- Блюда Католической Пасхи: Что готовить к этому празднику?
- Пасхальные яйца: Куриные, шоколадные, черепашьи
- Пасхальная выпечка: Традиции католической Европы
- История пасхального кролика
- Пасхальный ягнёнок
- Экзотические обычаи Пасхи
- Как украсить дом и что приготовить на Пасху
- Праздничный стол католической Пасхи
- Автор:
Блюда Католической Пасхи: Что готовить к этому празднику?
Католическая Пасха в 2013 году наступит уже очень скоро – 31 марта. Стол на Католическую Пасху – особый, почти каждое блюдо в этот день не просто радует своим вкусом после долгого поста, но еще и имеет символический смысл. Что же входит в рецепты для Католической Пасхи? Это пасхальные яйца, разнообразная пасхальная выпечка, традиционный пасхальный кролик и аппетитный пасхальный ягнёнок.
Пасхальные яйца: Куриные, шоколадные, черепашьи
В воскресное утро после пасхального богослужения семья садится за пасхальный завтрак. Есть предание, что Мария Магдалина, проповедуя в Риме, протянула императору Тиберию куриное яйцо и сказала: «Христос Воскресе!» Император не поверил ей, ответив, что человек не может воскреснуть – так же, как белое яйцо не способно стать красным. В ту ж секунду случилось чудо – яйцо в руках Марии Магдалины окрасилось в красный цвет. Так раскрашенное яйцо стало главным символом и главным блюдом на Католическую Пасху.
В этот день можно для детей устроить игры с деревянными расписными яйцами: такие, как катание яиц (яйцо скатывается по наклонному желобку на подстилку с игрушками, каждый получает ту игрушку, которую коснулось его яйцо), или бег с яйцом в ложке с призом на финише. Также можно поиграть в разбивание яиц с настоящими яйцами, которые иногда раскрашены так красиво, что просто жаль бесцеремонно счищать эту красоту.
Сейчас шоколадные яйца постепенно вытесняют куриные. Размеры и расцветка таких яиц может быть самой разнообразной, и большинство содержит какой-нибудь сюрприз внутри. Утром, пока дети не проснулись, родители прячут эти шоколадные лакомства по всему дому. Кстати, отсюда и взялось выражение «пасхальные яйца» или попросту «пасхалка» как символ секрета, приятного сюрприза для внимательных зрителей, не связанного с основным сюжетом игры или фильма.
А кроме того в блюда Католической Пасхи входят не просто яйца, а все, что можно из них приготовить: омлет, яичница, и конечно, пасхальная выпечка.
А Колумбии лучшее пасхальное яйцо – не куриное, а черепашье.
Пасхальная выпечка: Традиции католической Европы
В разных странах – разные рецепты выпечки для Католической Пасхи. У нас принято делать куличи и ромовые бабы, в Италии – «коломбу», сдобу в форме голубки, в Польше – мазурек, открытый пирог с фруктовой начинкой. Во многих странах пекут пасхальных утят, цыплят и зайцев. Англия и Ирландия ставит в печь «крестовые булочки» с изюмом и корицей, а также традиционный кекс – симнель. симнель покрыт марципаном, сверху его украшают одиннадцать марципановых шариков, как одиннадцать апостолов, сохранивших верность Христу. Во Франции в каждом городе есть своя особая пасхальная выпечка, от оладий до корзинок из пресного теста, в которые потом укладывают яйца. На Мальте пекут фиголли – миндальные фигурные коржики, чья форма зависит только от фантазии повара.
Очень популярны пряники в форме пасхального кролика, а также шоколадный, мармеладный, марципановый, карамельный, леденцовый пасхальный кролик.
Пекут на католическую Пасху и несладкие пироги: они очень популярны в Испании и Италии. Например, пасхальный картофельный пирог с рыбой.
История пасхального кролика
Почему же именно кролик (или заяц) стал символом Католической Пасхи?
На этот счет есть несколько версий. Первая – что пасхальный заяц перешел в христианство из язычества, где он был спутником богини весны Эостре. Вторая связана с тем, что кролик в средневековье считался лунным животным, а ведь Католическая Пасха всегда выпадает на воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия. Поэтому дети охотно верили, что яйца им приносит именно пасхальный заяц, а так как характер у этого животного робкий и скрытный, он прячет свои подарки.
Пасхальный ягнёнок
Пасхальный ягненок – ещё одна традиция католического пасхального стола. Пообедать на Пасху можно жареным пасхальным ягненком, запекаемым целиком, с порохами, как это делают в Италии; либо просто испечь кулич в форме ягненка. Один из вкуснейших рецептов – пасхальный ягнёнок из песочного теста.
Пасхальный ягненок, или, точнее, агнец символизирует Иисуса Христа и его искупление своей смертью грехов человечества. Иоанн Креститель назвал Спасителя «Агнцем Божьим».
Экзотические обычаи Пасхи
В Германии на Пасху принято увешивать деревья пустыми крашеными яйцами. В графстве Ланкашир в Англии треснувшее яйцо нужно полностью очистить от скорлупы и съесть как можно скорей, иначе ведьмы подберут скорлупу для постройки своих лодок.
Пасхальные традиции различаются в нашем огромном мире. Но, по какому бы рецепту вы ни готовили блюда на Пасху, светлый дух этого праздника остается неизменным для всех христиан всего мира.
Источник
Как украсить дом и что приготовить на Пасху
Пасху ждут все – христиане и люди совершенно далёкие от христианской веры, потому что ассоциируют её с приходом радости, нежности, тепла. И подготовка к этому празднику вызывает лишь позитивные, добрые эмоции.
Добавьте дому жизни и света
В народе верят, что от того, какое количество изменений они сделают в период подготовки к Пасхе, зависит их удача на весь год. Потому стараются украсить домашний интерьер как можно большим количеством красивейших пасхальных композиций. Готовясь к торжеству, украшая дом к Пасхе, необходимо учитывать символы, которые олицетворяют этот праздник – Жизнь, Свет и Обновление.
Символ Жизни – пасхальные яйца. Они могут быть обклеены стразами, бобовыми, бусинами или просто разрисованы. Материал для изготовления пасхальных яиц – самый различный. Это могут быть яйца, сделанные из войлока, выточенные из дерева или связанные из пряжи крючком или спицами. Можно сделать яйца из пластилина, а затем обернуть их фольгой и использовать как наполнение одной из пасхальных композиций.
Еще один символ Жизни — Пасхальный кролик, пришедший к нам из традиций и ставший в последнее время очень популярным. Цветной гирляндой из бумажных фигурок кролика украшают окна, люстру над столом, за которым будет проходить торжество. Как украшение на стол можно использовать бумажные салфетки с изображениями этих зверьков или салфетки, сделанные из ткани и сложенные в виде кролика.
Также популярным символом Жизни является птица. Небольшими фигурками можно украсить дом, пасхальный венок, пасхальное дерево, составить композицию «Гнездышко», с использованием фигурок птиц, соломы и яиц. На праздничном столе они могут быть представлены в виде отдельных фигурок или же в орнаменте посуды. Подсвечниками в виде скворечника можно украсить подоконник или комод.
Следующим символом, олицетворяющим праздник Пасха, является Свет. И представлен он в виде свечей. Свечи можно расставить по всей комнате или в мелких подсвечниках пустить плавать среди цветочных лепестков в широком сосуде, что придаст нотку романтичности праздничному застолью. Оригинально смотрятся свечи, сделанные в яичной скорлупе. Свеча, помещённая перед зеркалом, усиливает атмосферу спокойствия, привносит в праздник магический, чарующий эффект.
Чем можно представить символ Пасхи Обновление? Это трава, цветы, веточки вербы и свежие зелёные листочки. Их нужно не только использовать как атрибут какой-либо композиции, но и просто расставить в вазочках по всему дому, а также на пасхальный стол. Траву можно использовать свежую, засушенную или заранее выращенную самостоятельно. Помимо украшений, связанных с пасхальными символами, для оформления дома можно использовать и другой декор. Например, одним из популярных является плетеная корзинка. Именно в корзинке, украшенной атласными лентами и живыми цветами или сухоцветами, принято носить традиционные куличи и яйца в церковь на освящение.
Не бойтесь экспериментировать! Нужно создавать свои композиции, украшать дом, наполнять его праздничной, чарующей пасхальной атмосферой – и этот труд обязательно будет вознагражден.
Блюда католической Пасхи
Стол на Пасху – особый, почти каждое блюдо в этот день не просто радует своим вкусом после долгого поста, но еще и имеет символический смысл. Что же входит в рецепты для католической Пасхи? Это пасхальные яйца, разнообразная выпечка, традиционный пасхальный кролик и аппетитный ягнёнок.
В воскресное утро после богослужения семья садится за пасхальный завтрак. Есть предание, что Мария Магдалина, проповедуя в Риме, протянула императору Тиберию куриное яйцо и сказала: «Христос Воскресе!» Император не поверил ей, ответив, что человек не может воскреснуть – так же, как белое яйцо не способно стать красным. В ту ж секунду случилось чудо – яйцо в руках Марии Магдалины окрасилось в красный цвет. Так раскрашенное яйцо стало главным символом и главным блюдом на Пасху.
Пасхальные яйца: куриные, шоколадные, черепашьи
Для детей в этот день можно устроить игры с деревянными расписными яйцами: катание яиц (яйцо скатывается по наклонному желобку на подстилку с игрушками, каждый получает ту игрушку, которую коснулось его яйцо) или бег с яйцом в ложке с призом на финише. Также можно поиграть в разбивание яиц с настоящими яйцами, которые иногда раскрашены так красиво, что просто жаль бесцеремонно счищать эту красоту.
Сейчас шоколадные яйца постепенно вытесняют куриные. Размеры и расцветка таких яиц может быть самой разнообразной, большинство содержит какой-нибудь сюрприз внутри. Утром, пока дети не проснулись, родители прячут эти шоколадные лакомства по всему дому. Кстати, отсюда и взялось выражение «пасхальные яйца», попросту – «пасхалка», как символ секрета, приятного сюрприза. В блюда католической Пасхи входят не просто яйца, а все, что можно из них приготовить: омлет, яичница и, конечно, пасхальная выпечка.
Пасхальная выпечка: традиции католической Европы
В разных странах – разные рецепты выпечки для католической Пасхи. У нас принято делать куличи и ромовые бабы, в Италии – «коломбу», сдобу в форме голубки, в Польше – мазурек, открытый пирог с фруктовой начинкой. Во многих странах пекут пасхальных утят, цыплят и зайцев. Англия и Ирландия ставит в печь «крестовые булочки» с изюмом и корицей, а также традиционный кекс – симнель. Симнель покрыт марципаном, сверху его украшают одиннадцать марципановых шариков – как одиннадцать апостолов, сохранивших верность Христу.
Во Франции в каждом городе есть своя особая пасхальная выпечка – от оладий до корзинок из пресного теста, в которые потом укладывают яйца. На Мальте пекут фиголли – миндальные фигурные коржики, чья форма зависит только от фантазии повара.
Очень популярны пряники в форме пасхального кролика, а также шоколадный, мармеладный, марципановый, карамельный и леденцовый пасхальный кролик.
Пекут на католическую Пасху и несладкие пироги: они очень популярны в Испании и Италии. Например, пасхальный картофельный пирог с рыбой.
История пасхального кролика
Почему же именно кролик (или заяц) стал символом католической Пасхи?
На этот счет есть несколько версий. Первая – что пасхальный заяц перешел в христианство из язычества, где он был спутником богини весны Эостре. Вторая связана с тем, что кролик в средневековье считался лунным животным, а католическая Пасха всегда выпадает на воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия. Поэтому дети охотно верили, что яйца им приносит именно пасхальный заяц, а поскольку характер у этого животного робкий и скрытный, он прячет свои подарки.
Пасхальный ягненок – еще одна традиция католического пасхального стола. Пообедать на Пасху можно жареным ягненком, запекаемым целиком, с потрохами (как это делают в Италии), либо куличом в форме ягненка. Один из вкуснейших рецептов – пасхальный ягненок из песочного теста.
Пасхальный ягненок (точнее, агнец) символизирует Иисуса Христа и его искупление своей смертью грехов человечества. Иоанн Креститель назвал Спасителя «Агнцем Божьим».
Кстати
- В Колумбии лучшее пасхальное яйцо – не куриное, а черепашье.
- В Германии на Пасху принято увешивать деревья пустыми крашеными яйцами.
- В графстве Ланкашир в Англии треснувшее яйцо нужно полностью очистить от скорлупы и съесть как можно скорей, иначе ведьмы подберут скорлупу для постройки своих лодок.
Источник
Праздничный стол католической Пасхи
Пасха в христианской традиции является праздником воскресения Иисуса Христа из мертвых.
Так как воскресение Христово произошло на праздник еврейской Пасхи, то вначале Восточные Церкви праздновали христианскую Пасху в 14 день весеннего месяца нисана по еврейскому календарю, вне зависимости от дня недели. А в Римской Церкви Пасха праздновалась в воскресенье. То, что это уже было укоренившейся традицией Римской Церкви, зафиксировано в источниках, начиная с понтификата Аницета, то есть со второй половины II века.
Иероним сообщает, что Папа Римский Виктор I (понтификат 186-197 или 189-201) написал сочинение о Пасхе: «Виктор, тридцатый епископ города Рима, написал о дне празднования Пасхи и некоторые другие сочинения» (Hieronymus, De viris illustribus, 34). Хотя это послание Папы Римского Виктора I не сохранилось, но именно оно сыграло решающую роль в том, что во всем христианском мире Пасха стала отмечаться в воскресный день. Когда Восточные Церкви приняли римский обычай, точно не установлено, но дальнейшая полемика по этому вопросу в среде ортодоксальных христиан неизвестна.
Первой пасхальной трапезой может считаться Тайная вечеря. Тайная вечеря – последний ужин Иисуса Христа с апостолами, предваривший Его смерть и Воскресение. О том, что собой представляла Тайная вечеря, спорят теологи и экзегеты. Была ли она иудейским ритуальным ужином праздника Песах (седером) или какой-то иной религиозной трапезой (хавурой)? Тем более, мы не знаем, какое меню было на Тайной вечере.
Восточные и западные богословы, начиная еще с IX века и до сего дня, никак не могут прийти к согласию даже в том, какой хлеб на том ужине взял в руки Иисус: пресный или квасной. Ведь на Тайной вечери, согласно учению Церкви, было установлено таинство евхаристии, которое совершается во время литургии.
Западная Церковь употребляет в литургии пресный хлеб (опресноки), а Русская Православная Церковь, следуя за Церковью византийской, — квасной.
Евангелисты Матфей, Марк и Лука пишут, что Тайная вечеря состоялась в «первый день опресноков», т.е. тогда, когда евреям уже запрещалось есть квасной хлеб (на Пасху евреи едят только пресный хлеб, т.е. мацу). Евангелист же Иоанн утверждает, что Тайная вечеря состоялась накануне еврейской Пасхи. Византийские богословы в своей полемике с «латинянами» ссылались на Евангелие от Иоанна, а западные теологи – на Евангелия от Матфея, Марка и Луки.
Следует отметить, что о неотъемлемых составных частях еврейского седера — агнце, то есть ягненке (барашке), и горьких травах, в евангельском повествовании о Тайной вечере прямо не говорится, хотя, если буквально толковать текст Евангелия от Марка: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк 14, 12), — то, кажется, что речь идет именно о седере. Зато прямо говорится о благословении Иисусом чаши с вином, хотя, если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что в меню трапезы, которую предписал совершать Моисей, о вине ничего не сказано.
Переходя от меню Тайной вечери к меню пасхального стола современной Европы, мы обнаруживаем появление новых блюд. Так главными гастрономическими атрибутами Пасхи, помимо библейского барашка, стали яйцо и заяц (кролик). Такое дополнение произошло потому, что так же, как это было и с Рождеством, Католическая Церковь сумела ассимилировать религиозные представления и гастрономическую культуру северных германских народов.
Так современное английское слово «Пасха» происходит от староанглийского слова «Ēastre». В современном немецком языке Пасха также называется «Ostern». Это название связано с четвертым месяцем года, который был назван в честь древнегерманской богини Остара, праздник которой отмечался в весеннее равноденствие. А служебным животным у богини Остары был заяц.
Яйцо, которое стало одним из главных символов Пасхи, означающим новую жизнь и возрождение, имеет еще более древнюю историю. Обычай дарить крашеные яйца с наступлением весны был известен еще в Древнем Египте, где яйца символизировали воскрешение из смерти. К самым ранним примерам ассоциативной связи между яйцом и надеждой на воскресение относятся покрытые орнаментом страусиные яйца, обнаруженные в захоронениях додинастического Египта. Также известно, что друиды окрашивали яйца в алый цвет в честь Солнца, используя для этого цветки дрока или, по возможности, корень марены. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна имела двух неземных птиц красного цвета с зелеными головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца.
Самый распространенный цвет пасхального яйца — красный, символизирующий жертвенную кровь Христа. Другие широко используемые цвета – это насыщенный желтый и зеленый, то есть цвета весеннего солнца и зеленой листвы и травы.
Фото: bambinostory.com
Помимо крашеных яиц на современном пасхальном европейском столе наиболее распространенным блюдом является пасхальный барашек, приготовленный в соответствии с местными кулинарными традициями каждой страны. Во Франции, например, это «gigot pascal» — блюдо из задней ноги барашка. В Италии на Пасху принято есть барашка с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров.
В Италии также существует особый пасхальный хлеб – казатьелло (casatiello), это произведение кулинарии Неаполя. В тесте запекают сыр, свиные шкварки и различные мясные копчености, а сверху, немного прикрывая крестообразно полосками из теста, вкладывают вареные яйца. Слово «casatiello» произошло от староитальянского слова «cascio», которое в свою очередь восходит к латинскому слову «caseus» — «сыр». Причем в качестве сыра используется пекорино романно – твердый овечий сыр, что несет важную символическую функцию: овца – ягеннок – агнец.
Фото: www.wikiwand.com
Впервые о казатьелло упоминает итальянский поэт и писатель-сказочник XVI – начала XVII века Джамбаттиста Базиле в сказке «La gatta Cenerentola» (Кошка-Золушка), которая вошла в его двухтомный сборник «Сказка сказок»: «В указанный день, о, Боже мой! Какое было приготовлено угощение! Откуда только появилось столько пастьер и казатьелло? Откуда жареное мясо и фрикадельки? Откуда макароны и равиоли, которыми можно было накормить целую армию?».
В Германии же главным блюдом на пасхальном столе является запеченная рыба, по-видимому, немцы остаются приверженцами «библейского символизма», так как греческое слово «рыба» является аббревиатурой имени Иисуса Христа, и изображение рыбы мы встречаем с самых ранних времен христианства на стенах катакомб. Но при этом они не забывают и свою германскую богиню Остару с ее зайцем. Правда, заяц стал уже не настоящим, а шоколадным. Это любимое лакомство немецких детей, разыскивающих зайца в укромных уголках комнаты.
Одним из основных обеденных блюд польской Пасхи считается журек – суп, приготовленный из ржаной закваски, белой колбасы, вареных яиц, картофеля, моркови, сметаны, майорана и чеснока.
Также на столе присутствуют мясные паштеты и яйца фаршированные, яйца запеченные, яйца копченые.
Пасхальные десерты
Самое большое разнообразие десертов на Пасху, так же, как и на Рождество, изобрели итальянцы.
Коломба — Пасхальный голубь (colomba pasquale). Этот десерт, как это следует из его названия, имеет форму голубя, на итальянском языке слово «colomba» означает «голубь». Основными его ингредиентами являются мука, яйца, сливочное масло, сахар, и сухофрукты.
Фото: www.ilgiornaledelcibo.it
На авторство этого десерта претендуют два итальянских региона, причем расположенных в прямо противоположных сторонах: это Ломбардия на самом севере и Сицилия на самом юге. Промышленное производство десерта началось в 30-ых годах XX века, хотя легенды относят его возникновение в глубокую древность, к временам известного ирландского миссионера св. Колумбана, то есть к VI – началу VII века. Впрочем, «Житие святого Колумбана», написанное его учеником Ионой, повествует лишь о том, что Колумбан прибыл в Милан, где с почетом был принят королем лангобардов Агилульфом. Агилульф также принял с почетом и ученика Колумбана – св. Галла. По-видимому, гостеприимство арианина Агилульфа объясняется влиянием его жены-католички Теодолинды. Легенда о том, что Колумбан превратил жареных голубей в десерт, не упоминается в сохранившихся житиях святого, а является примером народного фольклора. Это и неудивительно, ведь имя Колумбан происходит от латинского слова «columba», что означает «голубь».
Пасхальный агнец (agnello pasquale) – пасхальный десерт из города Фавара на юго-западном побережье Сицилии. Согласно традиции, этот пасхальный десерт был изобретен монахинями монастыря Collegio di Maria в Фаваре. Устный рецепт впервые был письменно зафиксирован в 1898 году. С 1997 года в Фаваре проводится фестиваль – «Сагра Пасхального агнца».
Фото: www.dialessandria.it
На Сицилии небольшие фигурки пасхального агнца из марципана, помещаемые на луг из разноцветных конфеток, называются пикуредди (picureddi). Агнец, как правило, украшен красно-золотым знаменем воскресения.
Пастьера (pastiera) – пасхальный десерт из Неаполя. Имеет статус Традиционного итальянского пищевого продукта (PAT). Помимо Кампании, столицей которой является Неаполь, этот десерт распространен также на самом юге Апеннинского полуострова в городе Реджо-ди-Калабрия. Первое упоминание о пастьере содержится также в цитированной выше сказке Джамбаттиста Базиле «Кошка-Золушка».
Фото: www.knews.it
Скарчелла (Scarcella) – пасхальный десерт из Пульи. Как правило, изготавливается в виде кольца, хотя возможны и другие формы. Часто сверху на скарчеллу кладутся пасхальные яйца, а иногда тесто их даже полностью закрывает. Скарчелла может быть тонкая, или же, наоборот, высокая, в этом случае, пасхальное яйцо почти полностью скрывается в тесте. Ингредиенты скарчеллы: мука мягких сортов пшеницы; оливковое масло (конечно, высшего качества — olio extravergine d’oliva), соль, лимонная цедра, яйца, кондитерские дрожжи, разноцветное драже, яичный желток для теста и вареные яйца для установки на поверхность скарчеллы.
Фото: www.bridgepugliausa.it
Кудзупа (Cuzzupa) – пасхальный десерт Калабрии, очень похожий на скарчеллу из Пульи. Ингредиенты кудзупы: яйца, сахар, молоко, оливковое масло, мука, десертные дрожжи, лимон.
Фото: cucina.buttalapasta.it
Куддура (cuddura) – сицилийский пасхальный десерт, получивший распространение на всем юге Италии. Он имеет статус Традиционного итальянского пищевого продукта (P.A.T). Термин происходит от древнегреческого слова κολλύρα (kollura), что означает «корона», он, действительно, как правило, имеет форму короны. В тесто также вкладывается пасхальное яйцо.
Пинца триестина (pinza triestina) – это пасхальный десерт из северо-восточных районов Италии: Гориции и Триеста. По форме напоминает кайзеровскую булочку, что и понятно, ведь эта территория некогда входила в состав Австро-Венгерской империи, во главе которой стоял кайзер — император. Это очень скромный десерт — просто сдобная булочка без начинки. Ингредиенты пинцы триестины: мука, сахар, сливочное масло, яйца, кондитерские дрожжи, лимонная цедра.
Фото: ricette.giallozafferano.it
В отличие от скромного Севера, Юг Италии безудержно роскошен.
Кассата (cassata) – главный сицилийский пасхальный десерт. Этот десерт состоит из миндального теста, пропитанного ликером мараскино или мандарино, овечьего творога, цукатов и сахарной глазури. Все это приправлено рикоттой, шоколадом и ванильными пенками. Кассата имеет статус Традиционного итальянского пищевого продукта (PAT).
Фото: ricette.giallozafferano.it
В Германии, Австрии и Польше распространен весьма скромный пасхальный десерт. На немецком языке он называется Бухтельн (Buchteln), а на польском бухты (buchty), или бухчики (buchciki), или же бухчички (buchciczki). В русской традиции, в семьях польского происхождения он получил название «братики», так как одинаковые соединенные друг с другом куличики напоминают братьев-близнецов.
А в России главным пасхальным десертом является кулич – русский вариант итальянского панетоне. Но панетоне готовят в Италии совсем не на Пасху, а на Рождество.
Виталий Леонидович Задворный — кандидат философских наук, директор Института Европейской Цивилизации (с 2002 года) и главный редактор Католической Энциклопедии (с 2005 года).
Автор 5 книг, в числе которых «Сочинения Римских понтификов I – IX веков» (2011) и более 500 статей по древней и средневековой истории, истории философии, истории вина и гастрономических традиций. Курсы лекций по темам «История вина в европейской цивилизации» и «История гастрономии в европейской цивилизации» были прочитаны в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ), а в 2014 году — в Высшей Школе Экономики.
Автор:
Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!
Источник