- Как приготовить выразительное чтение
- Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
- Выразительное чтение. Как научить ребенка выразительно читать?
- Чтение текста учителем
- Работа над произношением и памятью
- Разбираем текст по смыслу
- Давай попробуем!
- Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению
- Проверка полученных навыков
Как приготовить выразительное чтение
Итак, наш с Володей первый урок начался с общей беседы. Я не сторонник нравоучений и душеспасительных бесед. Но все же и к ним приходится прибегать в тех случаях, когда молодой диктор думает, что все искусство художественного чтения заключается в том, чтобы выучить рассказ или стихотворение наизусть, «проработать» и бойко, «с выражением» (ох, уж мне это «выражение»!) отбарабанить его перед микрофоном.
Ведь по сути дела все искусство выразительного чтения и заключается в том, чтобы не было этих «чужих словес», чтоб каждое сказанное тобой слово звучало как только что рожденное. Рожденное, а не выученное. Как единственно необходимое. Как именно то слово, которое только и может выразить мысль, идею, выношенную тобой, то есть автором. Значит ли это, что я ставлю знак равенства между чтецом-исполнителем и автором? И да и нет.
Да — в той мере, какая необходима, чтобы авторская идея, его взволнованность, его точное знание предмета, его видение предмета стали твоими собственными, тобой продуманными и выношенными, чтобы сказанное тобой слово стало результатом этой продуманности и выношенности.
В течение всей моей длинной речи Володя очень внимательно слушал меня, и когда мне показалось, что он в какой-то мере приготовился к серьезным занятиям, я прервал свои рассуждения и спросил его:
— Над чем же мы с вами будем работать?
— Над Чеховым,— ответил Володя.
— Вы любите Чехова?
— Да, очень!
— Читали всего Чехова, знакомы с его биографией, ознакомились хотя бы с основными критическими статьями о Чехове?
— Да, то есть не очень,— Володя смутился.— Мне бы только какой-нибудь рассказик чеховский приготовить, посмешнее.
— Володя,— попросил я,— оставьте этот легкомысленный тон. К самому смешному рассказу отнеситесь серьезно. И как вы полагаете, можно ли по-настоящему рассказать хотя бы самый маленький из рассказов Чехова, не зная всего Чехова? Вот вы мне сказали, что очень любите Чехова. Что вы в нем любите? И можно ли любить, не зная предмета любви?
— Да,— прервал меня Володя,— существует же в жизни любовь с первого взгляда?
— Допустим. Но после этого первого взгляда последует второй, третий, а потом вы знакомитесь со своей избранницей все больше и больше. Узнаете ее характер, ее особенности, ее привычки и, наконец, ее мировоззрение и только после всего этого предлагаете ей союз на всю жизнь. Скороспелый союз чаще всего приводит к разводу, к тому, что называется «не сошлись характерами». Я вам предлагаю союз с Чеховым на всю жизнь. И смею вас заверить, что, читая и перечитывая Чехова, изучив его творческую и личную биографию, ознакомившись с критическими работами о нем, вы не только больше и глубже полюбите всего Чехова, но пропитаетесь ритмом его великолепной прозы, почувствуете особенности его стиля, и все это в свою очередь отразится на исполнении одного маленького чеховского рассказа.
По мере чтения этой выдержки я видел, как Володино лицо вытягивалось и в глазах появился испуг.
— Натан Михайлович,— сказал он,— ведь это работа на всю жизнь.
— А я вам и предлагаю союз с Чеховым на всю жизнь. Уверяю вас, что когда вы познаете и полюбите Чехова по-настоящему, его произведения останутся в вашем дикторском репертуаре именно на всю жизнь.
Володя явно растерялся. Он испугался грандиозности предложенного ему труда.
— На каком же рассказе Чехова вы бы хотели остановиться?
Лицо Володи посветлело.
— Не знаю. может быть, рассказ «Нахлебники».
— Ну что ж, приступим. Расскажите мне «Нахлебников».
— Как рассказать? Ведь я этот рассказ читал давно и наизусть не знаю.
— А мне и не надо, чтобы вы наизусть знали. Но раз вы предложили именно этот рассказ, то значит, он вас чем-то взволновал, что-то вам запомнилось, ну хотя бы сюжет. Вот и расскажите мне то, что запомнилось.
Володя начал рассказывать. Медленно, сбивчиво, запинаясь, подыскивая отдельные слова и фразы, он коротко передал мне сюжет рассказа. Ни следа взволнованности, ни одной яркой интонации, ни одной краски не уловил я в его рассказе. И это естественно, ведь он не рассказывал, а с трудом вспоминал то, что когда-то читал, то, что уже почти забыл. Единственной его целью было вспомнить сюжет. Между прочим, и с чтецами и дикторами во время исполнения такое бывает, когда все усилия направлены не на передачу живых образов и картин, не на беседу со слушателями, а на то, чтобы не пропустить какое-нибудь слово или фразу, чтобы не сбиться с текста. Увы, как часто искусство художественного чтения превращается в демонстрацию своей памяти.
— Ну вот, кажется, и все,— закончил Володя свой мучительный пересказ.— Если б я знал, что буду рассказывать вам, я бы подготовился.
— А что значит — подготовился?
— Ну, хотя бы выучил текст.
— Вот этого как раз и не следует делать. Выражаясь словами Станиславского, могу сказать: «Учить надо не текст, а что-то другое».
Я предложил Володе рассказать мне какой-либо случай из его собственной жизни.
— Вам случалось бывать в затруднительном материальном положении? — спросил я.— Когда, попросту говоря, на хлеб не хватало и приходилось просить взаймы?
— Еще бы, — ответил Володя, даже не задумываясь. — Ведь я в недавнем прошлом студент. А вы знаете, стипендии, как ни экономь, всегда почему-то не хватало.
— Ну и как, приятно просить взаймы?
— Смотря у кого. Бывало и так, что сквозь землю готов провалиться, только бы не просить.
— Вот и расскажите именно о таком случае.
— А скажите,— спросил Володя,— какое отношение это имеет к рассказу Чехова «Нахлебники»?
— Самое прямое. Ведь когда чеховский Зотов просит у лавочника Марка Иваныча осьмушку овса, он именно готов сквозь землю провалиться.
— Ага! Понимаю,— сказал Володя.
— Кстати, обратите внимание на то, что Чехов так и пишет— у Марка Иваныча, а не Ивановича и старика Зотова зовут не Михаил Петрович, а Михаил Петров Зотов. Такое написание отчества само по себе подчеркивает социальную принадлежность чеховских героев к мещанскому сословию.
Володя начал рассказ из своей жизни. Сначала сбивчиво, подыскивая нужные слова, явно смущаясь моего пристального внимания, потом постепенно забыв о форме изложения, о моем присутствии, увлекаясь все больше и больше, он рассказал о трагикомическом происшествии в своей жизни. Суть происшествия в том, что Володя с трудом и унижением одолжил у дальнего родственника нужные до зарезу деньги, но по дороге в студенческое общежитие потерял их.
На моих глазах произошло чудо живого рассказа. Куда девалась Володина скованность! Яркими интонационными красками он передавал свою униженность и скупость родственника, и свои растерянность и горе, когда он обнаружил, что деньги потеряны. Свободные Володины жесты и мимика дополнили интонационную живость изложения. Передо мной, как живые, вставали действующие лица этого жизненного случая. Все это происходило у Володи без натуги, без старания, без желания придать какую-то форму повествованию. Рассказывая, Володя посмеивался над самим собой, над нелепостью случившегося. И я, увлеченный Володиной импровизацией, забыв о том, что он ученик, а я учитель, смеялся вместе с ним, сочувствовал его неудаче, сопереживал ему. Словом, превратился в естественного партнера-слушателя.
Кончился рассказ. Мы оба с удовольствием посмотрели друг на друга. Перебросились короткими репликами, уточняя и дополняя рассказанное. Мы оба, и рассказчик и слушатель, еще некоторое время находились во власти изложенного событии.
Источник
Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Выразительное чтение как средство развития речи
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс
(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)
Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!
Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.
Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.
Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.
Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.
Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.
Приемы обучения выразительному чтению
образцовое чтение учителем;
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.
Прием партитурных пометок
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):
определить строение и пунктуационное членение;
отметить слова с логическим ударением;
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
определить место коротких и длинных пауз.
Прием анализа аудиоматериалов
анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);
создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.
Источник
Выразительное чтение. Как научить ребенка выразительно читать?
Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца передает настроение текста, расставляет акценты на основных словах и задает темп речи. Как же научить ребенка художественному чтению?
Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до одиннадцатого. В средней школе (примерно с 5 по 8 классы) ученики знакомятся с особенностями чтения произведений разных жанров, знакомятся с искусством чтения и его теорией, снова и снова оттачивают свое мастерство. Обучение выразительному чтению ведется на уроках литературы, на специальных занятиях в кружках и т.д. Однако с произношением, интонацией и фразировкой учитель работает на каждом уроке.
Чтение текста включает в себя идет в двух направлениях:
Чтение текста учителем
Прежде чем просить учеников прочитать текст и начинать работать над выразительным чтением, учитель может прочитать текст сам, передав свое понимание текста. Конечно, в дальнейшем ученикам предстоит оценить текст, понять его и предложить свою подачу, но чтение текста учителем — хороший пример и толчок для дальнейшей работе на уроках. Также на уроках можно включать записи чтения произведений авторами или хорошими чтецами (записи можно найти в Интернете).
Работа над произношением и памятью
Учитель всегда должен следить за произношением учеников и работать над восприятием и произнесением звуков. Кроме того, любой текст будет звучать более естественно и живо, если будет произноситься чтецом наизусть. Поэтому учителю нужно работать и над улучшением памяти учеников, показывать приемы запоминания текста.
Разбираем текст по смыслу
Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку. Прочтите его ученику вслух с нужным выражением. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его «подает».
Первые уроки выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.
Давай попробуем!
Разобрав произведение, предложите ребенку прочесть его выразительно. Потом прочтите сами и сравните получившийся результат, не забудьте похвалить ученика и мягко указать ему на неточности. Попробуйте прочесть текст вместе с учеником с разными вариантами интонации. После нескольких «прогонов» подведите итоги урока:
- Сегодня мы узнали, что для обучения выразительному чтению нужно правильно определить, какое настроение у текста.
- При чтении вслух мы должны передать это настроение.
На последующих занятиях выразительным чтением в начальной школе можно делать их более интересными для детей. Например, предложите детям прочесть стихотворение или монолог так, как сделал бы это их любимый мультипликационный персонаж или киногерой. Такая идея не только развеселит детей, но и продемонстрирует им богатство возможных интонаций при чтении, заставит задуматься о нюансах актерского изображения того или иного характера.
В качестве домашнего задания предложите детям начать «Тетрадь настроений», где они будут записывать слова, связанные с определением настроения, а также письменно анализировать предложенные стихи и отрывки прозы.
Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению
Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников. Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова. Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение. Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.
Проверка полученных навыков
Лучшей проверкой навыков выразительного чтения будет небольшое театральное представление в классе или на кружке. Выберите интересную для детей пьеску или стихотворное произведение, которое они смогут прочесть по ролям. Подключите всех учеников к этой небольшой игре, дайте им попробовать разные роли. Прочтите монологи персонажей по-разному, чтобы выбрать подходящий вариант. Результатом постановки будет закрепление навыка художественного чтения и масса веселья, ведь дети обожают театральные игры!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник