Как приготовить титановые белила

Работа с титановыми белилами

Один из двух видов белил, наиболее часто используемых в современной живописи – белила титановые. Они превосходят по некоторым своим качествам другие популярные типы – свинцовые и цинковые.

Предыстория: свинец

Белая краска использовалась художниками с давних времён. Ещё в первом веке до нашей эры римский историк Плиний описывал процесс создания белил из свинцовых опилок с применением уксуса. Впоследствии в каждой крупной европейской стране была разработана своя технология производства свинцовых белил. Они повсеместно использовались в живописи, иконописи, для технических нужд. Однако свинец – чрезвычайно токсичный материал. Вред, нанесённый свинцовыми белилами профессиональным художникам и строителям, а также беднякам, занимавшимся их производством, невозможно подсчитать.

Существовали альтернативные красители – костяные белила, изготавливавшиеся из костей ягнят, белила из мела, яичной скорлупы и даже жемчуга. Но все они были крайне редки, сложны в производстве, и потому дороги. Из-за этого художники продолжали пользоваться отравляющими свинцовыми. Более распространённые виды — каолин, сурьмяные, сернистые, свинцово-оловянистые – всё же не дотягивали до объёмов производства свинцовых белил.

Это продолжалось до 1780 года, когда двое французских химиков, Бернар Куртуа и Луи Бернар Гитоне де Морво, принялись за поиски менее опасной краски. Их выбор пал на оксид цинка, на основе которого получались слаботоксичные белила. Проблема заключалась в их цене. Цинковые белила стоили в четыре раза дороже свинцовых, поэтому многие художники остались верны старому материалу.

Титан

В конце XVIII века англичанин Уильям Грегор и немец Клапрот открыли ранее неизвестный металл, который впоследствии заменил свинец в массовом производстве белил. Но до начала XX века титан считали бесполезным, ни на что не годным металлом. Лишь в 1908 году европейские химики нашли ему применение – двуокись титана стали использовать в производстве нового типа белил. Начиная с 1920 года, в Европе был налажен массовый выпуск титановых белил, почти полностью вытеснивших свинцовые с рынка. До России новшество добралось лишь к тридцатым годам прошлого столетия. Благодаря этому факту исследователям удаётся отличать подлинные произведения начала века от фальсификаций: нерадивые копиисты не учитывают, что русские авангардисты писали в основном с применением свинцовых белил, впоследствии вытесненных титановыми.

Сравнение разных видов белил

  • Токсичность. Свинцовые белила отличаются крайней токсичностью, и в настоящее время используются исключительно в художественных красках. Международная ассоциация охраны труда запрещает покраску стен жилых помещений с применением свинцовых белил. Мужчинам-малярам до восемнадцати лет и женщинам любого возраста запрещается работать со свинцом. Цинковые белила слаботоксичны, не представляют угрозы жизни, а титановыми можно писать безо всякого вреда для здоровья.
  • Кроющая способность (укрывистость). Цинковые белила обладают наиболее низкой кроющей способностью, благодаря чему их с успехом применяют в классической живописи лессировками. Титановыми белилами лессировки делать непрактично, так как их укрывистость гораздо выше (2,7). Зато они отлично подойдут для более плотной живописи а-ля прима – этот пигмент хорошо перекрывает другие цвета.
  • Оттенок. Цинковые белила обладают чуть тёплым тоном, титановые – холодным.
  • Стойкость.Цинковые белила, особенно при большой толщине красочного слоя, со временем покрываются трещинами. С титановыми белилами этого не происходит – одна из их разновидностей так прочна, что используется для покраски космических кораблей. Свинцовые белила также очень прочны – именно им обязаны своей сохранностью работы старых мастеров.

Другие особенности титановых белил

Со временем работа, написанная титановыми белилами, может приобрести синеватый оттенок. В масляной живописи эти белила стоит использовать с осторожностью. Их не рекомендуется смешивать с некоторыми другими красками: лазурью, кобальтами, кадмиями. При смешении с ними может возникнуть эффект разбеливания, и образуются непрочные красочные соединения. Титановые белила желтеют со временем. Двуокись титана при смешении с органическими пигментами со временем может обесцветиться. Не рекомендуется покрывать работу с использованием титановых белил масляным копаловым лаком – потемнение неизбежно.

Из-за всех этих недостатков в середине двадцатого века художники отказались пользоваться титановыми белилами. Их производство было приостановлено. Но другие белила титановые ­– акриловые, гуашевые или темперные производились теми же темпами. Они с успехом продолжали использоваться многими живописцами. Белила титановые масляные тоже недолго пробыли в забвении – их высокая укрывистая способность, нетоксичность и относительная дешевизна вернули их на прилавки, и сегодня каждый может на практике определить, приемлемо ли для него их использование.

Читайте также:  Как вкусно приготовит курицу с картошкой сковороде

Источник

БЕЛИЛА! [посоветуйте — кто чем пишет]

Вот такая инфо про титановые белила:Титановые белила (диоксид титана, TiO2) — твёрдое, бесцветное под микроскопом кристаллическое вещество. Очень качественный
белый пигмент, если он хорошо очищен. TiО2 практически не поглощает никакого падающего света в видимой области спектра.
Как и в свинцовых белилах, свет проходит через кристаллические частицы, преломляется ими или отражается на их поверхностях. Диоксид титана — стабильное (самый стабильный из всех известных белых пигментов), нелетучее, нерастворимое в кислотах, щелочах и растворах при нормальных условиях вещество. Диоксид титана отличается высокой реакционной устойчивостью к различным соединениям, в том числе и к токсичным, содержащимся в воздушной среде. Из-за своей инертности диоксид титана абсолютно нетоксичен и считается вполне безопасным веществом, он может контактировать даже с продуктами в упаковке.
В живописи титановые белила стали использоваться с 1912 г. в Норвегии и США. Сами по себе они очень прочны, представляют собой тонкий, довольно лёгкий порошок, намного более укрывисты, чем свинцовые и химически устойчивы в смесях с большинством из минералов. На льняном масле не связываются, так как в этом случае темнеют и плохо сохнут. В смеси со многими синтетическими красками (со всеми кадмиями, с кроном желтым, берлинской лазурью, ультрамарином, кобальтами и др.) — обесцвечиваются, а краски на титановых белилах, покрытые масляными копаловыми лаками — темнеют. Недостатком титановых белил в иконописи считается их большая плотность и непрозрачность даже в тонком слое (по сравнению со свинцовыми они несколько «глухие»), а также умеренный тёплый тон. Оба этих недостатка можно свести к минимуму перетиранием титановых белил на куранте с добавлением кварца, барита или мрамора. Нехитрый приём улучшения качеств титановых белил добавлением к ним кварца был описан выше .

Вот с этого сайта: http://mindraw.web.ru/bibl15b.htm

У меня вот какой вопрос: на последних иконах почему-то получились темные лики, причем писала как обычно, а покрывала именно эти копаловой олифой (до этого тиккурилой), потом смотрю через некоторое время на готовые иконы-не могу понять как это получилось, и вот в этой статье:

краски на титановых белилах, покрытые масляными копаловыми лаками — темнеют.

Думала что-то с техникой плавей у меня, что после покрытия все стало темнее, сейчас намеренно делаю лик светлее. Может у кого-то тоже было что-то подобное?

Селена. Тиккурила очень слабо пропитывает живопись, видимо. А копал пропитывает очень сильно. По первости — кажется, что недописал, санкирь просвечивать начинает. Жалуются люди, переходящие на копал, что средние вохрения пропадают, мазки выступают от этого промакивания.

Я для себя эту проблему снял изменением манеры письма на более плотную. А последнее время еще и олифой пропитываю слегка перед лаком.

В статье миндрва про обесцвечивание т. белил и темнение под копалом — место непонятное.

С кроном вроде как-то вяло сочетаются, действительно. Раз пробовал, и перестал.

А остальное приведенное там — мой опыт скорее опровергает. Особенно по части копала. Я ж именно копалом (LeFrank) покрываю уже года 3-4, и все колера так или иначе с тит белилами.[/list]

Источник

Белила титановые

арт. п001
цена: 45 руб.&nbsp&nbsp&nbsp

Краска прекрасного белого насыщенного цвета благодаря присутствию в ней оксидов титана.

Другие названия:
titanium white, titanweiss, blanc de titane

Состав:
TiO2 – оксид титана(IV). В природе встречается в виде минералов рутила и анастаса, но основная часть его производится промышленным способом из ильменитового концентрата, путем обработки серной кислотой.
Основной цвет: Белый
Характеристики:
Тип – кроющая
Кроющая способность: n=2,7
Твердость:
Плотность:

История:
В конце XVIII, почти одновременно, английский ученый Уильям Грегор и немецкий химик Клапрот открываю новый минерал, которому суждено было потеснить абсолютное господство в то время, свинцовых белил.
Имя свое минерал получил в честь царицы эльфов Титании(германская мифология).
В последующее столетие в разных странах предпринимались попытки получить чистый металл, с целью его промышленного применения. Но примеси, содержащиеся в малых долях, делали титан непригодным для широкого внедрения в производство.
В начале 20 века двуокиси титана, считавшегося «бесполезным металлом», было найдено достойное применение.
В 1908 году Розе и Бартран в США, а Фаруп в Норвегии предложили изготовлять белила не из соединений свинца, как делалось прежде, а из оксида титана. По своим качествам титановые белила значительно превосходили свинцовые и цинковые, которые применились в то время повсеместно: их кроющая способность превосходила другие белые пигменты, прекрасные отражающие характеристики (97,2%), не ядовитые, не темнеют от присутствия сероводорода.
С 1920 года начали выпускать титановые белила, получаемые из минерала ильменита. В ту пору титановые белила содержали только 25% диоксида титана. Позже двуокись титана стали получать по так называемому хлорному методу, что позволило значительно улучшить его цветовые качества.
В России их стали производить к 30-м годам прошлого столетия.
После развала СССР все производство пигментного диоксид титана осталось на территории Украины.
Сегодня 57% производства диоксид титана рутильной модификации( обладает более высокими пигментными свойствами — светостойкостью, разбеливающей способностью и другими) выпадает на производство лакокрасочной продукции.
По данным на 1999г. на долю титановых белил приходится 68% от всего объема производства белых пигментов.

Читайте также:  Что вкусного приготовить с карбоната свинины

Применение:
Творят на желтке. Пигмент обладает прекрасной кроющей способностью, поэтому их хорошо применять при полном перекрытии белым темных тонов.
Несмотря на широкое применение в лакокрасочной промышленности, в иконописи применение титановых белил ограничено высветлением и «оживками», где в силу их белизны и плотности они вполне употребимы.
Мелкодисперсная структура дает однородный кроющий слой.

Особенности:
— Титановые белила (двуокись титана) отличается хорошей свето- и кислотостойкостью и высокой укрывистостью, но под действием солнечного света имеют склонность к мелению. Во избежании этого для изготовления краски, титановые белила применяют в смеси с цинковыми белилами, а также в тройном сочетании с баритовыми белилами.
— Со временем могут приобретать голубой оттенок или обесцвечиваться в смесях с органическими пигментами.
— Не рекомендуется смешивать с лазурью, кобальтом, кадмиями(желтый, красный). При смешении с другими пигментами может давать эффект «меловой вуали»(разбеливание) — эффект, кот., называют живописцы «мыльный».
— Пигменты с использованием титановых белил не рекомендуется покрывать масляными копаловыми лаками, по причине их сильного потемнения.
— Не применяется во фресковой живописи по извести.

Аналогичные пигменты:
Белила цинковые, белила свинцовые, каолин, белила сурьмяные, свинцово-оловянистая.

Это интересно:
— Основа гуаши — оксид титана в виде белого порошка, его использование в красках считается наиболее безопасным. Другая основа красок — оксид цинка тоже практически безвреден. Раньше еще в качестве основы красителей широко применяли более дешевый оксид свинца, так вот он действительно вреден, и сейчас практически не используется.

— По наличию в картинах русского авангарда титановых белил либо в чистом виде, либо в смесях с цинковыми или баритовыми белилами, созданных до 1921 года эксперты могли отличить фальсификацию от подлинника . Так как до этого периода художники в качестве белой краски общеупотребительно использовали белила свинцовые.

— Титановые белила, приготовленные на основе ильменитового концентрата обладают прекрасной прочностью, благодаря чему используются для покраски космических кораблей.

Как проверить:
Проба 1. Порцию титановых белил в пробирке обрабатывают 10%-ным раствором уксусной кислоты и нагревают на водяной бане в течение 10 мин. При этом белила не растворяются.

Источники:
Ю.В. Алексеев-Алюрви «Краски старых мастеров» Москва 2004

Источник

Как приготовить титановые белила

ГУСТОТЕРТЫЕ КРАСКИ

От готовых к употреблению густотертые краски отличаются консистенцией. Они представляют собой пасты, состоящие из сухих пигментов или смеси их с наполнителями, замешанными на олифе и перетертыми на краскотерках. Название краски получают в зависимости от пигмента, входящего в их состав (делила литопонные, белила цинковые, охра, мумия, зелень цинковая и т. п.), или цвета, если краска содержит смесь пигментов (бежевая, голубая, коричневая и др.).

Перед употреблением густотертые краски разводят до нужной консистенции натуральной или полунатуральной олифой. Количество олифы, необходимое для разведения краски, зависит от входящего в ее состав пигмента и количества ее в густотертой пасте. Для снижения вязкости очень густых красок в них можно вводить до 3% уайт-спирита или скипидара. Введение большего количества растворителя вызывает снижение блеска пленок покрытий, повышение их пористости и ухудшение противокоррозионных свойств.

При 18 — 22° С пленки густотертых красок высыхают за 24 ч, краски, в состав которых входят сажа, охра, лазурь, высыхают медленнее — за 30 — 36 ч.

Цветные краски готовят из белил и небольшого количества естественных пигментов и красителей. Характерная особенность красителей — пониженная светостойкость, в результате чего покрытия белеют, желтеют, зеленеют, приобретают серый оттенок, покрываются темными пятнами. Чтобы окрашенная поверхность coxpaняла свои эстетические качества, ее необходимо часто перекрашивать.

В бытовых условиях могут применяться густотертые краски промышленного производства.

Титановые густотертые белила перед употреблением разводят 15 — 25% натуральной олифы, сушат при 18 — 22° С 24 — 30 ч. Так как в белилах уже содержится растворитель, вводить его в краску не следует.

Читайте также:  Как можно приготовить куриное филе с майонезом

Цинковые густотертые белила используют для грунтовки, окраски (в белый цвет), а также в качестве основы для приготовления цветных красок. По белизне они уступают титановым белилам, более склонны к пожелтению, но обладают хорошими противокоррозионными свойствами, технологичны, удобны в работе. Ими можно окрашивать металлические поверхности, деревянные конструкции, древесноволокнистые плиты, прессованный картон и т. д.

Литопонные белила — наиболее доступные в бытовых условиях. Они имеют пониженную атмосферостойкость и неудовлетворительные эксплуатационные свойства (быстрое изменение цвета, способность к мелению). Такие белила целесообразно использовать на дачах в качестве грунтовки под покрытия белого или светлого цвета. При эксплуатации на свету литопонные белила приобретают желтый оттенок, а в затененных местах сереют. Цветные краски на основе литопонных белил обладают теми же недостатками, что и белила. Литопонные белила и краски предназначены только для неответственных работ. Наносят их кистью, сушат при 20° С от 24 до 48 ч.

Краски «Колер» представляют собой пастообразные составы, предназначенные для колеровки белых красок, усиления цвета или изменения оттенка масляных красок и алкидных эмалей. Их нельзя использовать для колеровки водоэмульсионных красок, эмалей, шпатлевок. Эти краски выпускаются голубого, желтого, зеленого, красного, красно-коричневого, оранжевого, синего и черного цвета. При необходимости они служат для декоративных целей.

Густотертая медянка — пастообразная краска зеленого цвета, предназначенная для защиты металлических крыш. Разводят ее натуральной олифой, наносят кистью (два слоя), сушат при 20° С не менее семи суток. Для усиления противокоррозионной защиты полезно предварительно нанести слой смешанной грунтовки № 83.

Масляные земляные густотертые краски состоят из мумии различного оттенка, охры (золотистой, светлой или темной) и железного сурика, служат для окрашиваний поверхностей, подвергающихся атмосферным влияниям, а также поверхностей внутренних помещений. Краски этого типа очень медленно высыхают, поэтому их следует наносить в теплое время, особенно при отделке домов, гаражей, вспомогательных сооружений. До требуемой вязкости эти краски разводят натуральной или» полунатуральной олифой. Если необходимо получить покрытие с более высоким глянцем, часть олифы (20 — 40%) может быть заменена масляным лаком. Краски наносят жесткими кистями, хорошо втирая в отделываемую поверхность.

Используя цинковые или титановые белила, можно получить покрытия светлых тонов. Смешение охры с суриком или другими масляными красками дает возможность получать светостойкую краску желаемого оттенка.

При подборе оттенка следует учитывать, что высохшее покрытие приобретает более темный цвет. Поэтому, прежде чем приступить к окончательному декоративному окрашиванию, необходимо сделать предварительные выкраски. Для этого на поверхности выбирают опытные участки размером 0,5 — 1 м 2 и наносят на них краску желаемого тона. Окончательный выбор покрытия производят через 48 — 72 ч после опытной покраски, когда подсохнет окрашенный участок.

Нельзя смешивать компоненты в произвольных соотношениях, без точных замеров. При приготовлении краски необходимо фиксировать последовательность выполняемых операций, соотношение между вводимыми компонентами, технологию приготовления. В последующем это позволит быстро приготовить повторную партию краски нужного цвета, совпадающего по оттенку с ранее приготовленной краской.

Масляные цветные густотертые краски выпускаются бежевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого, палевого, серого, синего, фисташкового цвета и цвета слоновой кости. До требуемой консистенции их разводят натуральной или полунатуральной олифой. Полунатуральная олифа используется при отделочных работах внутри помещений. Краски наносят кистями обычными или валикового типа по масляным, алкидным, акриловым и виниловым грунтовкам. Сушка — при 20° С в течение 24 — 36 ч.

Черная масляная густотертая краска промышленного производства разводится до нужной консистенции натуральной олифой. Черную краску, приготовленную самостоятельно, путем смешения отдельных компонентов, применять не рекомендуется, так как она имеет низков качество, плохой внешний вид, неоднородный состав и другие дефекты. Краску наносят кистью (не менее двух слоев) по предварительно загрунтованной поверхности. Каждый слой сушат при 20° С не менее 24 — 36 ч.

Краски серого цвета разных оттенков приготавливают на цинковых белилах с добавлением соответствующих пигментов. Главное свойство этих красок — обеспечение устойчивости сухой пленки против действия органических смазок и теплостойкости при 80° С. Краски разводят натуральной олифой с добавлением 5 — 7% скипидара или уайт-спирита для улучшения их малярных свойств, наносят двумя слоями обычной или валиковой кистью, каждый слой сушат при 20° С 24 — 36 ч. Эти краски служат для окрашивания гаражей, теплиц, вспомогательных помещений, а при соответствующей колеровке — для декоративного окрашивания дачных построек.

Источник

Оцените статью