Как приготовить горючую смесь для лодочного мотора ветерок 8

Лодочные моторы «Ветерок». Устройство, эксплуатация и ремонт: Справочник.

5. Система питания и смесеобразования лодочных моторов «Ветерок»

Система питания и смесеобразования двигателя предназначена для приготовления горючей смеси определенного состава из паров бензина и воздуха и подачи ее в кривошипные камеры картера двигателя и затем в камеру сгорания. От того, насколько удачно смесь приготовлена и подана в цилиндр, зависят легкость запуска и вся работа двигателя.

Качество смеси определяется тем, в какой пропорции находятся в ней бензин и воздух. Смесь называют нормальной, если бензин и воздух связаны с ней массовым отношением 1:15. Мощность двигателя при работе на такой смеси на 4—5 % ниже максимальной, а расход топлива примерно на столько же выше минимально возможного. Наибольшую мощность двигатель развивает при работе на обогащенной смеси, которая характеризуется соотношениями от 1 : 12,5 до 1 : 13.

В тех случаях, когда нужно добиться наибольшей экономичности, количество воздуха, приходящееся на 1 кг бензина, увеличивается до 16—16,5 кг (обедненная смесь). При обеднении смеси до 1 : 21 или обогащении до 1 : 6 она становится неработоспособной.

В моторах «Ветерок», как и в преобладающем большинстве двухтактных двигателей, системы питания и смазки совмещены — масло добавляется непосредственно в топливо в соотношении 1:(20-25) (в период обкатки 1 : 10).

Смесь бензина с маслом распиливается в карбюраторе, смешивается с воздухом и засасывается в картер, где масло оседает на поверхности деталей, покрывая их тонкой пленкой. При вращении коленвала образуется масляный туман, который проникает в его коренные и шатунные подшипники, втулку малой головки шатуна, поршневой палец, на зеркало цилиндров.

Система питания (рис. 23) состоит из топливного бака, соединительного шланга с подкачивающей грушей, топливного насоса, карбюратора и шлангов.

Топливный бак емкостью 20 л имеет сверху ручку для переноски, заливочную горловину с резьбовой пробкой 1 и штуцер с заборником 3 для подсоединения к топливному шлангу. При работе мотора винт 2 в пробке бака должен быть вывернут до отказа для того, чтобы внутренняя полость бака через отверстие в пробке сообщалась с атмосферой. При неработающем моторе винт завертывают во избежание утечки и испарения топлива. Заборник представляет собой трубку, на одном конце которой имеется сетчатый фильтр, а другой конец припаян к штуцеру.

Соединительный шланг 11 длиной 2,6 м из масло-бензостойкой резины посредством муфты 5 соединяется со штуцером 6, расположенным на нижнем кожухе мотора. Внутри муфты находится шариковый клапан. Под действием пружины шарик закрывает выход топлива из шланга, когда он отсоединен от мотора. При подсоединении муфты к штуцеру его конец отжимает шарик, давая проход топливу. Надевая муфту на штуцер, нужно повернуть ее так, чтобы выступы на штуцере вошли в пазы на муфте.

Перед запуском мотора всю систему нужно заполнить топливом. Для этого в средней части шланга имеется подкачивающая груша 4, вмонтированная в соединительный шланг. После подсоединения шланга к мотору нужно несколько раз сжать и отпустить грушу, пока вся система не заполнится. В штуцере груши, направленном в сторону бака, установлен обратный пластинчатый клапан, благодаря которому, а также благодаря двум клапанам в бензонасосе топливо при нажатии на грушу подается из бака в карбюратор.

Топливный насос служит для принудительной подачи топлива из бака к карбюратору. Насос приводится в действие от изменения давления в полости картера верхнего цилиндра. Корпус насоса состоит из верхней и нижней частей, стянутых винтами, между которыми зажата диафрагма 10 из бензомаслостойкой прорезиненной ткани. Верхняя часть насоса над диафрагмой соединена шлангом с продувочным каналом верхнего цилиндра. Нижняя часть насоса заполняется топливом и имеет на входе и выходе пластинчатые клапаны, пропускающие топливо только в направлении от бака к карбюратору.

При изменении давления в продувочном канале диафрагма совершает колебания вверх и вниз, засасывая топливо из бака и выталкивая его в карбюратор. Когда поплавковая камера карбюратора заполнится и его игольчатый клапан закроется, подача топлива насосом прекратится, так как давление, создаваемое им, недостаточно велико для того, чтобы открыть клапан. Благодаря этому при работе двигателя насос подает топлива столько, сколько его расходуется.

В насосе топливо проходит через отстойник 9 и сетчатый фильтр. Между отстойником и корпусом ставится уплотнительная резиновая прокладка.

В процессе эксплуатации необходимо периодически очищать отстойник топливного насоса и его фильтр (сетку). Для снятия отстойника нужно отвернуть рукой гайку с накаткой 7 и отвести серьгу 8. При установке отстойника на место необходимо плотно прижать прокладку, чтобы исключить возможность подтекания топлива.

Карбюратор (принципиальная схема показана на рис. 24) обеспечивает распыление топлива при работе двигателя на всех режимах. На моторах «Ветерок* устанавливают карбюраторы поплавкового типа с горизонтальным диффузором и дроссельной заслонкой, поворачивающейся вокруг вертикальной оси.

Топливо из насоса поступает по шлангу в поплавковую камеру 1 через отверстие в крышке карбюратора. Постоянный уровень топлива в поплавковой камере (ниже плоскости разъема камеры с крышкой на 16— 19 мм) поддерживается поплавком 2 с игольчатым клапаном 18. Из поплавковой камеры топливо через главный жиклер, проходное сечение которого регулируется дозирующей иглой 15, поступает к распылителю 8. При работе двигателя в кривошипной камере создается разрежение, благодаря чему через диффузор 7 с большой скоростью протекает воздух. Поскольку распылитель расположен в самой узкой части диффузора, давление в потоке оказывается ниже атмосферного и топливо засасывается в диффузор, увлекается потоком и поступает в смесительную камеру 12. Здесь происходит смешивание распыленного топлива с воздухом. Окончательная подготовка горючей смеси осуществляется в кривошипной камере, куда она всасывается при открывании впускного пластинчатого клапана.

При повороте дозирующей иглы 15 по часовой стрелке проходное сечение жиклера 17 уменьшается, горючая смесь обедняется, при повороте против часовой стрелки — обогащается. При работе мотора на малом газе (когда дроссельная заслонка 13 прикрыта) разрежение в диффузоре 7 мало и топливо через главный жиклер не подсасывается.

Читайте также:  Как приготовить пирог со свежей ягодой

За дроссельной заслонкой и в канале 11 создается значительное разрежение, вследствие чего топливо через жиклер малого газа 16 и отверстие в трубке 10 поступает в канал 11 и, смешиваясь с воздухом, образует эмульсию. В смесительной камере 12 эмульсия разбавляется воздухом и в виде смеси топлива с воздухом засасывается в полость картера. Сечение отверстия 4, через которое поступает воздух в канал 11, регулируется винтом малого газа 5.

При открытии дроссельной заслонки одновременно с увеличением частоты вращения коленвала возрастает разрежение в диффузоре 7, вследствие чего начинается истечение топлива через распылитель 8. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки, после того как уровень топлива в колодце 14 понизится до уровня начала канала распылителя 8. воздух, поступающий через трубку 6 и компрессионный жиклер 9, будет притормаживать истечение топлива из распылителя и способствовать необходимому обеднению смеси.

Обогащение смеси при резком открытии дроссельной заслонки достигается за счет некоторого запаса топлива, находящегося в топливном колодце 14. Для обогащения смеси при запуске служит воздушная заслонка 3, которой прикрывается входное отверстие карбюратора в процессе прокрутки мотора перед запуском. При этом создается большое разрежение в диффузоре при малом расходе воздуха, благодаря чему горючая смесь обогащается. Общий вид карбюратора типа КЗЗ, применяемого на моторах «Ветерок», показан на рис. 25.

Управление дроссельной заслонкой карбюратора сблокировано с управлением поворота основания магдино и выведено на вращающуюся рукоятку румпеля. На корпусе румпеля имеется надпись «Пуск» с треугольной меткой, против которой устанавливается белая метка на рукоятке румпеля в момент запуска мотора. При этом дроссельная заслонка должна быть открыта на 1—2 мм, а ролик рычага 2 должен находиться против метки на кулачке основания магдино. Положение заслонки регулируется поворотом рычага относительно заслонки и фиксируется винтом 1. Направление вращения рукоятки румпеля в сторону уменьшения и увеличения открытия дроссельной заслонки показано стрелками с надписями «Малый» и «Полный». Усилие, необходимое для вращения рукоятки румпеля, регулируют затяжкой гайки на торце рукоятки.

Конструкция карбюраторов на моторах «Ветерок-8» (8Э) и «Ветерок-12» (12Э) принципиально одинаковая. Карбюратор 8-сильной модели типа КЗЗБ имеет диаметр диффузора 16 мм, карбюратор 12-сильного мотора типа КЗЗВ — 19 мм. Проходные сечения жиклеров и каналов карбюраторов, габаритные и присоединительные размеры практически не отличаются.

Источник

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА “Ветерок-8М” И УХОД ЗА НИМ

4.1. Расконсервация мотора.

После распаковки мотор необходимо осмотреть и убедиться в наличии бортсумки с инструментом и запчастей согласно приложению 1. Для предохранения деталей от коррозии мотор поступает с завода законсервированным.

Прежде чем приступить к эксплуатации мотора, его необходимо расконсервировать в следующем порядке.

1) снять верхний кожух, протереть мотор снаружи тряпкой;

2) снять с свечей зажигания наконечники проводов и, во избежании выхода из строя трансформаторов, возникновения искры и воспламенения бензина при прокручивании мотора, замкнуть свободные концы проводов на массу;

3) вывернуть свечи, установить мотор свечными отверстиями вверх с некоторым наклоном цилиндров в сторону продувочных окон (в сторону топливного насоса), установить поочередно поршни в положение нижней мертвой точки и через свечные отверстия залить в цилиндры по 100 — 150 см3 топливной смеси;

4) установить мотор в рабочее положение и прокрутить коленчатый вал до осушения полостей цилиндров. При этом через свечные отверстия должен выходить чистый воздух;

5) промыть свечи бензином, просушить и поставить на место, надеть наконечники проводов. Надеть верхний кожух;
6) промыть топливный бак бензином;
7) проверить наличие масла в редукторе, отвернув заливную (контрольную) пробку в проставке;
8) промыть инструмент. Запчасти расконсервировать по мере надобности;
9) заправить топливный бак топливной смесью.

После выполнения указанных работ мотор готов к эксплуатации.

4.2. Приготовление топливной смеси

Мотор работает на смеси бензина с маслом. Содержание масла в топливной смеси М-8В1 — 3% (0,3 л масла на 10 бензина), МГД-14М или М-12ТП — 2% (0,2 л масла на 10 л бензина). В период обкатки (время выработки 2-х топливных баков) содержание масла в смеси следует увеличить в 2 раза.

Смешивание масла с бензином необходимо производить тщательно (желательно в отдельной чистой посуде), до полного растворения масла в бензине.

Если бензин и масло смешиваются непосредственно в баке, то сначала нужно влить половину всего количества бензина, затем все масло и хорошо перемешать смесь. После этого добавляется остальная часть бензина и снова перемешивается. Заливать топливо в топливный бак следует через воронку с мелкой сеткой.

Эксплуатация мотора при недостаточном содержании масла в бензине совершенно недопустима, так как приводит к выходу мотора из строя. Повышенное содержание масла в смеси затрудняет запуск мотора вследствие замасливания электродов свечей, ухудшает работу карбюратора и приводит к значительному образованию нагара.

4 3. Установка мотора на лодку

Мотор устанавливается на лодку, имеющую достаточно прочный транец высотой около 380 мм. Если лодка имеет другую высоту транца, то транец следует подогнать до этой высоты. При меньшей высоте транца увеличивается сопротивление подводной части, что приводит к уменьшению скорости движения лодки. Установка мотора на транец высотой более 380 мм приводит к оголению гребного винта, увеличению числа оборотов, что отрицательно влияет на работу мотора.

При установке мотора на лодку необходимо поставить его на транец опорами на всю глубину их пазов и надежно завернуть винты усилием руки.

В процессе эксплуатации следует периодически проверять затяжку винтов. Мотор должен быть установлен точно посредине транца, иначе при движении лодки будет чувствоваться уход ее в сторону, что затрудняет управление лодкой. При установке мотора необходимо обеспечить горизонтальное положение оси гребного винта (с учетом положения лодки при движении) путем перестановки упора в отверстиях опор подвески.

Читайте также:  Клубнично сметанное желе как приготовить

На рис. 11. показано направление силы тяги гребного винта при различном положении мотора на транце.

Рис. 11.Направление силы тяги гребного винта при различном положении мотора на транце.

При столкновении с подводным препятствием мотор откидывается, что предохраняет его от поломки. Во избежание возможности срыва мотора с транца в случае наезда на препятствие рекомендуется привязывать его к лодке за промежуточный корпус.

Для удержания мотора в поднятом из воды положении служит держатель, расположенный на кронштейне с правой стороны мотора (по ходу лодки). Держатель срабатывает автоматически при поднятии вверх подводной части мотора. Для возвращения мотора в рабочее положение необходимо оттянуть держатель за головку и плавно опустить мотор.

4.4. Запуск мотора

Запуск мотора следует производить в следующем порядке:

1) установить ручку переключения в положение холостого хода (в крайнее положение от себя);
2) отвернуть винт в пробке топливного бака до отказа так, чтобы он держался в этом положении;
3) подсоединить шланг топливного бака к штуцеру мотора;
4) наполнить поплавковую камеру карбюратора топливом с помощью подкачивающей груши (в средней части шланга). Грушу нужно нажимать и отпускать несколько раз, пока не наполнится поплавковая камера. (При наполненной камере груша становится менее податливой);
5) приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора поворотом рукоятки румпеля против часовой стрелки так, чтобы метка на рукоятке наводилась против надписи “пуск” или несколько дальше (до 5 мм) в сторону увеличения газа;
6) если двигатель холодный, закрыть воздушную заслонку, повернув ручку воздушной заслонки против часовой стрелки до отказа;
7) сделать 2—3 рывка пусковым механизмом. Сначала плавными движением ввести шестерню в зацепление с маховиком, затем резко вытянуть шнур. Не следует вытягивать шнур до самого конца и бросать его после запуска;
8) открыть воздушную заслонку и произвести несколько рывков. После того, как мотор запустился, установить малую частоту вращения коленчатого вала и проверить, вытекает ли вода из контрольного отверстия.

Если вода не вытекает, то включить гребной винт на 15

20 сек, до появления воды из контрольного отверстия, после чего продолжить прогрев мотора на холостом ходу.

Если же вода не появилась, немедленно остановить мотор, осмотреть и прочистить контрольное отверстие и заборник воды. Если мотор заработал нормально, то дать ему проработать 2

3 минуты на малом газе.

При запуске мотора после кратковременной остановки закрывать воздушную заслонку не следует. Если же мотор не завелся с третьей попытки, воздушную заслонку прикрыть, произвести 2

3 рывка и снова открыть.

Если мотор не дает вспышек, то в первую очередь проверить состояние свечей и наличие искры на магдино.

Пока ручка переключения находится в положении холостого хода, увеличивать частоту вращения нельзя, переводить ручку переключения для включения гребного винта можно только на минимальной устойчивой частоте вращения резким движением, но без большого усилия. Чтобы мотор не заглох после перевода ручки в положение “ход” (по стрелке], следует сразу же после включения винта увеличить частоту вращения.

4.5. Регулировка карбюратора

Карбюратор имеет два регулировочных элемента: дозирующую иглу 5 и винт регулировки малого газа 3 (рис. 8).

При завертывании дозирующей иглы (поворотом по часовой стрелке) происходит уменьшение подачи топлива; рабочая смесь обедняется. При отвертывании дозирующей иглы происходит обогащение рабочей смеси. При завертывании винта регулировки малого газа происходит обогащение рабочей смеси на малом газе, а при отвертыванни — обеднение.

Оба дозирующих элемента отрегулированы на заводе. В случаях, когда наблюдается неустойчивая работа мотора или повышенный расход топлива, необходимо отрегулировать карбюратор следующим образом:
1) дозирующую иглу и винт малого газа завернуть до отказа, а затем отвернуть их предварительно на 2—3,5 оборота;
2) запустить двигатель, дать ему проработать 10—15 минут на средней частоте вращения, затем перевести на режим минимальной частоты вращения;
3) поворотом винта малого газа в ту или другую сторону установить минимальную устойчивую частоту вращения;
4) перевести мотор на полный газ (при включенном гребном винте), затем поворотом дозирующей иглы в ту или другую сторону вывести мотор на максимальную частоту вращения;

5) медленно заворачивать дозирующую иглу до начала снижения частоты вращения (определяется на слух) и отвернуть иглу с этого положения на 1/3—1/2 оборота.

4.6. Регулировка системы зажигания Регулировка системы зажигания сводится к проверке или установке максимального угла опережения зажигания и производится следующим образом:
1) поворотом рукоятки румпеля до отказа установить основание магдино в положение “Полный газ”;
2) повернуть коленвал за маховик по ходу так, чтобы метка (риска) М на ободе маховика совпала с меткой (риской) на диске основания магдино (см рис. 4);
3) через свечное отверстие верхнего цилиндра проверить ход поршня до верхней мертвой точки (ВМТ) от указанного в пункте 2 положения коленвала, который должен быть в пределах 3,2

3,7 мм, что соответствует углу опережения зажигания около 30° при работе мотора с полной нагрузкой.

В случае, если ход поршня меньше или больше указанной величины, то угол опережения зажигания отрегулировать следующим образом.

1) установить коленвал в положение, когда ход поршня верхнего цилиндра до ВМТ будет равен указанной в пункте 3 величине;

2) ослабить гайку Г и винт В, повернуть основание магдино до совпадения меток, затем завернуть винт В до упора в выступ впускного патрубка и законтрить его гайкой.

Примечание: При совмещении меток необходимо смотреть так, чтобы глаз, метки и ось выступающего над маховиком гонца коленвала находились в одной плоскости.

Читайте также:  Как приготовить талую воду дома для питья

4.7. Остановка мотора

Чтобы остановить мотор, надо рукоятку румпеля повернуть по часовой стрелке до упора. Если двигатель не останавливается при полном повороте рукоятки румпеля, закрыть воздушную заслонку карбюратора.

4.8. Обкатка мотора

Новый мотор нельзя эксплуатировать сразу с полной нагрузкой Продолжительность обкатки мотора должна быть 10—12 часов Во время обкатки мотора необходимо работать на пониженных оборотах. После 5—6 часов работы нужно осмотреть и очистить электроды свечей зажигания, проверить затяжку всех наружных болтов, винтов и гаек, в том числе гайки маховика, винтов крепления хомута 26 (рис 3) и при необходимости подтянуть их. После обкатки следует слить масло из редуктора,промытьегобензиномизалитьсвежеемасло

4.9. Эксплуатация мотора

В процессе эксплуатации мотора необходимо выполнять следующие правила:

1) не давать мотору полной нагрузки до окончания обкатки;
2) не допускать работу мотора без охлаждающей воды;
3) поворот рукоятки румпеля как на увеличение, так и на уменьшение частоты вращения производить плавно,
4) переводить ручку переключения муфты холостого хода только на малой устойчивой частоте вращения,
5) после запуска, до выхода на полный газ в течение 1—1,5 мин произвести прогрев мотора на малом газе,
6) остановку мотора производить после предварительного охлаждения его на малой частоте вращения в течение 0,5—1 мин ,
7) в случае среза штифта гребного винта немедленно сбросить газ и остановить мотор во избежание выхода его из строя из за большой частоты вращения,
8) при регулировках и осмотрах проворачивать мотор от руки только в направлении вращения при помощи пускового механизма или за маховик (по часовой стрелке, если смотреть сверху). Проворачивать мотор за гребной винт не следует, так как это может вызвать заворачивание лопастей крыльчатки водяной помпы.
9) не допускать работы мотора на чистом бензине без добавления масла;
10) при эксплуатации мотора в морской воде, после окончания работы поместить его в бак с пресной водой, запустить и дать проработать 2 — 3 мин. Затем обмыть наружную поверхность мотора пресной водой и протереть насухо;
11) при эксплуатации мотора в холодную погоду, после работы следует слить воду из системы охлаждения во избежание выхода его из строя. Мотор нужно вынуть из воды и медленно прокрутить пусковым механизмом 6 — 8 раз, чтобы вода вышла из двигателя Для слива воды из водяной помпы положить мотор свечными отверстиями вниз и так же медленно прокрутить его несколько раз.
Слить воду из полостей блока (в случае если засорилось отверстие диаметром 2 мм в нижней части блока), для чего положить мотор свечными отверстиями вверх (горизонтально) на несколько минут;
12) не рекомендуется оставлять неработающий мотор в воде на продолжительное время во избежание коррозии деталей;
13) при откидывании мотора следует повернуть его влево (тик, чтобы поплавковая камера карбюратора была внизу) во избежание утечки топлива из карбюратора.

4.10. Снятие мотора с лодки

Снятие мотора с лодки производится в следующем порядке:
1) завернуть винт на пробке топливного бака и отсоединить шланг от мотора;
2) отвернуть два винта крепления мотора к транцу лодки;
3) поднять мотор вверх, снять с транцевой доски, вынуть из воды и держать в вертикальном положении, пока вода не вытечет из полостей.
Переносить мотор и класть его необходимо так, чтобы двигатель был выше подводной части из-за возможного попадания остатков воды в цилиндр двигателя и магдино.

4.11. Хранение мотора

Мотор необходимо хранить в сухом помещении. Для длительного хранения, например, на зиму, производится консервация мотора следующим образом:
1) если мотор работал в морской воде, дать ему некоторое время поработать в баке с пресной водой (для удаления солей). Смыть соли с наружных поверхностей,
2) слить воду из системы охлаждения (см. раздел “Эксплуатации мотора”),
3) отсоединить шланг подачи топлива от мотора;
4) слить топливо из бака и карбюратора. Промыть бак чистым бензином, затем залить 0,5 л масла, взболтать его и слить;
5) протереть наружную поверхность деталей насухо, а затем неокрашенныс детали протереть промасленной тряпкой,
6) снять гребной винт, смазать валик и установить винт на место;
7) слить масло из редуктора и промыть редуктор чистым бензином;
8) заполнить редуктор обезвоженным трансмиссионным маслом;
9) смазать места трения наружных деталей консистент ной смазкой,
10) вывернуть свечи зажигания и установить мотор свеч ными отверстиями вверх с наклоном в сторону продувочных окон (в сторону топливного насоса) Установить поочередно поршни в положение нижней мертвой точки и через свечные отверстия залить в цилиндры по 50 см3 чистого обезвоженно го масла для двигателя.
Дать выдержку 1—2 мин. при положении каждого из поршней в НМТ для протекания масла в картер, после чего провернуть мотор от пускового механизма 3—4 раза. Поставить мотор в нормальное положение и повернуть еще 3—4 раза. Смазать впускные клапаны заливкой 15—20 см3 масла через карбюратор; при этом мотор поставить так, чтобы перегородка с клапанами была в горизонтальном положении, а затем наклоняя его в разные стороны обеспечить смазку всех клапанов;
11) снять маховик и смазать тонким слоем масла верхний конец коленвала, башмаки и втулку маховика. После этого маховик установить на место и закрепить;
12) очистить свечи зажигания от нагара, смазать резьбу маслом и поставть на место;
13) поставить заглушки из бумаги или дерева в отверстия карбюратора и проставки.

В качестве консистентной смазки применять солидол ГОСТ 1033-79. Обезвоживание масла производится нагревом его до 105—110° С с выдержкой до прекращения выделения пены и потрескивания.

Источник

Оцените статью