- Секрет макарон по-флотски — любимого блюда Сталина, покорившего гурманов Рима
- Рецепт настоящих макарон по-флотски
- Как появились и кто придумал «макароны по-флотски». История блюда
- «Дохлый француз» на корабле
- Морской бисквит вместо теста, хлеба и макарон
- Макароны не по уставу
- Бунт за макароны по-флотски
- Как макаронные изделия и макароны по-флотски покорили СССР
Секрет макарон по-флотски — любимого блюда Сталина, покорившего гурманов Рима
Международные конкурсы кулинаров, вошедшие в моду во всем мире в середине 20 века, собирали лучших мастеров кухни из разных стран. Долгие годы СССР, которому было что предложить гурманам, в этих праздниках вкуса не участвовал — Сталин не одобрял мероприятий с выездом специалистов в западные страны. Но в 1952 году советское блюдо все же приняло участие в конкурсе, проходящем в Италии, и одержало уверенную победу.
На мировой форум кулинаров, проходивший в Риме, советские повара традиционно не попали. Но посол СССР в Италии сам представил рецепт жюри и гостям, которые были поражены простотой приготовления, низкой стоимостью и, главное, вкусом блюда. Это были прозаические макароны по-флотски, которые у нас знают абсолютно все.
Почему Иосиф Виссарионович дал добро на участие блюда в римском конкурсе, хоть и заочно, без автора? Дело в том, что вождь был абсолютно уверен в успехе советского изобретения. Однажды попробовав макароны по-флотски, Сталин стал их поклонником и, несмотря на свою любовь к кавказской кухне, никогда не отказывал себе в удовольствии вкусить эту простую пищу.
Родина макарон по-флотски — Ялта. Блюдо придумал преподаватель Ялтинского кулинарного училища Борух Соломонович Кацеленбоген. Детище учителя стало настоящим кулинарным прорывом и событием римского конкурса. Смешивать мясо с макаронными изделиями умели в Италии и раньше, но вот только в макаронах по-флотски это происходило по особой технологии, что делало вкус неповторимым.
Сталин высоко оценил победу блюда Боруха Соломоновича на престижном первенстве поваров. Желая наградить ялтинского учителя, вождь предложил ему на выбор квартиру в Москве, Ленинграде или любом другом городе страны, который назовет победитель.
Но скромный ялтинский еврей отказался покидать родную провинциальную Ялту, так как не мысли свою жизнь без моря и гор. Но без поощрения Кацеленбоген не остался — по приказу вождя ялтинские власти выделили ему просторный дом на Графской набережной.
Гораздо позднее, когда поэт Иосиф Бродский отдыхал в Ялте, его познакомили с Борухом Соломоновичем, который был уже в очень преклонном возрасте. Узнав, что нового знакомого зовут Иосиф, старый кулинар в шутку сказал:
Сталин также решил увековечить канонический рецепт макарон по-флотски и распорядился с 1955 года включать его во все кулинарные книги и энциклопедии, издаваемые в СССР. Эта простая и вкусная еда прочно вошла в нашу жизнь и мы даже не задумываемся об истории ее изобретения.
За долгие годы, прошедшие со времени победы в римском конкурсе, попытки усовершенствовать макароны по-флотски предпринимались множество раз. Как только не искажали классический рецепт кулинары, чтобы улучшить вкус блюда. Сам Борух Соломонович, наблюдая за экспериментами со стороны, однажды сказал сквозь слезы: «Пройдет немного времени и они окончательно испоганят и переврут рецепт».
По большому счету так и случилось и то, что мы сегодня готовим, имеет лишь отдаленное отношение к настоящему шедевру ялтинского повара. К счастью, Кацеленбоген перед смертью передал точную рецептуру и технологию приготовления ученикам, поэтому обладатели секрета макарон, некогда потрясших Европу, еще среди нас.
Мы приводим здесь настоящий рецепт времен римского триумфа, чтобы вы сами могли оценить, насколько заблуждались, называя макаронами по-флотски примитивную снедь из столовой.
Рецепт настоящих макарон по-флотски
Изобретатель блюда особо отмечал, что большую роль в его приготовлении играют ингредиенты. Нужен фарш, непременно говяжий, 550 гр. Это может быть мясо из любой части туши, но непременно без жил. Макароны берут 450 гр, обязательно гофрированных — за счет формы обеспечивается их сцепление с фаршем, которое очень важно.
Нужны также 350 гр репчатого лука и 2,5 литра воды, если макарон 450 гр. Количество воды играет большую роль, поэтому лучше запастись вместительной кастрюлей. Сам Борух рассказывал, что в армии ему пришлось готовить макароны по-флотски на 1200 человек, при норме 100 гр на одного бойца. Чтобы соблюсти рецепт, пришлось брать ванную объемом более 700 литров, отмывать ее, а потом готовить в ней обед на дровах.
Многие считают, что слегка недоваренные макароны и вкуснее, и полезнее. Поэтому иногда этот продукт варят на пару минут меньше. чем указано на упаковке. Борух Соломонович категорически отвергал эту гипотезу и всегда утверждал, что нет ничего лучше и вкуснее хорошо проваренных макаронных изделий.
С макарон, отваренных до полной готовности, сразу же сливают воду и добавляют в них 50 гр сливочного масла. Пока они пропитываются, нужно порезать «пером» репчатый лук и обжарить его до золотистого цвета на растительном масле. Когда лук будет готов, добавляем к нему еще 50 гр сливочного масла.
Автор блюда считал, что это важнейший момент приготовления — 2 раза по 50 гр масла, один раз в сами макароны и один раз в обжаренный лук. Казалось бы, мелочь, но попробуйте пренебречь ею и получите совсем не такой вкус. Параллельно, пока происходит луково-сливочная магия, на другой сковороде нужно поджарить фарш, непрерывно помешивая его деревянной лопаткой.
В процессе приготовления нельзя добавлять ни соль, ни специи. Лишь после того, как весь фарш станет однородно серым и начнет благоухать жареным мясом, перчим и солим по вкусу. В конце процесса соединяем макароны, лук и фарш в общей емкости и хорошо перемешиваем. Здесь будет уместно привести цитату самого Боруха Соломоновича:
Теперь вы можете насладиться настоящими макаронами по-флотски, которые произвели неизгладимое впечатление на гурманов со всего мира в 1952 году. Если у нас рецепт блюда безбожно переврали, то в Италии его бережно хранят, наряду с секретами местной пасты. В курортном городе Римини, на пляже, работает хорошо известное любителям вкусно поесть заведение «Борух Бар». Подают там одно блюдо — Macaroni Navy Style или просто макароны по-флотски.
Историю знаменитого блюда рассказал ученик самого Боруха Соломоновича Михаил Дегтярь, хранитель кулинарного секрета, которому нет цены.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Источник
Как появились и кто придумал «макароны по-флотски». История блюда
Я уже описывал историю происхождения этого блюда, но сделал это поверхностно и не точно. Теперь я подготовился: перечитал кучу источников, изучил сотни страниц исторических материалов, просмотрел несколько часов тематических видео и готов с уверенностью рассказать, как появилось блюдо макароны по-флотски.
Макароны по-флотски придумали на флоте в конце 19 века.
Вот так просто. А вы думали по-другому?
Если интересуют детали, присаживайтесь поудобнее, рассказ будет долгим. Начну с мяса и теста — главных ингредиентов макарон по-флотски.
«Дохлый француз» на корабле
До ХХ века на флоте не знали, что такое холодильник. В плаваниях морякам приходилось питаться тем, что могло долго хранится. Мясным блюдом обычно была страшно невкусная солонина – сушеное говяжье мясо, которое длительно выдерживали в соли.
Одна из бочек, в которых хранилась солонина на корабле
Считалось, что солонина становилась качественной, как минимум после двухлетней выдержки. При достоинстве долгого хранения у солонины был один существенный недостаток — с каждым месяцем она становилась тверже. Солонина становилась настолько твердой, что моряки могли вырезать из нее фигурки и полировать их.
Перед употреблением солонину вымачивали в воде не менее 1 дня. Во время варки на поверхность всплывала пенистая и жирная жижа, которую вылавливали. Позже ее использовали на смазочные нужды корабля, а излишки продавали в порту свечникам.
От повышенной влажности на корабле, после нескольких месяцев плавания, солонина в бочках приобретала коричнево-зеленый оттенок. От бочек с мясом исходил натуральный трупный запах. Так на британском флоте, солонину прозвали «дохлым французом». [1]
Солонина — засоленная говядина
До начала 20 века солонина была основным видом столового мяса не только на флоте, но и по всей России. В советское время потребность в солонине отпала, так как основным методом хранения мяса стало замораживание. Последние крупные государственные заготовки солонины были сделаны в начале 1930-х годов. [2]
Морской бисквит вместо теста, хлеба и макарон
Флотский сухарь образца 1875 года
Проблемы начинались в плавании. На кораблях всегда высокая влажность и вскрытые бочки с сухарями быстро покрывались плесенью. Плюсом к этому в сухарях постоянно заводились личинки долгоносиков. Из-за этого сухари получали прозвища вроде: «морской бисквит», «малярийный хлеб» или «дом для червяков».
В конце XVIII века в британском флоте ввели галеты – те же сухари, но без соли. Несоленые галеты меньше подвергались порче, так как впитывали меньше влаги. [1]
Галета образца 1863 года
Меню матросов не отличалось разнообразием. Чтобы сделать еду нажористей сухари и галеты ломали в крошку и использовали в качестве загустителя к жидкой пище или бульона. С ними готовили блюда, типа тюря (сухари, покрошенные в воде с солью и маслом) и добавляли к вареной солонине. Сухари варили, размачивали и жарили. В общем проявляли фантазию в условиях скудного продовольствия.
Прием пищи на борту крейсера, 1899 г.
В Русском военном флоте в XVIII века, в рацион питания матросов входило 18,5 кг сухарей. Такое количество было рассчитано на 1 человека в течении 28 дней. В день выходило 660 г сухарей. [3]
Это была простая еда, которая стоила копейки. Сухари хранились годами и занимали мало места. Идеальный вариант в длительных плаваниях. Ни о каких макаронах не могло быть и речи. Сухари и галеты полностью заменяли собой все мучные изделия.
Макароны не по уставу
Морской устав с 1724 года
Так как не было возможности официально получить макароны от армейского снабжения, запасы макарон пополнялись коками или офицерами в портах, когда корабль курсировал по разным странам, в том числе по Италии. Деньги на покупку макарон и других продуктов для личного состава брались из средств доппайка матросов. [4]
Кроме разнообразия в пище и чревоугодия, моряки получали ощущение своей значимости и тешили свое самолюбие, так как макароны считались дорогой пищей «для господ». В то время 1 кг макарон, стоил как 1 кг свежей свинины. [5]
Меню на флоте было не разнообразным, но сытным. Обычно прием пищи начинался с жирных щей или борща, которые готовили со свежим мясом, солонинной или рыбой. Сначала съедали только бульон и овощи. Когда в баке оставалось только мясо, его вынимали, мелко нарезали и клали обратно. После чего матросы ели уже мясное блюдо. Потом обычно была каша или (в поздние времена) макароны, которые поливали маслом. [6]
Обед на палубе, 1940-е года
В условиях ограниченных запасов продовольствия и воды, корабельным кокам приходилось находить оптимальные решения по расходу продуктов. Одним из таких решений стало приготовление из одного куска мяса двух блюд, супа и второго. Оставалось только добавить к вареному мясу гарнир и приправить маслом. Так и появились те самые макароны по-флотски.
Бунт за макароны по-флотски
Рецептов приготовления макарон по-флотски того времени найти не удалось. Нашел только самые ранние задокументированные упоминания блюда, которые датируются началом ХХ века.
19 октября 1915 года на линкоре-дредноуте «Гангут» произошел бунт. Если коротко, то матросы были недовольны, тем, что вместо макарон по-флотски подали кашу.
Все началось после угольной погрузки.
Стоит отметить, что угольная погрузка, это ад. Самый главный ад, который был на корабле. Матросы грузили сотни тысяч тонн угля в узкие горловины на палубе. Делалось это вручную с помощью корзин и мешков. Всё покрывалось угольной пылью. После этого нужно было отмывать корабль и отмываться самим.
Погрузка угля на линейном крейсере,1918 г.
В добавок все делалось быстро. Над матросом стояли с секундомером, отсчитывая, за сколько секунд он с мешком взбежит по сходням и засыплет этот мешок в горловину.
После угольной погрузки полагалось что-нибудь вкусное на обед. В качестве такого прекрасного, вкусного, завидного блюда выступали макароны по-флотски, которых в сухопутной армии вообще никто не видел. Это было флотское блюдо.
Погрузка угля на линейный корабль Ганзен А.В.
Сформировалась многолетняя традиция – кормить после угольной погрузки макаронами по-флотски. А на «Гангуте» в силу случайных обстоятельств сварили гречневую кашу, и матросы начали возмущаться нарушением традиций. [7]
Вечером матросы отказалась от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э. Э. Фиттингофа и других немецких офицеров. Была попытка захватить оружие. [8]
Из воспоминаний Иванова Д.И. – участника действий на корабле.
Согласно установленному порядку в дни, когда команда грузила уголь, на ужин всегда готовили макароны с мясом, а в этот раз сварили ячменную кашу. Здесь-то и произошел взрыв.
— Немецкие гады издеваются над нами!
Зашумели возле камбуза. Дежурный по камбузу унтер-офицер Солодянкин начал уговаривать матросов не кричать. К нему подскочил матрос Лютов, бросил под ноги унтеру полный бак каши и заявил:
— Не уговаривай нас, а иди и докладывай! Кашу есть никто не будет!
— Чего бунтуешь? Каша хорошая! Ее сами их высокоблагородия откушали!
— Иди, а то сейчас же на голову бак наденем!
— И высокоблагородия накормим! [9]
Д. И. Иванов. 1915 год.
Макароны с мясом с начала ХХ века стали многолетней традицией и знаменательным символом хорошей еды на флоте. Редкое приготовление, связанное с поощрением за тяжелый труд, возвело блюдо в ряд культовых блюд. Учитывая, что в то время макаронами по-флотски кормили только на кораблях, большинство матросов запоминали эту пищу как «истинно флотское» блюдо. Вернувшись на гражданку, матросы уже на суше делали самостоятельно или просили жен приготовить им те самые макароны по-флотски, как на службе. А дальше блюдо уже пошло в массы.
Как макаронные изделия и макароны по-флотски покорили СССР
До конца 19 века в России макароны готовили редко по одной простой причине, они стоили кучу денег. По ценности они стояли выше, чем свежая свинина и считались деликатесным блюдом. В основном, они были доступны лишь зажиточным слоям общества.
Высокая цена была обусловлена долгим процессом изготовления. Сам процесс производства макарон был следующим. Тесто месили с помощью конного привода, вытягивали, подготавливали и вывешивали сушится на улицу под солнце. Но сделать это можно было только в районах с теплым и влажным климатом, например, в Италии. Такой способ называли «неаполитанская сушка». Макароны сушили на улице в течение 3-4 дней. При этом происходит накопление молочной кислоты, что придает изделиям своеобразный вкус. В России сушить макароны на улице под солнцем, как это делали итальянцы с их средиземноморским климатом, получалось только в некоторых регионах России на Юге, например, в Одессе.
Сушка макаронных изделий под солнцем. Начало 20 века
В конце 19 века в Италии паровая машина заменила лошадей на производстве. Проектировались и создавались первые механические тестокаты и мощные гидравлические прессы, которые могли обрабатывать большее количество крутого макаронного теста. Для сушки сырых макаронных изделий применяли камерные или шкафные сушилки. Сушить макароны на солнце больше не требовалось.
Схема производства: тестокат – пресс – сушильная камера, применялась в Италии вплоть до 30-х годов прошлого века, а в СССР – до 60-х годов. Позже на смену пришли шнековые прессы. Так весь цикл и все операции по производству макаронных изделий делались в едином агрегате. Первый такой пресс был создали итальянские инженеры Марио и Джузеппе Брайбанти в 1933 году. [10]
Однокорытный одношнековый макаронный пресс с круглой матрицей, Б6-ЛПШ
Но вернемся немного назад во времени. Поговорим о макаронах в России и их стоимости.
Приведу в пример цены 1901 года, из книги «Подарок молодым хозяйкам». [5]
Цену на макароны устанавливали в зависимости от качества пшеницы и сорта. Фунт (453 г) стоил от 9 до 14 копеек. Макаронные изделия условно делили по качеству на 3 вида:
- простые — 9 коп. /фунт
- лучшие — 11 коп. /фунт
- отборные — 14 коп. /фунт
Для сравнения, один фунт свежей свинины стоил 12 копеек, а фунт говядины 1 сорта 17 копеек. За фунт гречневой крупы, овсянки или пшена просили 5 копеек.
Книга «Подарок молодым хозяйкам», 1901 год
Для примера, на 1913 год грузчики зарабатывали около 20 рублей, токарь 70-100 рублей, а капитан армии 100-110 рублей. С такими зарплатами и ценами, большинство рабочих покупали крупы и мясо, игнорируя макароны как вид пищи.[11]
Служащий / рабочий | Зарплата за 1 месяц, руб. |
Грузчики и сплавщики (на Днепре в Киеве), рабочие на мыловаренном и пробочном заводах | Около 20 |
Неквалифицированные рабочие на крупных металлургических и металлообрабатывающих заводах в Санкт-Петербурге | 20 — 35 |
Высококвалифицированные рабочие — токари, слесари, фрезеровщики, электротехники — на крупных металлургических и металлообрабатывающих заводах в Санкт-Петербурге | 75 — 120 |
Капитан армии | 105 |
Депутат I Государственной Думы | 350 |
С такими зарплатами и ценами, большинство рабочих покупали крупы и мясо, игнорируя макароны как вид пищи.
В периоды Первой мировой (1914-1918) и Русской революции (1917-1920) макаронные фабрики снижали или останавливали производство. Население, в голодные послереволюционные годы, почти полностью перешло на крупы, картофель и хлеб.
С середины 1920-х годов пищевая промышленность начала свое восстановление. Строились хлебозаводы и макаронные фабрики. Но массово «распространится» по территории СССР макароны снова не смогли, помешала Великая Отечественная война.
Население снова перешло на крупы и хлеб. Макаронные фабрики работали, но большинство переквалифицировалось на производство пищевых концентратов и сушку сухарей для фронта. Макаронные изделия производились, но в ограниченных количествах. Фабрики ужимали процессы производства. Доходило до того, что макароны отправляли на фронт не сушеными, а замороженными.
Погрузка продовольствия, 1943 год
Существовало несколько вариантов норм суточного довольствия солдат и начальствующего состава боевых частей. Один из таких рационов, утвержденный Управлением тыла в постановлении от 12.09.1941, включал в себя:
- Хлеб: октябрь – март – 900 г, апрель – сентябрь – 800 г Мука пшеничная 2-й сорт – 20 г Крупа разная – 140 г Макароны – 30 г Мясо – 150 г Рыба – 100 г Комбижир и сало – 30 г Масло растительное – 20 г Сахар – 35 г Чай – 1 г Соль – 30 г Картофель – 500 г Капуста – 170 г Морковь – 45 г Свёкла – 40 г Лук репчатый – 30 г Зелень – 35 г
В других утвержденных суточных рационах макароны не встречались.
После войны, в период с 1940 по 1960 гг., производство макаронных изделий увеличилось в три раза, с 324 тыс. до 1007 тонн.
По данным Большой Советской Энциклопедии, в 1913 году в России работало 39 фабрик, которые производили 30 тыс. тонн макаронных изделий в год. В 1972 году макароны производили уже 100 предприятий, которые выпускали 1328 тыс. тонн изделий в год. [12]
Производство макаронных изделий в СССР с 1940 по 1972 года
В 1972 году СССР занимает второе место в мире по производству макаронных изделий. Советский гражданин в среднем готовил 5,4 кг макарон в год. В Италии на 1 человека приходилось 31,2 кг макарон в год.
Чтобы производить огромное количество макаронных изделий, на заводах СССР применяли шнековые макаронные прессы и сушилки непрерывного действия. Создавались конвейеры с автоматическими прессами, сушильными камерами и автоматами для расфасовки готовой продукции.
Плакат «макаронные фабрики Ленинградского треста»
Макароны стали доступны большинству советских граждан. Люди стали придумывать разнообразные рецепты с макаронными изделиями. Особой популярностью пользовались простые и быстрые, которые можно было приготовить из продуктов, которые есть в холодильнике. Вот тут макароны по-флотски выходят на первый план и получают массовое распространение по всей стране.
Макароны по-флотски очень быстро завоевали популярность на советских столах. Этому способствовали простота, быстрое приготовление и дешевизна рецепта.
Первое документальное упоминание рецепта «макароны по-флотски» было напечатано в советской книге «Кулинария» в 1955 году. Некоторые рецепты из данной книги до сих пор используются на предприятиях общественного питания, в основном в небольших столовых.
Многие могут помнить эту книгу. Возможно у кого-то и сейчас она лежит где-нибудь на полке у мамы или бабушки. Увесистое чтиво, между прочим. В первом издании от Госторгиздата, книга в твердом переплете с 960 страницами весила больше 3 кг.
Сборник классических советских рецептов «Кулинария»,1955 года
Все же неясно, кто первый придумал мешать мясо с макаронами и называть это блюдо макаронами по-флотски. Известно, что рецепт придумали на флоте, а с помощью советских людей макароны по-флотски стали известны по всему миру.
Если вы загорелись желанием приготовить макароны по-флотски, переходите по ссылкам.
Там вас ждет 3 варианта этого легендарного блюда:
- [1] Чем питались британские военные моряки XVIII века. Сергей Махов. warspot.ru. https://goo.gl/XuHw3c [2] Похлебкин, В. В. Кулинарный словарь. Москва: Центрполиграф, 2002 г [3] Книга Уставъ морской. 1720 г. [4] Вторая часть истории возникновения макарон по-флотски. Домовест. https://goo.gl/LZaUo9 [5] Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве. Автор: Елена Молоховец. Издательство: Типография Н.Н. Клобукова. 1901г. [6] Книга: На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго. Автор Н. В. Манвелов. 2014г. Глава 14. [7] К.Б.Назаренко. Доктор исторических наук. Профессор СПбгу, кафедры источниковедения истории России. Из видео: https://www.youtube.com/watch?v=_FM01uzBhms (на 1:35:00 можно об этом послушать) [8] Гангут (линкор). Википедия. https://goo.gl/mjS5qt [9] Я — матрос «Гангута»! Иванов Д. И. М.: Воениздат, 1987. [10] Технология макаронного производства: учебное пособие для вузов / Г.А. Осипова. – Орел: ОрелГТУ, 2009. – 152 с. 7 страница. https://goo.gl/G9izUv [11] Цены и оклады: дореволюционная Россия. Широкогоров В.Л. [12] Большая Советская Энциклопедия. Назаров Н. И., Технология макаронного производства, М., 1969. [13] Кулинария. — М.: Госторгиздат, 1955.; — 960 с
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 12
Источник