Статья «Для чего нужна математика»
статья по математике (5 класс)
Данная статья предназначена для учащихся и их родителей, может использоваться как вводный урок в 5 классе и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Для чего нужна математика» | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужна математика?
Греки изучали математику, чтобы познать мир, а египтяне — чтобы измерять земельные участки. А зачем нужна эта наука нам? Оглянемся и убедимся, что математика окружает нас сегодня. Она повсюду: на любой работе у взрослых, в школе, на рекламных щитах и экранах телевизоров, в периодической печати.
Во-первых, она нужна нам при планировании своего времени, для распорядка дня. Во-вторых, нужно уметь строить бюджет своей семьи и знать, сколько нужно денег для оплаты ЖКХ, продуктов, проезда и пр. Интересно, останется ли на книги -игры -игрушки, развлечения?
Да и ремонт в квартире — дело не последнее. Необходимо посчитать, сколько нужно обоев, краски, плитки и в итоге какой суммой денег эта затея обернется.
Математика необходима в любой профессии. Даже юрист лучше решит спорный вопрос, если умеет думать. А именно развитию мышления способствует решение математических задач.
Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Конечно, в первую очередь, это точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, в лингвистике. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших физических расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.
Кстати, а откуда, пришло это слово? Из древнегреческого языка («мантенеин»), означает в переводе: «учиться, приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз: Хочу все знать!
Где можно обойтись без математики?
Вот строители, строят дом. Надо высчитать, сколько цемента, сколько кирпичей. Высоту, ширину. Проект составить.
Вот портниха собирается шить платье. Обмеривает человека, составляет выкройку. Нужна ей математика? Наверное…
В магазине считают полученный товар, выручку.
В банке считают деньги, имея дело с огромными суммами, с процентами.
Даже в музыке, в поэзии приходится считать — ритм, размер, восьмые, четвертные, ямбы, хореи.
Что уж говорить о таких сложных науках, как космос (ракеты, спутники), компьютерная техника, телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики
То есть математика вся наша жизнь?
Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях.
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Моя мама рассказала: « Для того чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».
Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.
Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды.
Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.
В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды
Эколог — сотрудник, в обязанности которого входит влиять словом или делом на сохранность природы, создавать экологические программы, которые смогли бы минимизировать пагубное влияние на природу от работы предприятия. Он исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты.
Экологу математика необходима при решении многих задач.
А можно ли справиться без математических знаний на производстве? Конечно, нет!
Токарь изготавливает детали на станке. Ему обязательно нужно соблюдать размеры детали, строго выдерживать точность обработки, уметь производить измерения штангенциркулем и другими инструментами, более сложными и точными.
Плотник должен уметь измерять длину рулеткой или складным метром, измерять углы транспортиром или столярным угольником, проводить параллельные прямые и т. д.
В профессии пекаря математика тоже необходима, так как ему нужно рассчитывать, сколько необходимо теста для определенного количества хлеба, соблюдать пропорции при замешивании теста и т.д.
Работа в банке требует от банкира математического склада ума, феноменальной памяти, глубокого знания экономики, так как эта работа связана с крупными денежными суммами.
Фармацевт готовит лекарства, а для этого он должен уметь рассчитывать дозы того или иного лекарственного компонента, точно производить взвешивания ингредиентов. Ведь от того, насколько правильно приготовлено лекарство, зависит жизнь человека.
Даже в профессии военного нужна математика. Им приходится решать задачи для оптимального проведения военных операций, применения оружия, распределения сил и средств.
Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.
В повседневной жизни очень удобно использовать проценты в статистике или в каких-нибудь расчетах. В магазинах также используются проценты. Чаще всего проценты используют в скидках. Наверняка вы часто слышали про скидки в магазинах. Что-то стоит на 20% меньше, что-то на 50%.
Несомненно, с математикой мы встречаемся каждый день, на каждом шагу, с утра и до вечера: просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе или такси нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты; делаем ремонт в квартире, нужно рассчитать, сколько купить материалов; идем в банк, чтобы положить деньги, нужно рассчитать проценты прибыли, которые мы получим; сидим на диете, значит надо высчитать калорийность продуктов; хотим приготовить блюдо по рецепту, нужно следовать всем пропорциям, указанным в рецепте — таким образом, математика нужна везде, обойтись без неё современному человеку просто невозможно.
Как-то раз, придя домой,
Петя пнул портфель ногой.
Не хочу совсем учиться
Не хочу я постигать,
Математику-науку, не хочу я изучать!
Надоело мне считать.
Надоело мне решать.
Надоело находить неизвестные в задачах.
Лучше буду я играть —
В небо змеев запускать!
Математика услышав то, что Петя говорит
Собрала свои пожитки,
За собой закрыла дверь,
Поспешила в лес дремучий,
Где гуляет страшный зверь.
Рано утром мама Пети
Приготовить суп решила.
В холодильник заглянула и увидела, что в нем
Нет морковки и капусты,
Мяса нет, и нет в нем лука.
Как готовить мне обед?!
Папа маму успокоил.
— Не волнуйся, дорогая,
Я исправлю положенье.
В магазине все куплю.
Сколько нужно тебе мяса?
И капусты, и морковки
Чтобы приготовить суп?
Мама книгу достает
Где записаны рецепты,
И пытается составить
Список папе в магазин.
— Значит так, возьми капусты.
Ммм. наверно килограмм.
Тут написано две трети —
Сколько это, я не помню.
Может Петеньку спросить?
Но, увы, она не знала,
Что прогнал он ту науку,
Что дала бы ей возможность
Эти цифры подсчитать.
Как наш Петя ни старался,
Он ничем помочь не смог.
Без расчетов суп остался,
А рецепт на полку лег.
Время, попусту не тратя,
Мама папе говорит:
— На глазок возьми капусту,
Пусть кусок отрежут мяса,
Лук с морковью не забудь.
Папа с этим наставленьем
В магазин пошел довольный.
И не знал, что денег мало
Он с собою захватил.
— С вас, — за кассой тетя строго, говорит,
— Пятьсот рублей.
Папа достает бумажник,
Деньги пробует считать.
Сто и сто, наверно хватит.
Здесь как раз рублей пятьсот.
Тетя строго посмотрела:
— Гражданин, считайте лучше!
Что вы в школе не учились?
Сто и сто, всего лишь двести! —
Тетя громко говорит.
Стыдно Петиному папе.
В толк никак он не возьмет
Почему же не выходит
У него простейший счет.
Обыскал он все карманы,
Тете в кассе деньги отдал,
Поспешил скорей домой,
Где его заждалась мама,
Чтобы Пете суп готовить.
— Наконец-то, начинаем!
Где-то час готовить мясо.
(Сколько это я не помню. )
Закипело.
Помешаем и капусту мелко крошим,
Следом быстро трем морковку,
Соль и перец сразу бросим,
Лук почистим и картошку.
На глазок все побросаем.
Пусть подольше покипит.
А в рецепте было в цифрах
Все рассказано, как надо суп готовить.
Но, увы, прогнал науку
Петя в темный страшный лес.
Петя с папой ждут обеда.
Вот к столу зовет всех мама,
И в тарелки разливает
С пылу, с жару вкусный суп.
Все застыли в предвкушеньи, но что это?
Разве суп?!
Вид ужасный, да и запах,
Отбивает аппетит.
Петя ложку опускает,
В рот кладет, как закричит:
— Соль одна, и мясо жестко!
— Этим кормят поросят,
А не пап и не ребят!
Мама в слезы.
— Вы простите! Получилось не нарочно.
Просто я забыла цифры
И совсем не понимаю, как обед мне приготовить.
Я не знаю, как же будет
“Положить всего две трети,
И варить от часа четверть”.
Папа маму утешает
И на Петю смотрит строго.
Говорит:
— Наверно знаю, кто оставил без обеда
В воскресенье всю семью.
Кто прогнал от нас науку,
Кто решил, что знать неважно
Цифры, счет и время нам.
Видишь, Петя, как важна
Математика. Она
Помогает нам готовить,
Помогает нам считать.
Нет такой работы в доме
Чтобы к ней не прибегать.
Понял Петя и с повинной
К математике пошел.
— Возвращайся поскорее!
Понял я, что без тебя
Не могу прожить и дня!
Источник
Математика в быту и в повседневной жизни
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Тема: Математика в быту и в повседневной жизни
Исполнитель: Сущанский Александр,
ученик 7 класса,
Руководитель: А.С. Макурин,
I квалификационная категория,
п. Левиха, 2015 г.
Математика в жизни человека
Исследование на предмет выявления отраслей экономики, где применяется математика
Математика – царица всех наук,
а арифметика – царица математики.
Карл Фридрих Гаусс
Математика – одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.
Возникновение математических наук, несомненно, было связанно с потребностями экономики. Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай.
С развитием производства и его усложнением росли и потребности экономики в математических расчетах. Современное производство – это строго сбалансированная работа многих предприятий, которая обеспечивается решением огромного числа математических задач. Среди таких задач и проведение расчетов планов производства, и определение наиболее выгодного размещения строительных объектов, и выбор наиболее экономных маршрутов перевозок и т. д.
Знание математики необходимо для всех профессий от повара до ракетостроителя. Так зачем же нужна математика в жизни? Ответ на этот вопрос дает сама наша жизнь. Она заставляет нас каждодневно применять наши математические знания в различных ситуациях. Идя по улице, переходя дорогу, разгадывая кроссворд, делая уборку – мы применяем неосознанно законы математики.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей, мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.
С возрастом мы решаем все больше и больше задач: Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в спальне?
В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется, становится более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия в замен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками.
Многие считают, что математика изучается и применяется только в школе или в институте, а в повседневной жизни и быту она не нужна. На самом деле это огромная ошибка.
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос: «Для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все отрасли экономики и доказать, что без математики не обойтись в быту и повседневной жизни.
Проблемный вопрос: В каких отраслях экономики применяется математика?
Цель исследования: выявить отрасли экономики, где применяется математика.
1. собрать и систематизировать материал по теме исследования;
2. выявить конкретные отрасли экономики, где применяется математика;
3. подготовить продукт проекта: сборник задач по математике (пособие для 6 – 7 классов);
Объект исследования: математика в быту и повседневной жизни.
Предмет исследования: отрасли экономики, где применяется математика.
Методы исследования: работа с литературой и сетью Интернет; анализ, систематизация и составление текстовых задач по математике.
Теоретическая значимость исследования: если решать задачи по математике, встречающиеся в быту и в повседневной жизни, то это поможет человеку быть практичнее.
Практическая ценность результатов исследования: составленный сборник задач по математике (пособие для 6 – 7 классов) поможет обучающимся систематизировать и закрепить изучаемый материал по таким темам, как «Отношения и проценты: Выражение отношения в процентах, Нахождение дроби от числа», «Рациональные числа: Решение задач на «обратный ход» — 6 класс; «Дроби и проценты: Степень с натуральным показателем, Задачи на проценты», «Прямая и обратная пропорциональность: Зависимости и формулы» — 7 класс, а учителю-предметнику использовать при подготовке к урокам.
Источник