Как приготовить микропрепарат молочнокислых бактерий

Приготовление препарата молочнокислых бактерий

Оборудование и материалы: кефир (йогурт), предметное стекло, кристаллизатор, матрасик, капельницы с метиленовым синим и со смесью спирта с эфиром, микроскоп, фильтровальная бумага, метиленовый синий, спирт+эфир, бактериологическая петля.

Для микроскопического исследования молочнокислых бактерий готовят препарат из скисшего молока. Бактериологическую петлю вносят в сгусток и, повернув ее вокруг оси, извлекают, прикоснувшись ею и к пленке. Сгусток размазывают на предметном стекле очень тонким слоем без воды. Сушат на воздухе. Фиксируют смесью спирта с эфиром (1:1), несколько раз нанося на мазок смесь и сливая ее. При такой фиксации погибают и прикрепляются к стеклу бактерии, и параллельно эфиром удаляется жир. Последнее необходимо, т.к. капли жира на препарате мешают окраске и микроскопированию.

Фиксированный препарат окрашивают, заливая метиленовым синим на 2-3 минуты, промывают водой, высушивают и микроскопируют при большом увеличении.

Под микроскопом на препаратах видно преобладание мелких округлых клеток — Streptococcus lactis, соединенных в короткие цепочки ( см. приложение, рис.1). Этот микроорганизм — возбудитель естественного скисания молока в наших широтах. Оптимальная температура для его развития — 30 о С. В результате жизнедеятельности молочнокислого стрептококка накапливается до 1% молочной кислоты.

Нередко на препарате видны тонкие палочки рода L.bulgaricus разных размеров. Чаще всего встречаются так называемая болгарская палочка — возбудитель естественного скисания молока в южных широтах. Оптимальная температура для нее — 40 о С. Этот микроорганизм кислотоустойчив, накапливает до 3,5% молочной кислоты.

Если на поверхности прокисшего молока появилась пленка, то в мазке обнаруживается также и молочная плесень. Четырехугольные или овальные клетки ее отличаются от клеток молочнокислых бактерий большими размерами.

Задание. Зарисуйте и опишите обнаруженные вами в мазке формы микроорганизмов. Постарайтесь определить род, к которому они относятся. Обнаружили ли вы наличие плесени? Дрожжей?

Источник

Ход работы Приготовление препарата молочнокислых бактерий

Оборудование и материалы: Кефир (йогурт), предметное стекло, кристаллизатор, матрасик, капельницы с метиленовым синим и со смесью спирта с эфиром, микроскоп, фильтровальная бумага, метиленовый синий, спирт+эфир , бактериологическая петля.

Для микроскопического исследования за молочнокислых бактерий готовят препарат из скисшего молока. Бактериологическую петлю вносят в сгусток и, повернув ее вокруг оси, извлекают, прикоснувшись ею и к пленке. Сгусток размазывают на предметном стекле очень тонким слоем без воды. Сушат на воздухе. Фиксируют смесью спирта с эфиром (1:1), несколько раз нанося на мазок смесь и сливая ее. При такой фиксации погибают и прикрепляются к стеклу бактерии, и параллельно эфиром удаляется жир. Последнее необходимо, т.к. капли жира на препарате мешают окраске и микроскопированию.

Фиксированный препарат окрашивают, заливая метиленовым синим на 2-3 минуты, промывают водой, высушивают и микроскопируют при большом увеличении.

Под микроскопом на препаратах видно преобладание мелких округлых клеток — Streptococcus lactis, соединенных в короткие цепочки ( см. приложение, рис.1). Этот микроорганизм — возбудитель естественного скисания молока в наших широтах. Оптимальная температура для его развития — 30 о С. В результате жизнедеятельности молочнокислого стрептококка накапливается до 1% молочной кислоты.

Нередко на препарате видны тонкие палочки рода L.bulgaricus разных размеров. Чаще всего встречаются так называемая болгарская палочка — возбудитель естественного скисания молока в южных широтах. Оптимальная температура для нее — 40 о С. Этот микроорганизм кислотоустойчив, накапливает до 3.5% молочной кислоты.

Если на поверхности прокисшего молока появилась пленка, то в мазке обнаруживается также и молочная плесень. Четырехугольные или овальные клетки ее отличаются от клеток молочнокислых бактерий большими размерами.

Задание: Зарисуйте и опишите обнаруженные вами в мазке формы микроорганизмов. Постарайтесь определить род, к которому они относятся. Обнаружили ли вы наличие плесени? Дрожжей?

Лабораторная работа №5 биология бактерий р.Clostridium как продуцента биотехнологии

1. Понятие о маслянокислом брожении

Под термином маслянокислое брожение понимается анаэробный процесс превращения различных органических соединений в масляную кислоту. Такой тип брожения характерен для бактерий рода Clostridium. Однако многие представители этого рода помимо масляной кислоты образуют такие дополнительные продукты как: уксусная кислота, этанол, бутиловый и изопропиловый спирты, ацетон, углекислый газ и водород. Из-за этого некоторые маслянокислые бактерии иногда называют в литературе ацетонобутиловыми.

Субстратами брожения для клостридиев могут служить самые разнообразные соединения. В связи с этим принято различать три группы бактерий рода клостридий.

Сахаролитические клостридий способны сбраживать углеводы (глюкозу, фруктозу, лактозу, ксилозу и пр.). Некоторые виды могут использовать крахмал (С. butiricum), целлюлозу (С. cellobioparum), пектиновые вещества (С. felsineum), хитин (С. sporogenes). Типичными сахаролитическими клостридиями являются и наиболее известные виды: С. butiricum, С. pasteurianum.

К протеолитическим клостридиям относятся бактерии, имеющие активные протеолитические ферменты, и поэтому способные сбраживать белки и пептиды, гидролизуя их сначала до аминокислот. В эту группу входят многие сапрофитные виды (С. putrificum, С. histolyticum), а также некоторые патогенные формы: С. botulinum — продуцент смертельно ядовитого токсина ботулина; С. tetani — столбнячная палочка, образующая в организме человека столбнячный токсин.

Читайте также:  Как приготовить оконную замазку своими руками

Пуринолитические клостридий приспособились к сбраживанию пуринов и пиримидинов.

Таким образом, типы брожений, осуществляемые клостридиями, необычайно разнообразны как в отношении используемых субстратов, так и образуемых конечных продуктов.

Что касается биосинтетических процессов, многие клостридий способны использовать углекислый газ для построения органических молекул в своей клетке (С. kluyveri), а также молекулярный азот. Первый анаэробный азотофиксатор был выделен из почвы и назван в честь Л. Пастера Clostridiun pasteurianum.

Источник

Микробиология кисломолочных продуктов
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Раздел: Техническая микробиология.

Тема: Микробиология кисломолочных продуктов.

  • Познакомить учащихся с одним из разделов технической микробиологии- микробиологией кисломолочных продуктов;
  • научить учащихся правильно готовить микропрепараты и производить посевы на твердую питательную среду;
  • закрепить навыки работы с микроскопом;
  • показать пользу кисломолочных продуктов и познакомить с профессией микробиолог.

Скачать:

Вложение Размер
mikrobiologiya.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

элективных курсов по биологии: «Цитология с основами микробиологии» в 10 классе.

Тема : Микробиология кисломолочных продуктов

I квалификационной категории
МКОУ СОШ № 10

Вейс Наталья Петровна

Раздел: Техническая микробиология.

Тема: Микробиология кисломолочных продуктов.

Познакомить учащихся с одним из разделов технической микробиологии- микробиологией кисломолочных продуктов;

научить учащихся правильно готовить микропрепараты и производить посевы на твердую питательную среду;

закрепить навыки работы с микроскопом;

показать пользу кисломолочных продуктов и познакомить с профессией микробиолог.

Микроскопы, предметные и покровные стекла, чашки с питательной средой, кисломолочные продукты: «Ряженка», «Снежок», «Бифидок».

1. Важную роль в жизнедеятельности человека играет правильное питание и в рационе любого человека должны входить кисломолочные продукты, т.к. эти продукты питательны и являются диетическими продуктами.

Сообщение учащегося о кисломолочных продуктах.

Кисломолочные продукты давно признаны диетическими благодаря высокой усвояемости, стимулированию секреторной функции желудка, поджелудочной железы, кишечника. В желудке они створаживаются, образуя рыхлый сгусток или хлопья, легкодоступные действию пищеварительных ферментов.

Кисломолочные продукты обладают также лечебными свойствами, обусловленными, в частности, созданием в кишечнике кислой среде, которая препятствует развитию вредных патогенных и гнилостных микроорганизмов, предпочитающих щелочную среду.

В настоящее время установлено,что кисломолочные бактерии продуцируют антибиотические вещества, подавляющие рост других бактерий.

Специальным подбором штаммов кисломолочных бактерий можно повысить полезные свойства кисломолочных продуктов. Наиболее перспективны микроорганизмы, используемые в создании лечебных продуктов- ацидофильные бактерии, подавляющие нежелательную микрофлору кишечника и нормализующие кишечную флору, дрожжи, сбраживающие лактозу, антибиотически активные против туберкулезной палочки. В нашей стране кисломолочные напитки, особенно кефир, широко применяются в лечебных учреждениях. Они включены в пищевые рационы больных с заболеваниями органов пищеварения, аллергическими нарушениями обмена веществ, страдающих гипертонией, ишемической болезнью сердца.

Отмечается положительное влияние кисломолочных продуктов на онкологических больных, выражающиеся в смягчении побочного эффекта от лечения сильными медицинскими препаратами.

Особое внимание уделяется лечебным и диетическим свойствам кисломолочных продуктов для детей. В нашей стране традиционно вводятся в рацион питания детей раннего возраста.

Занимается решением этих вопросов раздел микробиологии- техническая микробиология молока и молочных продуктов.

Дайте определение микробиологии как науки.

Микробиология- наука , которая изучает со всех сторон жизнедеятельность не только бактерий, но и других микроорганизмов (дрожжей, плесневых грибов, микроскопических водорослей).

А техническая микробиологи занимается изучением микроорганизмов молока и молочных продуктов.

Тема нашего сегодняшнего занятия – это микробиология кисломолочных продуктов.

2. Сегодня на занятии мы познакомимся с элементами работы микробиолога и опытным путем определим, какой кисломолочный продукт является более полезным и почему обязательно он должен входить в рацион питания каждого человека.

Назовите кисломолочные продукты, которые встречаются в наших магазинах.

Мы с вами сегодня будем работать с ряженкой, снежком, бифидком.

Откройте пакеты и налейте продукты в стаканы.

А теперь давайте попробуем и сравним эти продукты по внешним и вкусовым качествам и запишем в таблицу.

Источник

Занятие № 5-6. Тема: «Техника приготовления микропрепаратов для микроскопии»

Занятие кружка « Мир под микроскопом»

Тип занятия : комплексное применение знаний

Форма обучения: заочная ( с применением информационно-коммуникативных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий)

Занятие разработано: по Дополнительно общеобразовательной (общеразвивающая) программе «Мир под микроскопом» Составитель: канд. биол. наук, доцент Габдулинова Камиля Гапбасовна.

Основой занятия – Является просмотром видео лекций, презентации, самостоятельное выполнение заданий, обобщающее тестирование.

Необходимые технические средства: выход в интернет, ноутбук. смартфон, микроскоп.

Методы и приемы: репродуктивные, интерактивные, частично-поисковые, исследовательские, наглядные, диалоговый.

Деятельность обучающихся: индивидуальная

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель– создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД .

Образовательные: (ориентированные на достижение предметных результатов):

развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности.

— знакомить с многообразием микроскопов, устройством и правилами работы с ними (на примере цифрового микроскопа).

— обучать технике изготовления микропрепаратов; способам фиксирования результатов наблюдений в виде фото и видео, выполненных с помощью цифрового микроскопа.

— сформировать у школьников представление о принципах функционирования микроскопа и об основных методах микроскопирования;

Развивающие: (ориентированные на метапредметные результаты образования):

развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

-формировать навык работы со справочной научной и научно — популярной литературой (поиск и отбор необходимого материала).

— развивать у обучающихся представления и понятий об объектах и явлениях окружающего мира (неживой и живой природы, а также предметах, изготовленных людьми) в процессе работы с цифровым микроскопом.

Воспитательные: (ориентированные на личностные результаты):

— воспитание бережного отношения к природе через осознание неповторимости и своеобразия природных объектов и явлений в процессе их изучения с помощью микроскопа.

— развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира

Техника приготовления временных микропрепаратов

Видео лекция « Приготовление временных препаратов»

Задание для индивидуальной работы ​​​​​​​ ​​​​​​​

Микроскопы открывают крохотные миры. С помощью микроскопа можно увидеть невероятный мир, существующий на клеточном уровне. Поразительным свойством микропрепаратов является возможность их длительного хранения и наблюдения распада клеток с течением времени. В любом случае, если не терпится поскорее взглянуть на образец или проводится долгое научное исследование, нужно научиться приготавливать микропрепараты.

Приготовление сухого препарата

Сухие препараты используются для изучения образцов, не требующих для выживания контакта с водой. Для начала потребуется чистое предметное стекло. Осторожно поместите как можно более тонкий срез образца в центр предметного стекла и накройте его покровным стеклом. Если вы в резиновых перчатках, можете слегка придавить покровное стекло, чтобы выровнять препарат.

Приготовление влажного препарата

Влажные препараты используются, если образец не может обходиться без воды, чтобы оставаться живым. Это часто бывает с одноклеточными организмами и мелкими животными. Возьмите чистое предметное стекло. С помощью пипетки, поместите одну-две капли дистиллированной воды в центр стекла. Поместите в воду образец и накройте его покровным стеклом. Опять же, можно немного прижать покровное стекло, если на руках резиновые перчатки. Прикосновение к стеклу без перчаток оставит на нем отпечатки, мешающие наблюдениям препарата под микроскопом.

Влажные препараты сами по себе удерживают покровное стекло на месте и могут храниться некоторое время. Если исследуемые микроорганизмы слишком подвижны, чтобы их можно было изучать, «замедлить» их, добавив в воду связующий компонент, например «Protoslo» (1,5% раствор метилцеллюлозы).

Некоторые организмы трудно увидеть под микроскопом без дополнительного окрашивания. Лучший способ это сделать – добавить капельку раствора Люголя (раствор йода и йодида калия) в воду перед тем, как поместить в нее образец. Также можно использовать растворы «метиленового синего» или «кристаллического фиолетового».

Если требуется окрасить уже готовый препарат , можно попробовать такую хитрость. Поместите с одной стороны покровного стекла краситель, а с другой – бумажную салфетку. Салфетка будет вытягивать влагу из-под стекла с одной стороны и таким образом затягивать под него краситель с другой стороны.

Видео лекция » Приготовление временных препаратов»

Рекомендации по изготовлению временных микропрепаратов
и выполнению биологического рисунка

Правила приготовления микропрепаратов

Техника приготовления временных микропрепаратов

1. Микропрепараты готовят путем помещения объектов в каплю воды на предметном стекле, тщательно расправляя их с помощью препаровальных игл
и накрывая покровным стеклом. Избыток воды удаляется фильтровальной бумагой.

2. Приготовленный препарат рассматривается вначале при малом (×8, ×20),
а затем при большом (×40, ×60, ×90 с иммерсией) увеличении микроскопа с осветителем. При использовании иммерсионной системы микроскопа на препарат наносят каплю кедрового масла и рассматривают без покровного стекла.

3. Рассматриваемые объекты зарисовываются и подписываются.

4. Узнать увеличение микроскопа, при котором рассматривается тот или иной объект, просто. Для этой цели необходимо умножить цифру, стоящую на объективе, на цифру, обозначенную на окуляре (эта цифра всегда со знаком ×). Например, при объективе 40 и окуляре ×10, микроскоп дает увеличение в 400 раз.

Техника выполнения биологического рисунка

Зарисовке ботанических объектов нужно уделять серьезное внимание, так как это не только способ оформления результатов наблюдения, но и метод эксперимента, позволяющий более детально изучить объект.

1. Рисунок должен быть четким, пропорциональным, правильно отражать результаты наблюдений, трактовку исследованных структур.

2. Схему строения таллома рисуют при малом, а детальное строение отдельных клеток при большом увеличении микроскопа.

3. Располагают рисунок с левой стороны листа.

4. На правую сторону выносят стрелки с цифрами и расшифровывают их
в подрисуночной подписи.

5. Рисунок должен быть крупным (не более двух на листе). Делают его простым карандашом.

Видео лекция «Приготовление фиксированных препаратов»

Приготовление фиксированных окрашенных препаратов включает следующие этапы: приготовление мазка, высушивание, фиксацию и окраску.

1. Приготовление мазка. На обезжиренное спиртом предметное стекло помещают маленькую каплю водопроводной воды и переносят в нее петлей небольшое количество исследуемого материала как для препарата «раздавленная капля». Полученную суспензию равномерно размазывают петлей на площади 1 — 2 см2 возможно более тонким слоем. Мазок должен быть настолько тонок, чтобы высыхал после приготовления.
2. Высушивание мазка. Лучше всего сушить готовый препарат при комнатной температуре на воздухе. Хорошо приготовленный тонкий мазок высыхает быстро. Если высушивание мазка замедлено, то препарат можно слегка нагреть в струе теплого воздуха высоко над пламенем горелки, держа стекло мазком вверх. Эту операцию следует проводить осторожно, не перегревая мазка, иначе клетки микроорганизмов деформируются.

3. Фиксация препарата преследует несколько целей: убить микроорганизмы, то есть сделать безопасным дальнейшее обращение с ними; обес печить лучшее прилипание клеток к стеклу; сделать мазок более восприимчивым к окраске, так как мертвые клетки окрашиваются лучше, чем живые. Самым распространенным способом фиксации является термическая обработка. Для этого препарат трижды проводят через наиболее горячую часть пламени горелки, держа предметное стекло мазком вверх. Не следует перегревать мазок, так как при этом происходят грубые изменения клеточных структур, а иногда и внешнего вида клеток, например их сморщивание. Для исследования тонкого строения клетки прибегают к фиксации различными химическими веществами. Фиксирующую жидкость наливают на мазок, либо препарат на определенное время погружают в стакан с фиксатором.

4. Окраска. Клетки микроорганизмов окрашивают главным образом анилиновыми красителями. Различают простые и дифференциальные спо собы окрашивания микроорганизмов. При простой окраске прокрашивается вся клетка, так что становятся хорошо видны ее форма и размеры. Дифференциальная окраска предполагает окрашивание не всей клетки, а опре деленных ее структур. С помощью дифференциальной окраски выявляют некоторые клеточные структуры и запасные вещества. Для простого окрашивания клеток микроорганизмов чаще всего пользуются фуксином, генциановым фиолетовым, метиленовым синим. Для получения более чистых препаратов краситель наливают на мазок, покрытый фильтровальной бумагой.

Метод окрашивания в модификации

Синева позволяет использовать вместо растворов красителей фильтровальную бумагу, заранее пропитанную красителем. В правильно окрашенном и хорошо промытом препарате поле зрения светлое и чистое, окрашены только клетки микроорганизмов. Фиксированные, окрашенные препараты могут храниться длительное время. Необходимо помнить, что возраст культуры, состав среды и условия культивирования существенно влияют на морфологию и цитологию микроорганизмов.

Практический материал «Техника приготовления временных препаратов»

Задание 1. Ознакомление с лабораторным оборудованием, применяемом при работе с микроскопом.

Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования, применяе- мого при работе с микроскопом: микротомом, предметными и покровными стеклами, пинцетом, пипеткой, препаровальной иглой и др.

Задание 2. Освоение техники приготовления временных препаратов.

Изготовьте препарат эпидермы (кожицы) сочной чешуи луковицы лука. Для правильного выполнения задания используйте литературу для учащихся [2, 3], презентацию лекции «Продолжим знакомство с микроско- пом».

Найдите и рассмотрите при малом увеличении участок эпидермы, со- стоящий из одного слоя клеток с хорошо заметными ядрами (используйте нижнюю подсветку микроскопа). Изучите строение клетки при большом увеличении.

Задание 3. Выводы по занятию.

Литература для педагога

Приготовление микропрепаратов. https://www.4glaza.ru/articles/about_kits_for_experimenting/

Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. — М.: Академия, 2004. — 272 с.

Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. — М.: Академия, 2004. — 160 с.

Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. — М.: Академия, 2001. — 120 с.

Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 592с.

Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. — М.: Высш. школа, 1979. — 422 с.

Литература для учащихся и учебная литература

Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. — М.: Наука, 1983 — 188с.

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур., 2015. — 96с.

Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. — М.Эксмо, 2018 — 96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. — М.: Мир, 1971- 223 с.

Литература для родителей:

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. 2015. -96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. — М.: Мир, 1971­223 с.

Информационно-коммуникативные технологии познания окружающего мира в начальной школе (Цифровые средства наблюдения и фиксации в курсе «Окружающий мир») / авт.-сост. Т. Р. Кулиджи, В. В. Хрущева. — Новосибирск:, 2013. ​​​​​​​

Источник

Оцените статью