- Практическая работа «Строение плесневого гриба-мукора»
- § 22. Плесневые грибы и дрожжи — Пасечник. 5 класс. Учебник
- Вопросы в начале параграфа
- Лабораторные работы
- Вопросы в конце параграфа
- Подумайте
- Словарик
- Инструктивная карточка к лабораторной работе «Строение плесневого гриба — мукора»
- Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» 7 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Практическая работа «Строение плесневого гриба-мукора»
Кроме шляпочных грибов, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом. Таков гриб мукор, образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным. Под микроскопом хорошо заметно, что грибница мукора состоит из тонких бесцветных нитей.
Грибница мукора — это всего лишь одна сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих округлых чёрных головках, образуются споры.
Что делаем. Рассмотрите невооружённым глазом плесневый гриб на хлебе.
Опишите его внешний вид: отметьте окраску плесени, запах.
Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней.
Что делаем. Готовим микропрепарат грибницы гриба мукора.
Что делаем. Рассмотрите гифы гриба, плодовое тело и споры под микроскопом при увеличении в 60 раз. Обратите внимание на окраску гиф и спор.
Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
Что делаем. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением (в 300 раз). Найдите на концах гиф чёрные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их.
Что наблюдать. На микропрепарате найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Что делаем. Готовим сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанести капельку воды под один край покровного стекла.
Что наблюдаем. Пронаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба.
Вывод. Тело мукора состоит из напоминающего белый пушок разветвлённого многоядерного мицелия без поперечных стенок. На мицелии развиваются спорангиеносцы (ножки с чёрными головками. В головке (спорангии) развиваются тысячи.
Источник
§ 22. Плесневые грибы и дрожжи — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Где поселяется плесень?
Обычно плесень поселяется на старых испорченных продуктах полежавших во влажных и тёплых местах: на хлебе, на овощах и фруктах, на открытых поверхностях молочных продуктов, а также на сырых стенах и тканях.
2. Для чего нужны дрожжи?
Дрожжи используются в хлебопекарном деле для изготовления пышного дрожжевого теста. Также дрожи применяются для изготовления кваса, пива и некоторых других напитков.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: «Плесневый гриб мукор»
1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Лабораторная работа: «Строение дрожжей»
1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1—2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты — почки.
Дрожжевые клетки под микроскопом выглядят и почкуются точно также, как и нарисовано в учебнике на рисунке 50.
2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
3. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Вывод: Дрожжи — это одноклеточные грибы. Клетка дрожжей имеет шарообразную форму и состоит из оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей. Клетки дрожжей размножаются почкованием. При почковании у материнской клетки появляется почка, в которой образовывается ядро, вакуоль и т.д. После вырастания почка отсоединяется от материнской клетки становясь новым самостоятельным организмом.
Вопросы в конце параграфа
1. Какое строение имеет мукор?
Плесневый гриб мукор представляет собой грибницу, состоящую из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки со множеством ядер в цитоплазме.
2. Как он размножается?
Мукор размножается либо спорами, либо обрывками грибницы.
В первом случае споры образуются в небольших чёрных головках на концах нитей грибниц (спорангиях). После созревания спорангии лопаются и споры разносятся ветром, а после попадания в благоприятную среду прорастают в грибницу.
При размножении обрывками грибницы мукора достаточно попасть с благоприятную среду и продолжить рост на новом носителе.
3. Из чего получают лекарство пенициллин?
Лекарство пенициллин получают из вещества, которое образуется в клетках плесневого гриба пеницилла. Лекарство, получаемое из этого вещества, способно убивать некоторые виды болезнетворных бактерий.
4. Чем пеницилл отличается от мукора? Что общего у этих плесневых грибов?
Отличия пеницилла от мукора:
- у пеницилла грибница состоит из ветвящихся нитей, а у мукора — из одной разросшейся клетки с множеством ядер в цитоплазме;
- споры пеницилла расположены в мелких кисточках на концах нитей грибницы, а споры мукора расположены в спорангиях — небольших черных головках на концах нитей грибницы;
- в клетках пеницилла находится полезное вещество, из которого изготавливают лекарство пенициллин, а в клетках мукора такого вещества нет.
Сходство пеницилла и мукора:
- и пеницилл, и мукор относятся к плесневым грибам;
- для развития пеницилла и мукора необходима влажная и тёплая среда;
- и пеницилл, и мукор являются сапрофитами, то есть получают питательные вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
5. В чём особенность строения и размножения дрожжей?
Дрожжи — это микроскопические плесневые грибы, которые состоят из одной клетки в форме шарика. При попадании в питательную среду с большим содержание сахара дрожжи начинают активно расти и размножаться, выделяя при этом некоторое количество спирта и углекислого газа. Именно эти пузырьки углекислого гази и делают дрожжевое тесто лёгким и пористым.
Размножение дрожжей происходит методом почкования:
- на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость;
- выпуклость увеличивается и вырастает в самостоятельную клетку;
- после достижения определённого размера новая клетка дрожжей отделяется от материнской.
6. Для чего разводят дрожжи?
Дрожжи разводят для того, чтобы создать благоприятную среду для активного роста и размножения этих плесневых грибов. Для создания такой питательной среды нужна тёплая жидкая масса с большим содержанием сахара.
Подумайте
Как можно объяснить появление плесневых грибов на хлебе, фруктах и других продуктах?
Хлеб, фрукты и другие продукты являются примером благоприятной среды для размножения и роста плесневых грибов, так как они достаточно влажные, тёплые и могут обеспечить грибницу необходимыми питательными веществами. Споры плесени находятся в воздухе и оседают на различные предметы. Попадая на фрукты, хлеб и другие продукты споры начинают развиваться, что и приводит к появлению грибницы плесени.
Словарик
Плесневые грибы — это вид грибов, образующих широко разветвлённую грибницу и не имеющих крупных и хорошо заметных плодовых тел. К таким грибам относится мукор, пеницилл и дрожжевые грибы.
Дрожжи — это микроскопические плесневые грибы, состоящие из одной клетки и способные быстро расти и размножаться в питательной жидкости богатой сахаром.
Мукор — это плесневый гриб сапрофит, который может поселиться на хлебе, фруктах, овощах и на конском навозе.
Пеницилл — это плесневый гриб сапрофит, который образуется на пищевых продуктах и на почве. Из вещества, находящегося в клетках гриба пеницилла изготавливают необходимое для лечения многих болезней лекарство пенициллин.
Спорангии — это небольшие чёрные головки на концах нитей грибницы. В спорангиях образуются и вызревают споры грибов.
Источник
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Строение плесневого гриба — мукора»
Журавлева Ольга Васильевна
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Строение плесневого гриба — мукора»
Цель. Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов.
Кроме шляпочных грибов, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом. Таков гриб мукор, образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным. Под микроскопом хорошо заметно, что грибница мукора состоит из тонких бесцветных нитей.
Грибница мукора – это всего лишь одна сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих округлых чёрных головках, образуются споры.
Что делаем. Рассмотрите невооружённым глазом плесневый гриб на хлебе.
Опишите его внешний вид: отметьте окраску плесени, запах.
Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней.
Что делаем. Готовим микропрепарат грибницы гриба мукора.
Что делаем. Рассмотрите гифы гриба, плодовое тело и споры под микроскопом при увеличении в 60 раз. Обратите внимание на окраску гиф и спор.
Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
Что делаем. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением (в 300 раз). Найдите на концах гиф чёрные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их.
Что наблюдать. На микропрепарате найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Что делаем. Готовим сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанести капельку воды под один край покровного стекла.
Что наблюдаем. Пронаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба.
Вывод. Тело мукора состоит из напоминающего белый пушок разветвлённого многоядерного мицелия без поперечных стенок. На мицелии развиваются спорангиеносцы (ножки с чёрными головками. В головке (спорангии) развиваются тысячи спор.
Источник
Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» 7 класс
Тема: Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора»
Цель. Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.
1.Зарисуйте гриб мукор. Подпишите их главные части.
2.Заполните таблицу. Укажите особенности строения и жизнедеятельности гриба мукор.
Изучите инструкции по выращиванию белой плесени мукора, самостоятельно приготовьте препарат мукора и подготовьте фотоотчет (презентацию) о строении мукора и значении плесневых грибов для человека.
Выращивание белой плесени мукора
1) На дно чашки (маленькой стеклянной тарелки или банки) налейте немного воды.
2) В чашку положите кусочек белого хлеба, а затем накройте стеклянным стаканом.
3) Поставьте чашку в теплое место (20 – 25 градусов С) на несколько дней. Следите затем, чтобы чашка была все время влажной.
4) Через несколько дней на хлебе появиться белая плесень мукор.
5) Оставьте хлеб с плесенью в теплом месте еще на некоторое время, пока на мукоре не появятся головки со спорами (спорангии) темного цвета.
6) Известно, что мукор редко развивается на сухарях. Высушивание – один из способов предохранения продуктов от порчи. Объясните, почему для развития мукора хлеб должен быть влажным?
6. Найдите информацию о плесневом грибе пенецилле, об открытии пенициллина и значении антибиотиков для медицины.
7. Изучите инструктивную карточку опыта «Выделение дрожжами углекислого газа», проведите опыт. Подготовьте фотоотчет о результатах опытов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-371238
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
Время чтения: 6 минут
В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник