Лучше во время приготовить уроки чем нежели

Содержание
  1. Ошибки в построении предложения с однородными членами
  2. Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌‌
  3. Сколько времени должно уходить на домашнее задание
  4. Правила выполнения домашних заданий
  5. 1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку
  6. 2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
  7. 3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий
  8. 4. Большие задания необходимо разбивать на части
  9. 5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета
  10. 6. Каждые 30–50 минут необходимо делать короткий перерыв
  11. 7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не делать домашние задания за детей
  12. 8. Если не получается делать уроки, необходимо подключать дополнительные ресурсы
  13. 9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка
  14. ЕГЭ и ГИА
  15. Скачать:
  16. Предварительный просмотр:
  17. Предварительный просмотр:
  18. У нее были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое- нибудь решение, ее глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.
  19. Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Правило Примеры с ошибками
1) соединять неоднородные синтаксические конструкции В книге описывается происхождение религии и как она развивалась.
2)части двойного союза: не только, но и; как. , так и…; если не…, то… · должны соединять непосредственно однородные члены · являются постоянными, их нельзя заменять другими словами: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. В соревнованиях участвовали не только студенты, а и преподаватели Правильный вариант: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. В соревнованиях участвовали не только студенты, но и преподаватели.
5) Стилистически неверны предложения, в которых однородные глаголы требуют разного управления: Трест организовал и руководил предприятием. Трест организовал (что?) и руководил (чем?) предприятием.
6) Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
7) Нельзя пропускать предлог при однородных членах: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
8) Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
9) Нельзя соединять в ряду однородных членов одинаковые понятия: Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения.

В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» —

Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

ПРАВИЛО ОШИБКА ПРАВИЛЬНО
2. Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
3.Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи. Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». Сенат же постановил, что «ч елобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…»

Ошибки в построении сложноподчинённого предложения

1. Избыточность союзов с близким значением: Лучше вовремя приготовить уроки, чем нежели делать это в последнюю минуту кое-как.

2. Лишнее указательное слово в главной части СП: Он говорил то, что это невозможно.

3. Отсутствие указательного слова в главной части СП: Все указывало, что кто-то здесь уже побывал. 4. Использование в СПП как однородных членов причастного оборота и придаточного определительного: На столе лежали книги, принадлежащие учителю и которые мне хотелось прочитать.

5. Неоправданное отделение союзного слова который от замещаемого им члена предложения, что создает трудности в понимании высказывания: Я увидел Георгия в доме, который ранее был в саду.

Задание 9. Правописание корней

Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся
старожил – старый житель сторожил — сторож винегрет, утрамбовать компания – общество кампания – поход, деятельность замер – замирать

Чередующиеся гласные в корнях слов

Источник

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌‌

Благодаря рекомендациям наших экспертов вы узнаете, как помочь ребёнку справляться с домашними заданиями быстро, эффективно и без слёз.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день. В нашей стране правила таковы:

  • 4–5 классы — 2 часа;
  • 6–8 классы — 2,5 часа;
  • 9–11 — не более 3,5 часов.

Но на практике эти нормы не соблюдаются — россиянам приходится ежедневно помогать детям с домашками. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.

Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.

Правила выполнения домашних заданий

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями, иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получишь. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь.

Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.

1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку

Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал.

Читайте также:  Виды сыроежек как приготовить

Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.

2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.

Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.

3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий

Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, какие уроки ему нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.

Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.

4. Большие задания необходимо разбивать на части

Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание выполнения уроков. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.

5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета

Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.

Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем сложнее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.

6. Каждые 30–50 минут необходимо делать короткий перерыв

Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.

Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке домашнего задания пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.

7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не делать домашние задания за детей

Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.

Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.

Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.

8. Если не получается делать уроки, необходимо подключать дополнительные ресурсы

Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» предметы за определённый класс входят в единый абонемент. Например, если ребёнку нужно нагнать программу пятого класса, берите соответствующий абонемент и занимайтесь в удобное время. Курсы в абонементе состоят из вебинаров, задач с автопроверкой, теории — не придётся гуглить дополнительные материалы для учёбы.

Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:

  • Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
  • Тебе нравится такой тип заданий? Если нет, то какое задание тебе по душе?
  • Иногда, когда мне приходится сталкиваться с чем-то новым, я опасаюсь, что не справлюсь. Это то, что ты чувствуешь сейчас?
  • Как следует выполнить это задание? Что ты можешь сделать, чтобы убедиться, что правильно его понял?
  • Могу я как-то помочь тебе в выполнении этого задания?
  • Сделай столько, насколько понял тему. Затем давай составим вопросы, которые возникли у тебя по ходу выполнения домашнего задания, чтобы ты смог их завтра задать преподавателю. Какие вопросы у тебя есть?

9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка

Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно сложно. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.

Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому.

Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.

Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте этим простым правилам: введите выполнение заданий в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте большие задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут, поддерживать ребёнка, а не ругать его за промахи, и ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.

Источник

ЕГЭ и ГИА

Все необходимое для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

Шкала соответствия между первичными баллами и баллами по стобалльной шкале, необходимыми для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по учебным предметам

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КИМы 2019.

Материалы для подготовки к ЕГЭ в 2018-2019 уч.году

*для составления заданий по отработке использую материалы с сайта СдамГИА

№ 3 Лексическое значение слова

№ 6 Лексические нормы

ОГЭ: русский язык

Читайте также:  Как приготовить напитки рецепты

Скачать:

Вложение Размер
180903_s_resheniem.pdf 415.27 КБ
tr-1_180903.docx 37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

ЕГЭ-2019 Вариант 180903

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1)Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2)Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3)Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4)Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

3. Определите значение, в котором слово употреблено во втором (2) предложении текста.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. -и, -ёй, ж.

1) Часть страны, государственной территории (или территорий ). Южные области России. Северные области Европы.

2) Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3) чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4) чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5) перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

бАловать создалА кУхонный начАвшший откУпорит

5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

У нее были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое- нибудь решение, ее глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. рота СОЛДАТ во РТУ УВЯЗЛА ДВЕСТИ двадцати двух рублей пара НОСКОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю. Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.

2)О первом космонавте России рассказыва-ет Обухова в статье «Любимец века».

3)Один из фактов биографии Чехова, ставших недавно известными, – строительство им на свои средства четырёх сельских школ.

4)Многие из тех, кто побывали на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.

5)Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.

6)Не только способности, а также трудо-любие помогут достичь успеха в работе.

7)В торговом комплексе «Глобус» будет открыта секция одежды для новорождённых.

8)Лучше вовремя приготовить уроки, чем нежели делать это в последнюю минуту кое-как.

9)Марья сказала, что она никогда не бывала не только в Москве, но и в своём уездном городе.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

1)доб..раться, взаимопон..мание, выч..ты 2) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

3)авиак..мпания, ск..пившийся, б..лагурить 4) автом..тизировать, обн..вляясь, стр..жайший

5) пл..вец, к..снуться, сл..жившийся

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) пр..мета, пр..красный, пр..стройка 2) и..пользовать, бе..думный, бе..помощный

3) д..срочно, непр..будный, пр..мозглый 4) с..есть, п..еса, об..единение

5) н. изнанку, поз. прошлый, з..бег

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) узнá..шь, вер..вший 2) выход..шь, провер..нный 3) наде..шься, разве..нный

4) огранич..шь, слыш..мый 5) вид..мый, провер..шь

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) щегол..ватый, удушл..вый 2)раскашл..ться, никел..вый 3)окольц..вать, замш..вый

4)марш..вый, просе..вать 5)вспыльч..вый, запрыг..вая

13. Определите предложение, в котором НЕ пишется СЛИТНО.

Отец велел, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Пришлось обьяснить еще раз это (НЕ) ПОНЯТНОЕ правило.

Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.

Воздух, еще (НЕ)НАКАЛЕННЫЙ знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

14. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО.

(В) ТЕЧЕНИЕ всей дороги я думал о случившемся, а ТАК (ЖЕ) о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

С корабля я увидел (В) ПЕРЕДИ остров, (В) СЕРЕДИНЕ которого сгрудились скалы.

Туристы (НА) КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В) ПЕРЕДИ их ждала новая преграда.

ЧТО (БЫ) Лена ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО) ЭТОМУ к её мнению прислушивались.

Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение .

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Тёмно-зелёный фон картины подчёркивал нежность лица девушки и большие глаза и маленький подбородок с немного выдающимися скулами и напряжённую линию рта.

2)Каждое литературное направление или школа вырабатывали свои лексические поэтизмы.

3)Багровый свет фонаря освещал то бронзовый памятник то колонны здания.

4)Народническая деятельность в России в середине XIX века сосредоточилась в средних и крупных городах и приобрела политический характер

5)На научной конференции выступали с докладами как ученые так и студенты.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я никому не мог сказать (1)

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно (2) ты хотел (3) старик (4)

Чтоб я в обители отвык (5)

От этих сладостных имен –

Напрасно: звук их был рождён

Со мной. (М.Ю.Лермонтов)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Более других (1) П.И Чайковского привлекал балет А.Адана «Жизель» (2) в музыке (3) которого (4)фантастика органически сочеталась с лиризмом.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В письме (1) которое пришло в тот же день (2) тётушка предупреждала (3) что вернётся па дачу уже в воскресенье вечером и обрадованные ребята (5) решили непременно встретить её на станции.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне истории о животных: лисах, кабанах, волках. (2)Рассказал он и о зайце. (3)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (4)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (5)Под- нялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать. (6)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (7)Ветер перешел в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (8)По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. (9)Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час. (10)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. (11)Вскоре дед увидел зайца. (12)Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (13)Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. (14)Дед побежал за зайцем. (15)Заяц вывел деда из огня.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени.

(2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве — моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.

(8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шел по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу — пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, — мысль, впрочем, не новая, — о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа — зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.

(23)Великое дело — школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) — Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.

* Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) — советский писатель, критик, публицист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Школьников поражал внешний вид учителя, всегда подтянутого, собранного, праздничного, а также его знания.

2)Первая встреча с учителем состоялась в мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года в южном селе.

3)Даже в лютые морозы учитель ходил в ботинках, в шляпе.

4) Память об учителе навевает мысль о пополнении нынешней армии учителей мужчинами.

5)Первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит ученику, его таланту, душевной щедрости.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) Предложение 7 текста содержит элемент описания.

2)В предложениях 12–14 представлено повествование.

3)Предложение 3 противопоставлено по смыслу предложению 2.

4)В предложениях 15–16 представлено рассуждение.

5)В предложениях 23–26 представлено рассуждение.

24. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 12-17 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(- ы) с предыдущими с помощью лексического повтора.

26. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Чувство удивления и восхищения, испытанное при встрече с Алексеем Фёдоровичем Калинцевым, передаётся писателем с помощью такого средства выразительности, как (А) ____ («поражали… поражала… поражал…» в предложении 7). Немалую роль в создании образа играют и такие средства выразительности, как (Б) ____ (« праздничного » в предложении 7), (В) _____ («снискал», «подвижническое», «служение» в предложении 17), (Г) _____ («учитель… держит в своих руках будущее планеты» в предложении 26)».

  1. просторечная лексика
  2. эпитет
  3. книжные слова
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5. лексический повтор
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. литота
  8. метафора
  9. восклицательные предложения

Источник

Оцените статью