1.Начинай всегда с работы над ошибками по памятке. Повтори правила, которые ты забыл.
2.Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3.Прочитай задания к упражнению.
4. Прочитай всё упражнение и выполни сначала устные задания к нему.
5.Выполни письменные задания.
6.Проверь всю работу – сначала по смыслу, а потом по написанию.
Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу, нет ли пропуска слов.
Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое слово по слогам и проверять, нет ли ошибок на изученные орфограммы.
Как готовиться к изложению по учебнику.
Внимательно прочитай текст.
Если есть непонятные слова, выясни их значение.
Определи основную мысль текста и запиши её.
Разбей текст на части, озаглавь их и напиши эти заглавия.
Устно перескажи текст по получившемуся плану.
Объясни и запомни правописание трудных для тебя слов.
Запиши текст в тетрадь.
Проверь написанное.
Как написать сочинение дома.
1.Обдумай и выбери тему сочинения.
2.Определи жанр сочинения:
— сочинение – повествование с элементами рассуждения
-сочинение в деловом стиле (автобиография)
-сочинение в стихах
3.Составь план сочинения, обрати внимание на начало и концовку
4.Напиши сочинение на черновик.
5.Отредактируй сочинение по смыслу:
— ликвидируй повторы слов и выражений
-переходы от одной мысли к другой должны быть плавными и оправданными.
-проверь, соответствуют ли все слова и речевые обороты стилю сочинения.
6. Проверь, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок. Обратись за помощью к взрослым.
7.Перепиши сочинение на чистовик.
8. Ещё раз проверь написанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В материале собраны памятки для приготовления домашних заданий по окружающему миру, русскому языку, математике, чтению.
Советы о рациональном взаимодействии родителей с детьми во время подготовки домашнего задания.
Памятка для родителей.
Для того, чтобы научиться правильно делать домашнее задание, можно использовать данную памятку.
Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах.
Как правильно готовить домашнее задание по русскому языку.
Советы о рациональном взаимодействии родителей с детьми во время подготовки домашнего задания.
Источник
Как интересно провести урок по русскому языку?
Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.
Конструктор фееричного урока
Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).
1. Удивляйте!
Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps .
Поэты и писатели
Слова
2. Сочетайте!
Пример. Что общего между генами и мемами?
Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?
3. Есть проблема – есть работа!
В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.
Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»
Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).
Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?
Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.
Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:
Темница — төтән — «десять тысяч».
Тужит — тыгыз — «тугой».
Волк — буре — «бирюк».
Баба Яга — Бабай-ага.
Ступа — төп — «пень».
Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».
5. Неожиданный ход!
Пример. Толкование слова
Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент: Национальный корпус русского языка . Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.
Пример. Разговор с Алисой
В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.
Пример. Порассуждайте над происхождением слова
Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 — картинка и 文字 — символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета — смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения.
Пример. Вдохновляющая история
Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.
Источник
Р.р. Создание текста-инструкции
Урок развития речи. Создание текста-инструкции
Содержимое разработки
Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос: Что такое инструкция?Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Постановка цели урока: Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний: Как вы понимаете, что такое инструкция? Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре). Что же объединяет все эти тексты? Вывод: Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
Что необходимо приготовить для работы.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции: Так что надо учесть при написании инструкции? Вывод:
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
стоят в начале предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий) «Как приготовить борщ»
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь? Вывод: Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…) — Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение. 9. Работа с раздаточным материалом. Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.) Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов. 10. Обобщение знаний о тексте-инструкции: Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию? … (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа: Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения. Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. Сказать правильно – значит по правилам русского языка. А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78. 17. Итог урока: 1. Сегодня на уроке я научился …, понял… 2. Было трудно… 3. Было интересно…
Источник
Как правильно готовить домашнее задание по русскому языку
Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.
2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.
3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.
4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.
5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.
6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами.
7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.
8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).
9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.
10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.
11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.
12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».
13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашом.
Памятки по выполнению домашних заданий по русскому языку в 7-8 классах.
Работу начинай с работы над ошибками.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Правила списывания предложения или текста.
Прочитай предложение, текст.
Подумай, понимаешь ли ты то, что будешь писать.
Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется каждое слово.
Списывай частями или целыми предложениями.
Проверь, правильно ли ты списал.
Проверка безударной гласной в корне слова.
Поставь в слове ударение.
Подбери несколько родственных слов.
Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.
Подбери проверочное слово.
Проверь свою работу.
Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна ита же гласная.
Прочитай весь текст.
Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
Проговори предложение, не глядя в текст.
Прочитай еще раз и запомни написание слов.
Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
Прочитай, что написал.
Сравни с написанным в книге.
Памятка по чтению
Посмотри, кто автор статьи.
Внимательно прочитай статью, рассказ.
Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
Подумай, какова основная мысль текста.
Ответь на вопросы в конце текста.
Подготовь пересказ текста.
Назови действующих лиц.
Что ты узнал о герое прочитанного произведения?
Как составить план рассказа?
Прочитай рассказ, наметь его части.
Раздели рассказ на части.
Прочитай первую часть, озаглавь её.
Ту же работу проделай по другим частям.
Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, посожжет ли он вспомнить содержание текста).
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и выражения.
Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию, ритм.
Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.
Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.
Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихи.
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Заучивание большого текста
Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по четверостишьям, по смысловым отрывкам.