Мы подготовили или приготовили домашнее задание он быстро освоил усвоил второй иностранный язык
Задание: Какой глагол вы оставите в этом тексте? Ненужный зачеркнуть.
1. Все ( подготовили – приготовили ) домашнее задание?
2. Вы ( подготовились-приготовились ) к выполнению домашнего задания?
3. Она успела ( подготовить-приготовить ) и обед, и ужин.
4. Благодаря своим способностям, он быстро ( усвоил- освоил ) второй язык
5. Вера никак не может ( освоить-усвоить ) это правило и постоянно делает ошибки.
6. Он никак не может ( освоить-усвоить ), что слово» колоссальный» следует писать с двумя «с»
7. ( Освоить-усвоить ) ремесло кондитера ему было не трудно.
8. Врач ( выписал- прописал ) мне очень дорогое лекарство.
9. В аптеке это лекарство свободно не продается, врач должен ( выписать- прописать ) на него рецепт.
10. Как ты думаешь, стоит ли мне принимать лекарство, ( прописанное — выписанное ) моим врачом?
11. Ты не собираешься ( поступать-вступать ) в партию «Единая Россия»?
12. Трудно ( поступить-вступить ) в этот вуз?
Задание: Объясните следующие паронимы. Найдите слова- спутники:
Задание: Исправьте ошибку в выборе паронима:
1. В фильме «Отелло» актриса исполняет заглавную роль.
2. Поставьте под заявлением свою роспись.
3. Наш сосед невежественный человек, никогда ни с кем не здоровается.
4. У президента компании авторитетный стиль руководства.
5. Это, без, сомнения, языковой, а не логический недостаток
6. Он мой душевный наставник, он первый открыл мне глаза на сущность христианской религии.
Задание: Ошибки в выборе слов в этих предложениях были допущены теле- и радиожурналистами. Исправьте. Объясните свою позицию.
- Мальчик упал ( навзничь – ничком) и сильно разбил колено.
- Писатель хотел показать ( ширину – широту) русской души.
- После ( падения – отмены) крепостного права в России процесс изменился.
- В знак согласия он ( покачал – кивнул) головой.
- Эти вещества образуются при сгорании ( новой формулы топлива – топлива, созданного по новой формуле).
- Мода на ( волосатые украшения лица – на бороду и усы) непостоянна.
- После теракта ( все события – все мероприятия), которые планировались на вторую половину дня, были отменены.
- Задача этой общественной организации – ( борьба с беспризорными детьми – с беспризорностью).
- Фильм «Рембрандт» — это ( автографическая – биографическая) лента о великом голландском живописце.
Источник
Выберите одно из двух, данных в скобках.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.
В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).
(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.
Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.
Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент
У девушки были влажные, чувственные) губы.
В этот день я услышала много (обидных слов.
Любой проступок) заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил материал.
Молодой рабочий освоил) профессию токаря.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым видом.
Мать приготовила сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие дома.
(Болотный) ил является отличным удобрением.
Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый
(Соседский) кот важно прошел на кухню.
После десятимесячного возраста ребенка перевели на искусственное) вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на (разных этажах.
В жаркий день приятно походить по тенистым) аллеям.
В квартире нужно было произвести) ремонт.
На поляне мы увидели высокий земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая).
Давайте найдем в себе (скрытые |резервы и доберемся до вершины.
Мой брат — человек очень практичный), он не выбрасывает старые вещи.
С (особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была (предоставлена возможность поехать на юг.
Знаток во всем, он все же был невеждой) в живописи.
Помещики жестоко обращались со своими дворовыми).
Источник
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Задача: подготовка к ГИА — 11
Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.
1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
2) У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.
3) В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
10) В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
12) Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).
13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
15) Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.
21) Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
22) С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
23) Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.
24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
25) Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).
Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.
1) Мама __________ чехол на чемодан.
2) Девочка __________ куклу Катю.
3) Старший брат __________ сестру.
4) Сегодня девочка __________ новые туфли.
5) Брат __________ часы на руку.
6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».
7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.
8) Бабушка __________ внука.
9) Модница __________ новое пальто.
10) Космонавт __________ скафандр.
Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.
2) Акуловый — акулий
4) Безобразие — безобразность
5) Блуза — блузка
6) Будний — будничный
7) Виноватый — виновный
9) Героизм — героика
10) Глубокомыслие — глубокомысленность
11) Гостеприимство — гостеприимность
12) Дискуссия — диспут
13) Дождевой — дождливый
14) Духовный — душевный
15) Компания — кампания
Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.
1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.
От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.
Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.
Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.
Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.
Источник
Урок на тему «Лексические нормы»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
П — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
Письмо отправили адресанту по почте .
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
8) П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
- Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
- Автор увеличивает впечатление о герое.
- В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
- Литература играет очень большое эстетическое значение.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
Т — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
П — излишняя избыточность.
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
- Рефлексия.
- Результаты деятельности и их оценка.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
- Домашнее задание : учить таблицу, упр. 117.
Источник