- Контрольный диктант по русскому языку. 6 класс. 1 четверть.
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Диктанты и контрольные списывания за курс начальной школы.
Контрольный диктант по русскому языку. 6 класс. 1 четверть.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 1 (за 1 четверть)
Дата: 6 А – 27.10.14. 6 Б – 29.10.14
Проверить усвоение орфографических правил : О-А, Е-И в корнях с чередованием.
Правописание безударных гласных в корне,проверяемых ударением.
Правописание приставок –ПРЕ- — ПРИ.
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.
Найти в тексте слова с чередованием в корне, обозначить орфограмму.
Сделать словообразовательный разбор:
1 вариант: ПРИЧУДЛИВЫЕ;
2 вариант: (В) ПРИБРЕЖНЫХ.
Определить значение приставки в словах: 1 в: пригрело
Сделать фонетический разбор ;
2 вариант: УЗКАЯ.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА № 2 «Рыбалка» (за 1 четверть)
Безударный проверяемый гласный
Ребятишки, показалось, верхушек, деревьев, освежал, лицо, пригревало, очертания (в) низинах, привела, ветерок, осветили, зашевелились, вернулись, хорошим.
Непроверяемые гласные и согласные
Проверяемые согласные в корне словка
Соседские, легкий, узкая
Буквы И, У, А после шипящих
Разделительные Ь и Ъ
Раздельное написание предлогов со словами
С ними, на рыбалку,
Над горизонтом, на речку, к речке, на траве, в прибрежных, к обеду, с хорошим
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З, -С
Пойти, собирались, показалось, отправились, очертания, закинули, осветили, заблестели, зашевелились
Буквы З и С на конце приставок
Буквы О-А в корне –ЛАГ- — -ЛОЖ-
Буквы О-А в корне –РАСТ- — РОС-
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
Буквы И-Ы после Ц
Большая буква и
кавычки в именах собственных
Буквы Е-И в окончаниях имён существительных
О и Е после шипящих в окончаниях имён существительных и прилагательных
Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных
Соседские, причудливые, удобное, прибрежных, хорошим
Краткие прилагательные с основой на шипящий
Мягкий знак после шипящих в непределённой форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.
-ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Собирались, расстилался, заблестели
Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
Чередующиеся гласные в корне слова
Буквы Ы-И после приставок
Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ
Приготовили, приманку, приобретали, причудливые, приятно, пригревало, прибрежных, преобразили
Соединительные О-Е в сложных словах
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Запятая при однородных членах предложения.
Запятая и восклицательный знак при обращении.
Запятая в сложных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Уровень сложности диктанта
Уровень сложности: количество слов на орфограммы умножить на 100 и поделить на количество слов в диктанте. 65 слов х 100 : 95 = 68 % Уровень сложности средний, но ближе к высокому.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Контрольный диктант по русскому языку для учащихся 6 класса.
· Проверить усвоение орфографических правил : О-А, Е-И в корнях с чередованием.
· Правописание безударных гласных в корне,проверяемых ударением.
· Правописание приставок –ПРЕ- — ПРИ.
Ценность данного диктанта заключается в просчитанной сложности данного текста. Представлены все основные орфограммы текста. Очень удобно использовать для организации работы над ошибками диктанта.
Номер материала: ДБ-1332322
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ
Время чтения: 2 минуты
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Диктанты и контрольные списывания за курс начальной школы.
Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ.
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам.
Цель работы – проверить умения писать текст под диктовку с изученными орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком, большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных.
При диктовке четко проговариваются слова, написание которых расходится с произношением.
Объем диктанта: 15–20 слов.
В лесу стоит избушка. Там живут два зайца. Часто заходит в гости белка. Зайчата и белка играют в прятки.
Слова для справок: ст о ит, гости, лесу.
Темная туча закрыла все небо. Ударил сильный гром. Пес Шарик испугался. Он спрятался под крыльцо. Там сухо и тихо.
Слова для справок: спрят а лся, под.
Лучи солнышка плавили снег. Частая капель падала с лап елки. Звонко пела птица. С бугра прыгал ручей. Лес просыпался.
Слова для справок: снег, просыпался.
Яша и Катюша гуляли на лугу. Там рос сочный щавель. Дети стали рвать его. Бабушка Марина сварит щи из щавеля.
Цель работы – проверить умение списывать текст с доски без пропуска и замены букв.
Объем работы: 15–20 слов.
По берегу бродят утята. Они ищут пищу. Вот пушистые шарики прыгнули в воду. Быстро работают лапками утята.
Вот я и дома. На столе лежат травы, корешки и кусок хлеба. Внучка Варя р е шила, ч то это лисичкин хлеб.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения выделять предложения из сплошного текста, отвечать на вопросы.
Я иду по тропке рядом бежит Жулька роща залита ярким светом в тени белели ландыши они украшали землю
Спиши, начало предложения записывай с большой буквы, в конце ставь точку.
Стоит теплый день. Сережа и Леша косят траву. Конь Орлик и лоша дь Звездочка возят сено. Дед Артем сидит на возу.
Запиши ответы на вопросы:
Кто косит сено?
Кто возит сено?
Цель работы – проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие/глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.
При диктовке четко проговариваются окончания слов.
Объем диктанта: 35–45 слов.
Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.
Слово для справки : вбежали.
Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!
Слова для справок : бегут, в ней, долбить.
Гудело море. Волна с силой ударялась о скалу. Я посмотрел в окно. Облака плыли над самой землей. Сыпалась снежная крупа. Она была колкой и твердой. Крупа садилась на стекло и сучья деревьев. На листьях чайной розы был лед. Бутоны почернели, как угольки.
Слова для справок : посмотрел, почернели.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
Солнышко устало и ушло за рощу. Земля хорошо прогрелась за день. Бабушка Анисья и ее внучка Ольга были в саду. Они поливали грядки с луком и укропом. У дома стоит ведро с теплой водой. Ольга шлепнула рукой по воде. Брызги упали на платье.
Слова для справок : прогрелась, поливали, стоит.
Цель работы – проверить умение грамотно списывать, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.
В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку.
Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.
Рыбка и свисток
К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увид е л рыбку. Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку.
Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток.
Но свисток его не радовал.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать и грамотно оформлять части текста на письме, записывать ответы на вопросы, по опорным словам составлять текст.
1. Свободный диктант.
В сад тихо прошла луна. Ее свет упал на крыльцо. На крыльце спала собака Динга. Рядом был ее малыш Боб.
В кустах зашуршало. Боб бросился туда. А там был еж.
Боб завыл. Он уколол себе нос. Мать проснулась.
Слова для справок :
I часть – прошла, рядом;
II часть – зашуршало;
III часть – ук о лол, проснулась.
2. Запиши ответы на вопросы.
Какое деревце встречает весну раньше всех? ( Ива, дуб, осина, верба. )
Во что оно одевается?
Кто слетается на ивовый праздник?
3. Используя данные слова и словосочетания, составь предложения и запиши их.
Яркое солнце, снег осел, проталинки, первая травка.
Цель работы – проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы третьего года обучения, безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие/глухие, непроизносимые, удвоенные согласные, разделительный твердый знак, мягкий знак после шипящих.
Объем диктанта : 55–65 слов.
Ранним утром старушка Дарья вошла в курятник. Она нашла там укромное местечко и поставила корзину. В корзине на мягком сене лежало одиннадцать яиц. Одно яйцо было зеленоватое и поменьше других.
Прошло несколько недель. И вот по двору уже бегали маленькие пушистые комочки. Один малыш был странный. Он все время был около воды. Это волновало курицу.
Слова для справок : постав и ла, поменьше, несколько.
Было теплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен.
Слово для справки : очень.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.
Слова для справок : строят, вытопчет, устилает.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам еще бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на нее. Кто кого пугал?
Слова для справок : осматривали, на нее.
Цель работы – проверить сформированность навыков списывать с доски без ошибок.
Объем работы : 55–65 слов.
Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила.
И тут она увидела слоненка. Он нес ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слоненка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где же привет?
С листьев утром я в лесу
В пригоршню стряхнул росу.
Капля к капельке легла,
Донесу ли до села?
У росинок синий взгляд,
Раскатились и звенят.
В каждой солнце кружится,
Вдруг столкнулись – лужица.
Нет, домой не понесу
Я разбитую росу,
Что была лесной красой,
Кто поверит – я с росой?!
Воду выплеснул – росинки
Вновь повисли на осинке.
Пусть они горят покуда.
Кто пройдет – увидит чудо.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения по опорным словам составлять и записывать текст; располагать части текста так, чтобы получался связный рассказ, воспроизводить содержание текста с элементами описания.
1. Составить текст по заголовку и опорным словам.
Густые тени, среди травы, лесная мышь, из тайной норки, пчела, росинка меда, кричал грач, чертили воздух, стрекозы, паучок, сплел, сачок, лесной мир, жил, трудился, летал.
2. Расположи части так, чтобы вышел связный текст. Запиши текст.
Гусь хотел взлететь, но не смог. Он решил попробовать еще раз. Ему удалось оторват ь ся от земли.
В эту минуту мальчик сорвался с ограды, схватил гусака за шею руками. Гусь поднялся в воздух с ним. Держат ь ся на гладкой спине мальчику было трудно. Что есть силы он вцепился руками в гусиные перья.
Мальчик сидел на ограде. Молодой гусь гулял по двору. Появилась стая диких гусей и стала звать гуся.
Гуси подн я лись высоко. Вскоре вся стая скрылась из виду.
3. Изложение творческого характера – включение описания.
Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрыла темный клочок земли.
Однажды днем на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал теплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник. .
Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!
1. Гуляет вьюга.
2. Первый цветок.
3. Дорога весне открыта.
Слова, словосочетания для описания подснежника : смелый цветок, выпр я мился, расправ и л листочки, зак а чался, слабенький, ги б кий, с пр и ветливой улыбкой, клан я лся солнцу.
Слова для справок :
I часть – клоч о к;
II часть – пр и горке, расправ и л;
III часть – замет и ло.
Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.
Объем диктанта : 75–80 слов.
В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.
Слова для справок : лопухом, принялись.
Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.
Слово для справки : самовар.
Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.
Слова для справок : лягушонок, принимал.
Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся . ( переливаю тся , просыпа ется , грее тся ) .
Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.
Слова для справок : собирать, обламывал.
Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.
Объем работы : 75–80 слов.
Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.
Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, н и чего не делать наспех. Сумейте отказат ь ся от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.
1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.
Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.
2. Текст для изложения.
По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.
Слова для справок :
I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.
У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: «Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое».
Послала мать сыну щепотку родной земли.
Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?
Цель работы : проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по основным темам программы 1-го класса: большая буква в именах и кличках животных, предлоги, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, безударные гласные в двусложных словах, парные звонкие/глухие согласные на конце слова.
При диктовке четко проговариваются окончания слов.
Объем диктанта : 30–40 слов.
Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.
Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.
Слова для справок : пошли, показалась, принесла, ему.
Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.
Слова для справок : лежали, дворец, блестела, солдатик.
Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.
Слова для справок : задержалось, несла, полетела.
Цель работы – проверить умение списывать грамотно текст.
Объем работы : 30–40 слов.
У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Отрылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.
Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг.
Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения выделять из сплошного текста предложения.
1. Выделить голосом каждое предложение.
В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз
Спиши, правильно оформи на письме каждое предложение.
2. Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст.
Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.
Запиши заглавие и текст.
3. Допиши 2–3 предложения.
По тропе полз жук. Жук торопился. Большие усы быстро двигались.
Цель работы – проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.
При диктовке четко проговариваются окончания.
Объем диктанта : 55–60 слов.
Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.
Слово для справки : приветливо.
На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.
Слова для справок : отбрасывали, лиловые, завтрака.
Из дальнего плавания возвращался крейсер «Мирный». В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.
Слова для справок : крейсер «Мирный», на него.
Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.
Слово для справки : задумчиво.
Цель работы – проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.
Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои «на зубок» пробовали ершики. Вот это встреча!
Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение записывать текст по логически законченным частям ( свободный диктант ), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.
1. Свободный диктант.
Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.
2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.
Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.
Слова для справок :
I часть – у самой, виляли, тоже;
II часть – разом выскочили;
III часть – вздрагивал, выскакивали, вышел.
3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.
Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).
Цель работы – проверить сформированность навыка по основным темам программы 3-го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, по центральной теме программы в начальных классах – безударные гласные в корне слова.
Объем диктанта : 70–80 слов.
Солнечные лучи залили ярким светом весь двор.
Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ножки и широкий носик. Ходил он медленно, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крыльями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.
Слова для справок : странный, с испугу, поняла.
Хорошо плыть ночью по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в темноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удивительный извилистый след. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо светилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.
Слова для справок : заметил, похожа, внутри, приходится.
Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через деревья.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.
Слова для справок : никогда не забывай.
Из-за стволов старого леса показалось болотце. Оно густо поросло желтыми цветами, осокой и мелким кустарником. Запах душистых болотных трав разливался по всей окрестности. Под широким листом притаилась змея. Я отбежал. Змея не шелохнулась. Я стал наблюдать за ней. Около змеи сидела лягушка. Из раскрытой пасти змеи ярким червячком высунулся язык. Я ахнул, замахал руками. Гадюка зло завертелась и скрылась. Лягушка запрыгала с кочки на кочку. Она двигалась к воде. Видно, испугалась бедняжка.
Слова для справок : притаилась, шелохнулась.
Цель работы – проверить, насколько прочно сформирован навык орфографической зоркости, самоконтроля.
Объем работы : 70–80 слов.
Архитектор был молод, красив, владел несколькими языками. Пятнадцать лет Карл Росси работал, не прерываясь ни на один день. Он делал чертежи, рисовал на бумаге дворцы с парадными залами, великолепными лестницами.
Время шло. Дворцы построены. По Невскому проспекту в Петербурге идет человек. Он задумчив. Взор его устремлен на чудные дома, созданные его мечтой и послушными рабочими руками. Стройные здания украшены колоннами.
Идешь мимо этих зданий и ты и видишь дивную аллею из ожившего камня.
Примечание. Обратить внимание на написание слов во втором предложении.
До школы Сашке нужно было идти больше километра по лесной дороге, а потом ехать на автобусе. Их зеленый домик с желтыми наличниками стоял в лесу. Отец работал егерем в заповеднике. Он охранял зверей и птиц, устраивал для них кормушки, делал все, чтобы они не попали в беду. Сашка помогал отцу. В низине росла крапива. Отец косил ее, а Сашка вязал крапивные веники. Крапива жгла руки даже сквозь рукавицы. А что поделаешь? Зимой крапиву хорошо ели кабаны, косули, клевали серые куропатки.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения составлять текст на тему, создавать свой текст-рассуждение.
1. Свободный диктант.
У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Радостный, я позвал соседа Петьку. Я решил сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.
Петька ложкой брал из вазочки варенье. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Петька смеялся, шутил, рассказывал, как будем играть во дворе.
Он ушел. Мне стало очень грустно. Почему?
Подготовь и запиши текст-рассуждение.
Почему малышу было грустно?
Примечание. Для слабых учащихся можно дать этот текст с заданием.
Запиши текст, выдели в нем логически законченные части. (Текст записывается на доске без выделения частей.)
2. Составь и запиши текст на одну из тем.
Теплый день.
Первая капель.
Однажды на реке.
Весеннее утро.
Прощай, снеговик.
Источник