1. Размельченный столярный или рыбий клей заливают холодной кипячёной или дождевой водой в процентном соотношении (приблизительно на сутки); а желатин настаивают в воде 30-40 минут до набухания.
Рыбий осетровый или белужий клей:Пропорции: 1 часть по весу клея и 4 части воды. Варят до полной выварки пузырей, процеживают через сито.
Мездровый клей:Разломать на мелкие кусочки, бросить в холодную воду (1 фунт клея на 3 стакана воды), дать набухнуть 12 часов. Варить, помешивая деревянной лопаткой. Клей при кипении должен увеличиться в 2-3 раза – тогда он готов.
2. Затем варить клей на медленном огне на «водяной бане», помешивая до полного растворения. Вода в бане не должна кипеть, так как от высокой температуры клей теряет крепость.
3. Разбавить клей горячей водой – примерно до 3% — для проклейки (3 г клея + 97 г воды).
Перед самым употреблением клей согреть, не давая закипеть.
Проклеить доску. Проклейка должна быть жидкая и горячая, чтобы она глубже проникла в древесину. Клей наносится широкой щетинной кистью. Особенно тщательно проклеить торцы.
Когда первая проклейка высохнет, доску нужно зашкурить и еще раз обильно проклеить.
· Когда доска просохнет, она должна мягко мерцать от клеевого слоя.
1.Вырезать кусок ткани несколько больше размера доски. Вымочить его в холодной воде, а затем проварить несколько минут в воде. Высушить.
2.Приготовить клей, причем для маленьких (до 50см) 12-15%; для больших (>50см) 20%.
3.Положить сухую паволоку в горячий раствор клея, закрыть крышкой и проварить несколько минут на водяной бане. Однако, вода не должна закипать. Можно замочить паволоку в теплом растворе на несколько часов для ее равномерного насыщения клеем, а перед работой нагреть.
4.Этим же раствором горячего клея пройтись широкой кистью по доске. Горячую ткань слегка отжать и быстро положить на доску, старательно разглаживая руками по всем направлениям (начиная с центра), чтобы не получилось складок и пузырей.
· Соблюдать параллельность волокон ткани и сторон доски!
5.Сушить около суток. Затем обрезать лишнюю материю. Если на подсохшей паволоке появились пузыри, разрезать их, промазать горячим клеем и хорошо прижать. Зашкурить эти места наждачкой.
§ Сильно натягивать паволоку нельзя, тк при высыхании ткань даёт усадку и может отделиться от доски;
§ в углах ковчега паволоку можно подрезать;
§ на досках большого размера паволоку можно наклеить встык частями или сухую ткань намотать на стержень, а горячий клей наносить частями большим флейцем. Т.о. постепенно раскатывается паволока, затем приглаживается рукой. Сверху пройтись клеем и снова разгладить рукой.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав
Источник
Клеи животного происхождения
Костный клей изготовляют из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, обрабатывают слабым раствором сернистой кислоты для удаления минеральных солей и затем варят в специальных аппаратах, в которых кости подвергаются многократному воздействию пара и воды. В результате такой обработки, имеющийся в костях коллаген переходит в глютин, который является клеящим веществом.
Костный клей выпускают в виде сухих плиток от темно-желтого и до темно-коричневого цвета, и влажность- 17%. Также выпускается твердый дробленый клей.
Чтобы из сухого клея приготовить жидкий, плитки разбивают на куски, дробят и замачивают на 24 часа в холодной воде, затем варят на водяной бане в течение 40-50 минут, последние 10 минут поддерживают температуру 60°. В процессе варки клей непрерывно перемешивают. В сваренный клей вводят антисептик, предварительно растворенный в воде, например пентахлорфенолонатрия или другие, в количестве от 0,5 до 1% к весу сухого клея. Клей хранят при температуре +5-6° не более 7 дней.
Мездровый клей вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи), а также обрезков кожи. Сырье обрабатывается в известковом молоке, а затем раствором соляной или серной кислоты. Для получения из мездры высококачественного клея ее варят при температуре 80-90°.
Сухой мездровый клей вырабатывается в виде плиток, дробленым и в чешуйках. Цвет клея от светло-желтого до темно-коричневого. В тонких слоях плитки клея должны просвечивать. По качеству клей выпускается пяти сортов: экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-Й.
Клей приготавливается так же, как и костный. Раствор горячего клея не должен иметь гнилостного, запаха.
Клеящая способность клеев: экстра — 100 кг/см2, высшего — 100 кг/см2, первого — 100 кг/см2, второго — 75 кг/см2 и третьего — 60 кг/см2.
Технический желатин широко используется при приготовлении эмульсионных грунтов, при грунтовании холстов, а также для различных проклеек бумаги и т. п.
Технический желатин представляет собой чистый глютин. В отличие от костного и мездрового клеев его получают из отборного сырья: рогового стержня, т. е. пуговичной кости, лобовой кости.
Выпускается желатин следующих видов: пищевой, фотографический и технический. Фотожелатин и технический находят применение в живописи.
Чтобы приготовить клей, сухой технический желатин заливают небольшим количеством воды и дают ему набухнуть (набухание желатинового клея происходит примерно около часа). Набухший желатиновый клей подогревают на водяной бане при температуре 65-70°.
Для проклеек обычно берется 6-8 — процентный раствор клея для наклеивания бумаги, для эмульсионного грунта применяют 12-15 — процентный. Для пластифицирования клея в него вводят незначительное количество глицерина (0,2-0,3%).
Рыбий клей.К коллагеновым клеям относится также рыбий. Сырьем для его производства служат плавательные пузыри осетровых пород; более низкие сорта клея делают из голов, чешуи, костей рыб.
Плавательный пузырь почти целиком состоит из чистого коллагена.
Для получения рыбьего клея плавательный пузырь выдерживается в течение нескольких часов в 15-16-процентном растворе соли, затем отмачивается в чистой воде и подсушивается на воздухе. Затем с пузыря сдирают наружную оболочку, а внутреннюю используют для клея, ее окончательно высушивают и прессуют пластины.
Чтобы приготовить жидкий клей для работы, пластинки клея замачивают целиком на 24 часа в холодной воде. Набухший клей размягчают и разминают, затем варят на водяной бане, как костный и мездровый, процеживают через марлю или сито и вводят антисептик.
Рыбий клей применяется как для приготовления эмульсионного грунта, так и при реставрации картин. Для приготовления эмульсионного грунта берется 12-15 — процентный раствор клея.
При реставрационных работах, например для укрепления хрупкой, отслаивающейся от холста живописи, применяют 5-6 — процентный раствор рыбьего клея. В приготовляемый клей в качестве пластификатора вводят мед в соотношении 1 : 2,5, т.е. на 1 м. ч. сухого клея берется 2,5 м. ч. меда.
Количество компонентов, необходимых для приготовления 20 процентного раствора клея (в г.)
Сухой клей
Вода
Антисептик
Количество полученного клея
10
40
0,1
50
20
80
0,1
100
40
160
0,4
200
60
240
0,6
300
80
320
0,8
400
100
400
1
500
200
800
2
1000
Синтетические клеи
Клей поливинилацетатный (ПВА). Клей ПВА изготовляется на основе эмульсии поливинилацетата. Он состоит из следующих компонентов (в м. ч.):
Компоненты
I
II
поливинилацетат
95,0
85,0
дибутилфталат
5,0
5,0
вода
0,0
10,0
В качестве основы клея ПВА применяется водная, непластифицированная эмульсия.
Клей ПВА применяют для склеивания древесины, бумаги, картона, хлопчатобумажных тканей между собой, а также для склеивания тканей с древесиной и стеклом и металла с древесиной.
Клей должен храниться при температуре не ниже +5°. Гарантийный срок хранения 6 месяцев со дня изготовления.
Эмульсия поливинилацетатная пластифицированная. Поливинилацетатная водная эмульсия — продукт полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии эмульгатора и инициатора.
Пластифицированная эмульсия выпускается трех марок: НВ — низковязкая, СВ — средневязкая и ВВ — высоковязкая.
Пластифицированная эмульсия находит применение при изготовлении грунтов для живописи (при применении пластифицированной эмульсин для грунтования холстов, картона, бумаги ее наполовину разбавляют водой). Одновременно эмульсия может применяться как высококачественный клей.
Эмульсия применяется для склеивания бумаги, дерева, стекла, тканей, керамики, металлической фольги между собой и друг с другом.
Хранят эмульсию при температуре от +5 до +40°. При расслоении эмульсии ее тщательно перемешивают. Срок годности эмульсии 6 месяцев со дня изготовления.
Источник
Как приготовить кроликовый клей
Алексѣй, Сланский не расшифровывает какие квасцы (очевидно, для середины прошлого века все знали про них). 🙂 Квасцы — для акварели.
По поводу мёда/глицерина я уяснил следующее. Глицерин — после испарения грунт становится не эластичным и хрупким. Мёд — нельзя, со временем появляются кристаллы сахара. Всё это заменяет пластифицированный поливиниловый спирт. Пластифицируют его глицерином.
Из книги «Техника живописи. Практические советы». Изд-во Академии художеств СССР. 1960 г. по ред Чекалова, стр. 39-40: «Рецептура проклейки: рыбий клей 1 весовая часть, или 100 г поливиниловый спирт (ПС) 0.5 вч или 50 г глицерин 30% или 15 г от веса сухого поливинилового спирта антисептик: трихлор или пентахлорфенолят натрия 1% от веса сухого рыбьего клея. ПС переводится в раствор так: порошок ПС (50 г) заливают 200-250 мл дистиллированной воды и оставляют набухать на 12 часов. Сосуд с набухшим ПС помещают в водяную баню с температурой воды 80 гр С. ПС переходит в раствор через 5-10 минут.. В прозрачный раствор ПС добавляют 15 г глицерина. Всё тщательно перемешивают и переливают в мерный цилиндр. К раствору ПС с глицерином приливают раствор рыбьего клея. Доводят до нужного объёма, тщательно перемешивают. Раствор следует слегка подогреть. Приготовление клеевого раствора: необходимое количество сухого клея помещают в сосуд, заливают в таком количестве, чтобы вода полностью покрыла клей, и оставляют набухать на 12-14 часов. Время набухания сильно сокращается, если клей измельчить. Вода дистиллированная или кипячёная холодная. Набухание клея закончено, когда в кусочках не останется твёрдого ядра.. после окончания набухания сосуд с клеем помещают в водяную баню и нагревают, всё время тщательно перемешивая, до полного растворения клея. Варка клея проводится в течение 1 часа при температуре воды в водяной бане 70 гр С. Кипятить клей на открытом огне нельзя. Приготовленный клеевой раствор фильтруют через металлическое сито или марлю для удаления неперешедших в раствор плёнок коллагена. Желатин не требуется фильтровать. Процеженный клей выливают в мерный стакан, добавляют необходимое количество разведённого в воде антисептика — пентахлорфенолята натрия и недостающее количество раствора доливают водой.»
Источник
кроличий клей пропорции
Это объясняется просто. Старая тряпка лучше новой. Новая же имеет молодую упругость, готовность своими новотканными силенками противостоять суровым реалиям жизни. Или пускать пыль в глаза.
При любых изменениях внешних условий, срабатывается механизм физических свойств волокон, происходит натяжение или растяжение нитей. Выпрямление или сворачивание волокон. А потому с такими ненадежно: приклеишь так молоденькую красивую беленькую тряпочку, а она потом после усыхания как фыркнет, заупрямится сдуру и отдерется от основы и от левкаса. И будет дуть губки, а твоя работа полетит в насмарку. Старая, на своем виду повидавшая и побывавшая в круговерти жестокой жизни, она словно как тертый калач, куда становится мудрее. Потеряв былую упругость, она более покладистее, поддается дрессировке. Она прошла через кипяток, воду и медные . эээ, вобщем ясно. Приобретши смирение, уже не так бастует, как новая. Ляжет как и куда надо и будет лежать безропотно.
Кипячение также является воспитательным способом новичков, вываривая из волокон связующие вещества, ослабляет их силу и желание выносить в митинг транспаранты на площади иконной основы в протест того, что их замазали левкасом.
Старые нити на вид хоть и дряхлые, на самом деле служат как бы наполнителем цементирующего свойства. Почему в Средней Азии после землетрясений остаются целыми старинные здания? Потому что в цемент древние зодчие добавляли клочки старых тряпок, старую солому, ну и кизяки там всякия. Конечно, тут Средняя Азия ни при чем, так, к слову. А не потому что новых тряпок не было у древних русских иконописцев. Они были мудрее нас.