Приготовить глагол настоящее время

Два таких разных, но одинаковых глагола «готовить или приготовить»

Добрый день, уважаемый студент! Как -то на уроке, моя студентка спросила меня, а в чем разница глаголов «готовить» и «приготовить»? Как их употреблять и составлять предложение вызвали у нее затруднения, поэтому я решила написать в этой статье про эти два замечательных действия, которые накормят всех 🙂

Готовить [gatovit’] to cook — это глагол несовершенного вида, который обозначает действие предмета, которое происходит постоянно, периодически, например, каждый день.

Приготовить [prigatovit’] have cooked — это глагол совершенного вида, который означает такое действие, которое человек выполнил или будет выполнять однажды, не повторяясь.

Давайте рассмотрим эти две формы, изменяя их по временам:

Я готовлю — Мы готовим [ya gatovlyu — my gatovim] I’m cooking — We’re cooking
Ты готовишь — Вы готовите [Ty gatovish — Vy gatovite] You’re cooking — You’re (plural) cooking
Он, она готовит — Они готовят [On, ana gatovit — Ani gatovyat] He, she is cooking — They’re cooking

В настоящем времени нет совершенного вида, поэтому поставить данный глагол в этой форме мы не можем.

Я, ты, он готовил [Ya, ty, on gatovil] I, you, he cooked
Я, ты, она готовила [Ya, ty, ana gatovila] I, you, she cooked
Мы, вы, они готовили [my, vy, ani gatovili] We, you, they cooked

Я, ты, он приготовил [ya, ty, on prigatovil] I,you, he has cooked
Я,ты, она приготовила [ya,ty, ana prigatovila] I, you, she has cooked
Мы, вы, они приготовили [my, vy, ani prigatovili] We, you (plural), they have cooked

Я буду готовить [Ya budu gatovit’] I will cook
Ты будешь готовить [Ty budish gatovit’] You will cook
Он, она будет готовить [On, ana budit gatovit’] He, she will cook
Мы будем готовить [My budim gatovit’] We will cook
Вы будете готовить [Vy budite gatovit’] You (plural) will cook
Они будут готовить [Ani budut gatovit’] They will cook

Я приготовлю [Ya prigatovlyu] I will cook
Ты приготовишь [Ty prigatovish] I will cook
Он, она приготовит [On, ana prigatovit] He, she will cook
Мы приготовим [My prigatovim] We will cook
Вы приготовите [Vy prigatovite] You (plural) will cook
Они приготовят [Ani prigatovyat] They will cook

Рассмотрим несколько примеров:
· Дима и Аня готовят борщ каждый день [Dima i Anya gatovyat borsch kazhdij den’] Dima and Anne are cooking borsch every day.
Дима и Аня (они) (что делают ?несовершенный вид) — готовят

· Мы приготовим замечательный ужин [My prigatovim zamichatel’nyj uzhin] We will cook a wonderful dinner
Мы (что сделаем? Совершенный вид, будущее время) приготовим

Иногда в речи мы можем услышать или сами применить эти глаголы в повелительном наклонении, например, когда нам нужно попросить приготовить кого-то еду:
Мама, приготовь,пожалуйста, мне пельмени [Mama, prigatov’ mne, pazhalujsta, pil’meni] Mum, could you please, cook me pelmeni?

Читайте также:  Как приготовить мясо для 8 месячного ребенка

Форма «приготовь» употребляется в повелительном наклонении. Если же вы скажете:
Готовь, давай! [Gatov’ davaj] Cook!

То такое предложение будет очень грубо звучать и вы можете обидеть человека, которому вы это скажете.

Источник

Настоящее время глагола

Настоящее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи.

Узнаем, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни и в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский разбор.

Прежде чем выяс­нить, что такое насто­я­щее вре­мя, ука­жем, что дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом свя­за­но с тече­ни­ем вре­ме­ни. Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни гла­го­ла выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нём. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния мож­но ука­зать три фор­мы времени:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) тан­цую (в момент речи);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду тан­це­вать (пла­ни­рую дей­ствие в будущем);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) тан­це­вал (дей­ствие состо­я­лось в прошлом).

Рассмотрим более подроб­но, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ской грамматике.

Что такое настоящее время глагола?

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но в момент речи о нем.

Все эти гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся сей­час. Слова этой части речи могут обо­зна­чать так­же посто­ян­ное дей­ствие, без­от­но­си­тель­ное к тече­нию вре­ме­ни или регу­ляр­но повторяющееся:

Перечисленные сло­ва обо­зна­ча­ют реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни и отве­ча­ют на вопрос что дела­ет? Обратим вни­ма­ние, что все эти гла­го­лы име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — несо­вер­шен­ный вид.

Выяснив это, сде­ла­ем сле­ду­ю­щий вывод.

Цветущая вес­на (что дела­ет?) сме­ня­ет мороз­ную зиму.

Луна (что дела­ет?) вра­ща­ет­ся вокруг Земли.

Вечером солн­це (что дела­ет?) ухо­дит за горизонт.

Как образуется настоящее время глагола?

Чтобы понять, как обра­зу­ет­ся насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем, что в рус­ской грам­ма­ти­ке гла­го­лы в насто­я­щем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем. В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние глаголов

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни по лицам и чис­лам глаголы:

укра­шать I спряжение

  • 1 лицо я (что делаю?) укра­ша ю — мы (что дела­ем?) укра­ша́ е м
  • 2 лицо ты (что дела­ешь?) укра­ша́ е шь — вы (что дела­е­те?) укра­ша́ е те
  • 3 лицо он (что дела­ет?) укра­ша́ е т — они (что дела­ют?) укра­ша́ ю т

пла­тить II спряжение

  • 1 лицо я плач у — мы пла́т и м
  • 2 лицо ты пла́т и шь — вы пла́т и те
  • 3 лицо он пла́т и т — они пла́т я т

Настоящее вре­мя гла­го­лов харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, кото­рые при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве слов.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат
Читайте также:  Как приготовить кекс с майонезом

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, что гла­гол име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­ла­га­ем вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие или состо­я­ние предмета);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.
  3. опре­де­лим, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи, сейчас;
  4. посмот­рим на лич­ное окон­ча­ние (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

За окном бушу­ет осен­няя непогода.

Слово «бушу­ет» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в этот момент речи о нём. Слово име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет. Значит, это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го времени.

Как выполнить морфологический разбор глагола настоящего времени?

Морфологический раз­бор гла­го­ла в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни выпол­ним после­до­ва­тель­но, ука­зав его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

В каче­стве при­ме­ра исполь­зу­ем сло­во «бушу­ет».

I. Часть речи. Общее значение

«Бушует» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет?

Начальная фор­ма «буше­вать».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение
  • насто­я­щее время
  • 3 лицо
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Видеоурок

Источник

Времена глаголов

О чем эта статья:

3 класс, 5 класс

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

что делает? сидит;

что будет делать? сидеть.

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

Постоянные признаки глагола:

Непостоянные признаки глагола:

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:

глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

девушка (что делает?) танцует;

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Читайте также:  Мама вчера приготовила ужин по английски

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купают

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты лепишь

он сидит

она лепит

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

девушка (что будет делать?) будет танцевать;

девушка (что сделает?) станцует;

Петя (что сделает?) сделает открытку;

мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

сварить — я сварю;

отнести — ты отнесешь;

приделать — она приделает;

улететь — мы улетим;

отойти — вы отойдете;

ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

варить — я буду варить;

носить — ты будешь носить;

делать — она будет делать;

летать — мы будем летать;

ходить — вы будете ходить;

отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

девушка (что сделала?) станцевала;

девушка (что делала?) танцевала;

папа (что сделал?) приготовил ужин;

папа (что делал?) готовил ужин;

яблоня (что сделала?) выросла в саду;

Полина (что делала?) сделала какао;

птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Источник

Оцените статью