- Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (стр. 4 )
- Урок на тему «Лексические нормы»
- Подготовьте приготовьте домашнее задание он окончил закончил институт
- Приготовить еду Приготовить завтрак Приготовить домашнее задание
- приготовить это- когда ты что-то готовишь а приготовить это- когда ты что-то приготавливаешь
- В целом, эти глаголы вполне взаимозаменяемы( these verbs are interchangeable in the most cases, )))! ( but not in the sense — «cook the dish» )). , поэтому нужно говорить: » я хочу приготовить борщ на обед» , » он приготовил вкусный завтрак своей любимой жене» . )). В остальных же случаях разница довольно тонкая, ))). ( actually, nobody would care much in other cases, for instance, there is not a difference between» он подготовил приятный сюрприз,» = «он приготовил приятный сюрприз»))) » они приготовили спектакль» = » они подготовили спектакль» , да, немного лучше звучит — » ученик приготовил домашнее задание», чем » ученик подготовил домашнее задание» однако» приготовил/ подготовил выступление/доклад и т.д. существенной разницы нет.
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
1.Надень; 2.Одела; 3.Надел; 4.Оделись; 5.Одеваться
1.Дворовых; 2.Дворовыми; 3.Придворные; 4.Придворные
Стать – встать – остановиться
1.Стань; 2.Стал(остановился); 3.Встали; 4.Встал; 5.Вставать; 6.Стали
Различайте значения слова, данных в таблице. Допишите одно из этих слов в предложения после таблицы.
Он сразу меня _____________________.
Жюри единогласно _______________________, что фильм достоин первой премии.
Группа сразу ___________________________ его своим лидером.
Нас познакомили. Сначала меня ________________________ ему, потом его мне.
Беженцам________________________ временное жильё.
___________________________, пожалуйста, ваши документы для проверки.
Вам_______________________ право обратиться к адвокату.
____________________________________________ себе, что вы выиграли автомобиль.
Ваше _______________________ мне знакомо. Где мы встречались?
Он, безусловно, выдающаяся ________________________.
___________________________________ с дипломатическим паспортом неприкосновенно.
Очень важно в споре не потерять _____________________________.
В конце поставьте свою ________________________________________.
В итальянском городе Помпеи сохранились прекрасные_______________________ на стенах домов.
_________________________________ — это картина, написанная прямо на стене дома.
Без вашей _______________________ документ недействителен.
Депутат говорил очень _____________________.
Твои доказательства не всегда ________________________.
Ты думаешь, что эти доводы ________________________?
Мы ___________________________ пообедали.
И волки _________________________, и овцы целы.
Твой_____________________________ можно назвать благородным.
Такие____________________________ прощать нельзя.
Это не настоящие доллары, это _____________________________.
Кружок «Умелые руки» приготовил много различных ____________________.
Дно горной реки было __________________________.
К дому вели ___________________________ ступени.
Почва здесь __________________________, неплодородная.
Мне не нужна теория, мне нужен___________________________________ результат.
Он очень___________________________ человек.
После лекции были____________________________ занятия.
Эти продукты -___________________________ помощь.
__________________________________ человек не может обидеть ребёнка.
Литература, история, философия – это предметы ____________________________ цикла.
_____________________________ обед был великолепен.
Это человек ___________________________, ничем не занятый.
______________________________ человек никогда не здоровается.
_________________________________ человек не может рассуждать о таких сложных вещах.
Он был на редкость____________________________ человеком, ни к чьему мнению никогда не прислушивался.
Боль была очень сильной, ______________________________.
Азартный_____________________________ проиграл последние деньги.
Котёнок такой ___________________________, ни секунды не посидит на месте.
1.Узнать знакомого, знакомое
Признать правильным; ошибки, заслуги
2.Представить- познакомить; представить к награде; сообщить данные; представить себе, вообразить
Предоставить – отдать в распоряжение; дать право
3.Лицо – часть головы; юридическое или физическое лицо
Личность – человеческое «я», носитель свойств
4.Подпись – собственноручно написанная фамилия (на документе)
Роспись – настенная живопись, узор от руки
Убедительно – от «заставляющий убедиться», «доказательно, аргументированно»
Сыто – от «не голодный», «вполне наевшийся»
Проступок – действие, нарушающее правила
8.Поделки – мелкие изделия
Подделки – фальшивки, имитация
9.Каменный – из камня
Каменистый – содержащий много камней
10.Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических делах; удобный
Практический – относящийся к области практики
Гуманный – человечный, добрый
12.Праздный – ничего не делающий
Праздничный – нерабочий, связанный с праздником
13.Невежливый – не соблюдающий правил приличия, грубиян
Невежественный – некультурный, малообразованный
14.Нетерпимый – недопустимый; не считающийся с мнением других
15.Игрок – участник игры
Игрун – игривый, любящий играть
1.Узнал, признало, признала
2.Представили, предоставили, представьте, предоставлено, представьте
3.Лицо, личность, лицо, лицо
4.Подпись, росписи, роспись, подписи
5.Убедительно (убеждённо), убедительны, убедительны
9.Каменистым, каменные, каменистая
10.Практический, практичный, практические
11.Гуманитарная, гуманный, гуманитарного
Выберите и запишите один из паронимов, подходящих по смыслу. Объясните разницу в значении паронимов.
1.Этот персонаж отличается от других своими разнообразными ___________________ (духовными, душевными) интересами.
2. Это _______________________ (искусная, искусственная) подделка, картину почти невозможно отличить от настоящей.
3. Он ещё не ______________________ вполне (усвоить, освоить) это правило грамматики.
4. Государство проводит последовательную ______________________________(социальную, социалистическую) политику.
5. Коренные жители Центральной Америки — ___________________(индейцы, идийцы).
6. В метро не работают на подъём _____________________ (экскаваторы, эскалаторы).
7. (Экономическая, экономная) _____________________ политика государством проводится из рук вон плохо.
8. Сегодня перед вами выступает пианист, _________________________ (дипломник, дипломат, дипломант) международного конкурса.
1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание.
2.Он (окончил, закончил) институт в прошлом году.
3.(Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс.
4.Часы (встали, стали).
5. Она (одела, надела) пальто.
6.(Заглавную, главную) партию исполняет Марусин.
7.Просим (предоставить, представить) помещение под общежитие.
8.Иран подтвердил вынесение (смертного, смертельного) приговора писателю Рушди.
9.Сегодня (праздный, праздничный) день.
10.Наш сосед — (невежливый, невежественный) человек, он никогда не отвечает на моё «здравствуйте».
11.Она – женщина робкая (безответная, безответственная), обидеть её ничего не стоит.
12.На его куртке была какая-то необыкновенная (монограмма, монография).
14.Суд постановил: подсудимый (виноват, виновен).
15.Поставьте под документом свою (роспись, подпись).
Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.
1) Хлёстова, священница Фамусова, также неодобрительно относится к Чацкому.
2) создал сатирическую галерею образов помещиков. Вот, например, праздничный мечтатель Манилов. (праздный)
3) Так пишут журналисты, воспевая творения его рук и величество души.(величие)
4) Чтобы завладеть профессией агронома или плотника, лётчика или водителя, надо много учиться. (овладеть)
5) Есть ещё один, возможно, заглавный, смысл в таких настойчиво повторяющихся напоминаниях. (главный)
6) Сердце в груди стучалось глухо и неровно, во рту пересохло, ноги стали ватными. (стучало)
7) Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков. (крепостных)
8) Основной косяк отряда составляли старшеклассники.(костяк)
9) Сбившись с дороги, всадник проблудил два часа. (проблуждал)
10) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. (авторитетному)
Список использованной литературы:
1) Руженцева речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11классов общеобразовательной школы). Нектеринбург.,2005
2) Фроянова русской речи. Практикум. Санкт-Петербург.,2003
Источник
Урок на тему «Лексические нормы»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
П — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
Письмо отправили адресанту по почте .
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
8) П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
- Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
- Автор увеличивает впечатление о герое.
- В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
- Литература играет очень большое эстетическое значение.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
Т — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
П — излишняя избыточность.
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
- Рефлексия.
- Результаты деятельности и их оценка.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
- Домашнее задание : учить таблицу, упр. 117.
Источник
Подготовьте приготовьте домашнее задание он окончил закончил институт
Приготовить еду
Приготовить завтрак
Приготовить домашнее задание
подготовить выступление
подготовить презентацию
Обычно , «подготовить» используется , когда нужно что-то сделать ПЕРЕД каким-то событием (раньше этого события).
«Приготовить» это просто что-то выполнить
приготовить это- когда ты что-то готовишь
а приготовить это- когда ты что-то приготавливаешь
В целом, эти глаголы вполне взаимозаменяемы( these verbs are interchangeable in the most cases, )))! ( but not in the sense — «cook the dish» )). , поэтому нужно говорить: » я хочу приготовить борщ на обед» , » он приготовил вкусный завтрак своей любимой жене» . )). В остальных же случаях разница довольно тонкая, ))). ( actually, nobody would care much in other cases, for instance, there is not a difference between» он подготовил приятный сюрприз,» = «он приготовил приятный сюрприз»))) » они приготовили спектакль» = » они подготовили спектакль» , да, немного лучше звучит — » ученик приготовил домашнее задание», чем » ученик подготовил домашнее задание» однако» приготовил/ подготовил выступление/доклад и т.д. существенной разницы нет.
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Источник