- Как приготовить тувинский чай
- Если вы никогда не слышали про тувинский чай, то прочтите эту статью.
- Проектная работа «Суттуг-шай — почтенный напиток гостеприимства»
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
- «Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности » методическая разработка по краеведению по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Как приготовить тувинский чай
все в Ваших руках:) вот, например, о Зверобое:
Зверобой – одна из самых удивительных растений. О ней упоминали Гален, Диоскорид, Плиний, Парацельс. Абу Али Сина, известный врачеватель, которого многие знают под именем Авиценна, советовал пить отвар зверобоя в течение 40 дней, чтобы избавиться от воспаления седалищного нерва. Ею лечились и древние египтяне, и древние греки. На Руси эту траву применяли волхвы. Она считалось не только целебной, но и волшебной. Зверобой, согласно преданиям, предохранял от порчи и сглаза. Если носить его все время с собой, то можно было не бояться действия нечистой силы.
Чтобы не дать колдуну проникнуть в дом, пучок зверобоя прикрепляли к двери или же прятали на пороге. Также считалось, что он защищает от ведьм и привидений. Особой силой эта трава наливалась перед праздником Ивана Купалы, и, иногда зверобой в народе называли святоивановским зельем, а в ночь перед праздником парни и девушки для гаданий чаще всего использовали именно его. Но, как оказалось, и французские целители выбирали для сбора этой травы ранее утро дня Сен-Жана, или по – нашему, Иванов день. Считалось, если собрать эту траву до появления первых лучей солнца, она будет обладать целебными и магическими свойствами.
Считалось, что зверобой может излечить от 99 болезней, продлить жизнь и вернуть молодость. Что интересно, в караванах, нагруженных собольими мехами, красной рыбой, дорогими камнями был и не менее ценный, по тем временам ларец со зверобоем, который, как говорили купцы, обладал дивной силой и мог заживлять полученные в бою раны. Эту траву по специальному приказу поставляли к царскому двору, сохранилось немало документов, подтверждающих этот факт.
и вот еще немного о практическом (не магическом) применении трав:
Розмарин, эвкалипт, сосна, лаванда, тимьян. Сушеная кожура лимона.
Тимьян, шалфей, лаванда — помогают при проблемной коже.
Лимон, розмарин, мята, лаванда освежают.
Шалфей, лаванда, календула, эвкалипт снимают раздражения кожи.
Для сухой кожи хороши ромашка, лаванда, жасмин.
Для осветления кожи при излишней пигментации — можжевельник, эвкалипт, лаванда.
Дряблая кожа — можжевельник, розмарин, тысячелистник.
Жирная кожа — жасмин, можжевельник, лимон, розмарин, шалфей, тимьян.
Дерматит — см. предыдущий пункт.
(источник — Джулия Лоулесс, «Энциклопедия ароматических масел», вполне научный труд.)
Это основные травы, которые легко найти в наших широтах.
Для очищения на более тонком плане можно использовать:
вербена, кедр, лимон, лаванда, мята, тимьян, полынь, розмарин, ромашка)) Еще есть иссоп, валериана, анис, ирис, лавр, фенхель.
А вот магические свойства некоторых вполне доступных растений:
• Шафран: Этот цветок — один из первых, которые Вы видите весной, и его часто связывают с расцветающей любовью. Шафран, как известно, усиливает видения и вызывает интуитивные мечты.
• Нарцисс: яркие лепестки нарцисса обычно окрашены в оттенки белого, желтого или даже бледно-оранжевого. Этот цветок связан с любовью, и изобилием, поэтому принесите свежие нарциссы в ваш дом, чтобы вызвать изобилие. Носите этот цветок близко к сердцу, чтобы притянуть любовь и удачу.
• Одуванчик: лист одуванчика используется для лечения и ритуального очищения. Одуванчики, растущие в северо-западном углу Вашей территории, вызывают положительное изменение. Яркие желтые цветы могут использоваться в предсказании, или храниться в мешочке, чтобы вызвать позитивную энергию на Ваш путь.
• Эхинацея: этот оплот сада добавляет немного магии «физической привлекательности» к чарам и мешочкам. Используйте его в работе с заклинаниями процветания. Сожгите высушенные цветы как ладан, и используйте на алтаре во время ритуала как подношение богам.
• Гибискус: Этот крепкий цветок активизирует страсть — используйте его, чтобы привлечь любовь или жажду, или для пророческих мечтаний о Вашем возлюбленном. Сожгите в ладане или носите в мешочке, чтобы принести любовь.
• Гиацинт: Этот цветок был назван по имени Гиацинта, греческого мифического персонажа, который был возлюбленным Аполлона, таким образом, это растение иногда рассматривают как символ гомосексуальных мужчин. Гиацинт, как также известно, дает мирный сон и изгоняет кошмары. Носите в амулете, чтобы помочь излечить разбитое сердце или ослабить горе от смерти любимого.
• Лилия: Весенние или тигровые лилии связаны со всеми видами весенней магии — изобилие, возрождение, возобновление и изобилие.
• Нарцисс: Названный по имени другого греческого мифологического персонажа, Нарцисс помогает развить полярность и гармонию. Его успокоительные вибрации вызывают спокойствие и внутренний мир.
• Тюльпан: тюльпаны бывают многих различных цветов и видов, но типично связываются с процветанием. Вы можете использовать различные цвета в волшебстве — используя темные сорта, такие как Королева Ночи, для ритуалов полнолуния, или яркие красные цветы для магии любви.
• Фиалка: В мифологии первая фиалка возникла из пролитой крови бога Аттиса, который убил (или оскопил) себя во имя Кибелы, богини-матери. Однако сегодня фиалка связана со спокойствием и миром. Листья дают защиту от зла, и могут быть использованы для набивания подушки или мешочка для новорожденного. Носите лепестки, чтобы вызвать удачу и увеличить ночную магию.
Источник
Если вы никогда не слышали про тувинский чай, то прочтите эту статью.
Побывав в Туве, как же можно обойти вниманием то, без чего не обходится ни одна тувинская семья, ни один тувинец. Я говорю о тувинском чае. Хочу и вас, дорогие друзья, познакомить с этим чудесным напитком.
Чай для тувинцев – священный напиток. Тувинцы пьют чай в течение всего дня, постоянно. Утром женщины ставят на очаг заваривать чай с молоком, а после приготовления обязательно делают ритуал — разбрызгивают его около юрты вверх, в сторону неба, потом в сторону горной вершины. Так тувинцы делают жертвоприношение Девяти Небесам и духам природы.
И в наши дни почти во всех тувинских семьях чай заваривают во время народных праздников.
Тувинский чай или суттуг шай – полезный напиток с необычным вкусом. Он хорошо утоляет жажду и насыщает. Он густой, горячий и жирный.
Как приготовить чай по-тувински самостоятельно:
Основа — зеленый плиточный чай.
- Зелёный чай раскрошить в посуду (30 г).
- Залить холодной водой (200мл), поставить на огонь и довести до кипения. Варить на медленном огне 10 минут.
- Влить подогретое молоко, да чтоб пожирнее (200 мл) и варить на медленном огне 10 минут, при этом постоянно перемешивая половником и набирая в него немного чая, выливают его назад в ёмкость с высоты 30 см. Эту процедуру повторяют до 40 раз. Это действо называется «саарар» .
- Добавить по вкусу соль.
- Добавить масло топлёное (1 ч.л.).
- Подают чай с поджаренным просом и сладостями – кусковым сахаром, халвой, жареными лепешками.
Почему добавляется соль вместо сахара? Тувинцы говорят, что в жаркую погоду такой чай хорошо освежает. Поскольку в Тыве климат резко континентальным с жарким летом (до +35-37 градусов) в межгорных котловинах, то такой чай приходится в самый раз.
Находясь в Кызыле, я посетила местный рынок, где купила, конечно же, тувинский чай, но в пакетиках. Состав его такой же как и оригинального тувинского чая (плитка чая там находится уже в крошке), только без масла.
Я заваривала этот чай уже дома, и мне понравился этот вкус. Понравился он и моей семье, и друзьям, которых угощала. Чай пили с их местными конфетами (вместо сахара), внутри которых тоже жареное просо в качестве наполнителя.
Эх, знать бы всё это чуть раньше, когда жарило солнце, обязательно бы приготовила такой чай с питерским колоритом, но по тувинской технологии (шучу).
Ещё о чае, который я готовлю сама из листьев дикой герани и кипрея , читайте здесь , а здесь — о чае из стевии.
Может быть кто-то из вас, друзья, пробовал тувинский чай (или монгольский, они похожи), поделитесь здесь. И буду благодарна за ваши лайки и комментарии.
Источник
Проектная работа «Суттуг-шай — почтенный напиток гостеприимства»
Работа посвящена 2016 году — году гостеприимства в Туве. Чай с молоком — на тувинском языке «Суттуг шай», традиционный напиток, который преподносят гостям. Ученица 8 класса Мирана решила исследовать: какие есть технологии приготовления чая с молоком, молозивом в Туве; какой вид чая используют; ритуал питья; как можно хранить молоко зимой и летом. Работа будет актуальна всегда, так как каждая маленькая хозяйка должна знать, как правильно приготовить чай с молоком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_mirana.ppt | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Суттуг шай» — почтенный напиток гостеприимства.
Автор работы: Ооржак Мирана Аясовна ученица 8 «б» класса РЦОО РТ при МБОУ СОШ №1 г. Шагонара Руководитель: учитель истории и обществознания Якушева Александра Владимировна
Цели Повышение интереса к истории Родной Тувы; сохранение и возрождение традиционной кухни тувинского народа; приобщение молодого поколения к культуре приготовления национального тувинского чая; продвижение традиционной культуры, традиций и обычаев тувинского народа. воспитание национального самосознания
Задачи: Воспитание чувства гордости за богатый народными традицими Родной край; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа; формирование внимания и уважения к связи между поколениями, чувства толерантности.
План работы Вступление (6 слайд) Технологии приготовления чая с молоком и молозивом. (8-12 слайды) Ритуал питья чая с молоком (13-15) Технологии хранения молока летом и зимой. (16 слайд) Загадки о тувинской пище. (17-18) Источники информации (19 слайд)
Вступление Общеизвестно, что пища человека имеет растительное, животное и водное происхождение. Наиболее почитаемым продуктом животноводства было и есть молоко — сут. Его все знают с рождения, и поэтому о нем заботились, слагая похвалу в устном творчестве. Все блюда, приготовляемые из молока, назывались «ак чем» — белая пища.
Все знают, что молоко дает необходимые для организма вещества, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Чай с молоком — один из самых любимых напитков тувинцев. Он хорошо утоляет жажду, придает силу, бодрость. Хорош не только с коровьим молоком, но и с овечьим, козьим. В верблюжьем молоке много соли, поэтому соль кладут после того, как чай свариться.
Технологии приготовления чая с молозивом Чай с молозивом — необыкновенно вкусный ароматный напиток. Зеленого чая положить больше обычного и вначале сварить без соли. Как чай вскипит, подлить молозиво и, зачерпывая эту смесь ковшом, бесперестанно перемешивать приемом «саарар» пока молозиво не свариться. Только после этого посолить. Если соль положить до этого, чай с молозивом свернется.
Технология приготовления чая с молоком. В чашу с водой, поставленную на огне, положить измельченный зеленый чай, соль — по вкусу. Когда чай поспеет, подлить молоко. Лучше использовать некипяченое молоко и доварить его вместе с чаем, чаще подвергнув его методу «саарар». Налить в чайник через сито.
При приготовлении чая с молоком добавляют зеленый чай грубого помола, который представляет собой смесь нарезанных веток чайного куста. Появился этот напиток в конце XVI — нач. XVII вв. Его привозили из Китая, выменивая на скот, кожу и шерсть. Его прессовали в двухкиллограммовые «кирпичи» и называли «кирпичным чаем». Пить чай без молока считалось кощунством, предзнаменованием скорого обнищания семьи, утраты ею своего основного богатства — скота.
Ритуал питья чая с молоком. Важен и интересен ритуал питья: чтобы отдать дань духам земли и неба, хозяйка юрты разбрызгивает чай с молоком кропилом — «девятиглазкой» и молилась: «О, моиостроверхие горы, примите белую пищу — «суттуг шайым», О, мои седые хребты — тандыларым, Примите мою радость — Ак чем!»
После кропления чая с молоком из «девятиглазки», хозяйка дома сначала наливает его хозяину, потом себе. Гостю полную чашу чая подают двумя руками, потом ставят перед ним чайник и подают кушанья. «Если зашел в юрту, то должен выпить чашку чая, а если в лес зашел — пожевать серу» — пословица.
Технологии хранения молока летом и зимой Летом молоко быстро киснет. Есть такой способ сохранения его. Вскипятить молоко, круто посолить и много раз применить метод «саарар», затем перелить в другую посуду, где оно должно отстояться. Когда нужно сварить тувинский чай, солить его надо позже, когда вскипит. Зимой проще: молоко можно заморозить. Но оно также может испариться, превратиться в сыворотку, итпек. А если замороженное молоко закопать в чистый снег, сугроб, оно не потеряет своих питательных веществ.
Загадки о тувинской пище На напитке изумительном слой сладкий, изюмоподобный. Адаа тун сагаан, Усту узум чигир (молоко — сут, пенка — ореме) Озеро странное это: льдом покрыто летом, зимой бывает, его и нету. Чайын туттар холум, кыжын кадар холум, он киирер онгур аржааным (молоко — сут)
Напиток целебный, душистый, из арзылана — льва пряной желчи. Амдан киирер Арзылан оду (зеленый чай — шай) Прыгает гнедой в ярости, у очага дети ждут явств. Кол кижи хурээледи, хурен аскыр чыраалады (кипящий чай — шай хайындырары)
Выводы: Тувинский чай с молоком является национальным напитком многих народов Земли. Я считаю, что каждая девушка не только должна уметь его варить, но и должна знать как правильно подать его гостям.
Источники информации: // Тув. Правда — 2007 — 8 февраля — с. 4 // Т.П. 2014 — 30 октября — 11 ноября Намзал Э. Хлебосольная юрта. — Кызыл. — Новости Тувы. — 1995 — 152 с.
Спасибо за внимание! Принимайте гостей с пиалой горячего чая с молоком!
Источник
«Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »
методическая разработка по краеведению по теме
Информация о традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовым продуктом тувинцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chay.docx | 666.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ак-Довуракский горный техникум»
Методическая разработка по теме :
« Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »
по профессии «Повар, кондитер»
Монгуш Чойгана Чизей-ооловна
г. Ак-Довурак — 2012
О традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовым продуктом тувинцев, способным вылечить и вернуть силы и без которого невозможно употребить обезвоженную пищу (сушеное мясо, далган, тараа).
Цель: Исследовать и обобщить различные архивные и исторические материалы о приготовлении и употреблении национального тувинского напитка – чая.
1. Актуальность исследовательской работы.
2. Технология приготовления.
3. Технология забытых ныне рецептов приготовления чая.
4. Компоненты и ингредиенты чая, энергетическая особенность.
5. Традиции употребления.
6. Воспитание, любовь и уважение к национальным традициям своего народа.
Виды местных растений для приготовления чая
и способы их приготовления
В далеком прошлом и в наше время тыловое обеспечение, обозы и отсутствие питания являлись одной из главных проблем в организации военных компаний. Эта проблема стоила жизни не одной армии мира. У тувинцев такая проблема решалась просто. Отсутствовали такие понятия, как тыл, обоз, кухня. Каждый воин возил с собой годовой! запас пищи, который изредка пополнялся в ходе военной компании. Помимо воинов такой же пищей пользовались охотники, а в повседневной жизни животноводы. Без запасов еды на охоту никогда не выходили.
Пища охотника и воина должна быть транспортабельной, обладать возможностью длительного хранения, незначительным весом и габаритами при достаточной калорийности. Жизнь и активная деятельность в 40-градусный мороз требует высококалорийного питания, фрукты и овощи в таких условиях малоэффективны. Эти объективные обстоятельства заставили народ, ведущий динамичный образ жизни в крайне агрессивной среде, создать особый пищевой набор дорожных продуктов. В противном случае носитель культуры был обречен на гибель.
Всю пищу для потребления в походных условиях обезвоживали. Для обезвоживания применяли несколько технологических приемов, главным из которых была сушка. Процесс сушки был не пассивным и в расчете на естественную температуру и вентиляцию среды, а активным – обезвоживание производилось при высоких температурах, т.е., когда пищу сушили на кострах, в котлах. Подобным образом сушке подвергали практически все продукты питания: мясо, зерно, ягоду и т.д.
Для потребления обезвоженных продуктов питания необходимо было вначале привести их в исходное состояние увлажнением. Требовался обязательный обратный процесс – размачивание, т.е. насыщение обезвоженных продуктов влагой. Поэтому в обязательный набор любого кочевника входили: чаша средних размеров, нож, ложка и огниво. Огниво требовалось каждый раз для того, чтобы получить горячую воду, без которой невозможно было быстро и качественно привести в необходимое состояние пищу, насытив ее влагой.
Традиционный завтрак кочевника состоял из горячего чая, к которому подавались блюда из так называемого «походного набора». Для приготовления походной пиши пользовались не просто кипяченой водой, а горячим чаем. В холодное время года пользовались талой водой, топили снег или лёд. Чай в этой связи использовали в качестве своеобразного терморегулятора. В холодное время с помощью горячего чая согревались, а в жару чай употребляли для «охлаждения», утоления жажды.
При болезнях заваривали лекарственные растения. Этот настой из трав так же называли чаем, и употребляли как обычный напиток.
Заваривали растения, способные вылечить, вернуть силы. Почти каждый носитель культуры знал, какие растения необходимо заваривать в качестве чая при появлении определенных симптомов болезни. Интересно, что при этом никто не считал чай лекарством, употребляли как обычный напиток.
Тувинцы только в случае крайней нужды пили сырую воду, всегда старались употреблять кипяченую, т.е. «обработанную огнём». Каждый компонент чая (вода, молоко, растения, соль, т.е. земля) в отдельности является культовым продуктом, как и огонь, при участии которого он готовился. В этой связи чай носители культуры воспринимали как «очищенную огнем воду с солью, растениями и молоком».
С давних времен тувинцы покупали чай у китайских купцов, поэтому в Туве распространено название кыдат шай «китайский чай». Этот же чай называли сарыг шай «желтый чай» и байгуу шай — наименование произошло от китайского названия сорта чая бай-хоа.
Помимо китайского чая у тувинцев был широко рапространен чай из местных видов сырья. Использовали несколько видов местных растений для приготовления чая:
В кипящую воду добавляют немного далган и молоко. Далган специально для приготовления чая готовили из зерен ячменя, которые слегка перекаливали до темного цвета, затем перемалывали на ручных мельницах. Если для приготовления каши в чашу кладут вначале далган,
который заливают горячей водой, то для приготовления чая в кипящую воду добавляют относительно небольшое количество далган. Напиток был специфичен тем, что человек вначале выпивает сам напиток – чай, на дне остается немного жидкой кащицы, которую употребляли тут же следом. По вкусу чудан-чай напоминает кофе.
Черлик шай – «дикий чай». Наименованием дикий чай обозначали, как целую группу растений, так и одно из них, которое чаще всего использовали для приготовления чая – кипрей узколистый. Хамерион узколистый – один из наиболее распространенных видов заварки. Тувинцы в качестве заварки собирали. Сушили в тени лист шайваза , хранили в кожаных мешочках. Готовили как обычный чай с молоком и солью.
Кызыл шай – «красный чай» из коры лиственницы. Выбирали лиственницу с неповрежденной корой, т.е. без смолы. С северной стороны ствола освобождали от слоя коры часть поверхности до появления светло-серого слоя под корой. Для приготовления чая использовали только эту часть коры дерева.
Заваривают как обычный чай с молоком. Считалось. Что этот чай обладает целебными свойствами, способен лечить болезни желудка.
Чай из коры караганы . В Туве произрастает 6 видов караганы. Для приготовления чая жители горной местности использовали теве кудуруу – верблюжий хвост, карагана гривастая. В степной местности – хола хараган, «караганник цвета латуни». Весной срезали кору с караганника, разбивали и заваривали волокна. Чай пили с молоком и солью.
Ветки караганы гривастой – теве кудуруу срезали и сушили под потолком юрт. Заваривали и пили как чай с молоком.
Чай понижает артериальное давление, по этой причине активно использовали гипертониками.
Помимо ветвей для приготовления чая использовали и корни растения. Выкопанные корни промалывали в воде. Сушили и толкли. Заваривали как обычный чай.
Щенне шай — чай из корня пиона уклоняющегося, русское название «марьин корень».Заготовку корней начинают осенью в момент покраснения листьев на растении. Корни очищали от кожуры, тщательно промывали в воде и сушили в тени, чаще всего под потолком юрт, нанизав на нитки. Для ускорения процесса собранные корни иногда прожаривали в котлах, на топленом масле. В начале разогревали топленое масло в котле, как только масло нагревалось, в котел клали очищенные и мелко нарубленные корни пиона, жарили до коричневого цвета. Высушенные корни толкли в ступах и применяли в качестве заварки.
Чай из корней пиона считался мочегонным и успокаивающим. Готовили и употребляли, как обычный чай, добавив молоко и соль. Корни пиона употребляли в качестве добавки при приготовлении пищи. Щепоть размолотого порошка корня клали в чаши с едой.
Чымза, кылбыш, боорга, оруглуг оъттан шай – чай из корней бадана. Все приведенные наименования используют для обозначения бадана в разных районах республики. Осенью в тайге собирали корни бадана, промывали в воде, сушили, толкли в ступе. Заваривали как чай и давали пить больным при поносе, иных расстройствах желудка, больным раком т.д.
Майырак шай – чай из растения горец змеиный. В качестве заварки использовали как корни, так и завязи, листья и мелкие стебли. Корни выкапывали осенью, промывали в воде, сушили. толкли и смешивали с порошком из корня пиона уклоняющегося. Этот состав клали в пищу или заваривали в качестве чая.
Был и иной способ применения этих корней. Корни копали, промывали в воде, корку с корней очищали, срезая ножом. Корни жарили в котлах на топленом масле. Затем сушили в корытах и толкли. Полученный порошок использовали в качестве чая. Добавив молоко и соль. Этот чай заваривали, когда болел желудок.
Сараспан шай – чай из стеблей ревеня. В Туве произрастает два вида ревеня: ревень компактный и ревень алтайский. Весной собирали стебли этого растения, нарезав кусками, варили в воде без молока и соли. Пили в жару. Предварительно остудив. Кисловатый вкус напоминал молочнокислые напитки.
Осенью выкапывали корни, мыли, сушили и толкли их в ступах до состояния порошка. Порошком лечили потертости на спинах лошадей, варили мазь, которую применяли в этих же целях. Пили как чай, с молоком и солью. Без молока чай из порошка не употребляли из-за горьковатого привкуса.
Ыт-кады шай – чай из плодов шиповника. Осенью собирали плоды шиповника, сушили и дробили в ручных мельницах. Полученный порошок использовали в качестве чая следующим образом. Когда в котле закипала вода, добавляли молоко и доводили до кипения, затем засыпали порошок из плодов шиповника.
Помимо плодов использовали и корни шиповника. Корни выкапывали поздней осенью, промывали, сушили и, нарубив, кипятили в воде, затем добавляли молоко. Чай из плодов и корней шиповника употребляли при простудных заболеваниях.
Сугмангыр шай – чай из герани ложносибирской. Жители Улуг-Хемского кожууна собирали растения летом на полянах. Сушили, смешивали с чаем из плодов шиповника. Заваривали и пили как обычный чай.
Жители Тоджи, на востоке Тувы, использовали для заваривания чая герань луговую. Считалось, что этот чай помогает людям, у которых болят глаза
Хадын бурулеринден шай – чай из березовых почек. В Туве произрастает 6 видов берез. Для приготовления чая собирали почки с березы бородавчатой – салбагар хадыннын бурулери в марте, сушили в тени. Для приготовления чая на 1 литр воды закладывают 2-3 столовые ложки почек.
Вначале кипятят воду, в кипяток закладывают почки, дают вскипеть, после чего в чай доливают молоко. У почек немного горьковатый привкус, поэтому в чай доливают молоко, который смягчает вкус. Из тех же соображений березовые почки смешивали с истолченным в порошок корнем солодки – чигир-сиген или плодами щиповника. Этот чай употребляли люди с больной печенью, почками, мочевым пузырем.
Помимо перечисленных тувинцы использовали и другие растения, и их сочетания в качестве заварки для приготовления чая. Например, листья облепихи, смородины, брусники и т.д.
Традиционный тувинский чай . Готовят традиционный тувинский чай следующим образом. На огонь ставят котёл, в который заливают холодную воду, и тут же кладут сухую заварку и соль. Смесь из воды, заварки и соли доводят до кипения, после чего добавляют молоко. Дают вскипеть и снимают с огня.
Выводы: В ходе изучения исторических материалов, литературных источников и опроса пожилых людей мною выявлены:
— исследуемые нами тувинский чай употребляют до наших дней, поэтому тема остается актуальной, технология приготовления некоторых видов чая в настоящее время забыты народом и подлежит широкому распространению вновь;
— энергетическое воздействие чая с различными компонентами на организм человека различно соответственно применяемых компонентов в обычных, бытовых и экстремальных ситуациях.
Источник