- Лабораторная работа «Строение клеток листа элодеи»
- Приготовь препарат листа элодеи
- Значимость работы со сборником для проверки заданий по Биологии 5 класс Пасечник
- Приготовь препарат листа элодеи
- Лабораторная работа по биологии «: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»
- Приготовь препарат листа элодеи
- Лист элодеи (Elodea canadensis)
Лабораторная работа «Строение клеток листа элодеи»
Инструктивная карточка:
1. В каплю воды на предметное стекло положите лист элодеи.
2. Расправьте лист препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив x 20, окуляр х 15).
4. Нарисуйте группу клеток.
5. Зарисуйте клетку листа элодеи, укажите её части (оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты).
Беседа о хлороплатах. Просмотр фильма «Движение хлоропластов в клетках валлиснерии», «Роль хлоропластов в фотосинтезе и синтезе органических вещетсв».
Деятельностью хлоропластов обусловлен процесс фотосинтеза — создание органических веществ из неорганических — углекислоты и воды при обязательном участии световой энергии. Фотосинтез возможен благодаря присутствию в хлоропластах зеленого пигмента — хлорофилла. В процессе фотосинтеза простые углеводы при полимеризации образуют крахмал, получивший название ассимиляционного или первичного. Он откладывается в хлоропласте в виде одного-двух, реже нескольких мелких зерен.
Лабораторная работа «Обнаружение ассимиляционного крахмала»
Ассимиляционный крахмал можно обнаружить с помощью йодной реакции. Для этого свежий лист элодеи помещают в раствор иода в водном растворе иодистого калия. Реактив, проникая в клетку, убивает ее, при этом цитоплазма и другие органоиды клетки становятся бурыми, пластиды сильно набухают. Крахмал, находящийся внутри хлоропластов, от действия реактива приобретает темно-синий цвет.
Ассимиляционный крахмал легче всего обнаружить в клетках у основания листа, куда реактив проникает в первую очередь и где крахмал сохраняется дольше. Клетки с ассимиляционным крахмалом в пластидах следует рассматривать при большом увеличении микроскопа.
Интенсивность накопления ассимиляционного крахмала зависит от условий освещения. В листьях элодеи, выросшей (в естественных условиях) на хорошо освещенном окне или под достаточно яркой электрической лампой, его больше, чем в листьях затененных растений.
Инструктивная карточка:
1. Приготовить раствор Йода: на одну каплю йода, пять капель воды.
2. Взять веточку элодеи, положить на предметное стекло и капнуть приготовленный раствор йода.
3. Посмотреть при малом и большом увеличении.
4. Зарисовать клетку с хлоропластами, содержащими зерна ассимиляционного крахмала.
Выводы: 1. Растения состоят из клеток
2. Разные клетки имеют сходное строение: оболочку, цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли
3. Растение живёт – пока клетка выполняет свои функции.
4. Хлоропласты играют важную роль при синтезе растениями органического вещества.
5. Крахмал – это смесь полисахаридов, синтезируемый разными растениями в хлоропластах (под действием света при фотосинтезе).
Источник
Приготовь препарат листа элодеи
На пятой ступени обучения в школьном расписании появляются новые предметы, к числу которых относится биология. К сожалению, не у всех ребят получается успешно справиться с учебным материалом. Обилие информации и терминов, которые необходимо запомнить, чаще всего становятся причинами неудовлетворительных оценок. Поможет исправить ситуацию в лучшую сторону ГДЗ по Биологии 5 класс Пасечник.
Биология играет огромную роль в жизни человека. В сферу её изучения входят все живые организмы, населяющие нашу планету, а также их строение, среда обитания, функции жизнедеятельности и взаимодействие. Как наука биология тесно связана с такими отраслями как медицина, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Кроме этого она является теоретической базой для многих перспективных наук, в число которых входит генетическая инженерия и бионика.
Элементарные знания биологического характера дети получают в стенах школы. Пятиклассники, приступая к изучению дисциплины, познакомятся с общими понятиями и терминами. Далее они рассмотрят методы исследования в биологии и факторы, влияющие на среду обитания живых существ. После их ждёт детальное знакомство с царствами растений, грибов и бактерий. Ребята столкнутся со следующими темами:
- Строение и жизнедеятельность клетки.
- Бактерии и их роль в жизни человека.
- Характеристика и разновидности грибов.
- Этапы развития растений и их происхождение.
Значимость работы со сборником для проверки заданий по Биологии 5 класс Пасечник
Освоить материал пятикласснику будет гораздо проще, если он воспользуется помощью ГДЗ по Биологии 5 класс Пасечник В.В., поэтому лучше всего пособие всегда держать под рукой. Страницы решебника содержат подробные и верные ответы практически на все вопросы учебника. Найти их легко и просто по номеру задания. С их помощью ученик сможет разобрать и понять особо сложную тему, проработать и закрепить уже пройденный материал, без ошибок выполнить и оформить домашнее задание и значительно сэкономить время и силы на поиск нужной информации.
Онлайн-сборник станет настоящим спасением для ученика. Систематическое применение решебника только положительно отразится на результатах обучения, плюс ко всему ребёнок всегда будет во всеоружии перед любой самостоятельной в классе.
Источник
Приготовь препарат листа элодеи
Тема: «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом»
Цели: рассмотреть строение растительной клетки; учить изображать рассмотренный микропрепарат; продолжить формирование навыков самостоятельного изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан со слабым раствором йода, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, луковица, готовый препарат листа элодеи (или традесканции).
1. Опишите как приготовить микропрепарат чешуи кожицы лука. (Кратко опишите что нужно сделать. Смотрите ниже)
2.Нарисуйте что увидим в микроскопе (Посмотрите в видео выше и зарисуйте рисунки ниже)
3.Подпишите основные части клетки на вашем рисунке (Смотри на рисунке ниже)
Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.
Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).
Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).
Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).
Что делать. Накройте покровным стеклом (4).
Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).
Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.
Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).
Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).
Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.
Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу?
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками.
Таким образом, клетка — это единица строения растения.
Источник
Лабораторная работа по биологии «: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»
Тема: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»
Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата или шиповника под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата или шиповника
1. а) Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. Сравните увиденное с рисунком 17 стр. 34 учебника. в ) Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте подписи к рисунку.
2.а) Приготовьте препараты клеток плодов томата или шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хромопласты. Сравните увиденное с рисунком 18 стр. 35 учебника. в) Зарисуйте увиденное. Сделайте подписи к рисунку.
а) В ___1___клеток растений содержатся ____2____. б) Они бывают ____3___, ____4___, или окрашенные в желтые и ___5___ цвета. в) В ___6___ пластидах происходит фотосинтез.
г) В ___7___ пластидах накапливаются запасы ____8___ веществ.
д) Пластиды, окрашенные в ___9___ и ___10___ цвета определяют окраску лепестков цветков, плодов, осенних листьев.
Тема: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»
Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата или шиповника под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата или шиповника
1. а) Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. Сравните увиденное с рисунком 17 стр. 34 учебника. в ) Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте подписи к рисунку.
2. а) Приготовьте препараты клеток плодов томата или шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хромопласты. Сравните увиденное с рисунком 18 стр. 35 учебника. в) Зарисуйте увиденное. Сделайте подписи к рисунку.
а) В ___1___клеток растений содержатся ____2____. б) Они бывают ____3___, ____4___, или окрашенные в желтые и ___5___ цвета. в) В ___6___ пластидах происходит фотосинтез.
г) В ___7___ пластидах накапливаются запасы ____8___ веществ.
д) Пластиды, окрашенные в ___9___ и ___10___ цвета определяют окраску лепестков цветков, плодов, осенних листьев.
Источник
Приготовь препарат листа элодеи
Лист элодеи (Elodea canadensis)
Лист элодеи достаточно прозрачен, так как состоит всего из двух слоев клеток. Отделив лист от стебля, следует положить его в каплю воды на предметное стекло морфологически верхней стороной кверху и накрыть покровным стеклом (рис. 2).
Рис. 2. Клетки листа элодеи: 1 — оболочка; 2 — цитоплазма; 3 — хлоропласт с крахмальными зернами; 4 — хлоропласты с окрашенными иодом крахмальными зернами (стрелками показано направление движения цитоплазмы; увеличение 20 X 40)
При малом увеличении микроскопа видно, что клетки верхнего слоя листа крупнее, чем клетки нижнего, что все они вытянуты и по краю листа более прозрачны. Некоторые из краевых клеток образуют зубчики.
При большом увеличении микроскопа в клетках хорошо видна оболочка, зернистая цитоплазма, ядро и хлоропласты. Большую часть клеток заполняет бесцветный клеточный сок.
При рассмотрении более крупных клеток нижней трети листа хорошо заметно строение и расположение хлоропластов. Ядра часто не видно из-за обилия хлоропластов.
Меняя с помощью микрометрического винта положение тубуса микроскопа, можно рассмотреть клетки с поверхности, в сечении и с нижней стороны. При этом оказывается, что хлоропласты располагаются лишь в постенном слое, т. е. в цитоплазме. Хлоропласты имеют чечевицеобразную форму, поэтому при рассмотрении сверху (у верхней или у нижней стенки) они кажутся округлыми, а сбоку (у боковой стенки) — сплюснутыми. Хлоропласты двигаются вдоль стенок, увлекаемые током цитоплазмы. Скорость движения зависит от температуры, механических или химических раздражений. Примерная скорость движения цитоплазмы элодеи составляет около 0,1 мм/мин, но под микроскопом видимая скорость движения возрастает.
Если лист элодеи выдержать на ярком свету, то в результате процесса фотосинтеза в строме (теле) хлоропласта отложатся зерна первичного, или ассимиляционного, крахмала, которые будут заметны в виде одного или нескольких блестящих светлых зернышек. Если лист поместить в раствор иода в иодистом калии (стр. 91), то крахмальные зерна (рис. 2) приобретут характерный темно-синий цвет, а цитоплазма и ядро окрасятся в желтоватый цвет. Цитоплазма перестанет двигаться, так как иод, проникая в клетку, убивает ее.
На живой клетке элодеи можно наблюдать проявление свойства цитоплазмы, получившего название полупроницаемости или избирательной проницаемости. Это свойство присуще только живой цитоплазме, и обнаружение его в клетке может использоваться для отличения живой клетки от погибшей.
Свойство полупроницаемости цитоплазмы заключается в том, что ее пограничные слои легко проницаемы для воды и непроницаемы для растворов, содержащих крупные молекулы. Концентрация сахаров, кислот, белков, солей и других веществ в клеточном соке, находящемся в вакуоле, обычно выше концентрации веществ во внешней среде (почвенном растворе или водоеме). Поэтому на основании осмотических законов внутрь вакуоли будет поступать вода, «стремясь» выровнять концентрацию наружного раствора и клеточного сока. (Выравнивание концентраций не может идти путем выхода сахаров, кислот и других веществ из вакуоли, так как цитоплазма для них непроницаема.) Поступающая вода увеличивает объем вакуоли, которая прижимает цитоплазму к стенке клетки. В силу этого клеточные стенки испытывают так называемое тургорное давление, а клетка находится в состоянии натяжения — тургора.
Сила, с которой вода проникает внутрь вакуоли, называется сосущей силой клетки. Она зависит от разницы концентраций осмотически активных веществ в наружном растворе и в вакуоле.
Искусственно можно создать условия, когда концентрация наружного раствора будет больше концентрации клеточного сока, подействовав на клетки тем или иным гипертоническим раствором (5-10%-ный раствор калийной селитры, 30%-ный раствор сахара, 10%-ный раствор поваренной соли и др.). В этом случае вода из вакуолей будет проходить через протопласт в окружающий раствор (молекулы же сахара или соли пройти в вакуолю через протопласт не могут). При этом вакуоля сократится, цитоплазма в силу своей эластичности отстанет от стенок, а пространство между протопластом и стенками клетки заполнит внешний раствор. Это явление называется плазмолизом.
Плазмолиз легко наблюдать, подействовав на лист элодеи одним из названных гипертонических растворов. Для этого лист элодеи помещают на предметное стекло в каплю воды и накрывают покровным стеклом. При малом увеличении микроскопа выбирают клетку с хорошо заметной цитоплазмой. Затем на предметное стекло с одной стороны от покровного стекла наливают несколько капель гипертонического раствора так, чтобы он касался края покровного стекла, а с противоположной стороны подкладывают кусочек фильтровальной бумаги. Бумага будет отсасывать воду из-под покровного стекла, и гипертонический раствор будет втягиваться под стекло.
При наблюдении в микроскоп видно, что протопласт начинает в отдельных местах отставать от оболочки и приобретать неправильную угловатую форму (вогнутый плазмолиз). Затем протопласт полностью отделяется от всей поверхности оболочки и округляется, иногда распадаясь на несколько частей (выпуклый плазмолиз).
Если подобным же образом заменить раствор водой, то произойдет деплазмолиз.
Плазмолиз легко наблюдать также в клетках эпидермиса чешуи лука (рис. 3). В клетке, убитой иодом, спиртом и тому подобными веществами, явление плазмолиза не может быть вызвано, так как пограничные слои цитоплазмы становятся проницаемыми для любых веществ.
Рис. 3. Плазмолиз в клетках наружного эпидермиса чешуи лука (увеличение 10 X 40)
Источник