Матах
Мата́х (арм. Մատաղ ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «подносить соль» — мато (մատո) и ах (աղ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Содержание
Порядок совершения
Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть Церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Церковное обоснование присутствия в обряде соли состоит в том, что вследствие греха, совершённого Адамом, земля была проклята, и всё стало порочным, поэтому, благословляя соль, священник освящает её, и животное, принимая соль, очищается ею [1] . Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.
Вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Голубя выпускают в небо.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных |
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
История
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий. [2]
Аналогичные обряды других христианских народов
Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.
Сохранился матах и у удин, некогда бывших в церкви Кавказской Алвании, так же исторически связанной с ААЦ. Алванская церковь в XIX веке слилась с ААЦ, а удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в изоляции от церкви. Сегодня духовное окормление над ними взяла на себя Русская православная церковь, что создало любопытный прецедент — в РПЦ есть верующие, проводящие матах [источник не указан 1273 дня] .
Источник
Матах у армян как правильно приготовить
Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «палец соль» — мат (палец) и ах (соль). Главный смысл матаха — проявление милосердия через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия.
Традиция матаха возводится к словам Господа:
» Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.» (Лук.14:12-14)
Важно знать:
1. Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль.
2. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными.
3. Закалывать животное должен мужчина.
4. Голову и внутренности необходимо предавать земле
5. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
6. Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли (символом чистоты и освящения).
7. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.
8. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
9. Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста
10. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим.
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.
Источник
Древний армянский обряд жертвоприношения — Матах
Матах (Хурбон) — одна из древнейших сохранившийся до наших дней армянских традиций, которая идёт со времен язычества и соблюдается из поколения в поколение армянами в разных уголках мира.
Обряд жертвоприношения уходит глубоко корнями в язычество. Он сохранился, как культовый: подношение даров и жертвенных животных Богу за его великое милосердие с просьбой дать здоровье, защитить, покровительствовать в помыслах и делах. Насколько эта традиция укоренилась в быту армянского народа, что нашла свое продолжение в Армянской апостольской церкви.
Матах в ААЦ совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или просьбой о помощи. Чаще всего матах используется как обет за благополучный исход чего-либо, например, возвращение из армии сына или выздоровление от тяжёлой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой.
Однако принято совершать матах и в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освещением церкви.
Вместо мяса животного может быть принесёт любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т.д. Пиршество или вкушения мяса пожертвованного животного не является смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимушим, тем самым исполняя заповедь
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо хурбона нельзя хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть или раздать неимущим. При приготовлении использовалась только соль, никаких специй, остатки — кости, шкура, кишечник — предавались земле.
Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — 3. Голубя выпускают в небо.
Обычно в жертву приносят животных и птиц мужского рода, обязательно здоровых
Хурбон проводит старший сын или ближайший родственник среднего возраста, на рассвете. Данный обряд до сих пор сохранился во многих семьях, особенно в небольших населённых пунктах. Но и так же используется в больших городах где есть армянские диаспоры.
Источник
Нагорные повороты. Карабах
«Матах» — жертвоприношение по обряду
«Ес кез матах иним» — если вы приедете к нам, в Арцах, вы не раз услышите эту фразу от взрослых. Дословно это означает «да буду я жертвой вместо тебя».
Матах — жертвоприношение, до сих пор в нашем обществе это нормальное явление. Если ты попал в аварию, но все обошлось, тебе надо сделать «матах», т. е. если смерть пролетела над тобой, не коснувшись тебя, ты должен сделать жертвоприношение. В жертву приносят ягненка или петуха. Обычно жертвоприношение делают в каком-то святом месте, около хачкара — кресткамня.
фото: armenianarthall.com
Мясо жертвы должны попробовать представители семи разных семей, если больше, то тем лучше. Когда тебе приносят мясо допустим петуха, ты перед тем как съесть, должен произнести фразу «унтунели ини», т. е. пусть Бог примет твою жертву. Кости жертвы не выбрасываются и не дают собакам. Их собирают и закапывают.
Жертвоприношение, как бы очищает тебя от будущего зла. Если ты поклялся сделать «матах» и не сдержал свое обещание, считается, что очень скоро с тобой обязательно случится что-то нехорошее, какое-то несчастье.
До сих пор, даже у придорожных хачкаров, вы можете увидеть отрезанные головы животных, которые висят над хачкаром. Неэстетично, согласен, но таков обряд.
«Ес кез матах иним» — человек согласен отдать за тебя свою жизнь, самое ценное , что у него есть. Иисус Христос по сути сделал то же самое, он принес себя в жертву за весь людской род. Но есть у нас и другая фраза, в котором слово «матах» звучит как угроза. Если разозлить человека чем-то очень недостойным, он скажет: «ктаним кез матах аним» — дословно, тебя самого принесу в жертву, простыми словами это угроза убить тебя, перерезав горло.
В исторической летописи Мовсеса Каланкатуаци » История страны Алуанк» есть рассказ, как царь Вачаган искоренил человеческие жертвоприношения довольно жестокими методами. Людей, которые приносили человеческие жертвы, схватили и » смешав едкий уксус с селитрой, стали вливать его им в ноздри до тех пор, пока зрачки их не стали совсем белыми и глаза не начали вращаться во все стороны». Неизвестно, с какой целью и ради каких обрядов приносились человеческие жертвоприношения и по каким критериям отбирали будущую жертву, но так как их делали жрецы, можно предположить, что это тоже было связано с верой.
Царь убил всех этих магов, жрецов и чародеев, но пощадил их детей, собрал и отдал детей в церковные школы, где их обучали божественной вере и жизни христианской. Из них потом выходили проповедники и священнослужители и таким образом, он искоренил человеческие жертвоприношения, хотя видно на каком-то генном уровне в народе это осталось.
«Матах иним кез» — от поколения к поколению так говорят наши взрослые и в этих словах вся их любовь к детям, к нашему будущему.
Источник