Мы подготовили или приготовили домашнее задание он быстро освоил усвоил второй иностранный язык

Мы подготовили или приготовили домашнее задание он быстро освоил усвоил второй иностранный язык

Задание: Какой глагол вы оставите в этом тексте? Ненужный зачеркнуть.

1. Все ( подготовили – приготовили ) домашнее задание?

2. Вы ( подготовились-приготовились ) к выполнению домашнего задания?

3. Она успела ( подготовить-приготовить ) и обед, и ужин.

4. Благодаря своим способностям, он быстро ( усвоил- освоил ) второй язык

5. Вера никак не может ( освоить-усвоить ) это правило и постоянно делает ошибки.

6. Он никак не может ( освоить-усвоить ), что слово» колоссальный» следует писать с двумя «с»

7. ( Освоить-усвоить ) ремесло кондитера ему было не трудно.

8. Врач ( выписал- прописал ) мне очень дорогое лекарство.

9. В аптеке это лекарство свободно не продается, врач должен ( выписать- прописать ) на него рецепт.

10. Как ты думаешь, стоит ли мне принимать лекарство, ( прописанное — выписанное ) моим врачом?

11. Ты не собираешься ( поступать-вступать ) в партию «Единая Россия»?

12. Трудно ( поступить-вступить ) в этот вуз?

Задание: Объясните следующие паронимы. Найдите слова- спутники:

Задание: Исправьте ошибку в выборе паронима:

1. В фильме «Отелло» актриса исполняет заглавную роль.

2. Поставьте под заявлением свою роспись.

3. Наш сосед невежественный человек, никогда ни с кем не здоровается.

4. У президента компании авторитетный стиль руководства.

5. Это, без, сомнения, языковой, а не логический недостаток

6. Он мой душевный наставник, он первый открыл мне глаза на сущность христианской религии.

Задание: Ошибки в выборе слов в этих предложениях были допущены теле- и радиожурналистами. Исправьте. Объясните свою позицию.

  1. Мальчик упал ( навзничь – ничком) и сильно разбил колено.
  2. Писатель хотел показать ( ширину – широту) русской души.
  3. После ( падения – отмены) крепостного права в России процесс изменился.
  4. В знак согласия он ( покачал – кивнул) головой.
  5. Эти вещества образуются при сгорании ( новой формулы топлива – топлива, созданного по новой формуле).
  6. Мода на ( волосатые украшения лица – на бороду и усы) непостоянна.
  7. После теракта ( все события – все мероприятия), которые планировались на вторую половину дня, были отменены.
  8. Задача этой общественной организации – ( борьба с беспризорными детьми – с беспризорностью).
  9. Фильм «Рембрандт» — это ( автографическая – биографическая) лента о великом голландском живописце.

Источник

Выберите одно из двух, данных в скобках.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.

Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.

Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.

(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).

(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.

В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.

Читайте также:  Как можно приготовить сырую селедку

Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент

У девушки были влажные, чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных слов.

Любой проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил материал.

Молодой рабочий освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым видом.

Мать приготовила сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие дома.

(Болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый

(Соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных этажах.

В жаркий день приятно походить по тенистым) аллеям.

В квартире нужно было произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые |резервы и доберемся до вершины.

Мой брат — человек очень практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Ему была (предоставлена возможность поехать на юг.

Знаток во всем, он все же был невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими дворовыми).

Источник

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА — 11

Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

2) У девушки были влажные, (чувствительные — чув­ственные) губы.

3) В этот день я услышала много (обидных — обидчи­вых) слов.

4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым — виновным) видом.

9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

10) В новых кварталах города находятся самые (высо­кие — высотные) дома.

11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

12) Один берег реки был луговой, а другой — (глини­стый — глиняный).

13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

15) Мы живем в одном доме, но на (разных — раз­личных) этажах.

16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

21) Мой брат — человек очень (практический — прак­тичный), он не выбрасывает старые вещи.

22) С (особым — особенным) удовлетворением учи­тель отметил успехи слабого ученика.

23) Ему была (предоставлена — представлена) воз­можность поехать на юг.

24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.

25) Помещики жестоко обращались со своими (при­дворными — дворовыми).

Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

1) Мама __________ чехол на чемодан.

2) Девочка __________ куклу Катю.

3) Старший брат __________ сестру.

4) Сегодня девочка __________ новые туфли.

5) Брат __________ часы на руку.

Читайте также:  Как приготовить баклажаны по пекински

6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».

7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.

8) Бабушка __________ внука.

9) Модница __________ новое пальто.

10) Космонавт __________ скафандр.

Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.

2) Акуловый — акулий

4) Безобразие — безобразность

5) Блуза — блузка

6) Будний — будничный

7) Виноватый — виновный

9) Героизм — героика

10) Глубокомыслие — глубокомысленность

11) Гостеприимство — гостеприимность

12) Дискуссия — диспут

13) Дождевой — дождливый

14) Духовный — душевный

15) Компания — кампания

Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.

1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.

От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.

Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.

Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.

Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.

Источник

Урок на тему «Лексические нормы»

— Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием?

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».

— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.

П — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Письмо отправили адресанту по почте .

— Выполним упр. 115 устно.

Читайте также:  Как приготовить крем для торта самый простой рецепт

1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.

1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других; основной.

6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.

Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) П оперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Т — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

П — излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)

— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П

5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Объясните знаки препинания в 1 предложении.

Ф – устойчивые сочетания.

В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)

— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.

Объясните значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Что нового узнали на уроке?

— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.

— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной

  1. Домашнее задание : учить таблицу, упр. 117.

Источник

Оцените статью