- Глазурь для росписи керамики, особенности и классификация
- Классификация глазурей
- Характеристики глазури
- Химический состав
- Интервал обжига
- Потечность
- Термическое расширение
- Согласованность
- Прозрачность и заглушенность
- Глянец
- Фактура
- Твердость
- Характеристики порошков и суспензий
- Как приготовить глазурь
- Как приготовить порошковую глазурь
Глазурь для росписи керамики, особенности и классификация
При изготовлении керамических изделий важнейшим этапом является нанесение специальной глазури на поверхность керамики. Именно глазурь придает черепкам изящный блеск, оттенок и делает их водонепроницаемыми. В общем смысле глазурью называют готовое стекловидное покрытие или порошки и суспензии, из которых готовится раствор для глазурования. В Древней Руси глазурь называли поливой.
Приготовление глазури требует от мастера определенных знаний и навыка, несмотря на то, что сегодня в интернет-магазинах можно приобрести самые разные готовые составы. Чтобы разобраться с видами глазури и понять, каковы их свойства, необходимо познакомиться со специфической терминологией.
Фритта – основа для приготовления глазури, она представляет собой порошок из измельченного кварцевого песка или битого стекла.
Данный термин известен автолюбителям, так как фриттами называют черные точки по периметру стекла. Дело в том, что эти точки изготавливаются из керамической краски и имеют практически тот же состав, что и глазурь.
Химический состав глазури не так сложен, как кажется. В основе порошка лежит кварц (SiO2) и свинцовый глет, то есть окись свинца. Присутствуют также такие компоненты, как глинозем (Al2O3), борная кислота (B2O3), кальк, оксид натрия и оксид калия. Помимо этого, применяются другие компоненты, влияющие на свойства глазури: стеклообразователи, модификаторы и красящие оксиды.
Классификация глазурей
Принято пользоваться несколькими видами классификации, выделяя определяющий фактор. Разделяют разные виды глазури:
- по прозрачности (глухие и прозрачные глазури);
- по блеску (матовые, глянцевые, промежуточные);
- по окраске (цветные и бесцветные);
- по строению (нефриттованные сырые и фриттованные спеченные);
- по температуре розлива (легкоплавкие, тугоплавкие);
- по составу (борно-цинковые, бессвинцовые, свинцовосодержащие).
Мастера иногда используют специфическую терминологию, к примеру, непрозрачные глазури могут называться эмалями, а прозрачные – флюсами. Флюсы востребованы при изготовлении подглазурных красок. Цветные же глазури сами выполняют роль краски. При производстве керамики оставшуюся глазурь не утилизируют. Ее можно добавлять в глину в качестве вещества, понижающего температуру созревания керамики.
Характеристики глазури
Заводя разговор о свойствах и характеристиках глазури, следует понимать, что под глазурью подразумевается, как само стекловидное покрытие, так и порошки или суспензии для приготовления раствора. В связи с этим, глазурь имеет разные характеристики.
Химический состав
Сначала целесообразно рассмотреть свойства покрытия, то есть стекловидного вещества. Важнейшей характеристикой является химический состав. От него зависят физические свойства покрытия на керамике. Однако для неопытного мастера перечень химических элементов мало что даст, так как необходимо правильно толковать зависимость тех или иных свойств от содержания химических элементов.
Навскидку по химическому составу глазури можно определить наличие в ней таких вредных для здоровья человека компонентов, как соединения свинца, бария или кадмия. Некоторые вещества являются модификаторами. К ним относятся кальк, оксиды натрия и калия, оксид лития и стронция. Оксид железа, оксид кобальта и оксид никеля выступают в качестве красящих веществ, хотя цвет – это отдельная характеристика глазури.
Интервал обжига
Следующая характеристика – интервал обжига. Под ним подразумевается Диапазон температур, при котором происходят самые важные для обжига процессы. Глазурь плавится при температуре, примерно равной температуре созревания фарфора. Именно в этом режиме газы проходят через частицы глазури, поэтому удается добиться отсутствия дефектов.
Низкие температуры обжига становятся причиной появления рябизны, непроплава, пузырей, чрезмерной матовости или неправильного цвета. Покрытия с перечисленными дефектами называют недожженными. Если же температура выше диапазона для той или иной глазури, то могут образоваться наколы, отдельные зоны стекания стекла, опять-таки неправильный цвет, а также матовость глянцевых поверхностей или блеск матовых.
Потечность
Потечность – показатель вязкости в расплавленном состоянии. Низкая вязкость нужна в тех случаях, когда мастер хочет добиться интересных рельефных эффектов. Но при простом покрытии потечную глазурь очень тяжело нанести. Она постоянно стекает на плиту, в результате чего изделия прилипают друг к другу.
Термическое расширение
Коэффициент термического расширения определяет относительное расширение единичного объема при повышении температуры на 1 градус. Для мастера не так важен сам коэффициент (КТР), как его соотношение с подобным показателем керамического черепка. Чтобы глазурь не давала цека (паутины трещин), необходимо, чтобы ее коэффициент был чуть ниже КТР поверхности.
Исключением служат ситуации, когда «волосяные трещины» являются частью декора и задумкой мастера.
На практике измерить коэффициент термического расширения очень сложно, поэтому приходится ориентироваться на химический состав глазури. Такие добавки, как каолин или кварцевый песок, снижают коэффициент, в то время как оксид меди, наоборот, его повышают. Без специальных лабораторных условия подбирать состав глазури к тому или иному черепку приходится методом проб и ошибок.
Согласованность
Согласованность с черепком – чисто субъективная характеристика. Она является собирательным образом других характеристик и проявляет себя в следующих показателях:
- Адгезия глазури к покрытию черепка.
- Отсутствие цека и отскока в результате согласованности КТР глазури и черепка.
- Сокрытие под глазурью мелких дефектов поверхности.
Идеального показателя согласованности можно получить при глазуровании фарфоровых изделий. В них глазурь словно является продолжением поверхности, но представлена стекловидным веществом.
Прозрачность и заглушенность
Каждый мастер выбирает для себя показатель прозрачности или заглушенности глазури. Это две обратно противоположные характеристики, которые определяют степень просматривания фактуры черепка под слоем глазури. Прозрачные глазури бывают не только бесцветными. Они могут колероваться разными цветами, в зависимости от температуры обработки, а также от наличия химических красящих веществ.
Глянец
Глянец – показатель, не нуждающийся в дополнительном толковании. Любая поверхность после заливки имеет ту или иную степень «шершавости». Гладкие и прозрачные поверхности называются глянцевыми. Они подобно зеркалу отражают падающий свет, поэтому обладают своеобразным блеском.
Глазурь с высоким показателем матовости напоминает побелку русской избы. Самыми популярными считаются шелковисто-матовые глазури. Они не так сильно пачкаются и, к тому же, сохраняют водонепроницаемость.
Цвет глазури зависит от множества факторов. Прозрачная глазурь может стать основной для создания цветных полив. Белая эмаль считается цветной глазурью. Мастер «играет» не только пигментом. Нужного цвета он может добиваться за счет поверхности черепка, температуры обжига и среды приготовления состава.
Фактура
В керамике, как в искусстве встречаются фактурные глазури. Фактура представляет собой различные эффекты, созданные мастером на поверхности черепка, это могут быть пятна, трещины, крапинки, узоры и даже рельеф. Несмотря на то, что фактура является характеристикой глазури, многое зависит не от состава, а от техники заливки.
Твердость
Наконец, твердость глазури – характеристика для конечного результата. Твердая глазурь востребована при изготовлении посуды. На тарелках и прочей кухонной утвари не должно оставаться следов после контакта с металлическими приборами. Получить твердое покрытие можно при помощи специального химического состава, а также, соблюдая технологию, которая исключает появление в готовом растворе мелких пузырьков.
Характеристики порошков и суспензий
Суспензии, служащие для приготовления глазури, имеют несколько иные характеристики. Связано это, прежде всего, с тем, что они отличаются по консистенции от готовых растворов, поэтому в зависимости от свойств порошков и суспензий мастер может получать глазури с разными показателями.
При изготовлении глазури важно учитывать, как конечное вещество или его компоненты будут реагировать с поверхностью черепка, к примеру, ни один из компонентов не растворяется в воде. Растворимые в воде вещества проникли бы в поры черепка, а этого допускать нельзя. Сырьевой состав суспензии – основной показатель, на который ориентируется мастер. Он получает возможность определить химический состав конечного вещества, следовательно, оперировать теми или иными свойствами. Примечательно то, что разные компоненты могут дать в конечном итоге один и тот же химический состав покрытия.
Гранулы порошка должны быть мелкими. Для этого их пропускают через специальное сито. Несмотря на отсев, часть крупных гранул все равно попадают в порошок, поэтому целесообразно определять их долю по отношению к общей массе порошка. Такая величина называется помолом и выражается в процентах. Обычно значение помола не превышает 0,10-0,15 процентов.
Устойчивость к оседанию – характеристика суспензии, которая информирует мастера о поведении ее консистенции. Всем известно, что частицы в любой суспензии с течением времени оседают на дно. Чтобы восстановить прежнюю консистенцию, необходимо тщательно перемешать раствор.
Для глазурных суспензий такой параметр, как устойчивость к оседанию, показывает, как долго вещество будет находиться в исходном состоянии и насколько легко частицы «поднимутся» со дна при перемешивании.
Если в порошок или суспензию добавить воду, то показатель устойчивости снижается. Вместо воды целесообразно использовать раствор поваренной соли, кальция или хлористого магния.
Для получения стабильного результата важно знать влажность глазури. Этот параметр характерен как для готового покрытия, так и для суспензии. Дело в том, что при нанесении глазури часть ее будет впитываться в черепок. Чем больше влажность, тем большая доля глазури впитается. Необходимо понимать, что влажность не отождествляется с вязкостью, и эти два параметра никак друг с другом не связаны.
Техника нанесения и толщина слоя – характеристики, касающиеся работы с глазурью. Бывают универсальные покрытия, которые подходят для любой техники нанесения, однако некоторые виды глазури годятся только для работы определенным методом. К примеру, в глазурь напыления добавляют целлюлозное вещество для исключения потеков, а в глазурях окунания часто используется глицерин. Что же касается толщины слоя, то требования обусловлены тем, что глазури по-разному смотрятся при разной толщине поливы. Поверхности на фарфоровые изделия наносятся тонким слоем, а некоторые бесцветные глазури – толстым.
Как приготовить глазурь
Начинающие мастера, которые желают детально изучить рецепт приготовления глазури, вряд ли здесь найдут исчерпывающие ответы. Дело в том, что основные ингредиенты давно уже известны и не являются каким-либо секретом, однако до сих пор многие керамисты экспериментируют, открывая новые цвета или свойства путем добавления компонентов или вариаций с их пропорциями. Эти открытия они считают личным достижением и не делятся ими с широкой публикой.
Еще одна причина – в настоящее время мало кто занимается приготовлением глазурей, так как во многих интернет-магазинах можно без проблем купить готовые растворы и колеры к ним.
Основной принцип приготовления глазури не так сложен. Необходимо взять битое стекло, нагреть его и поместить в воду. В результате перепада температур стекло покроется трещинами. Данным способом получается фритта, которая и будет являться основой для порошка. Задача мастера – измельчить фритту до состояния муки. В домашних условиях это можно сделать в небольшой ступке.
Муку просеивают через сито, но некоторые керамисты используют обычный капроновый чулок. Глазурь получится, если смешать стеклянную муку с водой или силикатным клеем. Суспензия принимает белый цвет и сметанообразную консистенцию. Для получения глухой белой эмали в нее необходимо внести дополнительно окись цинка, двуокись олова или сернокислый барий.
Цвета получаются путем добавления разных оксидов. Дополнительные цвета глазури могут приобретать в процессе обжига. В среде мастеров-керамистов получение желаемого результата, то есть глазури с заданными характеристиками, считается верхом профессионализма.
Источник
Как приготовить порошковую глазурь
Другие названия: активные добавки, химические реагенты, модификаторы
Глазурь — не раствор, это смесь воды и тонко размолотых фритт и (или) минералов, т.е. — суспензия.
Выражаясь языком химии, глазурь — дисперсная система с твёрдой дисперсной фазой (сухая глазурь, порошок) и жидкой дисперсионной средой (вода). Нередко водная среда обогащается активными веществами, придающими дополнительные свойства суспензии: загущение или разжижение, замедление впитываемости или усиление связки и другие.
Изучением дисперсных систем занимается коллоидная химия.С помощью различных реагентов можно не только регулировать жидкую среду, но и оживлять старые осевшие глазури и получать интереснейшие эффекты.
Чаще всего активные добавки вводятся в уже готовую глазури , когда требуется откорректировать вязкость, текучесть и др.
О действии реагентов можно говорить бесконечно. В рамках статьи мы рассмотрим основные роли активных добавок:
- флокуляция
- дефлокуляция
- упрочнение
Флокулянты есть двух видов — растворимые и нерастворимые.
Растворимые флокулянты:
- сульфат магния (магнезия, английская соль, соль Эпсома) MgSO4
- хлорид кальция (хлористый кальций) CaCl2
- нитрат кальция (кальциевая селитра) Ca(NO3)2
Количество : 0,05-0,5% от сухого веса глазури.Подготовка 20%-го раствора: Реагент — 1 весовая часть Вода — 4 весовые части Содержание реагента в одной чайной ложке 20% раствора: около 1 г
Достоинства : растворимые флокулянты не оказывают влияния на химический состав глазури.Недостатки: газование при разложении во время обжига, провоцирование наколов на поверхности глазури. Решение проблемы: не использовать скоростные режимы, увеличить выдержки.
Нерастворимые флокулянты: Практически все глинистые:
- бентонит,
- комовая глина,
- каолин.
Количество : 1-6% от сухого веса глазури.
Подготовка 50% суспензии: Глинистая — 1 весовая часть Вода — 1 весовая часть Залейте глинистый флокулянт водой. Дайте порошку пропитаться водой в течение 30 минут. Размешайте и пропустите через глазурное сито (0,14 мм), а лучше всего — контрольное сито 0,064 мм. Пропуск глины через контрольное сито требует большого терпения. Но зато вы получите прекрасный мелкодисперсный флокулянт!
Достоинства : немного уменьшают КТР и увеличивают твердость глазури.
Недостатки глинистых. Оказывают влияние на химический состав глазури! Бентонит — лучший флокулянт из всех глинистых. НО! Он содержит железо. Может оставить темную точку, если не пропустите его через 0,064. Комовая глина практически не содержит железа, но может содержать сторонние включения, которые также, оставят темную точку. Решение проблемы то же: пропускать через контрольное сито. Каолин , как правило, уже очищен от примесей, не дает темную точку, но его суспендирующие качества ниже, чем у бентонита и глины.
Оказывают влияние на химический состав глазури! Теоретически то небольшое количество, которое требуется для загущения, не должно существенно сказаться на внешнем виде глазури. Однако, при введении более 3% у некоторых глазурей может наблюдаться помутнение, частичная или полная потеря блеска, изменение оттенка (а иногда и цвета!) повышение температуры плавления, в исключительных случаях — эффект апельсиновой кожуры. Решение проблемы: протестировать глазурь на максимально возможное количество глинистых добавок и действовать по результатам теста.
Совет : Можно сочетать растворимые и нерастворимые флокулянты, сводя к минимуму их недостатки. Или пользоваться импортными готовыми препаратами Pentapon 1615 EF, Stellmittel ZS и др. стабилизаторами.
Поддержание глазурной суспензии в рабочем состоянии не единственная задача флокулянтов: они широко используются в особых техниках декорирования. Но это уже другая тема разговора )
КМЦ-Na.
Первый в строке популярности — КМЦ-Na.
Полное название — натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы. Выговорить это может только махровый химик, поэтому все называют его сокращенно — КМЦ. Он был весьма популярен в СССР в качестве обойного клея. Практически безвреден, используется как пищевая добавка E466. Вы найдете его в составах лекарств, мороженом и майонезе, кремах и зубных пастах. Для меня это было шоком )
Достоинства . Среди доступных по цене — он лучший! И таковым считается уже не один десяток лет. В самом деле, КМЦ — достойное связующее, способное даже оживлять начинающие стареть глазури (не панацея, но часто помогает). Кроме основных функций клеевой добавки — КМЦ работает легким загустителем (иногда не срабатывает) и пластификатором (несколько слабее глицерина).
Как приготовить раствор. Клей представляет собой растворимый в воде волокнистообразный порошок. И чтобы он легче распускался в глазурной суспензии, принято готовить 10%-раствор: КМЦ-Na — 100г Очень теплая, но не горячая вода — 1 литр.
Несмотря на то, что порошок активно поглощает влагу из воздуха, растворяется он неспешно. Заливаем хлопья клея и оставляем в покое на сутки (иногда меньше). За это время клей превращается в мутноватый полупрозрачный гель, в котором еще могут плавать нерастворившиеся крупинки. От них нужно избавиться, пропустив клей через сита 0,140-0,315. Почему? Клей органический, должен выгореть. Но не все так просто. Был у меня случай, когда от переизбытка КМЦ заблестел ангоб. Оказалось, при нагревании свыше 200°C натриевая соль КМЦ разлагается до карбоната натрия — сильнейшего флюса. Так что комочки клея рискуют обернуться обесцвеченными выплавками. На производствах отчасти по этой причине КМЦ вводят в глазурь еще на стадии помола, загружая в мельницы вместе со всеми составляющими. В иных условиях клей вводится в готовую глазурь.
Количество. Количество такое же, как и у большинства активных добавок — 0,1-0,5% по сухому весу. То есть 10% раствора КМЦ-Na потребуется:
- на глазурь из 200 г порошка — 0,5-2 чайной ложки,
- на глазурь из 1 кг — 1-5 ст. ложек,
- на глазурь из 5кг — от четверти до одного стакана.
Недостатки . Неудобство работы с КМЦ — это длительное время приготовления. И этот недостаток можно было бы проигнорировать, если бы не ограниченный срок жизнеспособности раствора, особенно в теплом помещении (месяц-два). Признаком того, что клей потерял свои свойства, служит разжижение, а в более «запущенном» состоянии вы обнаружите плавающую на поверхности плесень.
Если готовите раствор с запасом на долгое время попробуйте проверенный рецепт: 1/2 колпачка Доместоса на 1 литр клея. Вводите в остывший раствор! Хлорные антисептики содержат от 5 до 15% хлора. И нужно иметь ввиду, что в теплой среде хлор растворяется плохо, зато активно улетучивается, сводя на нет наши хлопоты.
Жидкое стекло.
Его обычно позиционируют как дефлокулянт (см. «Дефлокулянты»). Тем не менее он отлично справляется с закреплением глазури.
Глина. Каолин. Бентонит.
Глинистые вводятся в глазурь не только как агенты глинозема и (или) загустители, но и как связующее глазури. У них есть некоторые ограничения (см. «Флокулянты»).
Бура.
Не хотелось упоминать буру (не путать с борной кислотой), но о ней так много говорят, как об одном из лучших связующих, поэтому хочу предупредить: использовать ее нужно аккуратно — это очень легкоплавкий флюс и может серьезно повлиять на химический состав глазури. Необходимо предварительное тестирование! Допустимый предел — 1% к сухому весу.
Декстрин.
Органическое производное от картофельного или кукурузного крахмала. Кукурузный считается лучше, но у меня не было случая сравнить, т.к. пользовалась только кукурузным.
В декорировании керамики редко используется как глазурный клей, в основном — это связующее для красок (наряду с сахарным сиропом). Но можно иметь его ввиду.
Приготовление клея: Декстрин постепенно всыпается в холодную воду при непрерывном помешивании (чем холоднее вода, тем лучше клеящая способность). Оставить на 2-4 часа. Еще раз перемешать и протереть через сито.
Пропорции декстрин/вода: для красок 1/1 для глазури 1/2
Добавлять в готовую глазурь по 0,5-2 чайных ложки на 200 г глазурного порошка.
Недостатки: Срок хранения — от 3 до 7 дней. Возможны дефекты глазури: кипение, наколы, сухость. Решение проблемы: увеличение выдержки на этапе «Выгорка» (см. « Обжиг »)
По слухам.
Натыкалась в интернете на применение клейстера из муки и ПВА. Прокомментировать не могу. Если у вас был опыт использования — поделитесь с нами информацией, и мы разместим ее здесь от вашего имени )
Источник