Как подготовить классный час
методическая разработка на тему
Методические рекомендации при подготовке информационного, тематического классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_klassnyy_chas.docx | 53.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов
Интеллектуальное развитие учащихся — неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи — не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
- интеллектуальные марафоны;
- дни интеллектуального творчества;
- защита интеллектуальных проектов?
- экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории;
- встречи с учеными, изобретателями;
- интеллектуальные ринги и викторины;
- заседание клубов интеллектуалов;
- интеллектуальные олимпийские игры;
- школа интеллектуального развития.
Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов
- В.И. Даль и его толковый словарь.
- Я и мои способности.
- Мир энциклопедий.
- Мои сильные и слабые стороны.
- Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.
- Мои «почему?» и ответы на них.
- Глубинные тайны человеческого познания.
- Внимание и внимательность. Слова одного корня?
- Как научиться управлять собой.
- Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?
- Тренировка памяти — залог будущего успеха.
- Человек и творчество.
- Разговор с самим собой по душам.
- День творческого представления в школе.
- Как научиться властвовать собой?
- Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
- Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Назначение и формы проведения
Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час. Раньше информационный час назывался «политическая информация». В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры учащихся.
Главное назначение информационного часа — формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, в стране и в городе. Такие часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Тематические часы могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 45 минут. Если информационный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.
Формы проведения информационных часов:
- викторина (обзорная и тематическая);
- информационный ринг;
- конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
- пресс-конференция;
- встречи с интересными людьми;
- праздники газеты и журнала;
- вечера вопросов и ответов;
- дискуссии;
- путешествие во времени (история создания газет и журналов);
- рекламная акция.
Подготовка информационного часа
Правило первое. Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
Правило второе. Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.
Правило третье. Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и новой для всех учащихся класса. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.
Правило четвертое. Информация в обзоре должна быть беспристрастной. Учащиеся не должны высказывать своих политических пристрастий или пристрастий своей семьи.
Правило пятое. Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).
Основные виды подготовки к информационному часу:
- обзор газетных сообщений;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из
текстов газет и журналов; - работа со словарем и справочной литературой;
- работа с политической картой мира и глобусом;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- просмотр и обсуждение телематериалов.
Примерная тематика информационных часов
- По странам и континентам.
- Главные события страны и мира за неделю.
- Газеты и журналы моей семьи.
- Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
- Это интересно, это полезно, это необходимо.
- Как читать газету.
- История первой газеты и первого журнала.
- Профессия — журналист.
- Это интересно знать.
- Время, события, люди.
- Горячие точки планеты Земля.
- У карты мира.
- Профессия — репортер.
- От чего зависит рейтинг газеты.
- Ведущие газеты страны и мира.
- Крупным шрифтом о главном.
- Главные темы первой полосы.
- Газетная лексика.
- Быть журналистом опасно?!
- Газетная сатира.
- Журналисты в истории моей страны.
- Планета за одну неделю.
- Мир глазами журналистов ведущих газет.
- Что мы знаем о создании газетного номера.
- Как работать со статьей и журнальной публикацией.
- Любимые журналисты о своей профессии.
- Достоверная информация в достоверных фактах.
- С трибуны главного редактора.
- Достоверность и лживость газетных фактов.
- Главные события прошедшей недели.
- Политический олимп: имена и характеры.
НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Предварительная подготовка
Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.
Цели нравственного классного часа:
- Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
- Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
- Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,
- Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.
Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.
Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.
Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:
I. Определение темы
Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.
П. Подбор материала
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.
Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.
Примерная тематика нравственных классных часов
- Игра «Кто я? Какой я?»
- Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».
- Экскурсия «Я через 5 лет».
- Праздничное представление «Архив 5-го А».
- Час общения «Мои интересы, мои увлечения».
- Интерактивная игра «Я — дома, я — в школе, я — среди друзей».
- Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат».
- Беседа «Иметь свое мнение — это важно?»
- Диспут «Мои «хочу» и мои «могу»».
- Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и. »
- Беседа «Вверх по лестнице жизни».
- Аукцион мнений «Умею ли я любить?»
- Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко».
- Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется
за этими словами?» - Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».
- Диспут «О дружбе и друзьях».
- Беседа «О товариществе и дружбе».
- Праздник «Всему начало любовь. »
- Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».
- Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».
Тематический классный час
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к самовыражению и саморазвитию.
Учитель выписывает темы, далее учащиеся выбирают те, которые их интересуют. Педагог анализирует ответы, выбирает наиболее часто повторяющиеся.
Примерная тематика тематических классных часов
- Мир моих увлечений.
- Памятные даты моей семьи.
- Обычаи и традиции народов мира.
- Кем быть и каким быть?
- Мир моих способностей.
- Памятные даты моей страны.
- Обычаи и традиции моей страны.
- Профессии милосердия и добра.
- Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития.
- Люди, на которых хотелось бы быть похожим.
- Компьютер в жизни человека.
- Азбука вежливости.
- Портрет друга, которого я хотел бы иметь.
- Герб моей семьи. Каким он может быть?
- О вкусах не спорят?
- Профессионал. Кто он?
- Простые истории человеческой дружбы.
- Улицы, от названия которых становится теплей.
- Мои профессиональные приоритеты.
- Как научиться говорить «нет».
Источник
«Как организовать и провести классный час»
статья по теме
Материал представлен для начинающих классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditeley.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО классных руководителей
«Как организовать и провести классный час»
Подготовила: Юрченкова Г.Ф.,
Как организовать и провести классный час?
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время — решают ученики и классный
Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного
часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и учащимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или
Следует отметить, что, классный руководитель, проводя воспитательный час или
классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа тесно связаны друг с другом.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию У них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую,
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает
возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения у учеников к объектам окружающего мира и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания
Методика организации и проведения классного часа помогает определить его
содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а так же целей и задач, которые определил классный руководитель.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи
анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа классный руководитель должен — выполнить
-определить тему и сформулировать цель;
-подобрать соответствующий материал, наглядные пособия,
музыкальное оформление и Т.Д. по теме;
-составить план (сценарий) про ведения классного часа;
-дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если
это предусмотрено планом (сценарием);
-определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.
Советы по организации классного часа.
- Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов, классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
Ни для кого не секрет, что еще и в ХХI веке встречаются классные часы, на которые дети иногда боятся идти или идут с большой неохотоЙ. Если классные руководители, которые готовят классный час как монолог одного актера, без учета интересов учащихся, их возможностей, их мнения.
Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час или лучше его называть час общения играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (про водится примерно раз в месяц). Это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
— слушает доклады учеников о выполнении поручений и Т.Д.
Экстренные (внеочередные) собрания проводятся при необходимости обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний про водится самими учащимися под руководством классного руководителя.
Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:
-как представитель общеобразовательного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями;
-как член классного коллектива, где он связан со своими учениками дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Личное участие классного руководителя в собрание, как правило, обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятие какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с учениками в этом процессе претерпевает изменения от года в год, по мере накопления опыта.
Педагогическое руководство процессом становления классных собраний будет протекать успешно, если классный руководитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-7 класс, так, чтобы к 8-9 классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания при консультативной помощи учителя.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15- 25 минут.
По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.
Одна из основных задач классного руководителя — постепенное вовлечение в про ведение собраний все большего числа учеников класса. С этой целью отдельным учащимся даются поручения подготовить, например, доклады на заданную тему.
В б-м классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководителя потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними: следует помочь школьникам, которые стесняются публично выступать, поощрять активность таких учащихся на собрании.
Как правило, у 7 -му классу складываются традиции и правила проведения
классных часов. Для детей этого возраста характерны: возросшее стремление к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому у классного руке» водителя появляется возможность для предоставления максимального проявлений активности. Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Преимущества часа общения перед другими формами работы. Преимущество первое.
Общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией на обсуждаемые вопросы.
Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Классный час, на котором решаются разные проблемы позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
Классный час важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Лучше всего, если классный час поставлен в школьном расписании в субботу, между третьим и четвертым уроком. Это дает возможность классному руководителю чаще встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Проведение классного часа в субботу дает возможность обсудить те проблемы и разрешить те конфликты, которые накопились у ребят за учебную неделю. Иногда слышишь от классных руководителей, что в школе требуют, чтобы классный час длился по времени 45 минут, как школьный урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться с ребятами 20 минут, а иногда можно говорить очень долго. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы классного часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения на классном часу способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.
При подготовке классного часа классный руководитель должен четко следовать
методике организации и про ведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа.
- Определение времени и места про ведения классного часа.
- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана
подготовки и про ведения классного часа.
- Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
- Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.
Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: — беседа (этическая, нравственная);
— диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
— встречи с интересными людьми;
— викторины по различным областям знаний;
интерактивные игры; игры — путешествия; театральные премьеры; тренинги;
методике организации и про ведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа.
- Определение времени и места про ведения классного часа.
- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана
подготовки и про ведения классного часа.
- Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
- Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.
Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: — беседа (этическая, нравственная);
— диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
— встречи с интересными людьми;
— викторины по различным областям знаний;
интерактивные игры; игры — путешествия; театральные премьеры; тренинги;
Источник