Приготовить переходный или непереходный глагол

Глаголы переходные и непереходные

Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.

Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.

В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.

В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.

Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.

Переходные глаголы и их особенности

При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).

Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:

  • Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
  • Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .

Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:

Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).

Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).

Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.

  • играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
  • работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
  • служить – заслужить;
  • бить – выбить.
Читайте также:  Как приготовить шоколадного зайца

Несколько предложений с примерами переходных глаголов.

Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.

Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .

Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .

Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.

Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.

Непереходные глаголы и их особенности

Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:

  • Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
  • Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .

К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.

Примеры предложений для лучшего запоминания.

Через неделю он уже возвращается из командировки .

Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .

Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .

Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.

Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .

В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.

До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.

К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .

Мама не позволяет играть на улице.

Безличные формы также относятся к непереходным.

Влияние многозначности на переходность

В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.

Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?

  1. Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
  2. Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».

Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);

К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.

Как определить переходность у глагола

Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.

Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:

  • обратить внимание на предлог;
  • определить слово, на которое направлено действие;
  • задать правильный вопрос;
  • проанализировать значение.

Переходность глагола также определяет семантическое значение.

  1. Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
  2. Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
  3. Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.

Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.

Непереходные глаголы означают:

  1. Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
  2. Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
  3. Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
  4. Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.
Читайте также:  Как правильно приготовить валерьянку

Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.

Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.

Источник

Как определить переходность глагола?

Переходность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла в рус­ском язы­ке. Узнаем, как опре­де­лить пере­ход­ность гла­го­ла с помо­щью без­оши­боч­но­го алгоритма.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре гла­го­ла как части речи важ­но пра­виль­но ука­зать его пере­ход­ность или непереходность.

Прежде чем соста­вить алго­ритм опре­де­ле­ния это­го при­зна­ка, напом­ним, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в мор­фо­ло­гии рус­ско­го языка.

Что такое переходность глагола?

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ет гла­гол, может пря­мо пере­хо­дить на предмет.

Понаблюдаем:

Надя несёт (что?) кор­зин­ку с овощами.

Глаголы «несёт» и «нари­со­ва­ла» не про­сто обо­зна­ча­ют дей­ствие, а такое дей­ствие, кото­рое свя­за­но с объ­ек­том (зай­чик, кор­зин­ка), на кото­рое оно направ­ле­но. Такие гла­го­лы назы­ва­ют­ся пере­ход­ны­ми. От пере­ход­ных гла­го­лов мы можем задать вопро­сы кого? что?

Их грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся спо­соб­ность при­со­еди­нять суще­стви­тель­ные или место­име­ния в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Иногда пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если называют

1. часть от целого

  • выпить (чего?) ква­са (име­ет­ся в виду ста­кан кваса);
  • поесть (чего?) моро­же­но­го (то есть пор­цию мороженого);

2. при гла­го­ле с отри­ца­ни­ем «не»

3. при ука­за­нии боль­шо­го количества

Все осталь­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Действие, кото­рое они обо­зна­ча­ют, не пере­хо­дит на пред­мет или лицо. К ним мож­но зада­вать любые падеж­ные вопросы:

Отметим, что мно­гие суще­стви­тель­ные и место­име­ния при непе­ре­ход­ных гла­го­лах име­ют в сво­ей падеж­ной фор­ме пред­ло­ги, в том чис­ле и в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Значит, пред­лог у суще­стви­тель­но­го — это мар­кер непе­ре­ход­но­сти свя­зан­но­го с ним гла­го­ла. Непереходными явля­ют­ся так­же все воз­врат­ные гла­го­лы, так как в силу сво­их грам­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей они не могут пере­но­сить дей­ствие на объект.

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти санки бро­дить по лесу
уви­деть мальчика сто­ять на мосту
напи­сать письмо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить командой

В ито­ге наших рас­суж­де­ний, сде­ла­ем вывод, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в рус­ском языке.

Чтобы выяс­нить, пере­ход­ный гла­го­ла или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм рассуждений.

Алгоритм определения переходности глагола

1. В первую оче­редь оты­щем в пред­ло­же­нии гла­гол, задав к нему вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? и пр.

2. Обратим вни­ма­ние, воз­врат­ный или невоз­врат­ный гла­гол. Если гла­гол воз­врат­ный, зна­чит, он непереходный.

3. Если гла­гол невоз­врат­ный, важ­но отыс­кать то сло­во, на кото­рое направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное им. Переходный гла­гол все­гда име­ет при себе суще­стви­тель­ное или место­име­ние в фор­ме вини­тель­но­го (роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га. Такие сло­ва не про­сто сто­ят в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме, а обо­зна­ча­ют объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное глаголом.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «ждать час» гла­гол «ждать» непе­ре­ход­ный, так как его дей­ствие не пере­хо­дит на объ­ект, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го падежа.

Сравним:

4. Зададим от гла­го­ла вопрос к зави­си­мо­му сло­ву и опре­де­лим падеж.

5. Проанализировав грам­ма­ти­че­скую ситу­а­цию, сде­ла­ем вывод о пере­ход­но­сти или непе­ре­ход­но­сти глагола.

Образцы рассуждений

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным алго­рит­мом опре­де­лим пере­ход­ность гла­го­ла в предложениях.

Серый коте­нок лака­ет моло­ко из мисочки.

1. Слово «лака­ет» — это гла­гол, так как обо­зна­ча­ет дей­ствие предмета.

2. Глагол «лака­ет» невоз­врат­ный (у него нет пост­фик­са -ся).

3. От него зави­сит сло­во «моло­ко»:

4. Слово «моло­ко» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Это пря­мое дополнение.

5. Глагол «лака­ет» переходный.

Дедушка пошел за водой к колодцу.

Слово «пошёл» — это глагол.

2. Глагол «пошёл» невозвратный.

3. От него зави­сят существительные:

4. Зависимые сло­ва «за водой» и «к колод­цу» име­ют фор­му тво­ри­тель­но­го и датель­но­го паде­жа с пред­ло­га­ми. Это кос­вен­ные дополнения.

5. Глагол «пошёл» непереходный.

Слушая скрип­ку, мы попа­да­ем в чудес­ный мир музыки.

1. Слово «попа­да­ем» — это глагол.

2. Глагол «попа­да­ем» невозвратный.

3. От него зави­сит существительное:

4. Существительное «в мир» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

5. Глагол «попа­да­ем» непереходный.

Видеоурок «Переходные и непереходные глаголы»

Источник

Переходные и непереходные глаголы

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 3956.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 3956.

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

которые читают вместе с этой

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

Источник

Оцените статью