Практическая работа по обществознанию «Деятельность человека»
Практическая работа по обществознанию предполагает самостоятельное изучение и составление студентами конспекта по одной из основных тем курса. Разработка урока состоит из 5 учебных элементов: сущность деятельности человека, причины деятельности, структура, виды деятельности, проверка правильности составления конспекта, самооценка.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по обществознанию «Деятельность человека» »
Практическая работа «Деятельность человека»
Сегодня вы изучите одну из основных тем курса «Обществознание», содержащую общую характеристику деятельности как способ бытия человека и общества.
Вам предстоит самостоятельно:
— осмыслить роль деятельности в жизни человека и общества
— понять отличие деятельности человека и поведения животных
— выявить движущие силы деятельности человека
— рассмотреть структуру деятельности
— выявить многообразие видов деятельности.
Тема состоит из 5 учебных элементов (УЭ):
Сущность деятельности человека
Проверка правильности составленного конспекта по эталону, оценивание своей работы.
Продолжительность: 2 часа
Приготовьте тетрадь к работе
Запишите в тетрадь тему урока
Как вы думаете, может ли человек в своей жизни ничего не делать? Почему?
Как влияет на развитие общества деятельность людей?
В чем отличие деятельности человека и поведения животных? Из приведенного ниже списка выберите особенности деятельности человека и поведения животных:
целеполагание (формулирование цели)
Составьте определение деятельности, используя слова, приведенные ниже. Слова можно менять местами, но изменять форму слов нельзя.
Это, человека, деятельность, на окружающего, деятельность, форма, мира, активности, направленная, преобразование.
Деятельность осуществляется для удовлетворения потребностей человека, то есть осознаваемой человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Запишите определение понятия «потребность»
3. Выделяют несколько видов потребностей: естественные, социальные, идеальные (духовные). Определите, к каким потребностям относятся следующие явления:
Творчество, пища, самовыражение, общение, отдых, создание культурных ценностей, воздух, социальная активность, вода.
4.Как вы думаете, потребности человека связаны друг с другом? Если да, приведите пример, если нет, объясните почему.
1. Изучите внимательно данные таблицы, соотнесите понятия из 1 столбца с их определениями из 2 столбца.
Человек, который выполняет деятельность
То, что человек использует в деятельности
Осознанный образ ожидаемого результата
Побудительная причина деятельности
То, на что направлена деятельность
2.Проанализируйте свою учебную деятельность по предложенному плану (структурные элементы)
Существует много видов деятельности, которые можно разделить на 2 группы: практическая и духовная.
Распределите виды деятельности по этим 2 группам: познавательная, трудовая, социально-преобразовательная, прогностическая, ценностно-ориентационная. Можно изобразить в виде схемы.
Как вы думаете, существует ли связь между этими видами деятельности? Приведите примеры.
Проверяем правильность составленного конспекта.
Человек не может в своей жизни ничего не делать, иначе он погибнет, не сможет развиваться. – 1 балл
Развитие общества – это результат деятельности людей. – 1 балл
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. – 1 балл
Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.- 1 балл
Естественные потребности: пища, вода, воздух, отдых
Социальные потребности: творчество, общение, социальная активность.
Идеальные потребности: самовыражение, создание культурных ценностей. – 9 баллов
Все потребности связаны между собой, так как… — 1 балл + по 1 баллу за каждый пример.
8. Установите соответствие между структурными элементами деятельности и их сущностью:
Побудительная причина деятельности
Осознанный образ ожидаемого результата
Человек, который выполняет деятельность
То, на что направлена деятельность
То, что человек использует в деятельности
9. Анализ учебной деятельности – по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов
10. Практическая – трудовая, социально-преобразовательная, духовная – познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая. – 5 баллов
11. Все виды деятельности взаимосвязаны. – 1 балл + по 1 баллу за каждый пример
Источник
Практические работы по обществознанию
Расписаны методические рекомендации, цели и ход практических работ для 1 и 2 курсов.
Просмотр содержимого документа
«Практические работы по обществознанию»
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»
Заместитель директора по УР
___________Ю. Н. Соловьева
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по учебной дисциплине
код и наименование учебной дисциплины
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
код и наименование специальности/профессии
РАССМОТРЕН и ОДОБРЕН
На заседании ЦК ООД №
Протокол от « » 2016 г
Методические рекомендации по практическим работам разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, 151902.04 Токарь-универсал, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
программы учебной дисциплины Обществознание
____________Т. Н. Тутаева
Одобрено Методическим советом техникума
Протокол от «_____» _________ 20____г. №_______
ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»
Перечень практических работ
Практическая работа №1 — №2
«Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек, индивид, личность»
Практическая работа №3 — №4
«Изучение и выявление основных проблем глобализации»
Практическая работа №5 — №6
«Изучение и выявление различий между видами культур»
Практическая работа №7 — №8
«Изучение и определение роли науки в современном обществе»
Практическая работа №9 — №10
Изучение и заполнение таблицы «Типы экономических систем»
Практическая работа №11 — №12
«Изучение и выявление причин безработицы»
Практическая работа №1 — №2
«Освоение системой знаний, составляющих основы социальных конфликтов.»
Практическая работа №3 — №4
«Освоение системой знаний, составляющих основы семьи в современной России»
Практическая работа №5 — №6
«Изучение и выявление основных положений о избирательном праве в Российской Федерации»
Практическая работа №7 — №8
Составление таблицы «Права и обязанности человека и гражданина»
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУДБ.08 Обществознание составлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для студентов всех специальностей, программы которых реализуются в техникуме:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание». В результате выполнения практических работ формируются:
• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;
• навыки учебного исследования;
• творчество, инициативность, уверенность;
•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студент должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации студент должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.
Практические занятия чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.
Перед выполнением студентами практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Критериями оценки результатов практической работы студентов являются:
— уровень освоения студентами учебного материала;
-умение студентами использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— сформированность общеучебных умений;
— обоснованность и четкость изложения ответа;
— оформление материала в соответствии с требованиями.
Настоящие методические указания содержат материалы, которые способствуют развитию творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Название практического занятия
Практическая работа №1 — №2
«Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек, индивид, личность»
Практическая работа №3 — №4
«Изучение и выявление основных проблем глобализации»
Практическая работа №5 — №6
«Изучение и выявление различий между видами культур»
Практическая работа №7 — №8
«Изучение и определение роли науки в современном обществе»
Практическая работа №9 — №10
Изучение и заполнение таблицы «Типы экономических систем»
Практическая работа №11 — №12
«Изучение и выявление причин безработицы»
Практическая работа №1 — №2
«Освоение системой знаний, составляющих основы социальных конфликтов.»
Практическая работа №3 — №4
«Освоение системой знаний, составляющих основы семьи в современной России»
Практическая работа №5 — №6
«Изучение и выявление основных положений о избирательном праве в Российской Федерации»
Практическая работа №7 — №8
Составление таблицы «Права и обязанности человека и гражданина»
Практическая работа № 1
Тема: «Изучение и умение давать точную характеристику понятий: человек, индивид, личность»
Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию
Время выполнения — 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2.Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3. Выполнить письменно в тетради задания по вариантам
Вопрос 1. Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нём?
«Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль» У. Шекспир.
Прочтя эти строки, подумайте, почему в жизни каждый играет несколько ролей и каких.
Вопрос. 3.Как вы понимаете двойственную природу человека?
Вопрос 4. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» описан процесс превращения собаки в человека, сначала физический, затем социальный.
Почему первая операция – медицинская оказалась успешной, а вторая – социализация полным провалом? Объясните почему?
Вопрос 5. Докажите утверждение: «Социальная среда – решающий фактор в превращении биологического существа в социальное».
1. Существенным отличием человека от любого другого существа является:
2. Верны ли следующие суждения?
Личность человека, в первую очередь, характеризуется:
А) исполняемой им социальной ролью
Б) особенностями физического строения
верны оба суждения
оба суждения неверны
3 Социальные роли, исполняемые человеком:
не связаны с его положением в обществе
свойственны только отдельным индивидам
характерны для всех людей
неизменяемы на протяжении жизни человека
4. К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в:
5. Какой признак характеризует человека как личность:
активная жизненная позиция
физическое и психическое здоровье
принадлежность к виду homo sapiens (человек разумный)
6. Какое высказывание верно?
А) Все люди от природы обладают способностями
Б) Некоторые люди от природы обладают способностями
оба ответа верны
нет верного ответа
7. Какое высказывание верно?
А) Человек уже от рождения является человеком
Б) Человеком не рождаются, а становятся
оба ответа верны
нет верного ответа
Вопрос 1. Можно ли сказать, что естественные потребности человека одинаковы с потребностями животных? Какие потребности более всего, с вашей точки зрения, отражают в человеке его человеческие качества?
Вопрос 2. Как вы понимаете высказывание: «Нет ничего такого у гениального человека, чего не было бы в зародыше у обыкновенного»?
Вопрос 3. Как человеку стать личностью?
Вопрос 4. Сравните два высказывания:
А) Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории. Будущее его бесконечно и прекрасно.
Б) Человек – ошибка природы, её злосчастное порождение, наделённое неисчерпаемыми пороками. У него, поэтому нет будущего, он обречён на вырождение и гибель.
На чьей вы стороне и почему?
Вопрос 5. Как вы понимаете высказывание: «Талант – это 1% вдохновения и 99% пота»
1. Человека от животного отличает способность:
укрываться от опасности
заботиться о потомстве
общаться при помощи членораздельной речи
обеспечивать себя пропитанием
2. Человека как личность, прежде всего, характеризует:
тип нервной системы
умение общаться с другими людьми
3. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относится потребность в:
уважении со стороны других
4. Верны ли следующие суждения?
А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе
Б) Личность может формироваться только в человеческом обществе
оба суждения неверны
5. Какое высказывание верно?
А) Все люди от природы обладают одинаковыми способностями
Б) Некоторые люди от природы обладают одинаковыми способностями
оба ответа верны
нет верного ответа
6. Проблему возникновения человека и общества называют проблемой…
7. К социальным потребностям человека относится потребность
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Практическая работа №3 — №4
Тема: «Изучение и выявление основных проблем глобализации»
Цель работы: закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков работы с основной дополнительной литературой
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2.Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3. Выполнить письменно в тетради задания
Задание № 1: Запишите все ассоциации, которые Вы связываете со словом «глобализация».
Сконструируйте визуальный образ успешного современного человека.
Для ответа Вам помогут следующие вопросы:
«Где и кем он или она работает и работает ли вообще?»;
«Где он или она живет (страна, город, район и т.п.)?»;
«Что можно сказать относительно его или ее семьи?».
— Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает положительный эффект на жизнь людей.
— Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает отрицательный эффект на жизнь людей.
Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Если у вас конкретные возражения? Какие?
Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?
О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал – неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный «кочевник» и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».
Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими . Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Практическая работа №5 – 6
Тема: «Изучение и выявление различий между видами культур»
Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника.
3. Заполните сравнительную таблицу в тетради
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §10 с.105-107 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур»
4. Прочитайте документ на с. 108-109 и ответьте на вопросы и задания к документу
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Практическая работа №7 – 8
Тема: «Изучение и определение роли науки в современном обществе»
Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об истории развития науки, её роли в современном обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Ознакомьтесь с текстовым материалом.
3. Выполните данные задания
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте тексты;
3. Ответьте на поставленные вопросы
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Технические науки — это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
Естественные науки — это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
Наука — это науки, которые исследуют явления материального мира.
Гуманитарные науки — это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет: особый объект изучения; особые цели, обусловленные поиском истины
• Наука выполняет ряд функций:
• Научную деятельность осуществляют:
• Ступенями послевузовского образования являются:
учеба в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;
• в России присваиваются ученые звания:
• в настоящее время выделяют науки:
• к гуманитарным наукам относятся:
• В число естественных наук входят:
• Нормы научной этики включают в себя:
бескорыстный поиск и отстаивание истины.
• Английский социолог науки Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.
• В ХХ в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.
• Наука не связана с практической деятельностью, поэтому маловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом.
• Вопрос о социальной ответственности ученого не играет существенной роли ни в одной из областей науки.
Задание 4. Заполните таблицу.
I Наука. 2 Предмет изучения.
Социальная психология. Педагогика. Экономика. Политология. Юриспруденция Культурология. Философия.
Задание 5. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.
О. Г.ДробницкиЙ: «Уже достаточно было сказано о том, что мораль и наука — различные формы общественного сознания, имеющие каждая свою логику и специфический способ осмысления социальной реальности человека и его практической деятельности. Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как и научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия. Если это и не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление о действительности, выражающее своим особым языком ее объективные законы. Сомнение в том, что мораль дает определенное знание действительности, появляется именно потому, что требования нравственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действиетельный смысл долженствования как чего-то отличного от существующего: оно требует исполнения морального веления и устранения факта, который прочно укоренился в действительности в силу определенных причин и следствий».
Задание 6. Прочитайте высказывания. Что такое наука? Почему она является наиболее важным из всех видов знания? В чем состоит значение науки?
Г. Спенсер: «Наука — это организованное знание».
Э. Булвер-Литтон: «Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один пере возит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей».
М. Фарадей: «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией».
К. Берне: «Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат».
К. Вебер: «Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?.
И. Гёте: «Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание»; «Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».
А. Гумбольдт: «Только там начинается наука, где дух овладевает материалом, где делается попытка подчинить массу опытов разумному познанию; наука есть дух в приложении его к природе. Работа духа начинается в ту минуту, когда мышление, влекомое внутренней необходимостью, впитывает в себя материал чувственных наблюдений».
К. Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
Л. Фейербах: «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого».
И. Фихте: «Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».
И. Шиллер: «Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает».
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Практическая работа №9 — №10
Тема: «Изучение и заполнение таблицы «Типы экономических систем»»
Цель работы: Выяснить, что такое «экономическая система», какие типы экономических систем в мире существуют;
Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Ознакомьтесь с текстовым материалом.
3. Выполните данные задания
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Типы экономических систем»
Тип экономической системы
Характеристика экономической системы
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. В науке принято выделять четыре основных типа экономических систем: традиционная экономическая система, командно-централизованная экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система. Традиционной называют экономическую систему, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. В основе традиционной экономической системы лежит натуральная форма общественного хозяйства. При натуральном хозяйстве общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц, к которым относятся: патриархальные крестьянские семьи, примитивные сельские общины, феодальные поместья. В натуральном хозяйстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к потребителю путем прямого распределения. Признаками натурального производства можно считать:
♦прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;
♦производство продуктов для собственного потребления;
♦ существование системы распределения труда внутри общины;
♦общинную (общественную) и частную (рабовладельческую, феодальную) собственность.
Натуральное хозяйство преобладало в доиндустриальных обществах. Черты традиционной экономики сохраняются в настоящее время в наиболее отсталых странах Африки и Юго-Восточной Азии.
В основе централизованной (командной) экономической системы лежит государственный монополизм. Земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики также решает государство. В плановой экономике люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Командная экономическая система была внедрена и в период её расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли. В настоящее время централизованная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.
В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Кроме того, важным условием является конкуренция. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности. В настоящее время в России и других бывших социалистических странах осуществляется регулируемый государством переход от командной экономики к рыночной. Смешанная экономика объединяет в себе черты экономики рыночной и централизованной. Механик рынка дополняется активной деятельностью государства — его регулирующей функцией и национализированным производством. При этом государству принадлежат, как правило, предприятия в базовых отраслях производства, например, тяжелая индустрия, пути сообщения, центральный банк. В частном секторе смешанной экономической системы сосредоточены средние и мелкие предприятия и вся сфера услуг. Центральные вопросы экономики решает рынок, но государство влияет на него посредством процентных ставок, налогов и таможенных сборов, а также других механизмов макроэкономического регулирования. Таким образом, стремление к личному обогащению уравновешивается и корректируется в видах общих национальных интересов. Смешанная экономика существует в настоящее время в странах Европы и Северной Америки.
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Практическая работа №11 – №12
Тема: «Изучение и выявление причин безработицы»
Цель работы: выяснить, что такое безработица, её причины и экономические последствия
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Ознакомьтесь с текстовым материалом.
3. Выполните данные задания
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §10 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335с.
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Для чего необходим рынок труда?
2) Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
3) Дайте определение терминам: занятость, безработица.
4) Каковы причины безработицы?
5) В чём проявляются особенности различных видов безработицы?
6) Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?
7) В чем состоит сущность государственной политики в области занятости?
4. Прочитайте документ Экономиста И.И. Заславского «К характеристике труда в современной России» на стр.114 и ответьте на вопрос к нему
Критерии оценки: оценка «5» — все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» — выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» — выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» — выполнено правильно на 49% и менее.
Литература: Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
Источник