Как приготовить полимент под золото

Золочение на полимент

Материалы и инструменты:
— сусальное золото в листах
— нож позолотчика
— подушка позолотчика
— лампемзель (лапка) – плоская беличья кисть
— 2 агатовых зубка (1 маленький и 1 большой) необходимых характеристик
— глина для позолоты (полимент)
— клей кроличий (животный)

ТЕХНОЛОГИЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ПОДГОТОВКА:

1. Кроличий клей (вместо кроличьего может быть использован рыбный или кожный клей). На поверхность наносится смесь из кроличьего клея и белил на водной основе, которая выполняет роль «закупоривателя пор». Замочите в воде кроличий клей примерно на 24 часа, до тех пор пока он не станет мягким. Выньте клей из ёмкости, растворите мокрый клей (от 5 до 8 г клея на 100 г воды) в водяной бане, постоянно вращая баню. Не допускайте кипения. Когда клей растворится, снимите его с огня.
Когда клей растворится таким способом, следует смешать его с белилами на водной основе (примерно 1 к 1), непрерывно подогревая водяную баню.
Смесь наложить на поверхность. Слой за слоем накладывайте массу так, чтобы получить абсолютно гладкий слой.

2. Глина. На эту предварительно обработанную поверхность наложите глину для позолоты, смешанную с кроличьим клеем (2 части клеевого раствора на 1 часть основы). Тонким слоем осторожно нанесите глину, смешанную с клеем, на обрабатываемую поверхность. Используя толстую круглую кисть («тондо»), наносите смесь по 1 мазку, кладя их в одном направлении. Используйте более тонкие кисти, когда обрисовываете контуры. Первый слой краски будет казаться прозрачным, но, когда он высохнет, можно нанести второй слой в противоположном направлении. Количество слоев зависит от конкретной поверхности.
Когда глина высохнет (примерно через 2 часа после нанесения), поверхность должна быть матовой (непрозрачной). Необходимо протереть её сухой тканью. Поверхность должна быть гладкой, можно даже отполировать её по сухому очень тонкой наждачной бумагой.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

1. Прежде всего основу смачивают очень чистой водой. Листовое золото раскладывается, пока основа ещё остаётся покрытой тонкой плёнкой воды.

2. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку. Для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите, пока лист золота под собственным весом не «переляжет» на подушку.
ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвётся. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.

3. Увлажните ещё раз глиняную поверхность в той её части, которую вы хотите позолотить, убедитесь, что она имеет слегка влажный вид, когда будете накладывать золото.

4. Перенесите сусальное золото с подушки позодотчика на золотимую поверхность с помощью кисти (лампемзели). Ещё не достигнув уровня поверхности (не касаясь её), золотой лист наложится автоматически. Сразу же наложите вторую четвертинку золотого листа, убедившись сначала, что поверхность ещё влажная. Наложите её рядом с первой. Если поверхность будет высыхать, увлажняйте её снова, не касаясь уже наложенного золота раствором, т. к. это затруднит полировку в дальнейшем. Золотые листы не выравниваются сразу после наложения, особенно в том месте, где они находят друг на друга.

5. Заканчивайте наложение золота, не забывая о том, что поверхность, на которую вы его накладываете, должна быть всегда влажной, и накладывайте золото квадратами, полосками и любой другой требуемой формы и размера. В некоторых местах соединения или на наложенном листе могут быть лишние золотые пластинки. Примерно через полчаса уберите с поверхности ватным тампоном эти кусочки золота, которые не приклеились, и положите их в конверт, чтобы использовать в дальнейшем. Может быть, вы обнаружите маленькие зазоры там, где листы не примыкают друг к другу. Конечно, лучше этого избегать, однако в этом нет ничего страшного. Всегда можно устранить это (как мы увидим в дальнейшем).
Если золотой лист немного заходит за линии, можно снова удалить излишек ватным тампоном.

Источник

Как приготовить полимент под золото

6. Золочение и серебрение

Самыми древними дошедшими до нас образцами золоченых изделий из дерева являются египетские саркофаги. Золочение по дереву, особенно резьбы, в нашу эру применялось в Византии, затем в эпоху Возрождения и наиболее широко — в украшении церквей, мебели, во многих изделиях декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII и начала XIX веков.

В мебели, выполненной в стиле Людовика XIV, рококо и ампир, позолота является одним из основных способов отделки. Золочением и серебрением придают отделанной поверхности не только высокую стойкость, но и исключительное цветовое разнообразие сочетаний различных оттенков, от красноватого до зеленоватого, от блестящего до матового. Образцы мебели в стиле Людовика XIV с разнообразным по цвету золочением и серебрением хранятся в подмосковном музее-усадьбе «Архангельское».

Читайте также:  Как приготовить нори для салата

В настоящее время золочение и серебрение по дереву применяют лишь при отделке помещений и мебели специального назначения, в росписи интерьеров и при реставрационных работах.

Материалы. При золочении и серебрении используют довольно большой ассортимент материалов. Значительная часть их (клеи, лаки, шлифовальные материалы) является общей для всех видов отделки. Специальными материалами для этой цели служат фольга, левкас, полимент и некоторые лаки.

Фольга. Фольгой называют тончайшие листочки металлов в виде пленок, полученные проковкой тонких металлических пластинок с прокладками из пергамента, бумаги или других материалов.

Толщина прокованных листов фольги доходит до 0,01 мкм (одна стотысячная доля мм). Отбитые листы фольги собирают в книжки по 60-100 листов. Вес золотой и серебряной фольги 10- 13 мг/дм2 или около 1 г/м2. Листочки заменителей золотой фольги — поталь (шумиху) — делают толще.

1. Сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, оборотная — из серебра или меди. Изготовляют совместной проковкой пластинок двух металлов. В книжке сусального золота 60 листочков размером 120×70 или 91,5 X Х91,5 мм. Масса книжечки от 1,3 до 3 г. Применяют сусальное золото при отделке ценных предметов и в росписи.

2. Поталь (шумиха) — имитация золота. Изготовляют ее из сплава меди и цинка (4:1). Поступает она в продажу в книжечках по 100 листочков, размером 110×110 и 150×150 мм. В настоящее время такую фольгу применяют наиболее широко, защищая ее от окисления лакированием. Иногда поталь изготовляют из более сложных атмосферостойких сплавов и в зависимости от состава сплава называют золотом тальми, французским и американским золотом.

3. Серебро листовое. Изготовляют его из натурального серебра. Чаще используют сусальное серебро — двойник из серебра и меди в книжечках по 60 листочков, размером 120×120 или 113×113 мм. Масса одной книжечки от 1,4 до 3 г.

Левкас. Применяется для получения твердого гладкого слоя под покрытие. Левкасом называют тонкоперетертую пластичную при первоначальном использовании массу, в состав которой входят мел, каолин и клеевой раствор. Для повышения твердости в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат. Клей используется глютиновый или казеиновый. Левкасные массы после высыхания должны обладать высокой твердостью и не растрескиваться.

Полимент. Служит для приклейки фольги к левкасу. Сухим полиментом называют тонкий порошок красного или желто-красного цвета, полученный путем переработки железистой глины — болюса. Месторождения болюса находятся в Армении, поэтому сухую необработанную железистую глину называют армянским болюсом. Жидким рабочим полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса (можно жирной глины) с пчелиным воском, салом, мылом или другими компонентами, имеющими хорошую адгезию с фольгой.

Лаки для золочения. Вместо полимента для приклеивания фольги к левкасу применяют масляные лаки (марданные и гульфарбенные). Однако процесс приготовления марданного лака на месте потребления сложен, поэтому теперь вместо него используют выпускаемые лакокрасочной промышленностью масляные лаки № 5С, 6С.

Гульфарбенный лак, или гульфарба, представляет собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной льняной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в состав вводят до 15% сиккатива, а для разжижения — скипидар или уайт-спирит. Следует иметь в виду, что сиккатив и избыток олифы снижают блеск фольги, делая покрытие матовым, и придают позолоте вид бронзы.

Золочение по марданному лаку имеет более эффектный вид, а золочение по гульфарбе прочнее.

Виды золочения и серебрения. Различают два основных вида золочения и серебрения: клеевое и масляное. Клеевое золочение эффектнее, масляное — прочнее, поэтому первое обычно применяют для внутренних работ, второе — для наружных. Масляное золочение делают двумя способами: марданным и гульфарбенным. Клеевое золочение тоже делают двумя способами: на полименте и упрощенное. Применяют также комбинированное золочение и серебрение. Золочение и серебрение выполняют вручную.

Масляное золочение наиболее распространено, так как оно проще по технике выполнения и отличается высокой атмосферостойкостыо. Древесина изделия должна быть сухой (влажностью не более 10 ±2%), сучки и засмолки удалены и заделаны вставками, поверхность выглажена шлифованием.

Процесс масляного золочения включает последовательное выполнение следующих операций.

1. Оклейка мест сопряжений марлей или тонкой бумагой с последующей просушкой и шлифованием всей поверхности.

2. Грунтование 2-3 раза горячей натуральной олифой для наружных работ или 10%-ным раствором столярного клея для внутренних работ.

3. Подмазка глубоких впадин замазкой.

4. Шпаклевание 3-6 раз сначала густой, затем более жидкой шпаклевкой с последующей просушкой и шлифованием шкуркой № 8-6 каждого слоя. Прямолинейные поверхности шпаклюют стальными или деревянными шпателями; сложный рельеф — резиновыми шпателями и пальцем руки.

Читайте также:  Что лучше приготовить с креветками

5. Влажное шлифование шкуркой № 4-3 или суконкой с мелкодисперсным пемзовым порошком и последующей промывкой губкой, протиркой чистой мягкой тряпкой и просушкой.

6. Расчистка резьбы и рельефа рассечками.

7. Окраска за 3-4 раза масляной краской золотистой охры на натуральной олифе. Каждое покрытие просушивают и шлифуют шкуркой или суконкой с пемзовым порошком. Последнее покрытие после просушки шлифуют шлифовальной пастой № 290, мелкозернистым порошком трепела или хвощом.

8. Покрытие масляным лаком с последующей просушкой и шлифованием замшей с пемзовой пудрой или трепелом.

9. Покрытие слоем марданного лака или гульфарбы с удалением излишков ватным тампоном, обернутым марлей, так как толстое покрытие образует морщины. Лаковое покрытие просушивают до степени отлипа.

10. Наложение фольги на покрытие в состоянии отлипа. При этом учитывают, что фольга, наложенная на недосохшее покрытие, тускнеет, а на пересохшее — не приклеивается. Фольгу накладывают следующим образом. Легким дуновением приподнимают листок фольги в книжечке, переносят его золотарным ножом на подушку, разрезают на части необходимых размеров и затем с помощью плоской кисточки (лапки), изготовленной из беличьей шерсти и смазанной коровьим маслом для прилипания к ней фольги, переносят на отделываемую поверхность. Инструмент для золочения показан на рис. 80. Подушку делают размером 20×15 см, обтягивают ее кожей по двум слоям фланели и ставят с трех сторон картонные ширмы, предохраняющие фольгу от сдувания с подушки.

Сначала золотят рельеф, потом гладкую поверхность. После укладки фольгу прижимают ваткой, а в углублениях — мягкой кисточкой (притычкой). Углубления выклеивают вырезанными кусочками фольги (строфьями) с нахлесткой в середине.


Рис. 80. Инструменты и приспособления, применяемые при золочении: а — ‘лапка’ из беличьего волоса; б — зубок или лощило; в — золотарная подушка; г — книжка из листов золотой или серебряной фольги; д — золотарный нож

11. Закрепление фкэльги и снятие ее излишков. Уложенную фольгу поджимают тампоном из ваты и после подсушки мягкой кисточкой снимают излишки нахлестки, собирая их в бумажный пакет. Из излишков позолоты делают «твореное золото» или золотую краску, смешивая их с лаком или с яичным белком.

12. Подправка (фликовка). Если после снятия излишков позолоты на поверхности окажутся пробелы, то их подправляют твореным золотом.

Позолоченная по отлипу лака поверхность имеет матовый глянец и сохраняет цвет фольги. Такую позолоту не полируют.

13. Верхнее покрытие. Если покрытие сделано суррогатом золота (поталью) или серебром, то на него наносят слой лака.

Оригинальную фактуру создают лаком «мороз». Позолота натуральным и сусальным золотом верхнего покрытия не требует.

Клеевое золочение на полименте (блестящее). Этот вид золочения трудоемок и дорог, он наименее влагостоек, но наиболее декоративен и придает поверхности вид полированного металла. На полименте золотят лишь предметы внутреннего оборудования в отапливаемых помещениях.

Процесс клеевого золочения состоит из следующих операций:

1. Подготовка поверхности к золочению. Делается она так же, как и для масляного золочения.

2. Проклеивание под левкас производится 2-3 раза горячим раствором столярного клея сначала — 13-14%-ной, затем 18- 20%-ной концентрации так, чтобы поверхность стала глянцевой. При этом широкие поверхности и крупную резьбу нередко обтягивают смоченной в горячем клеевом растворе и отжатой тканью — серпянкой; каждый слой клея просушивают.

3. Левкашение. Эту операцию повторяют до 9 раз. Каждый последующий слой наносят более густым составом левкаса. Первые 3 слоя наносят кистью «внатыч», 4- и 5-й «впригладку», не торцуя, 6- и 7-й — опять «внатыч», 8- и 9-й — «впригладку». Все слои, кроме последнего, наносят по просушенному предыдущему, последний — по сыроватому. Левкас, приготовленный на столярном клее, наносят теплым, подогретым до 40-50°С.

Твердость предварительно нанесенного просохшего левкаса проверяют царапанием ногтем. Если появляются глубокие царапины (левкас мягок), в него добавляют мел или мраморную пудру; если никаких следов от царапания не остается (левкас излишне тверд), его разжижают слабым раствором клея.

Если левкас казеиновый, то первые .четыре слоя наносят шпателем, затем три слоя жидкого левкаса кистью.

Необходима сушка и шлифование каждого промежуточного слоя. Последний слой левкаса лощат сукном и покрывают с целью дубления 5%-ным раствором формалина.

4. Влажное шлифование шкуркой № 4-3, порошком трепела или пемзы с последующей протиркой и сушкой.

5. Расчистка рельефа рассечками.

6. Подшлифовка (шихантовка) шлифовальной пастой № 290 или тонким порошком пемзы, трепела или хвощом.

7. Полиментовка. Операция эта выполняется за 6-9 приемов. Качество полимента пробуют на брусочке нанесением на просохший слой полимента 20%-ного раствора винного спирта. Если спиртовой раствор быстро впитывается, то полимент слаб, если совсем не впитывается — слишком крепок. Полиментовку слабого состава исправить нельзя, ее нужно счищать; крепкий полимент можно исправить нанесением 2-3 слоев более слабого.

Читайте также:  Что можно приготовить с костями свинины

Полимент наносят мягкой, обычно беличьей кистью, 1-й слой жидким составом, 2- и 3-й — более густым, 4- и 5-й — еще гуще, затем — все более жидким. Последний слой наносят совсем жидким полиментом (сполоском). Каждый слой полимента наносят на просохший предыдущий, равномерно водя кистью в одном направлении, не растушевывая покрытия. Высохший последний слой протирают чистой суконкой.

Участки, на которых желательно получить матовое золочение, не полиментуют, а проклеивают 20%-ным раствором столярного клея или желатина. Золочение таких участков делают на отлип по просохшему желатину, смоченному водкой.

Если полиментовка сделана загрязненными руками и нет уверенности в отсутствии на ней жирных пятен, то следует по полименту нанести слой яичного белка.

8. Наклейка фольги. Золочение на полименте делают так же, как и на отлип, с той лишь разницей, что фольгу наклеивают на сырую поверхность, предварительно смоченную 25%-ным раствором спирта. Участки матового золочения лучше сначала покрыть серебряной фольгой по отлипу желатина, затем на серебряную фольгу нанести еще слой желатинового клея и к нему уже приклеивать золотую фольгу. Накладку фольги рекомендуется делать слева направо, глубокие выемки золотить в две полосы с нахлесткой в середине выемки, что удобно для полирования.

9. Удаление излишков сухой позолоты очень мягкой кистью.

10. Полировка зубком (костью) или твердым камнем (агатом, гранатом, сердоликом, рубином, сапфиром). Если поверхность плохо полируется, то ее кисточкой слегка смазывают коровьим маслом. Если наложенную на поверхность фольгу легко сдвинуть, то позолоту полируют не сразу по всей ширине, а полосами.

11. Исправление дефектов (фликовка) делается так же, как при масляном золочении на отлип.

12. Подполировка. Фликованные участки лощат зубком.

13. Покрытие лаком. Делают лишь по потали и серебру.

Упрощенное золочение. При желании ускорить и удешевить отделку золочение делают по способу «ормуле», что в переводе с французского означает литое золото.

Для выполнения золочения по этому способу строганые или точеные изделия шлифуют за 2-3 раза мелкозернистой шкуркой № 6-5, проклеивают профильтрованным раствором клея, лучше желатинового, и после просушки клеевое покрытие шлифуют шкуркой № 4-3. Затем за 2-3 приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовой лак и на просохшее лаковое покрытие — тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. Верхнее покрытие по поталю и серебру делают 15-20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

Комбинированное золочение. Позолота на дереве имеет особенно эффектный вид, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке предметов интерьеров (мебели, багетных рам) обычно делают выпуклости полированными, а впадины — матовыми. Процесс такой отделки включает операции масляного и клеевого золочения.

Эффектные тона матовой позолоты получают при подложке под золотую фольгу серебряной; последнюю можно наклеивать на свеженанесенный теплый желатиновый — клеевой слой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее» клеевое покрытие, смоченное водкой.

Состав, способы приготовления левкаса, лака «мордана» и полимента
Жидкий левкас
Клей плиточный столярный, г 200
Вода, л 1
Мел просеянный До сметанообразной vfccs

Способ приготовления. Плиточный клей дробят, заливают водой и ставят на 6-8 ч для набухания. Затем клей расплавляют в водяной бане и вводят в него мел, тщательно размешивая. Состав хорошего качества стекает с кисти длинными нитями.

Масляный лак «Мордан»
Льняное масло, кг 1
Свинцовый глет, г 65
Скипидар До необходимой вязкости

Способ приготовления. Отстоявшееся льняное масло нагревают в металлической посуде, затем добавляют свинцовый глет и варят в течение 4-5 ч, пока масло не загустеет. После охлаждения полученный состав разжижают скипидаром и хранят в закрытой посуде.

Полимент для золочения
Cостав 1
Глина жирная отмоченная, кг 1
Вода горячая До сметанообразной массы
Состав 2
Мыло ядровое (60%-ное), кг 0,015
Воск пчелиный, кг 0,01
Сало свиное, кг 0,01
Вода горячая До сметанообразной массы

Способ приготовления. Состав 1 разогревают до кипения и вводят в него при размешивании состав 2.

Книга подошла к концу. Надеемся, что изложенные в ней материалы помогли столяру-любителю получить ответ на вопрос: как в домашних условиях самому отремонтировать, обновить и изготовить различные предметы мебели.

Переходи в Вулкан Платинум, официальный сайт, которого, поможет освоится в многообразии автоматов

Источник

Оцените статью