Как самому приготовить темперные краски
ВВЕДЕНИЕ
Его мы видели лазурным,
Его мы видели зеленым.
Но миг – и море стало бурным,
И неприветливым и черным.
Вы слышите, как ветер воет?
А море страшное. Живое.
Того гляди, сейчас волна
На нас нахлынет с полотна.
Так Андрей Усачев писал о картине Ивана Айвазовского «Черное море». Действительно, это большое искусство – так реалистично изобразить буйство водной стихии. Мы знаем много великих художников, чьи картины способны вызвать различные эмоции и настроения благодаря своей живой и точной передаче действительности. И такая возможность появилась с момента массового использования масляных красок.
Творчество Айвазовского пришлось на период начала фабричного массового производства красок. Однако множество великих шедевров было создано задолго до этого периода. Где же люди брали краски, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить краски в домашних условиях?
Цель моей работы: проанализировать информацию об известных способах получения красок и изготовить небольшую палитру красок своими руками.
Задачи исследования:
Изучить информационные источники по данной теме.
Подобрать оптимальные методы получения красок.
Изготовить палитру красок и опробовать её в действии.
Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно и они будут не хуже магазинных.
Объект исследования: краски для рисования
Предмет исследования: методики изготовления красок
1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. ИСТОРИЯ КРАСОК
Краска– всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (по словарю Даля).
Краска — состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются (по словарю Ожегова).
Краски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта (Википедия).
Интересно, как же появились краски?
Первобытные времена. Страницы истории красителей известны людям с Древнейших времен. Первобытные художники выполняли свои рисунки самым древним красителем — сажей. Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов – мелко истолченных твердых окрашенных веществ. В основном ими являлись охра и различные оксиды металлов. Позднее пигменты стали смешивать со связующими веществами (кровью животных, яичным желтком) – так получили первые краски.
Древний Египет. Египетская синяя — издавна известная синяя краска для живописи, представляет измельченное медное стекло. Для ее приготовления сплавляют песок с мелом, содой и окисью меди. Данная краска получается очень стойкой. В Египте найдены произведения искусства, изготовленные с применением этого красителя, датируемые приблизительно 3000 годом до н. э. Так же для создания белой краски люди использовали известь, которая являлась конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении.
Финикия. Самой дорогой краской античности являлась финикийская пурпурная. Для изготовления пурпура требовалось огромное количество секреции двух видов моллюсков. Из одного кг красителя-сырца поле выпаривания оставалось примерно 60 г красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков.
Древний Китай. Китайцы подарили миру не только бумагу, но и лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок требовалась только бумага. Это объясняет факт появления акварели именно в Китае.
Средние века. В средние века большое распространение получили масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также малое время высыхания. Основой для таких красок служили натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие. Но некоторые мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров — яичном белке, казеине (одной из производных молока). Но из-за особенностей производства разных красок случались некоторые неприятности. Например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи начала разрушаться ещё при жизни художника. А все потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Краски ручной работы вкупе с натуральными материалами были дорогими. Самой дорогой была ляпис-лазурь. Лазурит, доставляемый в Европу из Афганистана, был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники использовали эту краски только в том случае, если заказчик сразу ее оплачивал.
Новые открытия. В начале XVIII века химик Дисбах (немец), улучшая качество красной краски, случайно получил краску, похожую на ляпис-лазурь. Ее назвали «берлинской лазурью». Она была дешевле настоящей ляпис-лазури и быстро стала популярной среди художников.
В начале XIX века во Франции появилась «кобальтовая синька» — краска, более чистая и яркая, чем берлинская лазурь, оказавшаяся ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
Изобретен полный аналог ляпис-лазури – «французский ультрамарин». Теперь чистые оттенки синего цвета доступны всем художникам.
Многие искусственные краски содержали смертельно опасные компоненты. Так в 70-х годах 19-го века, особенно опасной была изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди. Существует легенда, что бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Стены в его доме на о.Святой Елены были покрыты именно зелёной краской.
Массовое производство краски началось менее двух веков назад. Многие вредные вещества – мышьяк и свинец – были заменены на менее опасные компоненты.
1.2.МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХКРАСОК
Благодаря современным технологиям в наше время производится огромное количество различных красок. Одни используются в строительстве, другие – для художественных работ. После применения одна окрашенная поверхность станет глянцевой, а другая матовой. Критериев классификаций красок очень много, рассмотрим 7 из них:
Классификация по составу связующего вещества: масляные (высыхающие растительные масла или олифы); известковые (известь) и силикатные (жидкий калийное стекло-силикат калия); алкидные (алкидные смолы); водоэмульсионные (эмульсия, полученная из воды, пигментов и мельчайших частичек полимеров, выступающих в качестве основы, пребывающих в водной среде во взвешенном состоянии, при этом частицы эмульсии не растворены); акриловые (краски на основе акриловой кислоты, а точнее акриловой полимерной эмульсии (состоит из полиакрилов и полиметакрилов)); силиконовые (силиконовые смолы); полиуретановые (полиэфирные смолы); эпоксидные (эпоксидные смолы).
Классификация по виду разбавителя: разводимые водой (акварельная) и разводимые растворителями (масляные – бензин).
Классификация по области применения: строительные, для художественных работ, для промышленности.
Классификация по виду окрашенной поверхности: матовые — обеспечивают ровное, матовое покрытие, отлично скрывают небольшие дефекты поверхности; полуматовые — немного отличаются от матовых красок, присутствует малозаметный блеск, сравнимый с блеском яичной скорлупы; полуглянцевые – имеют умеренный блеск и обладают средней отражающей способностью; глянцевые — обладают высокой отражающей способностью, подчеркивают малейшие неровности поверхностей.
Классификация по основанию под окраску: дерево, металл, бетон, различные холсты, бумага.
Классификация по укрывистости: кроющие или корпусные (непросвечивающий слой) и лессировочные (прозрачный или полупрозрачный слой)
Классификация по технике живописи: фреска (краски из минерального сырья, растертого на воде, наносят на сырую штукатурку из гашеной извести); энкаустика (краски со связующим веществом из натурального воска растапливают перед работой); темпера (связующие вещества – эмульсии: яичные, казеиновые, клеевые….); масло (связующе из различных высыхающих растительных масел); акварель, гуашь (краски на водной основе, предназначены для рисования на бумаге)
1.3. СОСТАВ КРАСОК
Краски образованы, как минимум, двумя обязательными компонентами – пигментом и связующим.
Пигмент (лат. pigmentum — краска) — нерастворимый в дисперсионных средах компонент наполненных композиционных материалов, способный образовывать с плёнкообразователями декоративно-защитные покрытия, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства. Нередко используется как синоним для неорганического красителя. Растворимые вещества, способные окрашивать другие материалы, называют красителями.
От типа пигмента зависят цвет покрытия, его укрывистость, а также устойчивость к действию атмосферных факторов (химических реагентов и высоких температур).
Пигменты обладают определённым цветом благодаря способности избирательно отражать лучи видимого света. Свет, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, частично отражаясь от поверхности пленки по всему диапазону спектра и создавая эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Пигмент поглощает лучи избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая — отражается от поверхности пигмента, создавая в наших глазах определенное цветоощущение. Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зелёные, жёлтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи по всему спектру — чёрным. Основными цветами следует считать три — красный, синий и жёлтый. При смешивании пигментов мы получим равномерно окрашивающую краску только тогда, когда показатели плотности пигментов близки.
Пигменты разделяют по происхождению, химическому составу и строению на две основные группы: минеральные и органические.
Минеральные пигменты в свою очередь делятся на: 1. минеральные пигменты натурального происхождения (нерастворимы в связующих и если растереть окрашивают только поверхность материала); 2. искусственные минеральные пигменты. Данные пигменты получают искусственным путём при прокаливании или осаждении оксидов тяжёлых металлов, солей и др.
Органические пигменты подразделяют на: 1. натуральные органические пигменты (представляют собой экстракты растительных и животных красящих начал); 2. искусственные органические пигменты (преимущественно изготавливаются из каменноугольного дёгтя).
В живописи применяются преимущественно минеральные пигменты.
Так же пигменты подразделяют на: хроматические пигменты — определяют белую и черную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму и хромофоры – определяют остальной цветовой спектр.
Зачастую хромофорами красок служат оксиды металлов. Например: массикот — РbО (оранжево-желтого цвета), свинцовый сурик — Pb2PbO4 (Рb3O4) (красный), красная охра — Fe2O3 в смеси с SiO2 и А12О3 (красный), синий кобальт — СоО • А12О3 (зеленовато-синего цвета), зеленая хромовая — Сг2О3 (оливково-зелёный), цинковые белила – ZnO (белого цвета) и др.
Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок. Некоторые соли, использующиеся для изготовления красок и грунтов: гипс — CaSO4•2Н2О (белого цвета), свинцовые белила — 2РbСО3•Рb(ОН)2 (белого цвета), бланфикс (баритовые постоянные белила) — BaSO4 (белого цвета), баритовая желтая — ВаСгО4 (желтого цвета), берлинская лазурь (прусская синяя, милори) — Fe4[Fe(CN)6]3 (тёмно-синего цвета), Малахит (горная зелень) — (CuOH)2CO3 (нежно-бирюзового цвета), темный (фиолетовый) кобальт — Co3(PO4)2 (фиолетовый).
Источник
Как самому приготовить темперные краски
К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.
Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется предварительно холст наклеивать на жесткое основание — картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но нередко темперными красками работают на холсте, натянутом на подрамник, что требует при хранении живописи достаточно аккуратного обращения.
В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.
Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу — лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.
Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.
По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге, атмосферным колебаниям температуры.
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.
Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.
Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.
Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.
Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.
Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.
Альбумин придае т желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.
В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.
Масляно-казеиновая темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина, являющегося связующим пигмента, ализаринового масла, служащего эмульгатором, и антисептика — фенола, предохраняющего краску от плесени и разрушения спорами различных грибков.
Масляно-казеиновая темпера — краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве.
При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.
Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.
Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.
Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.
Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.
Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.
Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.
Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.
Художнику необходимо знать такие особенности краски:
- В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона.
- Для получения цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, и краски приобретают глубину и прозрачность. При этом различные краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20-30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4-процентным раствором желатинового клея. Лак не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена, что дает возможность при внесении исправлений, дописок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой.
- Для покрытия живописи пользуются одним из покрывных живописных лаков, например: даммарным, акрилфисташковым и др. При этом лак должен быть разведен пиненом примерно наполовину для получения приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения.
- Если этюд, написанный темперой, покрыть лаком, то все изображение приобретает насыщенность цвета и прозрачность, то есть приблизится к масляной живописи. Однако при этом во многом теряется своеобразие темперы.
- Часто затруднения при работе, масляно-казеиновой темперой у художников возникают из-за того, что используются краски с пропущенным гарантийным сроком. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, может шелушиться, мелиться и распыляться. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др.
- Масляно-казеиновую темперу следует считать полноценной лишь тогда, когда она не загустевает, не расслаивается, не изменяется резко в цвете по высыхании. Даже в относительно корпусном слое легко разводится водой и не размывается после высыхания. Поэтому рекомендуется работать свежей темперой, приобретая которую следует проверять дату выпуска, проставленную на тубах.
- Темперу следует хранить при комнатной температуре. При температуре ниже 0 о и высоких температурах происходит разрушение эмульсии и краска расслаивается.
Источник