- Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
- Правила техники безопасности
- ХОД УРОКА
- Этапы выполнения работы
- Взвешивание (6–7 мин)
- Домашнее задание
- Карточка учета умений
- Образцы отчета о проделанной практической работе
- Приготовление раствора поваренной соли с заданной массовой долей вещества.
- Разработка практической работы «Приготовление растворов с определенной массовой долей соли»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества
Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.
Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, Н3ВO3, СuSO4, NaHCO3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.
Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.
Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
брать вещества руками (б),
оставлять неубранными рассыпанные
или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями
и банки с сухими веществами (г);
работу проводить только над столом (д)
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).
ХОД УРОКА
В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.
Вариант № 1
Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Вариант № 2
Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?
Вариант № 3
В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?
Вариант № 4 *
Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?
Вариант № 5 *
Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?
Пример решения задачи
Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.
Этапы выполнения работы
1. После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!
Взвешивание
(6–7 мин)
Технохимические весы:
1 – стойка; 2 – стремена; 3 – коромысло;
4 – чашка; 5 – стрелка; 6 – ручка арретира
· Отрегулируйте арретиром весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).
Жидкости на весах не взвешивают !
3. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин). Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.
Пример. 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.
6. Сделайте письменный вывод о проделанной работе (5–6 мин).
7. Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.
Домашнее задание
Задача. Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.
Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.
Карточка учета умений
Операции практической работы | Фамилии учащихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Я | ||
Приготовление склянки для раствора | ||||||
Знание правил техники безопасности | ||||||
Взвешивание вещества | ||||||
Работа с мерным цилиндром | ||||||
Приготовление раствора | ||||||
Kультура выполнения опыта | ||||||
Оформление отчета |
Образцы отчета о проделанной
практической работе
Вариант № 1
Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
Вариант № 2
Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор NaHCO3. Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.
Вариант № 3
Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl используют как реактив для проведения химическиx реакций.
Вариант № 4 *
Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO4. Отмериваю мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Приготовленный раствор переношу в склянку с этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Вариант № 5 *
Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание! Если для приготовления растворов берут щелочь в кристаллическом виде, тогда щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды, приготовили раствор с заданной концентрацией растворенного вещества, используя операции: взвешивание, отмеривание объема жидкости, растворение. Растворы широко применяются в быту и народном хозяйстве.
Источник
Приготовление раствора поваренной соли с заданной массовой долей вещества.
-научиться рассчитывать массовую долю вещества в растворе и уметь готовить такие растворы на практике;
-отработать практические навыки взвешивания вещества, определения объема вещества, растворения;
-осуществление межпредметных связей между химией, математикой и физикой;
— приобретение практических навыков и знаний необходимых в повседневной жизни.
Оборудование и реактивы: весы с разновесами, колба, стаканчик с поваренной солью, стеклянная палочка, колба с водой, мерный цилиндр.
Повторить с учащимися технику безопасности в кабинете химии.
Проводите опыты по указанию учителя, соблюдая правила безопасности.
Для опыта берите вещества в указанных количествах.
Наливайте и насыпайте реактив только над столом.
Пролитые или рассыпанные реактивы немедленно удалите по указанию учителя.
II. В кабинете химии запрещается:
1. Пробовать вещества на вкус, есть, пить.
2. Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими реактивами, наклоняться над склянками с реактивами.
3. Делать глубокий вдох, определяя летучее вещество по запаху.
4. Сливать или ссыпать оставшиеся вещества в сосуд, из которого они взяты.
Учитель: Что нужно делать, если разлил раствор вещества?
Класс делится на группы по уровням.
Задание 1 уровня. (Задание для 1 группы, написанные на карточках)
Приготовьте 200 мл 10% раствора поваренной соли.
* Рассчитайте массу соли, необходимой для приготовления данного раствора, по формуле: m(в-ва)= m(раствора) W \ 100%
* Рассчитайте массу воды, необходимую для приготовления раствора:
m(воды) = m(р-ра) — m(в-ва)
* Рассчитайте объем воды, если плотность воды равна 1г\мл (1кг\м3)
* Взвесьте на весах необходимое количество соли.
* Измерьте мерным цилиндром необходимое количество воды.
* Смешайте в колбе соль и воду.
* Наведите порядок на своем рабочем месте.
Задание 2 уровня. (Задание для 2 группы, написанные на карточках)
Приготовьте раствор поваренной соли массой 150 г с массовой долей 0,1
* Выберите, какие формулы, и в какой последовательности вам понадобятся для решения данной задачи.
* Вычислите по формулам массу вещества ( поваренной соли), которая понадобится для получения вашего раствора. W%= m(в-ва) 100% \ m(р-ра)
* Взвесьте необходимую массу соли на весах.
* Отмерьте мерным цилиндром нужный объем воды.
Источник
Разработка практической работы «Приготовление растворов с определенной массовой долей соли»
Практическая работа «Приготовление раствора с определенной массовой долей соли»
Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.
Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; соли, вода.
Порядок выполнения работы
1.Рассчитайте массу соли и массу воды
2.С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.
3.На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу соли.
4 Перемешайте содержимое химического стакана.
1. Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления:
1.40 г 0,4 %-ного раствора;
2. 50г раствора соли, с массовой долей 0,02; (Самостоятельно)
Примеры:
Решение 1-ой задачи:
m (р-ра) = 40 г
(соли) = 0,4
m (соли) = 40 г · 0,4/100 = 0,16 г соли
m (H2O) = 40 г — 0,16 г = 49,84 г
V (H2O) = 49,84 г *1 г/мл = 49,84
Ответ: m (соли) = 0,16 г m(воды)= 49,84
2.Задачи на определение массы веществ ,необходимой для получения раствора нужной концентрации
Какой объем воды надо прилить к 0,3 г сахара, чтобы получить 3 %-ный раствор?
.К 100г раствора, массовая доля вещества в котором 0,3, добавили 50г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
Примеры:
Решение 1-ой задачи:
1) m (сахара) = 0,5 г
(cах.) = 0,01 (1 %)
1) m (р-ра) В 100 г р-ра – 3 г сахара
х — 0,3 г сахара
2) m (H2O) = 10 – 0,3 = 0,7 г
0,7 г
3) V(Н2О) = ———— = 0,7 мл
1 г/мл
Ответ: V(Н2О) = 0,7 мл
Задачи на определение массовой доли веществ в растворе
Смешали 0,5 г соли и 100 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Смешали 50г сахара и 200 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Примеры:
Решение 1-ой задачи:
m (с) = 0,5 г
V(Н2О) = 100 мл
m (H2O) = 100 мл х 1 г/мл = 100 г
m (р-ра) = 100 г х 0,5 г = 100,5 г
0,5г
(c) = ———= 0,005
100,5 г
Ответ: (с) = 0,005 (0,5 %-ный)
1.К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,5, добавили 100г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 700г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 30%.
3.Приготовить 40г раствора соли, с массовой долей 0,04.
1.К 300г раствора, массовая доля вещества в котором 0,6, добавили 200г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 800г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 40%.
3.Приготовить 50г раствора соли, с массовой долей 0,05.
1.К 400г раствора, массовая доля вещества в котором 0,4, добавили 150г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 200г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 10%.
3.Приготовить 35г раствора соли, с массовой долей 0.05.
1.К 500г раствора, массовая доля вещества в котором 0,5, добавили 100г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 300г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 30%.
3.Приготовить 40г раствора соли,с массовой долей 0,08.
1.К 800г раствора, доля вещества в котором 0,7, добавили 50г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 400г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 20%.
3.Приотовить 60г раствора соли,с массовой долей 0,03.
1.К 100г раствора, массовая доля вещества в котором 0,3, добавили 60г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 600г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 25%.
3.Приготовить 50г раствора соли, с массовой долей 0,03.
1.К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,5, добавили 150г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 700г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 35%.
3.Приготовить 40г раствора соли, с массовой долей 0,06.
1.К 300г раствора, массовая доля вещества в котором 0,6, добавили 160г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 800г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 45%.
3.Приготовить 50г раствора соли, с массовой долей 0,01.
1.К 400г раствора, массовая доля вещества в котором 0,4, добавили 200г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 200г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 15%.
3.Приготовить 35г раствора соли,с массовой долей 0.06.
1.К 500г раствора, массовая доля вещества в котором 0,5, добавили 150г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе
2.Приготовить 300г раствора соли, в котором массовая доля соли составляет 35%.
3.Приготовить 40г раствора соли,с массовой долей 0,06.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Выполнение практической части программы -один из самых главных задач учителя химии. Особенно в восьмом классе учителю необходимо провести наглядных опытов и небольших экспериментов.При проведении практических работ расширяется практические навыки и кругозор учащихся. Задач на расторы бывают разными. Сначала разбираем теоретический материал, а потом проводим практическую работу. Расширяя и углубляя знания,умения и навыки,полученные на уроках химии,учащиеся знакомятся с основами медицинских знаний. Результатов практической работы оформляют в своих тетрядях для практичеких работ четко,аккуратно и содержательно.
Номер материала: 376294
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник