Компонент деятельности пример субъект елена цель приготовить

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Читайте также:  Что можно приготовить для праздничного стола для юбилея

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­сти Объект деятельности
Мотив Цель Методы и средства Процесс Результат (продукт)

Мой конспект: понятия субъект деятельности, объект деятельности, мотив, цель, методы и средства, процесс, результат(продукт)

Понятие Родовой признак Видовой признак
субъект деятельности
объект деятельности мотив
цель
методы и средства
процесс
результат(продукт)

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)Мотив — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих на­правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы­ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин­тересы; влечения и эмоции; идеалы.

Читайте также:  Геншин импакт приготовьте вкусные нефритовые мешочки

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека

Цель деятельности — это осознанный образ того резуль­тата, на достижение которого направлено действие челове­ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий 1

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий
Ценностно­ рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой- либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии ит. д.
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки
1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве­бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.

Мой конспект: заполнить таблицу Виды действий

Вид Его сущность
Целенаправленное действие
Ценностно­ рациональное действие
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие
Традиционное действие

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Мой конспект: понятие игра

Понятие Родовой признак Видовой признак
игра

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Мой конспект: Характерные черты игры:

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Мой конспект: понятие общение

Понятие Родовой признак Видовой признак
общение

Мой конспект: сравнить общение и информационную коммуникацию

А) сходство

Б) различие

Линии сравнения
Информационная коммуникация
Общение
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации — человек Получатель информации — человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
Структура общения
Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) + Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому + Средства — это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) i Получатель информации

Мой конспект: структура общения

1.

2.

3.

4.

5.

Мой конспект: Существует несколько классификаций общения.

А)по используемым средствам общения:

Б)по субъектам общения:

Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

Мой конспект: заполнить таблицу Функции общения

Наименование функции Ее содержание
Социализации
Познавательная
Психологическая
Отождествления (противопоставления)
Организационная

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

— общение — это элемент любой деятельности, а деятель­ность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

— общение — один из видов деятельности человека наря­ду с игрой, трудом и т. д.;

— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо­вать без деятельности.

Мой конспект: подходы по вопросу связи между деятельностью и общением:

Учение — это вид деятельности, целью которого явля­ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Мой конспект: понятие учение

Понятие Родовой признак Видовой признак
учение

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу­ществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Мой конспект: понятие учение

А) Учение может быть

Б) Учение может приобрести характер

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

— труд — один из видов деятельности, но далеко не един­ственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Мой конспект: понятие труд

Понятие Родовой признак Видовой признак
труд

Характерные черты труда: целесообразность; нацелен­ность на достижение запрограммированных, ожидаемых ре­зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи­ческая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Мой конспект: характерные черты труда

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

В каждом виде деятельности ставятся специфические це­ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст­вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти — создание материальных благ или культурных ценностей.

Основа классификации Виды деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти Материальная:материально-производственная Духовная:познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая
Субъект деятельности — Индивидуальная — Коллективная
Характер самой деятель­ности — Репродуктивная (деятель­ность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам — Законная — Незаконная
Соответствие моральным нормам — Моральная — Аморальная
Соотношение с обществен­ным прогрессом — Прогрессивная — Реакционная
Зависимость от сфер обще­ственной жизни — Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная

Особенности проявления человеческой активности — Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) — Внутренняя (умственные действия)

Мой конспект: заполнить таблицу Основные классификации деятельности

Основа классификации Виды деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти
Субъект деятельности
Характер самой деятель­ности
Соответствие правовым нормам
Соответствие моральным нормам
Соотношение с обществен­ным прогрессом
Зависимость от сфер обще­ственной жизни

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Мой конспект: понятие творчество

Понятие Родовой признак Видовой признак
творчество

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельнос­ти. Однако способности могут развиваться или пропасть. По­этому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

— Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод вооб­ражения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — зна­ние, условия получения которого не осознаются.

Мой конспект: Важнейшие механизмы творческой деятельности

А)

Б)

В)

Г)

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

— сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

— продуктивный характер — направлена на получение результата(продукта);

— преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

— общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Мой конспект: черты деятельности

А)

Б)

В)

Г)

| В3. | Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) материальная 2) духовная

ПРОЯВЛЕНИЕ

A) создание художественных ценностей Б) осуществление научного открытия

B) проведение реформ в обществе Г) осуществление глобального модели­рования

Д) совершенствование технологий про­изводства

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
Ответ: 22121.

Тема 5. Мышление и деятельность


Мышление — активный процесс отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мой конспект: понятие мыщление

Понятие Родовой признак Видовой признак
мышление

Мой конспект: мыщление

Источник

Оцените статью