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 мл в дистиллированной воде и доводят объем раствора до одного литра – раствор соли безводного однозамещенного фосфорнокислого калия.
Приготовленные растворы солей можно хранить в закрытой стеклянной таре при температуре 2…4 0 С в течение 30 сут.
После полного растворения солей в обеих мерных колбах градуированной пипеткой вместимостью 10 мл отбирают 21,1 мл раствора К2НРО4×3Н2О, 6,4 мл раствора КН2РО4 и добавляют к одному литру дистиллированной воды. После перемешивания компонентов отбирают пробу для контроля величины рН, которая должна быть в пределах (7,3…7,6) ед.рН. Полученный раствор фосфатного буфера можно хранить при температуре (18…25) 0 С в течение 24 ч.
б). Гипертонический раствор хлористого натрия готовят, используя фосфатный буфер в качестве растворителя.
73 г хлористого натрия растворяют в 927 мл фосфатного буфера. После перемешивания отбирают пробу для определения величины рН, которая должна быть в пределах (6,8±0,2) ед.рН.
Раствор расфасовывают по 0,8 и 2, 5 л в одно- и трехлитровые бутылки с сифоном и закрывают ватно-марлевыми пробками. Гипертонический раствор хлористого натрия можно хранить при температуре (2…4) 0 С до 10 сут.
в). Раствор сахарозы готовят, используя фосфатный буфер в качестве растворителя:
84 г сахарозы растворяют в 916 мл фосфатного буфера. После перемешивания отбирают пробу для контроля величины рН, которая должна быть в пределах 7,3…7,5 ед.рН. Раствор расфасовывают по 0,8 и 2,5 л в одно- и трехлитровые бутылки с сифоном или закрывают ватно-марлевыми пробками. Раствор сахарозы можно хранить при температуре (2…4) 0 С 10 сут.
Раствор хлорида натрия с концентрацией 0,85 % готовят по следующей схеме. Хлорид натрия в количестве (8,5±0,1) г растворяют в (991±0,1) мл дистиллированной воды. После тщательного полного растворения соли к одному литру раствора градуированной пипеткой добавляют 20,0 мл К2НРО4×3Н2О и 8,0 мл раствора КН2РО4, Тщательно перемешивают полученный раствор и отбирают пробу для контроля величины рН, которая должна быть 7,0±0,2.
Примечание. Перед использованием раствор сахарозы и гипертонический раствор хлористого натрия проверяют на прозрачность. Для этого измеряют оптическую плотность приготовленных осмотически активных растворов на фотоэлектроколориметре в кювете с длиной оптического пути 10 мм и светофильтром № 6 (зеленый, l=540±10 нм) относительно дистиллированной воды. Экстинкция гипертонического раствора хлористого натрия и раствора сахарозы должна быть не выше 0,02 ед.экст. В случае получения мутных растворов и отличий величины рН осмотически активные растворы готовят заново.
Разлить растворы хлорида натрия (17,3 %) и сахарозы (8,4 %) по 4 мл с точностью 0,1 мл в пробирки. На одну пробу подготовить по 6 пробирок каждого раствора и 3 мерные колбы с физиологическим раствором хлорида натрия (0,85 %). Пробу колибактерина развести параллельно в 3-х мерных колбах с физиологическим раствором хлорида натрия (0,85 %) в 10 раз. (Например, мерную колбу вместимостью 50 мл наполнить примерно на 2/3 физиологическим раствором хлорида натрия (0,85 %), ввести в колбу 5 мл колибактерина, тщательно перемешать и добавить физиологический раствор хлорида натрия (0,85 %) до метки и снова перемешать). Пробу исследуемой суспензии развести параллельно в 3-х мерных колбах физиологическим раствором хлорида натрия (0,85 %) в 100 раз. (Например, мерную колбу вместимостью 100 мл наполнить примерно на 2/3 физиологическим раствором хлорида натрия (0,85 %), внести в колбу 1 мл суспензии, тщательно перемешать, добавить физиологический раствор хлорида натрия (0,85 %) до метки и снова перемешать).
Градуированной пипеткой вместимостью 1 мл отобрать из средней части первой колбы по 1,0±0,05 мл разведенной пробы и перенести ее в пробирки с раствором хлорида натрия и в две пробирки с сахарозой. То же самое проделать со второй и третьей колбами. Подготовить три ряда пробирок, содержащих по 2 параллельные пробы каждого раствора. Пробирки закрыть ватно-марлевыми пробками и перемешать.
Измерить экстинкцию (оптическую плотность) полученных суспензий на фотоэлектроколориметре в кювете с длиной оптического пути 10 мм с зеленым светофильтром (l=540 нм). В качестве сравнительной пробы использовать дистиллированную воду. Измерения должны быть закончены не позднее 30 мин с момента приготовления разводок в пробирках с сахарозой и хлоридом натрия. При фотометрировании проб ополаскивание кювет водой или растворами не производить. За результат принимают среднее арифметического не менее трех параллельных определений.
Концентрацию живых микробов рассчитывают по формуле:
где БК – концентрация живых микробов, млрд×мл -1 ;
Е – разность экстинкций проб в растворах хлорида натрия и сахарозы, ед.экст.;
n – кратность разведения культуры, суспензии в мерных колбах и пробирках;
2,2 — коэффициент пересчета для концентрированной суспензии.
3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Во время работы на установке «Сартакон-мини» обслуживающий персонал обязан соблюдать следующие меры безопасности:
Перед началом работы проверить наличие и затяжку быстросъемных соединений, затяжку гаек на шпильках мембранного аппарата.
Проверить правильность подключения электрического кабеля насосного блока.
Не допускать утечки рабочих сред. При обнаружении течи необходимо выключить установку и устранить неисправность.
Запрещается оставлять работающую установку без надзора и доверять надзор некомпетентному лицу.
А так же согласно правилам техники безопасности каждый работающий в лаборатории обязан знать и беспрекословно выполнять следующие правила внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной техники:
1. К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам работы.
2. Не входить в лабораторию в уличной одежде и обуви.
3. Перед началом работы надеть соответствующую спецодежду (халат, медицинская шапочка или косынка, тапочки). Иметь на рабочем месте и в случае необходимости использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания, глаз, рук (марлевые повязки, «лепестки», очки из органического стекла, резиновые перчатки, передники, сапоги).
4. В лаборатории запрещается принимать пищу, курить. Перемещаться без надобности. делать порывистые движения.
5. Запрещается выполнение работ, не связанных с заданием и не предусмотренных рабочими инструкциями.
6. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности оборудования, приборов, вентиляции.
7. Не держать на рабочем месте (столе) предметы, не используемые в работе (сумки, ненужные книги и пр.), не загромождать коридоры и проходы, а также подходы к средствам пожаротушения.
8. Емкости с реактивами, растворами и другими химическими веществами, имеющиеся в лаборатории, должны иметь этикетки с разборчивыми подписями с указанием наименования вещества и его основных характеристик.
9. При работе с едкими (агрессивными, вызывающими химические ожоги) веществами (кислоты, концентрированные растворы щелочей, перекись водорода и др.) необходимо использовать защитные очки (козырьки), перчатки, прорезиненные или полиэтиленовые фартуки, сапоги, а в отдельных случаях — противогазы соответствующей марки. Выполнение работ с едкими веществами без применения индивидуальных средств защиты запрещается.
10. Открывать сосуды с концентрированными кислотами, щелочами, летучими веществами и готовить растворы из них разрешается только в вытяжных шкафах с включенной принудительной вентиляцией.
11. При приготовлении растворов кислот необходимо приливать кислоту в воду тонкой струей при непрерывном перемешивании. Запрещается приливать воду в кислоту, во избежание ожогов от брызг.
12. Для приготовления растворов кислот и щелочей использовать посуду из термически и химически стойкого стекла.
13. Отбирать навески материалов и реактивов разрешается только с помощью шпателей или ложечек (фарфоровых или из нержавеющей стали).
14. При работах с использованием пипеток запрещается втягивать в них жидкости ртом, для этого применяют резиновые груши.
15. Мойку лабораторной посуды следует производить с применением средств индивидуальной защиты (перчатки, очки, фартук, резиновые сапоги).
16. При переносе сосудов с горячей жидкостью необходимо пользоваться полотенцем или другими материалами. Сосуд при этом следует держать обеими руками: одной рукой за дно, другой за горловину.
1 7. При работе с использованием электронагревательных приборов необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.
18. Работать на неисправном и на незаземленном электрооборудовании запрещается.
19. Нельзя оставлять без присмотра действующие (включенные) электронагревательные приборы. при необходимой отлучке. даже на непродолжительное время. источники нагрева должны быть отключены.
20. При замеченных неисправностях применяемого инструмента и оборудования или при возникновении аварийной обстановки необходимо:
прекратить работы и предупредить об опасности работающих рядом людей: немедленно сообщить о сложившейся ситуации руководителю работ.
21. По окончании работы каждый работающий в лаборатории обязан проверить и привести в порядок свое рабочее место: все реактивы и материалы, которые использовались в работе. Поставить на отведенные места: использованную в работе посуду вымыть: отключить нагревательные приборы перекрыть краны, подающие воду.
4. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Фильтрование (фильтрация).
2. Ультра-микрофильтрация, обратный осмос.
3. Селективность, концентрационная поляризация.
4. Скорость фильтрации – основная характеристика процесса.
5. Преимущества мембранных методов разделения (технические, потребительские).
6. Система «Сартокон — мини» и области ее применения.
7. Характеристика модулей Микросарт.
8. Структурные элементы аппаратурно-технологической схемы процесса мембранной фильтрации.
5. ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Часть 1.-М., 1992.
2. Дытнерский Ю.И. Мембранные процессы разделения жидких смесей.- М., 1975.
3. Воробьева Л. И. Техническая микробиология М., 1987.
4. Егорова Т.А. Основы биотехнологии. – М., 2003.
5. Черкасов А.Н., Пасечник В.П. Мембраны и сорбенты в биотехнологии.-М., 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие сведения…………………………………………… |
Краткие сведения о колибактерине…………………… | |
Термины и определения……………………………….. | |
Преимущества мембранных методов разделения…… | |
Область применения системы «Сартокон-мини»…… | |
Описание системы «Сартокон-мини» для фильтрации | |
Технические данные системы «Сартокон — мини»…… | |
Технические данные модулей Микросарт…………… | |
Содержание лабораторного занятия……………………….. | |
Цели занятия………………………………… | |
Сырье, материалы, реактивы и оборудование………. | |
Ход работы……………………………………………… | |
Техника безопасности……………………………………… | |
Вопросы по теме занятия…………………………………… | |
Литература по теме занятия ……………………………….. |
Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Источник