Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник
«Праздник урожая». Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста
Любовь Ивановна Дубенская
«Праздник урожая». Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста
По желанию праздник могут вести взрослый и ребенок подготовительной группы.
Зал празднично украшен. У центральной стены расположена ширма с изображением огорода.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые взрослые, наши взрослые! Ну как, не замерзли на улице? Погода не шибко теплая, что же делать, ведь осень на дворе. Осень – время урожая. Она заботится, чтобы нам весь год сытно жилось. Поэтому в старину наши предки всегда ждали осень в гости и встречали ее с радостью. «Осень в гости просим» — так называется песня, которую исполнят ребята.
Исполняется песня «Осень в гости просим». (Муз. руководитель №5, 2005).
Ведущий. Сейчас я объявлю тему нашего праздника: Праздник урожая.
В нашем огороде давно все поспело. А что, вы сейчас узнаете, послушав стихотворение «В огороде».
Вот вам морковка,
Вот вам и репка,
И огурчик крепкий,
На грядках капусты кочны
В листьях лохматых.
Вот горошек сладкий:
Зернышки в порядке,
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народец
Населил наш огородец.
Ведущая. В огороде грядка,
Хвост как у жар-птицы,
А сама в землице,
«Что же это, что же?
Тянем — потянем, вытащить не можем».
Вед. В далекие времена, когда в России картошки не было и в помине. Репа была одним из основных продуктов питания русского народа. Не от того ли наши предки обладали таким богатырским здоровьем?И в самом деле: хороша репка, вкусна, сладка, поэтому она и стала героиней детских игр, загадок, поговорок. Но прославила репку русская народная сказка, в которой репка выросла большая пребольшая, что пришлось ее тянуть из земли всей семьей, да еще звать на помощь четвероногих помощников. В нашем огороде тоже выросла репка, пора ее тащить.
Кукольный спектакль «Репка» показывают дети подготовительной группы.
Все участники праздника помогают песенкой «тянуть» репку.
Вед. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть.
Тянет, потянет, вытянуть не может.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Дед: Бабка, выходи помочь!
На ширме появляется бабка.
Все: Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Далее по сюжету сказки.
В конце все поют:
Тянут, потянут, вытянули репку!
Вед. Славная репка, одним словом – репка всем на радость, другим овощам на зависть.
Заглянем снова в огород и узнаем, о чем спорили кабачок и фасолевый стручок.
Спорил как-то кабачок
И фасолевый стручок:
Кто красивее цветет
И кто первый подрастет?
Так все спорили, решали,
Но ответ простой не знали:
Каждый, так всегда бывает,
В свое время созревает.
Вед. В нашем огороде много разных овощей, вкусных и полезных, а для кого же они выросли? Сейчас узнаем.
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат,
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста,
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Вед. В хороводе пойдем,
Урожай соберем.
Будем петь и плясать,
Урожай собирать.
Дети ст. гр. исполняют песню «Урожай собирай». (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Вед. Ребята, вы знаете, какой овощ в народе называют вторым хлебом?
Вед. «Картошка – хлеба подпора», — говорят в народе. Она давно для нас стала вторым хлебом. Картошку любят вся, но не все любят ее собирать.
И я знаю одного такого мальчика, зовут его Антошка. Давайте его позовем?
Дети под. гр. исполняют песню «Антошка». (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
Вед. Сейчас проверим, умеют ли сажать и собирать картошку наши ребята.
Проводятся аттракцион «Посади и собери картошку», участвуют все дети.
На полу лежат два обруча. Дети делятся на две команды. По сигналу один ребенок из команды бежит с корзинкой к обручу и «сажает» картошку, следующий ребенок бежит к обручу и «собирает» картошку и т. д., пока все дети не примут участие в соревновании.
Вед. И какие только сюрпризы не преподносит нам природа! (Вед.показывает необычные овощи: сдвоенную морковку, декоративные тыквы и т. д.).
Тыква может уродиться очень маленькой и очень большой, что даже может превратится а карету, как в сказке «Золушка», а если на тыкве вырезать глаза, нос и рот, вставить во внутрь зажженную свечку, то можно всех пугать на американском празднике Halloween.
А с кем тыква подружилась на нашей грядке, мы сейчас узнаем, послушав стихотворение «Тыква».
На грядке стебли расправляла,
Тыква желтая скучала,
Ей хотелось поскорее
Завести себе друзей.
Рядом с нею рос горох,
О друзьях мечтал он, ох.
Их солнца лучики коснулись,
И они вдруг улыбнулись,
Горох и тыква подружились.
Вед. А вот интересно, что получится, если тыква подружиться с горохом, как мы назовем такой овощ? (Ответы детей).
Все садоводы мечтают вывести новые сорта овощей. Послушайте стихотворение об одном волшебнике садоводе и его огороде.
Раз один садовод
Нас позвал в огород.
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не видали.
Нам такой огород,
Где на грядках засеянных густо
Редисвекла, чеслук и репуста.
И мокрофель дозрел.
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков, да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Вед. Ребята, объясните мне, пожалуйста, что такое огурбузы, редисвекла, чеслук? (ответы детей).
На праздник урожая принято приглашать знаменитых гостей. К нам приехал знаменитый ансамбль ложкарей. Встречайте!
Исполняется танец с ложками по выбору музыкального руководителя.
Вед. Чтобы бог плодородия помог в сборе урожая, крестьяне многих стран выходят в поле, играют на различных музыкальных инструментах. В исполнении нашего оркестра прозвучит «Сицилийский танец» (можно использовать фонограмму любого национального танца или воспользоваться танцами мира из программы Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»).
Вед. В штате Вашингтон яблоки очень популярны. Говорят, куда не посмотришь – кругом яблоневые сады. Из яблок делают компот, варенье, напитки и даже пончики. И как вы думаете, сколько весит самое большое яблоко. (ответы детей). В книге рекордов Гиннеса, что в 1965 году созрело яблоко весом 1 кг 357 гр.
Мы вытягивали репку, а в Америке на празднике урожая вытягивают яблоки.
Проводится конкурс «Вытягивание яблок».
В обруче рассыпаны яблоки. 2 участника соревнования при помощи клюва, сделанного из бумаги способом оригами, вытаскивают яблоки. Все участники праздника считают до десяти, после чего соревнование прекращается.
Вед. В мексиканских апельсиновых рощах, когда созревают апельсины, тоже устраивают большой праздник. Сейчас мы увидим танец с апельсинами.
Детьми под. гр. исполняется танец-импровизацию «Сладкий апельсин». (В руках у детей апельсины. Можно использовать любую музыку двухчастной формы. Первая часть – дети бегут в разных направлениях, вторая часть – танец-импровизация).
Вед. В Корее на празднике урожая всех угощают блюдами из овощей. А чем же мы угостим наших гостей?
Вед. Русские пироги на весь мир знамениты, и слово «пирог» там понимают без перевода.
Исполняется песня «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен)
После песни всех гостей угощают пирогами.
Вед. Овощи и фрукты пища вкусная и здоровая – это знают все. А сколько блюд можно из них приготовить! А еще интересные поделки и даже музыкальные инструменты, которые можно увидеть на нашей выставке «Осенняя фантазия». (Для изготовления музыкальных инструментов используются бутылочки разной формы и емкости, в которые засыпается горох, пшено и тд).
(Ведущая раздает шумовые инструменты желающим детям и гостям. Под любую веселую мелодию исполняется оркестр).
Вед. Мы хотим, чтобы сбор урожая был не тяжким трудом, а праздником, поэтому закончим наш праздник хорошей ярмарочной традицией – веселой каруселью.
В зал выносят карусель (к длинной палке крепится подвижный диск с атласными лентами). Часть детей берет ленты, а часть детей встают внутри карусели. Звучит веселая русская народная музыка. Первая часть музыки – дети бегут по кругу. Вторая часть – все танцуют. И так до конца музыкального произведения.
И. Дзержинская, Н. Ветлугина «Песни, игры, пляски для детского сада сельской местности», «Музыка», Москва, 1983.
Редактор-составитель Э. В. Мазнина «Музыкальная шкатулка», Москва, 1995
Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Д. Комиссарова «Музыка в детском саду» старшая группа, «Музыка», Москва, 1986
«Осеннее ассорти». Сценарий праздника осеннего урожая в подготовительной группе «Осеннее ассорти» Цели: формирование доброжелательных отношений между родителями детьми в процессе проведения совместного мероприятия. Задачи:.
«Праздник урожая». Сценарий праздника для детей средней группы Ведущий: Тихо, тихо в лесу, только листья шуршат, Это осень идет по земле. Красит лес и луга, пожелтела трава, Золотыми становятся листья.
Сценарий досуга в старшей группе «Праздник урожая» Цель: расширять знания детей об осени, осенних явления, о сборе урожая в это время года. Оборудование: маски морковь, горох, помидор, редис;.
Осенний праздник для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Варварушки» Осенний праздник для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Варварушки» Цель: внедрять в жизнь детей устное народное творчество. Развивать.
Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Как Тётушка Непогода и Унылый Дождик Осень заколдовали» Как Тётушка Непогода и Унылый Дождик Осень заколдовалиОсенний праздник для детей старшей/подготовительной группы Под спокойную музыку дети.
Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй осень золотая» Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй осень золотая»Дети входят под музыку парами и встают в зале Ведущая.
Праздник урожая Досуг «День урожая». Дети с воспитателем под музыку проходят в зал и садятся на стульчики. Ведущий: — Мы собрали урожай. Много всего выросло.
«Праздник урожая». Фоторпортаж из нашего огорода и сада Однажды, в один прекрасный день все ребята нашего детского сада совершили необычную прогулку. Ребят на улице ждал Ёжик, который попросил.
Работы детей по завершению композиции «Праздник урожая в деревне» По окончанию сложной и длительной работы над композицией по теме «На основе изучения русского народного костюма создание композиции «Праздник.
Сценарий развлечения для детей второй группы раннего возраста (1,5–2 лет) «Осенний праздник» Реквизит и оформление: Зал и ширма украшены осенними листочками, бутафорское дерево, погремушки, листочки по количеству детей, птичка- игрушка,.
Источник