- Спряжение «изменить»
- Изменение глаголов по временам
- Изменение глаголов по временам: делаем это правильно
- Образование форм будущего времени
- Что мы узнали?
- Времена глаголов
- Определение глагола
- Что такое времена глаголов
- Настоящее время
- Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени
- Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени
- Будущее время
- Прошедшее время
- Таблица «Времена глаголов в русском языке»
- Русский язык. 4 класс
- Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа
Спряжение «изменить»
Слово «изменить» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками, соответственно, имеет различные окончания в разных падежах. Покажем склонение по падежам для каждого значения.
1-е значение
изменить — глагол, переходный, совершенный вид.
Глагол изменить совершенного вида в настоящем времени не употребляется, настоящее время возможно в несовершенном виде.
Будущее время, изъявительное наклонение | ||
---|---|---|
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1 | изменю | изменим |
2 | изменишь | измените |
3 | изменит | изменят |
Прошедшее время, изъявительное наклонение | |||
---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
изменил | изменила | изменило | изменили |
Условное наклонение | |||
---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
изменил бы | изменила бы | изменило бы | изменили бы |
Повелительное наклонение | |
---|---|
Единственное число | Множественное число |
измени | измените |
2-е значение
изменить — глагол, непереходный, совершенный вид.
Глагол изменить совершенного вида в настоящем времени не употребляется, настоящее время возможно в несовершенном виде.
Источник
Изменение глаголов по временам
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 102.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 102.
Человек, когда говорит и пишет, часто изменяет глаголы по временам, сам этого не замечая. Он говорит о чем-то, что происходит в момент речи, происходило до него и будет происходить после, ставя эту часть речи в разные временные формы. Чтобы делать это правильно, нужно разобраться в сущности явления и его особенностях.
Изменение глаголов по временам: делаем это правильно
Чтобы поставить глагол в форму того или иного времени, нужно задать к нему правильный вопрос. В том, какие вопросы в каких случаях нужно задавать, поможет разобраться таблица.
Неопределенная форма
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
Что будет делать?
Названия форм времени легко поясняют, к какому моменту речи относится рассматриваемое действие.
Глагол в прошедшем времени легко отличить от части речи в любой другой временной форме благодаря суффиксу л: пошеЛ, гуляЛ, играЛ.
Образование форм будущего времени
В русском языке происходят изменения глаголов настоящего и будущего времени. Но если глаголы в настоящем времени всегда изменяются с помощью окончаний, то форма будущего времени может образовываться двумя способами. Все зависит от того, к какому виду относится глагол.
Если к совершенному, то к нему применяется будущее простое время, то есть изменение с помощью суффиксов.
С глаголами несовершенного вида все несколько сложнее, не зря же их будущее время и называется сложным. Из-за особенностей языка оно образуется с помощью глагола быть и присоединенного к нему смыслового глагола в неопределенной форме. При этом такую пару можно изменять по лицам: смысловой глагол так и останется в форме инфинитива, а меняться при этом будет глагол-связка быть: я буду гулять, вы будете гулять и т.п.
Сложное будущее время имеет особое значение – его используют для того, чтобы показать не просто тот факт, что действие будет иметь место, но процесса действия в будущем.
Что мы узнали?
В русском языке у глаголов три формы времени: настоящее, будущее и прошедшее. При этом глаголы, которые в инфинитивной форме отвечают на вопрос “что сделать?
Источник
Времена глаголов
О чем эта статья:
3 класс, 5 класс
Определение глагола
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».
что делает? сидит;
что будет делать? сидеть.
У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:
Постоянные признаки глагола:
Непостоянные признаки глагола:
В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.
Что такое времена глаголов
На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.
В русском языке у глаголов три времени:
Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.
Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.
Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.
От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:
глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),
глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.
Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.
Настоящее время
Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.
Примеры глаголов в настоящем времени:
девушка (что делает?) танцует;
Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.
Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени
я купаю
я пишу
ты купаешь
ты пишешь
он купает
она пишет
мы купаем
мы пишем
вы купаете
вы пишете
они купают
они пишут
Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени
я сижу
я леплю
ты сидишь
ты лепишь
он сидит
она лепит
мы сидим
мы лепим
вы сидите
вы лепите
они сидят
они лепят
Будущее время
Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.
Примеры глаголов в будущем времени:
девушка (что будет делать?) будет танцевать;
девушка (что сделает?) станцует;
Петя (что сделает?) сделает открытку;
мы (что будем делать?) будем готовить ужин.
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.
Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:
сварить — я сварю;
отнести — ты отнесешь;
приделать — она приделает;
улететь — мы улетим;
отойти — вы отойдете;
ответить — они ответят.
Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:
варить — я буду варить;
носить — ты будешь носить;
делать — она будет делать;
летать — мы будем летать;
ходить — вы будете ходить;
отвечать — они будут отвечать.
Прошедшее время
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.
Примеры глаголов в прошедшем времени:
девушка (что сделала?) станцевала;
девушка (что делала?) танцевала;
папа (что сделал?) приготовил ужин;
папа (что делал?) готовил ужин;
яблоня (что сделала?) выросла в саду;
Полина (что делала?) сделала какао;
птенец (что делал?) скакал по веткам.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.
Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.
Таблица «Времена глаголов в русском языке»
Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 60. Времена глаголов.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
- вопросы, по которым можно определить время глагола.
- распознавать время глаголов по окончанию;
- изменять глаголы по временам;
- оценивать результаты своей деятельности.
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое совершается в момент речи, сейчас. Отвечает на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
Глагол в форме будущего времени обозначает действие предметов после момента речи, в будущем. Отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы постоянно пользуемся глаголами в речи. Рассмотрите рисунок и схему. Момент речи обозначим зелёной точкой. В момент речи обычно Вы употребляете глаголы в настоящем времени:
– Привет! Что делаешь?
– Привет, иду к бабушке, с тобой разговариваю.
ДО момента речи
ПОСЛЕ момента речи
Глаголы прошедшего времени Вы употребляете, когда говорите о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи):
– Я вчера тебе звонил, но ты не брала трубку.
– Извини, я была в бассейне, плавала, пока добежала, вызов закончился.
А когда Вам надо рассказать о действиях, которые только будут происходить (после момента речи), Вы используете глаголы в будущем времени:
– А завтра в бассейн пойдёшь? Можно, я с тобой пойду?
– Отличная идея! Будем учиться плавать вместе!
Рассмотрите таблицу, расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
что буду делать?
что будешь делать?
что будет делать?
что будем делать?
что будете делать?
что будут делать?
Глагол изменяется по временам:
разговаривал – разговариваю – буду разговаривать
плавал – плаваю – буду плавать
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Дополните таблицу недостающими глаголами.
- Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского «Телефон». Подчеркните глаголы в прошедшем времени.
- Образуйте от глаголов настоящего времени глаголы будущего времени того же лица и числа. Запишите их.
Образец: звоню – буду звонить.
рассказываешь – ______________________, клеим – ____________________, пишу – _______________________, размышляем – _____________________, рассуждаете – _________________, читают – __________________________, чищу – _____________________, стоим – _____________________________.
Проверьте себя по эталону:
Рассказываешь – будешь рассказывать, клеим – будем клеить, пишу – буду писать, размышляем – будем размышлять, рассуждаете – будете рассуждать, читают – будут читать, чищу – буду чистить, стоим – будем стоять.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Отметьте верное высказывание:
А) Глаголы не изменяются по временам.
Б) Глаголы изменяются по временам.
В) Глаголы в единственном числе изменяются по временам.
2. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского. Сколько в нём глаголов в настоящем времени и сколько в прошедшем?
«Отчего ты плачешь,
Глупый ты Медведь?» —
«Как же мне, Медведю,
Не плакать, не реветь?
Бедный я, несчастный
Я на свет родился
Даже у кудлатых,
У глупых собачат
За спиной весёлые
Только я, несчастный
В этом стихотворении …
А) 4 глагола в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;
Б) 6 глаголов в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;
В) 5 глаголов в настоящем времени и 2 глагола в прошедшем времени.
3. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
А) что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
Б) что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
В) что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?
Проверьте себя по эталону:
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
- Задайте вопросы к глаголам определите время.
У меня живёт (______) пёс Ник. Я зову (______) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (______). Ник появился (______) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (______) все слова, которые я ему говорю (______).
Однажды я уехал (______) на один день, Ника оставил (______) с соседом Алёшей. Звонит (______) мне сосед и возмущается (______): «Твой Ник подушки рвёт (______), меня не слушает (______)! Что делать?» Я попросил (______) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (______): «Сидеть! Николас, ты что творишь (______)? Приеду (______) – устрою (______) тебе порку!»
Ник успокоился (______). А когда хотел (______) шалить, Алёша показывал (______) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (______).
Проверьте себя по эталону:
У меня живёт (наст. вр.) пёс Ник. Я зову (наст. вр.) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (наст. вр.). Ник появился (пр. вр.) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (наст. вр.) все слова, которые я ему говорю (наст. вр.).
Однажды я уехал (пр. вр.) на один день, Ника оставил (пр. вр.) с соседом Алёшей. Звонит (наст. вр.) мне сосед и возмущается (наст. вр.): «Твой Ник подушки рвёт (наст. вр.), меня не слушает (наст. вр.)! Что делать?» Я попросил (пр. вр.) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (пр. вр.): «Сидеть! Николас, ты что творишь (наст.вр.)? Приеду (буд. вр.) – устрою (буд. вр.) тебе порку!»
Ник успокоился (пр. вр.). А когда хотел (пр. вр.) шалить, Алёша показывал (пр. вр.) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (пр. вр.).
Источник