Математика в задачах по технологии приготовления мучных кондитерских изделий.
Задача №1.Для приготовления блинов требуется: мука — 320 г, яйцо (50 г) — 1 шт, сахар — 20 г, масло сливочное — 25 г, молоко — 550 г, дрожжи (сухие) — 7 г, соль — 7 г , сметана – по вкусу.
Для того, чтобы испечь блины, надо взять 320г муки, сахара в 16 раз меньше, чем муки. А соли на 13 г меньше, чем сахара. Масла – 25г. Сколько граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины? На сколько граммов муки больше, чем масла?
1) 320:16=20 (г) — сахар
2) 320+20+25=365(г)- всего ингредиентов
Ответ: 365 граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины. На 295 граммов муки больше, чем масла.
Задача №2.Определить потери в массе в кг и упёк в % к массе теста, при выпечке 100 шт. булочек массой по 50 гр.
По сборнику рецептур на 100 булочек- 5,8 кг теста. Масса выпеченных булочек 5 кг.
М изд. до вып. – М изд. после * 100%= % упека
5,8 – 5=0,8 кг(потери при выпечки)
Задача № 3.Рассчитать какой припёк получится при изготовлении 100 булочек массой по 50гр.
По сборнику рецептур на 100 булочек- 4кг муки. Масса выпеченных булочек 5кг.
М вып теста – М взятой муки * 100% =% припёка
5-4=1кг ; 1* 100% =25% (припёк)
Математика в задачах по технологии приготовления пищи.
Задача №1.Повару необходимо приготовить 20 порций фрикаделек по 80 г каждая. Сколько необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 32% массы.
1) 20*80 = 1600г = 1, 6 кг
По условию задачи, при варке сохраняется 100%-32% = 68 % массы.
Составим пропорцию х-100%
Ответ: 2, 4 сырого мяса.
Задача №2.Для приготовления плова необходимо 4кг очищенной моркови. Какое количество моркови нужно получить со склада в феврале. Потери при холодной обработке -25%
2. (4 x 75%) : 100 =3
Заключение
Исследовав применение математики в профессии повара и кондитера мы пришли к выводу, что важно для студента иметь прочные знания по математике. На первый взгляд математика кажется далёкой от реальностей жизни, но она пронизывает всю нашу жизнь. Заслуга математики состоит в том, что она выявляет глубинные свойства, которые заложены в природе, но не лежат на поверхности. Ещё с древних времён её считали царицей наук, она остаётся и в наше время важнейшей дисциплиной.
Математические знания часто нужны не только, чтобы их активно применять в профессии.
Математические знания способствуют развитию аналитических способностей к логическому мышлению, геометрическому воображению, изобретательности, а это нужно всем: и повару, и кондитеру, и предпринимателю. В процессе выполнения работы я ознакомилась с приёмами и способами решения задач с профессиональной направленностью по разным разделам математики.
Целью исследования былопоказать значение математики в овладении профессией «Повар, кондитер».
Рассмотрев историю профессий «Повар» и «Кондитер», убедилась, что эти профессии развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать они являются древнейшими профессиями.
В процессе выполнения работы я осознала необходимость наличия у каждого обучающегося устойчивых знаний по математике, ознакомилась с приемами и подборкой задач с практической направленностью по разным разделам математики, проанализировала различные решаемые на практике задачи, изучила литературу. А это подтверждает важность изучения математики и умений применять её в профессии. Без математики не получить ни одну профессию в нашей жизни, она нужна в любом деле.
Список литературы
1. И.М Шапиро. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Книга для учителя.- Просвещение, 1990г-96с.
2. Г.Френденталь. Математика в науке и вокруг нас. Издательство «Мир»- 1998г.-209с.
3. Ковалев Н.И., Ануфриева Т.И., Шайдарова Н.И. Преподавание курса кулинарии в средних ПТУ: Методическое пособие. – М.: Высш. школа, 1985. – 175 с.
4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания всех форм собственности / разраб. В.Д. Вержбицкая, Т.А. Корольчик. Мн.: БАК, 2011.
6. Справочник работника общественного питания / сост. В.Ф. Ерофеенко — Минск, 2006.
7. Сборник технологических карт кондитерских и булочных изделий для торговых объектов общественного питания / сост. В.Ф. Ерофеенко, В.А. Демиденко [и др.]. Минск, 2007
8. Митенев Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по математике. Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2012. – 25 с.
9. Берил С. И., Гайдаржи Г. Х. Использование возможностей ИКТ в индивидуализации обучения. / С. И. Берил, Г. Х. Гайдаржи // Педагогическая
10. М. И. Башмаков, Математика. Сборник задач профильной направленности – М. Издательский центр «Академия», 2013.
Источник
Конспект урока по математике по теме «Введение. Решение профессионально-ориентированных задач.»( для обучающихся 1 курса по специальности Повар, кондитер)
план-конспект урока на тему
Актуальность данной работы обусловлена прежде всего введением нового стандарта образования ТОП-50 с сентября 2017 года. Который разработан для наиболее востребованных на рынке труда, 50 новых и перспективных профессий. Согласно, данного стандарта одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования является Усиление практической направленности преподавания. В связи с этим мною разработан ресурс практико-ориентированного обучения математики, нацеленного на учащихся колледжа пищевых технологий. Урок выполнен в форме игры «Битва ресторанов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_professii_povar.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры реализации практико-ориентированного обучения в системе СПО
Сценарий урока. Профессионально-ориентированные задачи на уроках математики
Цель урока: отработать умения и навыки выполнения математических действий при имитации конкретной производственной ситуации.
- показать значимость математики для формирования профессиональных компетенций.
- формирование умений математически обрабатывать самостоятельно получаемые данные, делать выводы;
- создать условия для формирования умений и навыков применять знания в различных конкретных ситуациях;
- осуществить перенос полученных знаний на уроках математики и специальной технологии применительно к профессии;
- воспитывать у студентов любознательность через познавательную информацию;
- содействовать воспитанию интереса к математике;
- воспитывать у студентов культуру труда.
Тип урока – урок применения полученных знаний и умений.
Форма урока – практикум.
Методы обучения : объяснительно — иллюстративный, проблемно-поисковый, технология кейс задач.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал с практическим заданием для решения задач.
1.Организационный момент (3 мин)
(приветствие; проверка посещаемости; объявление темы урока и постановка целей урока.)
Преподаватель: Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Это улыбка. Так давайте друг другу улыбнемся. Она придаст нам уверенности.
Сегодня мы с Вами обсудим вопрос, который часто задают учащиеся на уроках математики: Зачем нужна математика? Как вы думаете, а математика может пригодиться повару или кондитеру в его профессиональной деятельности? Надеюсь вы понимаете, что повар -это не просто человек, который может быстро сделать суши или пельмени. Он творец, способный из кучки самых простых продуктов создать шедевр, при этом учтя все погрешности и характер изменения пищи в процессе термообработки. Итак, ответьте, что должен уметь повар? (рассчитать количество продуктов для приготовления блюда, учет потери веса продуктов в процессе обработки. …)
Наша задача сегодня на уроке убедиться (подтвердить ваши ответы) в том, что знания по математике необходимы в вашей будущей профессии.
2. Актуализация опорных знаний:
Рассмотрим решение некоторых производственных ситуаций (объясняются преподавателем):
- Вычисление отходов при механической обработке (чистка).
- Вычисление потерь при тепловой обработке.
- Подсчет продуктов в зависимости от количества порций.
- Масса (нетто) очищенного картофеля 56 кг. Сколько было израсходовано неочищенного картофеля, если норма отходов 30%?
Начальным числом является масса брутто. Это искомое число равно 100%. Данное число (масса нетто равна 56 кг) содержит 100%-30%=70% (так как масса нетто равно массе брутто за вычетом массы отходов).Записываем краткое условие задачи: данное число 56 кг содержит 70%,искомое число Х кг — 100%.
Х=56 ⋅ 100/70=80 кг
Ответ: 80 кг неочищенного картофеля было израсходовано.
2. Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при тепловой обработки составляет 3% массы нетто. Определите массу вареного картофеля.
Следует найти массу вареного картофеля. Данное число (масса 56 кг) содержит 100%-3%=97%. Записывает краткое условие задачи: 56 кг содержит 100%, а Х%-97%.
Х=56 ⋅ 97/100=54,32 кг
Ответ: 54,32 масса вареного картофеля.
3.В сборнике рецептур написано, что на три порции фруктового салата необходимо взять 150гр киви, 210гр манго,180гр папайи и 60гр миндальных орехов. По сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 20 порций фруктового салата.
Выясним по сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления одного салата.
60/3=20гр миндальных орехов.
Умножим получившиеся результаты на 20порций.
50 ⋅ 20=1000гр киви.
70 ⋅ 20=1400гр манго.
60 ⋅ 20=1200гр папайи.
20 ⋅ 20=400гр миндальных орехов.
Ответ: на 20 порций фруктового салата необходимо 1000гр киви,
3. Элемент деловой игры
Давайте попробуем смоделировать ситуацию, где знания математики вам помогут решить некоторые профессиональные задачи. Сейчас я предлагаю вам объединится в 3 группы по 8 человек. Каждая группа – это бригада поваров, участвующая в шоу «Битва ресторанов».
Этапы игры представлены на экране.
- Визитная карточка ресторана (5 мин)
- Разминка перед решающей битвой (5 мин)
- Решающая битва (10 мин)
- Поединок шефов (10 мин)
- Итоги битвы (5 мин)
- Рефлексия
I ТУР. Визитная карточка. (5 мин).
Ведущий: Придумать название и слоган вашего ресторана, а также выбрать шефа. За визитку можно получить от 1 до 5 баллов.
II ТУР. Разминка перед решающей битвой.
Вопросы для разминки представлены на экране. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Для приготовления какого блюда, вовсе не людоедского, необходим НЕГР? (Ви-негр-ет)
2.Холодное блюдо из нарезанных овощей или фруктов? (Салат)
3.Родина картофеля и томата? (Америка)
4. Именем какого древнеримского царя назван салат с куриным мясом? (Цезарь)
5. Щи – традиционно русское блюдо. Закладывали ли в щи картофель на Руси в 16 веке? (Картофель был завезен в Россию при Петре 1 в 17 )
6. Какой овощ в переводе с латинского означает «голова»? (Капуста)
7. Овощ, который используется при производстве сахара. (Сахарная свекла)
8. Какой овощ в больших количествах употребляли греческие воины для повышения боеготовности. (Лук)
9. Музыкальная приправа – это… ЧТО? (Соль)
10. Этот фрукт принадлежит к ботаническому семейству травяных растений, хотя растет на деревьях. (Банан)
III тур. Решающая битва.
Ведущий: Каждой команде предлагается решить по пять производственных ситуации. Время работы 10 мин. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Ситуации для 1-ой команде
- Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы повар столовой получил 22446 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата повара?
- Для приготовления обеда в столовой выделили 260 кг картофеля. После механической обработки получено 221 кг чистого картофеля. Определить процент отходов.
- Повару необходимо приготовить 20 порций бифштекса по 200 г в каждой. Сколько ему необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы.
- Масса замороженной говяжьей туши 244кг, потери сока из тканей мяса при размораживании составляет 1,2% массы туши. Определите массу туши после оттаивания и массу естественной убыли.
- В кулинарной книге написано, что на 3 порции летнего салата понадобится 300 г свежих огурцов; 300г свежих томатов; 30г репчатого лука; 90г сыра; 60г сладкого перца; 30г оливкового масла; 15г зелени; 3г пищевой соли. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций салата?
Ситуации для 2 команды.
- Определите процент выполнения плана работы столовой, если план товарооборота 40000 тонн год, а фактически товарооборот 40500 тонн год
- Взято для отчистки 80 кг картофеля. Определите процент отходов при механической обработке, если их масса 24 кг.
- асса разделанной говядины 180 кг. Сколько было израсходовано говядины (масса брутто), если норма отходов составляет 26%
- Для праздничного стола повар решил приготовить необычный фруктовый салат. В кулинарной книге написано, что на 3 порции такого салата понадобится 150 г киви, 210 г манго, 180 г папайи и 60 г миндальных орехов. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций фруктового салата?
- Охлажденная птица массой 1,5кг подверглась замораживанию до температуры — 8 С в толще грудной мышцы, это сопровождалось потерей массы до 0,6%. Определите массу птицы после замораживания и массу естественной убыли.
Ситуации для 3-й команды
- Определите процент выполнения нормы выработки, если фактическая выработка бригады составляет 4950 блюд. А плановое задание 5000 блюд.
- Масса очищенного картофеля 56 кг, масса жареного 38 кг 640 гр. Определите процент
- Масса почек говяжьих охлажденных (брутто) 5 кг. Норма отходов при холодной обработке 7%, потери при варке 47%. Определите массу отварных почек.
- Определить, сколько порций весеннего салата можно приготовить из 80 яиц и 11,5 кг зеленого лука, если для приготовления одной порции требуется 1 яйцо и 150 г зеленого лука
- При замораживании печени массой 3,5кг в открытом виде естественная убыль составила 1,3%, а при замораживании в металлических формах с крышками – 0,6%. Определите массу печени после замораживания различными способами и сделайте выводы.
IV ТУР. Поединок шефов.
Ведущий: Итак, поединок шеф-поваров. Как известно, шеф-повар должен креативно мысли, уметь быстро решать нестандартные задачи и четко аргументировать свою точку зрения. Сейчас на экране появятся пять логических задач для шеф-поваров. На решение задач дается 7 мин. Каждая задача приносит команде 2 балла. Проверим их умения.
- Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
- Вася и Коля чистили картошку, и вдвоем очистили 400 штук. Вася очищает 3 штуки в минуту, Коля – две. Коля работал на 25 минут дольше Васи. Сколько времени работал каждый?
- В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.
- Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
- Надо очень быстро поджарить 3 кусочка хлеба. На сковороде вмещается 2, причём на поджаривание одной стороны уходит одна минута. За какое минимальное время им можно поджарить и как это сделать?
Ответы к поединку
- Одинаково
- Вася – 70 мин, Коля – 95 мин
- 8
- Пусть вес рыбы Х, а это 8 + Х/2, т. е. Х=8+Х/2,
отсюда следует Х=16 кг - 1 минута — обжарить два с одной стороны,
2 минута: оставить один обжариваться с другой, и с ним положить новый, необжаренный,
3 минута — дожарить оставшиеся два с одной стороны.
4.Подведение итогов битвы, поздравление победителей, заключительное слово.
Ну вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого за участие и пожелать успехов.
Источник