- Что такое электролит для аккумуляторов и как его приготовить?
- Виды, состав и особенности
- Кислотный
- Щелочной
- Корректирующий
- Как приготовить самостоятельно
- Процесс приготовления щелочного электролита
- Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов
- Инструкция по замене
- Полезное видео
- Заключение
- Готовим электролит для аккумуляторов в домашних условиях самостоятельно
- Что такое электролит?
- Концентрация серной кислоты в АКБ
- Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов
- Щелочные АКБ
- Кислотные АКБ
- Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?
- Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы
- Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности
- Оборудование
- Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания
- Способ развести электролит для щелочного источника питания
Что такое электролит для аккумуляторов и как его приготовить?
Электролит – одна из основных составляющих аккумуляторных батарей, которые дают возможность запуска автомобиля. Он бывает нескольких видов, различающихся по своему составу. Своевременный контроль за количеством и качеством электролита в аккумуляторе позволит избежать преждевременный выход аккумулятора из строя и сэкономить на покупке нового устройства.
Виды, состав и особенности
На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.
Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.
Кислотный
Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять. Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.
Преимущества кислотного электролита:
- Высокий уровень КПД
- Слабая потеря заряда при бездействии
- Выдача высокого стартового тока
- Невысокая стоимость
Недостатки:
- Чувствительность к перепадам температур
- Неэкологичность
- Необходимость регулярного контроля плотности состава
Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:
Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.
В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.
Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.
Щелочной
Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.
К достоинствам данного вида относятся:
- Длительный период службы
- Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
- Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
- Способность выдерживать встряски
- Неприхотливость в обслуживании
Недостатки:
- Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
- Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
- Более высокая стоимость
Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.
Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.
Важно! Перед осуществлением замены следует убедиться, что аккумулятор именно щелочной. В противном случае АКБ можно полностью вывести из строя.
Корректирующий
Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.
В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:
- Твердый калиево-литиевый
- Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
- Жидкий кислотный
Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.
Как пользоваться корректирующим электролитом:
- Удалить из банок немного электролита
- Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
- Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
- Оставить батарею на остывание на пару часов
- Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова
При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.
Как приготовить самостоятельно
Перед тем, как самостоятельно заменить электролит для аккумулятора, необходимо принять соответствующие меры безопасности и приготовить предметы индивидуальной защиты:
- Перчатки
- Фартук
- Защитные очки
- Раствор соды на случай попадания средства на кожу или предметы одежды
- Уксус или лимонную кислоту – для нейтрализации щелочи
Проводить действия следует в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше +25 C°. Следует заранее знать, какой объем готового электролита потребуется для заполнения батарей. В среднем, в современных АКБ количество раствора составляет от 2,6 до 3,7 литра. Поэтому стоит сразу ориентироваться на максимальное количество. За основу можно взять 4 литра конечного раствора.
Для приготовления электролита необходимо заранее приготовить следующие предметы:
- Посуду достаточной емкости, изготовленную из материала, устойчивого к воздействию кислоты и щелочи
- Небольшую палочку для перемешивания электролита
- Инструменты для проведения замеров плотности, температуры и уровня раствора
- Для кислотного электролита – серную жидкость, для щелочного – щелочь в твердом или жидком виде, литий или силикагель
Важно! Все используемые материалы должны быть химически нейтральными для исключения возникновения ненужных реакций при их соприкосновении. В качестве емкости вполне подойдут обычные стеклянные банки.
Процесс приготовления щелочного электролита
Ингредиенты для приготовления данного состава могут быть как в жидком виде, так и в твердом. Если с первым все понятно, то перед тем как залить, щелочной электролит из твердого вещества потребуется развести в дистиллированной воде.
Требуемая плотность указывается на сайте производителя аккумулятора, также информацию можно найти в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Твердый электролит берется пропорционально нужному количеству окончательного жидкого раствора и составляет:
- 1/5 – для получения раствора плотностью 1,17-1,19 г/м³
- 1/3 – для раствора плотностью 1,19-1,21 г/м³
- 1/2 — для раствора плотностью 1,25-1,27 г/м³
Процесс приготовления состоит из следующих шагов:
- Налить в посуду дистиллированную воду
- Добавить нужное количество щелочи
- Перемешать раствор
- Плотно закрыть крышкой
- Настаивать в течение 6 часов
После того, как процесс настаивания будет завершен, необходимо слить светлый раствор. Если часть состава выпадает в осадок, нужно его регулярно перемешивать. При заливке нужно следить, чтобы он остался на дне, не попав в аккумулятор, в противном случае это грозит выходом АКБ из строя.
Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов
Перед тем, как разбавить кислотный электролит, необходимо определить нужные пропорции. Они зависят от климатических условий, в которых планируется эксплуатация устройства.
Для получения электролита плотностью 1,28 г/м³, что приемлемо для средних климатических условий, потребуется в один литр дистиллированной воды влить 0,36 л серной кислоты. Для жарких регионов количество серной кислоты уменьшается до 0,33 л на то же количество воды.
Как разводить аккумуляторную кислоту:
- Налить в подготовленную емкость дистиллированную воду
- Аккуратно тонкой струйкой влить в нее кислоту
- Измерить плотность полученного раствора
- Оставить раствор настаиваться на 12 часов
Важно! Нельзя вливать воду в кислоту! Правильно — вливать кислоту в воду. Не следует торопиться, вливая кислоту, давайте возможность ей постепенно раствориться в воде.
Инструкция по замене
Замена электролита производится в следующих случаях:
- Электролит в банках изменил цвет, стал мутным. Причиной тому может быть использование не дистиллированной воды для добавки, а обычно. Она может содержать примеси, вступающие в химическую реакцию с электролитом и образовывая твердые соединения, выпадающие в осадок
- После зарядки аккумулятора невозможно добиться нужной плотности
- Электролит вытек по неосторожности
- Новый аккумулятор быстро разряжается. Причиной тому может быть замерзание раствора
Замена электролита, независимо от того, является он щелочным или кислотным, производится в несколько шагов:
- Демонтаж аккумулятора из транспортного средства
- Очистка АКБ от загрязнений
- Выкачивание имеющейся жидкости с помощью груши или шприца
- Промывка банок дистиллированной водой
- Заливка электролита с помощью груши или аналогичных приспособлений
Уровень заливки определяется метками внутри банок. Если они отсутствуют, нужно руководствоваться правилом – электролит должен быть на уровне выше пластин на 5-7 миллиметров. При этом от его уровня до крышек банок должно оставаться не менее двух сантиметров.
Очень важно при сливе электролита не наклонять его в сторону и тем более не переворачивать. На дне сосудов могут оказаться твердые частицы, которые застрянут в пластинах, полностью выведя их из строя. Допускается легкое покачивание воды из стороны в сторону при промывании, такие же действия можно производить после заливки электролита в аккумулятор.
После этого АКБ устанавливается на зарядку, после чего следует проверить получившуюся плотность. Замеры должны производиться не арене, чем через пару часов после снятия устройства с зарядки, так как существует риск получить завышенные показания. Если плотность недостаточно высокая или, напротив, имеет излишние значения, ее следует отрегулировать добавлением кислоты, щелочи или дистиллированной воды.
Полезное видео
Видео инструкция о замене электролита
Заключение
Независимо от типа электролита, используемого в эксплуатируемой АКБ, можно самостоятельно произвести его полную замену, проверку плотности и других показателей. Однако стоит помнить о технике безопасности, так как электролит – опасный химический состав, способный значительно повредить кожные покровы и глаза.
Источник
Готовим электролит для аккумуляторов в домашних условиях самостоятельно
В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен — в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.
Что такое электролит?
Электролит — электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.
Концентрация серной кислоты в АКБ
Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе — около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.
Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая — наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано — продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.
Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов
Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.
Щелочные АКБ
Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.
Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.
Кислотные АКБ
Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим — смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.
Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита
Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?
Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания — гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме — в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент — силикагель, который загустит кислотный раствор.
Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы
В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.
Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.
Железоникелевые источники питания рекомендуется эксплуатировать в тех же условиях, что и кадмиево-никелевые. Однако стоит отметить, что они более восприимчивы к низким температурам. Поэтому их следует использовать до минус 20 градусов.
Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности
Приготовление раствора — работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:
- резиновые перчатки
- одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
- защитные очки;
- нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.
Оборудование
Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:
- ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
- дистиллированная вода;
- инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
- аккумуляторная серная жидкость — для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий — для соответствующих видов АКБ, силикагель — для гелевых аккумуляторов.
Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания
Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.
Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.
- В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
- Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
- По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
- Дайте составу отстояться около 12 часов.
Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.
Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.
Смотрите видео, как измерить плотность электролита.
Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.
Способ развести электролит для щелочного источника питания
Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.
Необходимая плотность раствора
Количество твёрдой щелочи равняется количеству электролита, разделенному на
- Влейте в посуду дистиллированную воду.
- Добавьте щелочь.
- Смешайте раствор, герметично его закройте и дайте настояться в течение 6 часов.
- По истечении времени слейте образовавшийся светлый раствор — электролит готов.
При появлении осадка следует его перемешивать. Если к концу отстаивания он остаётся, слейте электролит так, чтобы осадок не попал в аккумулятор — это приведёт к уменьшению срока его эксплуатации.
После приведения раствора к комнатной температуре и его заливке в аккумулятор, источник питания необходимо полностью зарядить током, составляющим 10% от ёмкости АКБ (60Ач — 6А).
Как видите, приготовление раствора электролита не такое сложное дело. Главное, следует чётко определиться с необходимым количеством ингредиентов и помнить о безопасности. Вы пробовали развести электролит своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.
Источник