Какие испытания приготовил воланд москвичам

Анализ 12 главы

Анализ 12 главы. 1.Какой вопрос волнует Воланда, когда он смотрит на москвичей в театре Варьете? 2. Какой вывод он делает? 3.Какое испытание приготовил Воланд москвичам? Чем он их будет проверять? 4. Как ведут себя москвичи в такой ситуации? 5.Что произошло после? 6.Какой вывод должны сделать мы, читатели?

Слайд 6 из презентации «Московские страницы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Московские страницы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».ppt» можно в zip-архиве размером 86 КБ.

Мастер и Маргарита

«Булгаков роман Мастер и Маргарита» — Что затрудняет восприятие хода событий в романе? Какие основные сюжетные линии вы можете назвать? Перед нами вечное противостояние власти и человека. Как изменяет автор евангельский сюжет? Что происходит с Понтием Пилатом после казни Иешуа? Какова цель такой интерпретации? Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?

«Михаил Булгаков Мастер и Маргарита» — Развод с Л. Е. Белозерской и брак с Е. С. Шиловской — Булгаковой. История создания. Азазелло. Фауст. Воланд. М. А. Булгаков. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Повесть «Дьяволиада». 1924 — Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. 1932 — Возобновление спектакля «Дни Турбиных» во МХАТе.

«Роман Воланд и его свита» — Самый близкий к дьяволу по положению — Коровьев-Фагот, первый по рангу среди демонов, главный помощник сатаны. Кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. К Воланду недаром приставлена буйная свита. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное.

«Маргарита Булгаков» — Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Автор иронически развенчивает романтическое представление о чудесном всесилии Бога. Портрет Мастера. Коровьев-Фагот. Азазелло. Воланд предстает в облике традиционного литературно-театрального Дьявола. Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом.

«Любовь Мастера и Маргариты» — Определяется сюжетными линиями романа: Переплетение 2-х пластов времени. Такие рукописи действительно не горят. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу. Рукопись романа, 1930 г. Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Римский прокуратор Иудеи. Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль.

«Роман Булгакова Мастер и Маргарита» — Композиция романа. Мастер. Рисунок Нади Рушевой. Что объединяет Мастера и Воланда? Кот Бегемот. Первоначально роман о Дьяволе, без Мастера и Маргариты. Азазелло и Маргарита. 1940 Редактирование , переписывание. Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века. Надя Рушева. За мной, мой читатель… Герой – загадка.

Всего в теме «Мастер и Маргарита» 7 презентаций

Источник

Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

В великой литературе тяжело найти случайности. Мастера прозы не придумывают героев, не строят композицию, полагаясь на волю случая. Напротив, литература высокого полета отличается от «дорожных» романов тщательной выверенностью и продуманностью сотворенного мира произведения.

И, несмотря на то, что Булгаков не завершил свой роман «Мастер и Маргарита», нельзя считать место действия в романе выбранным случайно. Итак, события романа разворачиваются в двух городах мира. Первый – город-святыня, узревший живого Бога, — Ершалаим. Второй – город, увидевший живого дьявола Воланда, — Москва.

Я думаю, Булгаков намеренно развернул сюжет произведения в Москве. Столица нашей родины всегда была неким центром, который отражал все, происходящее в стране.

Киевлянин Булгаков прекрасно знал и любил Москву, в которой он прожил много лет. Адреса романа проводят нас по местам реальной Москвы. Недаром сейчас «нехорошая квартира» стала своеобразным музеем одной книги, а вернее, одного вымысла.

По каким местам проводит нас писатель? Знаменитые Патриаршие пруды после Булгакова славятся, наверное, именно «появлением» там «иностранца» Воланда. Дом Грибоедова – здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ, крупнейшая литературная организация. В этом придуманном здании Булгаков запечатлел Дом Герцена, где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан был вымышленный МАССОЛИТ.

Читайте также:  Приготовить цветную капусту быстро вкусно диетическую

В ресторане Д. Г. отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Двенадцать членов руководства МАССОЛИТа, напрасно ожидающих в Доме Грибоедова своего председателя, пародийно сравниваются с двенадцатью апостолами, только не христианской, а новой, коммунистической, веры.

Погибший Берлиоз повторяет судьбу Иисуса Христа, правда, смерть претерпевает, как Иоанн Креститель, – от усекновения головы. Сцена, когда Коровьева-Фагота и Бегемота не пускают в ресторан Д. Г. из-за отсутствия писательских удостоверений, – это вполне бытовая московская зарисовка реальных событий у того же ресторана.

Булгаковская мысль состоит в том, что противоестественно считать человека способным к творческому труду только на основании его принадлежности к литературной организации. Таким образом, Дом Грибоедова, с расположенным в нем МАССОЛИТом, – злая сатира на это общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой».

Наиболее полно тема Москвы и москвичей раскрывается в главе двенадцатой «Черная магия и ее разоблачение», в которой Воланд со своими верными помощниками Фаготом и Бегемотом устраивает в театре варьете сеанс черной магии. Само собой напрашивается аналогия между этой сценой и библейской притчей об искушении Христа. Дьявол явился в Москву, дабы искусить москвичей и узнать, «изменились ли эти горожане внутренне».

Подобно тройному искушению Иисуса Воланд предлагает публике три испытания. Первое – исполнение любого пожелания, результатом которого стала оторванная голова Жоржа Бенгальского. Впрочем, это испытание москвичи с горем пополам прошли, попросив простить неудачного конферансье. Гораздо сложнее обстояли дела со вторым и третьим искушением, перед которым не смог устоять никто. Полет денежных купюр не оставил равнодушным ни одного человека в зале, а модный магазин, открытый Фаготом, свел с ума представительниц прекрасного пола.

Острая сатира этой сцены направлена не только на развратившихся москвичей, жаждущих легкой наживы, но и на современную Булгакову обстановку в торговле. И действительно, промышленность той поры не выпускала ни приличной обуви, ни мало-мальски приличной одежды.

И, хотя Воланд не очень суров с москвичами, все-таки мелочность и стремление к потребительству он наказывает: новые наряды дам таяли в воздухе, как перед этим растаяли на сцене Фагот и Бегемот.

Князь тьмы делает вывод по поводу состояния души современных Булгакову москвичей: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны. Из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны…ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…»

Мне кажется, несмотря ни на что, авторское отношение к Москве и москвичам очень теплое. При этом писатель напоминает нам о самом главном: человек, живет он в столице или в провинции, никогда не должен забывать о своей душе.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению «Мастер и Маргарита»:

Источник

Какие испытания приготовил воланд москвичам

Автор конспекта:
Автор(ы): — Басалаева Е. А.

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 7. г.Апатиты, Мурманской области

Учитель русского языка и литературы

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Тема урока Московские страницы в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита. Анализ 12 главы. (Интернет урок литературы).

Цели: 1.Показать развитие темы демонизма в литературе;

2.Проанализировать главу «Черная магия и её разоблачение»;

3. Используя дополнительные источники информации, охарактеризовать

представителей фантастического мира, выяснить их функцию в романе.

1. Слово учителя: В мире романа М. Булгакова существует не только Иешуа – прообраз Христа, но и Воланд – Князь Тьмы. Давайте вспомним, кто из писателей обращался к теме нечистой силы в своих произведениях.

Читайте также:  Бананы как приготовить вкусно можно быстро

Викторина: 1. Автор этого произведения почти 700 лет назад совершил странное путешествие: 9 остановок было на его пути, каждая последующая страшнее предыдущей; его встречали гордецы и чревоугодники, развратники и убийцы, мошенники и предатели.( Данте “Божественная комедия”). 2. Герой этого писателя любил гостить у хуторской вдовушки, но очень не любил живопись, особенно свой портрет. Считал его неудачным, а художника грозился наказать. Пакостник был ужасный, особенно в рождественские вечера.(Н. Гоголь “Ночь перед Рождеством”). 3. Автор этого произведения очень популярен в Германии. А само произведение дважды упоминается в романе Булгакова: в самом начале поэтической строкой, и еще раз музыкой Гуно.(Гете “Фауст”). 4. Этот образ создал поэт, который почти половину своей жизни провел в изгнании среди Кавказских гор, где и поселил своего героя.(М. Лермонтов “Демон”). – — Каждый из авторов наделяет этих персонажей определенной функцией. Какой?

1.У Данте – наказывает грешников.

2.У Гоголя – делает пакости людям.

3.У Гете – искушение, наблюдение за жизнью, развенчание всего высокого.

4.У Лермонтова – “зло наскучило ему”, одиночество.

2. -А как вы догадались, что перед нами дьявол? Какие детали на это указывают? (Трость с набалдашником в виде головы пуделя, никто не может точно описать его, появляется после упоминания черта, место встречи – Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).

— А каким показывает Булгаков дьявола в романе? Найдите его описание в книге. (Глава1. «.. ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».)

-Как вы думаете, чьи традиции в изображении дьявола продолжает М. Булгаков? (Гёте, на это указывает эпиграф). Проверим свой ответ, прочитав статью в Булгаковской энциклопедии: http://www.bulgakov.ru

(«..ориентирован на Мефистофеля «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте, в том числе из оперного, из оперы Шарля Гуно. Имя Воланд взято из поэмы, где оно упоминается однажды и в русских переводах обычно опускается. Воланд=чёрт).

Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла. Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу Фауста, искушая его.

-А зачем в Москву пожаловал Воланд? (Понаблюдать, поискушать людей, восстановить справедливость). 3. Анализ 12 главы. -Какой вопрос волнует Воланда, когда он смотрит на москвичей в театре Варьете? «.. изменились ли горожане внутренне?») Не напрасна ли была жертва Иешуа?

-Какой вывод он делает? (Он видит, что люди такие же, как были раньше: в меру алчные, корыстолюбивые, но и милосердные. Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил).

-Какое испытание приготовил Воланд москвичам? Чем он их будет проверять? 1.Деньгами, падающими из-под купола; 2.Бесплатной модной одеждой, аксессуарами, обувью; 3 Оторванной головой Жоржа Бенгальского.

— Как ведут себя москвичи в такой ситуации? 1. «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря по креслам…В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Эта моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану». 2. «Тогда Фагот объявил, что…магазин закрывается, через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли». 3. «На галерке кто-то сурово предложил: «Голову ему оторвать!». Кот…,дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с плеч…. В зале послышались истеричные крики женщин…..»Ради бога, не мучьте его!» -вдруг…прозвучал женский голос……. «Простить, простить!» -раздались женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими». —

— Что произошло после? Бенгальский попал в психиатрическую больницу, деньги превратились « в бумажки с нарзанной бутылки», а платья просто исчезли, оставив свих владелиц в нижнем белье.

Читайте также:  Как приготовить филе говядины просто

-Какой вывод должны сделать мы, читатели? Кто виноват в случившемся? Воланд?Воланд обнажает человеческие пороки, а что касается наказания, то оно в самих людях.Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость.

4.Кто составляет свиту Воланда? (Коровьев-Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла и Абадонна, который не является постоянным членом свиты Воланда, он появляется лишь по его приглашению).

Обратимся к Булгаковской энциклопедии. Найдите информацию о каждом персонаже из свиты Воланда. Подготовьте рассказ.

Абадонна –демон войны. Азазелло –демон безводной пустыни, демон – убийца.

Бегемот – кот – оборотень, любимый шут Воланда. Гелла –женщина – вампир. Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь.

-Какую роль в романе играет свита Воланда? (Это помощники Воланда, которые исполняют все его указания.)

Коровьев-Фагот . Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и другие. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – «рыцарем с мрачнейшим никогда не улыбающимся лицом», не хуже своего господина, знающего цену людским слабостям и добродетелям.
Азазелло сочетает в романе способность к обольщению и к убийству. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием: выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из «нехорошей квартиры № 50» дядю Берлиоза, убивает из револьвера барона Майгеля, возвращает Маргарите подарок Воланда и другие. Азазелло – изобретатель: он дарит Маргарите свой волшебный крем, который делает героиню не только невидимой и способной летать, но и наделяет её ведьминой красотой. В конце романа он предстает перед читателем в своём настоящем обличии: «Сбоку летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменило и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца». Бегемот. Это чёрный кот огромных размеров. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, его шахматный поединок в Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло и другие – всё это юмористические сценки, очень смешные, бытовые, в какой-то мере снимающие остроту, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощается и этот весельчак, хотя не теряет своей основной функции: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». Гелла: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которая она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица свободно перемещается по воздуху, обретая сходство с ведьмой. Она с Воландом всегда: в квартире № 50, в театре Варьете, на великом балу. Её нет только в последнем полете Воланда. Этому есть два объяснения: вампиры – это низший разряд нечистой силы; Гелле не в кого превращаться в последнем полёте, «когда ночь разоблачила все обманы», она всегда пребывает в своем истинном обличии. Абадонна – беспристрастный демон Смерти, который никогда не появляется раньше времени и «равно сочувствует обеим сражающимся сторонам». Он не является постоянным членом свиты Воланда, он лишь появляется по его приглашению. Нет его и в последнем полете.

Художник Евгений Семенюк так увидел главных героев романа «Мастер и Маргарита»: http://www.bulgakov.ru/galleries/glr1/ Вывод: Воланд и его свита лишь орудие наказания. Каждый наш шаг – это выбор, за который мы несем ответственность.

Домашнее задание: 1. Какова роль 12 главы в понимании смысла произведения? 2. Знать содержание глав 7, 9, 27.

Файлы: Московские страницы в романе.ppt
Размер файла: 67072 байт.

Источник

Оцените статью