- Глаголы переходные и непереходные
- Определение переходности глаголов
- Переходные глаголы и их особенности
- Непереходные глаголы и их особенности
- Влияние многозначности на переходность
- Как определить переходность у глагола
- Как определить переходность глагола?
- Что такое переходность глагола?
- Алгоритм определения переходности глагола
- Образцы рассуждений
- Видеоурок «Переходные и непереходные глаголы»
- Переходные и непереходные глаголы
- Что такое переходность глаголов?
- Особенности переходных глаголов
- Особенности непереходных глаголов
- Как определить переходность глагола?
Глаголы переходные и непереходные
Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».
Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.
Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.
Определение переходности глаголов
Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.
В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.
В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.
Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.
Переходные глаголы и их особенности
При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).
Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:
- Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
- Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .
Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:
Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).
Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).
Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.
- играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
- работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
- служить – заслужить;
- бить – выбить.
Несколько предложений с примерами переходных глаголов.
Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.
Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .
Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .
Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.
Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.
Непереходные глаголы и их особенности
Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:
- Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
- Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .
К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.
Примеры предложений для лучшего запоминания.
Через неделю он уже возвращается из командировки .
Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .
Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .
Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.
Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .
В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.
До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.
К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .
Мама не позволяет играть на улице.
Безличные формы также относятся к непереходным.
Влияние многозначности на переходность
В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.
Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?
- Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
- Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».
Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);
К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.
Как определить переходность у глагола
Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.
Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:
- обратить внимание на предлог;
- определить слово, на которое направлено действие;
- задать правильный вопрос;
- проанализировать значение.
Переходность глагола также определяет семантическое значение.
- Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
- Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
- Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.
Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.
Непереходные глаголы означают:
- Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
- Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
- Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
- Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.
Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.
Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.
Источник
Как определить переходность глагола?
Переходность — это постоянный грамматический признак глагола в русском языке. Узнаем, как определить переходность глагола с помощью безошибочного алгоритма.
При морфологическом разборе глагола как части речи важно правильно указать его переходность или непереходность.
Прежде чем составить алгоритм определения этого признака, напомним, что такое переходность глагола в морфологии русского языка.
Что такое переходность глагола?
Действие, которое обозначает глагол, может прямо переходить на предмет.
Понаблюдаем:
Надя несёт (что?) корзинку с овощами.
Глаголы «несёт» и «нарисовала» не просто обозначают действие, а такое действие, которое связано с объектом (зайчик, корзинка), на которое оно направлено. Такие глаголы называются переходными. От переходных глаголов мы можем задать вопросы кого? что?
Их грамматической особенностью является способность присоединять существительные или местоимения в форме винительного падежа без предлога.
Иногда переходные глаголы управляют формой родительного падежа существительного, если называют
1. часть от целого
- выпить (чего?) кваса (имеется в виду стакан кваса);
- поесть (чего?) мороженого (то есть порцию мороженого);
2. при глаголе с отрицанием «не»
3. при указании большого количества
Все остальные глаголы являются непереходными. Действие, которое они обозначают, не переходит на предмет или лицо. К ним можно задавать любые падежные вопросы:
Отметим, что многие существительные и местоимения при непереходных глаголах имеют в своей падежной форме предлоги, в том числе и в форме винительного падежа. Значит, предлог у существительного — это маркер непереходности связанного с ним глагола. Непереходными являются также все возвратные глаголы, так как в силу своих грамматических особенностей они не могут переносить действие на объект.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ |
---|---|
везти санки | бродить по лесу |
увидеть мальчика | стоять на мосту |
написать письмо | помогать маме |
учу уроки | руководить командой |
В итоге наших рассуждений, сделаем вывод, что такое переходность глагола в русском языке.
Чтобы выяснить, переходный глагола или непереходный, предлагаем следующий алгоритм рассуждений.
Алгоритм определения переходности глагола
1. В первую очередь отыщем в предложении глагол, задав к нему вопросы что делает? что сделает? что будет делать? что делал? и пр.
2. Обратим внимание, возвратный или невозвратный глагол. Если глагол возвратный, значит, он непереходный.
3. Если глагол невозвратный, важно отыскать то слово, на которое направлено действие, обозначенное им. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение в форме винительного (родительного) падежа без предлога. Такие слова не просто стоят в этой грамматической форме, а обозначают объект, на который направлено действие, выраженное глаголом.
К примеру, в словосочетании «ждать час» глагол «ждать» непереходный, так как его действие не переходит на объект, обозначенный существительным в форме винительного падежа.
Сравним:
4. Зададим от глагола вопрос к зависимому слову и определим падеж.
5. Проанализировав грамматическую ситуацию, сделаем вывод о переходности или непереходности глагола.
Образцы рассуждений
В соответствии с указанным алгоритмом определим переходность глагола в предложениях.
Серый котенок лакает молоко из мисочки.
1. Слово «лакает» — это глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Глагол «лакает» невозвратный (у него нет постфикса -ся).
3. От него зависит слово «молоко»:
4. Слово «молоко» имеет форму винительного падежа без предлога. Это прямое дополнение.
5. Глагол «лакает» переходный.
Дедушка пошел за водой к колодцу.
Слово «пошёл» — это глагол.
2. Глагол «пошёл» невозвратный.
3. От него зависят существительные:
4. Зависимые слова «за водой» и «к колодцу» имеют форму творительного и дательного падежа с предлогами. Это косвенные дополнения.
5. Глагол «пошёл» непереходный.
Слушая скрипку, мы попадаем в чудесный мир музыки.
1. Слово «попадаем» — это глагол.
2. Глагол «попадаем» невозвратный.
3. От него зависит существительное:
4. Существительное «в мир» имеет форму винительного падежа с предлогом.
5. Глагол «попадаем» непереходный.
Видеоурок «Переходные и непереходные глаголы»
Источник
Переходные и непереходные глаголы
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 3956.
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 3956.
В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.
Что такое переходность глаголов?
Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).
В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.
Особенности переходных глаголов
Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.
Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.
которые читают вместе с этой
С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:
- Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
- Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
- Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
- Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).
От переходных глаголов образуются страдательные причастия.
Особенности непереходных глаголов
Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.
С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:
- Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
- Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
- Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
- Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).
Как определить переходность глагола?
Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:
- Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
- Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
- Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).
Источник