Урок №32. Жёсткость воды, ее определение и устранение
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа — Общество».
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –— исследование, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма –практико-ориентированная деятельность учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Приготовление модельных растворов и образцов
Мутность воды. Обучающимся раздают пробирки с водой различной мутности. Можно использовать воду с добавлением различных веществ (молока, почвы и т.д.). Обучающиеся должны научиться пользоваться мутномером и определять показатель мутности, пользуясь соответствующей картой-инструкцией.
Изучение запаха. Для приготовления растворов используют конические или плоскодонные колбы на 250 мл. Приготовленные растворы разливают в пронумерованные пробирки до половины высоты и закрывают пробками. Пробирки ставят в штативы.
Вода с временной жесткостью. В стакан с известковой водой пропускают углекислый газ из аппарата Киппа (или другого прибора) до появления осадка, а затем его растворения.
Вода с постоянной жесткостью. В колбе на 250-500 мл с дистиллированной или чистой кипяченой водой растворяют 1,0 г
хлорида кальция. Если останется осадок, то его надо отфильтровать либо декантировать (слить жидкость с отстоявшегося осадка).
Вода, загрязненная нефтепродуктом (жиром). В 0,5 л теплой или горячей воды наливают 1 чайную ложку растительного масла, интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, который может иметь масляную пленку. Аналогично можно приготовить раствор из реального нефтепродукта, используя отработанное карбюраторное масло, керосин и др. малолетучие нефтепродукты.
Вода, загрязненная механическими примесями. В 0,5 л воды помещают 1 чайную ложку измельченной почвы, строительного мусора, твердых атмосферных выпадений и т.п. Смесь интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, содержащий видимые глазом взвешенные частицы.
Вода, содержащая ионы меди и железа. В колбу на 500 мл наливают дистиллированную или чистую кипяченую воду на 3/4 ее объема. Добавляют по 2-3 мл 5%-ных растворов солей сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа. Хорошо перемешивают содержимое.
Жёсткость воды, ее определение и устранение
В природе вода, прежде чем попасть в колодец или водопроводную сеть, просачивается сквозь почву и насыщается в ней растворимыми и малорастворимыми солями-минералами. Природные воды содержат сульфаты и гидрокарбонаты металлов, главным образом кальция (Са2+) и магния (М§2+). Кроме указанных, к солям жесткости относят также соли стронция (8Г+), цинка (2П2+) и др. В поверхностных и грунтовых природных водах из перечисленных катионов в заметных концентрациях присутствуют практически исключительно кальций и магний. Величина жесткости воды может варьироваться в широких пределах в зависимости от типа пород и почв, слагающих бассейн водосбора, а также от сезона года, погодных условий.
Суммарная жесткость воды, т.е. общее содержание растворимых солей кальция и магния, получила название «общей жесткости».
Ввиду того, что солями жесткости являются соли разных катионов, имеющие разную молекулярную массу, концентрация солей жесткости, или жесткость воды, измеряется в единицах эквивалентной (молярной) концентрации (см. п. 3.11) — количеством моль/л или ммоль/л. При жесткости до 4 ммоль/л вода считается мягкой; от 4 до 8 ммоль/л — средней жесткости; от 8 до 12 ммоль/л — жесткой; более 12 ммоль/л — очень жесткой (встречается и другая классификация воды по степеням жесткости).
Допустимая величина общей жесткости для питьевой воды и источников централизованного водоснабжения составляет не более 7 ммоль/л (в отдельных случаях — до 10 ммоль/л).
Для хозяйственно-бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т.к. при кипячении жесткой воды образуется накипь, в ней плохо развариваются продукты. К тому же жесткая вода вызывает образование камней в почках, печени, желчном пузыре, нарушает кальциевый баланс в организме, что приводит к заболеваниям костей, крови. При стирке тканей в жесткой воде образуются нерастворимые соединения (стеараты кальция), которые осаждаются на поверхности нитей и постепенно разрушают волокна
Жесткость воды — одно из важнейших свойств, имеющее большое значение при водопользовании. Если в воде находятся ионы металлов, образующие с мылом нерастворимые соли жирных кислот, то в такой воде затрудняется образование пены при стирке белья или мытье рук, в результате чего возникает ощущение жесткости. Жесткость воды пагубно сказывается на трубопроводах при использовании воды в тепловых сетях, приводя к образованию накипи. По этой причине в воду приходится добавлять специальные «смягчающие» химикаты. Например, при питании паровых котлов жесткой водой образуется накипь, которая затрудняет нагревание воды, вызывает увеличение расхода топлива, ускоряет изнашивание стенок котла.
Общая жесткость воды в озерах и реках тундры, например, составляет 0,1-0,2 ммоль/л, а в морях, океанах, подземных водах достигает 80-100 ммоль/л и даже больше (Мертвое море). В таблице приведены значения общей жесткости воды некоторых рек и водоемов России.
Значения общей жесткости воды некоторых рек и водоемов России
Источник
Лабораторная работа «Получение жесткой воды и изучение ее свойств. Устранение временной и постоянной жесткости»
план-конспект урока по химии
Цель: формирование понятия «жесткость» воды, развитие умений по устранению жесткости воды; продолжить формирование умения проводить химические реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_zhestkoy_vody_i_izuchenie_ee_svoystv._ustranenie_vremennoy_i_postoyannoy_zhestkosti.docx | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Получение жесткой воды и изучение ее свойств. Устранение временной и постоянной жесткости»
Цель: закрепление знаний по теме «Растворы», формирование понятия «жесткость» воды, развитие умений по устранению жесткости воды; продолжить формирование умения проводить химические реакции.
Оборудование : набор реактивов и лабораторной посуды для проведения реакций.
ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Выполняя опыты, нужно пользоваться растворами только указанной концентрации и соблюдать рекомендуемую дозировку. Не делать дополнительных опытов без разрешения преподавателя.
Следует аккуратно работать с реактивами: внимательно читать этикетки, не уносить реактивы общего пользования на свои рабочие столы, во избежание загрязнения реактивов держать склянки с растворами и сухими веществами закрытыми, не путать пробки, не высыпать и не выливать обратно в склянки неиспользованные или частично использованные реактивы.
Если во время работы будет пролита кислота или щелочь, удалять их следует быстро, так как эти реактивы портят стол и другие предметы, и осторожно, чтобы не прожечь одежду и не повредить руки.
При нагревании растворов на электроплитке будьте внимательны: избегайте термических ожогов.
Важнейшим свойством природных вод является их жесткость. Если в воде
находятся ионы металлов, образующие с мылом нерастворимые соли жирных кислот, то в
такой воде затрудняется образование пены при стирке белья или мытье рук, вследствие
чего возникает ощущение жесткости. Отсюда и возникло понятие «жесткой» воды.
Жесткость природных вод более всего обусловлена содержанием в них
растворимых солей кальция и магния.
Для промышленного водоснабжения жесткая вода почти всегда является
нежелательной, а иногда и недопустимой, нежелательна она и для бытовых нужд. К тому
же некоторые соли, обусловливающие постоянную жесткость природных вод,
способствуют разрушению (коррозии) металлических и бетонных конструкций.
Возможность коррозии бетона следует учитывать при строительстве зданий и
сооружений и предусматривать меры защиты. В каждом отдельном случае надо, прежде
всего, выяснить характер возможного воздействия среды на бетон, в том числе и
природных вод. Для этого необходимо знать их важнейшую характеристику — жесткость.
Жесткость, вызванная присутствием гидрокарбонатов кальция и магния,
называется временной жесткостью, поскольку устраняется при кипячении.
Жесткость, обусловленная хлоридами и сульфатами этих металлов, не устраняется
при кипячении. Этот вид жесткости называется постоянной жесткостью.
Суммарная жесткость воды носит название общей жесткости.
В промышленности жесткая вода, используемая для питания паросиловых
установок, приносит особенно большой вред. При работе паровых котлов в жесткой воде, содержащей Са(НСОз)2, Mg(HCO3)2 или CaSO4, на внутренней поверхности стенок котла образуется слой накипи, уменьшающий их теплопроводность и тем самым понижающий коэффициент полезного действия установки. Замедленная теплопередача через стенки котла приводит к их перегреву и вследствие этого к ускоренной коррозии (окислению кислородом воздуха). В результате прочность стенок котла постепенно понижается, что может привести к его взрыву.
Образование осадка (накипи) при использовании воды, обладающей временной
жесткостью, связано с выпадением в осадок малорастворимых карбонатов — СаСОз и
MgCO3. Если в воде присутствует сульфат кальция, то он выпадает в осадок из-за резкого
понижения его растворимости при нагревании. Особенно прочная, но вместе с тем
пористая, малотеплопроводная накипь образуется при одновременном содержании в воде
гидрокарбонатов и сульфата кальция.
Соли магния (MgCl2 и MgSO4) и СаСl2, содержащиеся в воде, не приводят к
образованию в котлах накипи, так как они хорошо растворимы в воде, но вызывают
коррозию стенок и металлической арматуры. Эти соли, как электролиты, способствуют
протеканию электрохимических процессов на поверхности стали и тем самым ускоряют
процесс ее коррозии под действием воды и кислорода. Кроме того, MgCl2 и MgSO4, как
соли слабого основания и сильных кислот, гидролизуются, повышая концентрацию
водородных ионов и, создавая кислую среду, что также ускоряет процесс коррозии стали.
Методы устранения и снижения жесткости воды.
Устранение или снижение жесткости воды называют умягчением. Его осуществляют различными методами.
- Метод кипячения. Он позволяет устранить только временную (карбонатную) жесткость, обусловленную наличием в воде хорошо растворимых гидрокарбонатов кальция, магния и железа. При этом катионы Са 2+ , Mg 2+ ,Fe 2+ осаждаются в виде нерастворимых соединений.
Сa(HCO 3 ) 2 = СaCO 3 + СО 2 + H 2 O
Mg(HCO 3 ) 2 = MgCO 3 + СО 2 + H 2 O
- Химическая обработка воды (реагентный метод). Этот метод позволяет устранить как временную жесткость, так и постоянную. Сущность его заключается в обработке воды специальными реагентами, образующими с ионами, вызывающими жесткость, малорастворимые соединения. К числу таких реагентов относятся: сода Na 2 CO 3 , негашеная CaO и гашеная Ca(OH) 2 извести, различные фосфаты натрия (Na 3 PO 4 , Na 6 P 6 O 18 ) и др. Обработка известью позволяет связать и растворенный в воде углекислый газ. Использование фосфатов натрия предпочтительнее, так как образующие фосфаты кальция, магния и железа менее растворимы, чем соответствующие их карбонаты и гидроксиды.
CaS О 4 + Na 2 C О 3 = CaC О 3 ↓+ Na 2 C О 3
MgCl 2 + Na 2 C О 3 = MgC О 3 ↓ + 2 NaCl
- Ионообменный метод. Это современный физико – химический метод основан на способности некоторых веществ, не растворимых в воде, стехиометрически обменивать свои ионы на ионы внешней среды (воды, растворов электролитов). Вещества, обладающие такими свойствами, называют ионообменниками (ионообменными сорбентами) или сокращенно ионитами. Большинство ионитов – твердые, ограниченно набухающие вещества, аморфной или кристаллической структуры. Они состоят из каркаса (матрицы) и закрепленных на нем ионогенных (активных функциональных) или комплексообразующих групп.
Опыт 1. Качественное определение жесткости воды с помощью раствора мыла.
В пробирках под номерами 1,2,3 находятся соответственно водопроводная, водопроводная кипяченая, дистиллированная вода. В каждую пробирку опускают по одинаковому кусочку мыла, сильно встряхивают в течение 1-2 мин, добиваясь более полного его растворения. Далее вода отстаивается. Сделайте выводы – опишите наблюдаемое.
Опыт 2. Устранение некарбонатной жесткости воды с помощью реакций ионного обмена.
Получите воду с постоянной, некарбонатной жесткостью. Для этого в пробирку с водой добавьте 1-2 капли хлорида кальция. Устраните некарбонатную жесткость: к полученному раствору добавьте раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций.
Сделать общий вывод.
1. Что такое жесткость воды?
2. Виды жесткости воды.
3. В каких единицах выражается жесткость воды?
4. Какому содержанию Са2* и Mg2+ соответствует жесткость 1 мэкв/л?
5. Как определить временную жесткость воды?
6. Как определить общую жесткость воды?
7. Как определить постоянную жесткость воды?
8. Известковый способ умягчения воды.
9. Известково-содовый способ умягчения воды.
Источник