Клеи животного происхождения
Костный клей изготовляют из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, обрабатывают слабым раствором сернистой кислоты для удаления минеральных солей и затем варят в специальных аппаратах, в которых кости подвергаются многократному воздействию пара и воды. В результате такой обработки, имеющийся в костях коллаген переходит в глютин, который является клеящим веществом.
Костный клей выпускают в виде сухих плиток от темно-желтого и до темно-коричневого цвета, и влажность- 17%. Также выпускается твердый дробленый клей.
Чтобы из сухого клея приготовить жидкий, плитки разбивают на куски, дробят и замачивают на 24 часа в холодной воде, затем варят на водяной бане в течение 40-50 минут, последние 10 минут поддерживают температуру 60°. В процессе варки клей непрерывно перемешивают. В сваренный клей вводят антисептик, предварительно растворенный в воде, например пентахлорфенолонатрия или другие, в количестве от 0,5 до 1% к весу сухого клея. Клей хранят при температуре +5-6° не более 7 дней.
Мездровый клей вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи), а также обрезков кожи. Сырье обрабатывается в известковом молоке, а затем раствором соляной или серной кислоты. Для получения из мездры высококачественного клея ее варят при температуре 80-90°.
Сухой мездровый клей вырабатывается в виде плиток, дробленым и в чешуйках. Цвет клея от светло-желтого до темно-коричневого. В тонких слоях плитки клея должны просвечивать. По качеству клей выпускается пяти сортов: экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-Й.
Клей приготавливается так же, как и костный. Раствор горячего клея не должен иметь гнилостного, запаха.
Клеящая способность клеев: экстра — 100 кг/см2, высшего — 100 кг/см2, первого — 100 кг/см2, второго — 75 кг/см2 и третьего — 60 кг/см2.
Технический желатин широко используется при приготовлении эмульсионных грунтов, при грунтовании холстов, а также для различных проклеек бумаги и т. п.
Технический желатин представляет собой чистый глютин. В отличие от костного и мездрового клеев его получают из отборного сырья: рогового стержня, т. е. пуговичной кости, лобовой кости.
Выпускается желатин следующих видов: пищевой, фотографический и технический. Фотожелатин и технический находят применение в живописи.
Чтобы приготовить клей, сухой технический желатин заливают небольшим количеством воды и дают ему набухнуть (набухание желатинового клея происходит примерно около часа). Набухший желатиновый клей подогревают на водяной бане при температуре 65-70°.
Для проклеек обычно берется 6-8 — процентный раствор клея для наклеивания бумаги, для эмульсионного грунта применяют 12-15 — процентный. Для пластифицирования клея в него вводят незначительное количество глицерина (0,2-0,3%).
Рыбий клей.К коллагеновым клеям относится также рыбий. Сырьем для его производства служат плавательные пузыри осетровых пород; более низкие сорта клея делают из голов, чешуи, костей рыб.
Плавательный пузырь почти целиком состоит из чистого коллагена.
Для получения рыбьего клея плавательный пузырь выдерживается в течение нескольких часов в 15-16-процентном растворе соли, затем отмачивается в чистой воде и подсушивается на воздухе. Затем с пузыря сдирают наружную оболочку, а внутреннюю используют для клея, ее окончательно высушивают и прессуют пластины.
Чтобы приготовить жидкий клей для работы, пластинки клея замачивают целиком на 24 часа в холодной воде. Набухший клей размягчают и разминают, затем варят на водяной бане, как костный и мездровый, процеживают через марлю или сито и вводят антисептик.
Рыбий клей применяется как для приготовления эмульсионного грунта, так и при реставрации картин. Для приготовления эмульсионного грунта берется 12-15 — процентный раствор клея.
При реставрационных работах, например для укрепления хрупкой, отслаивающейся от холста живописи, применяют 5-6 — процентный раствор рыбьего клея. В приготовляемый клей в качестве пластификатора вводят мед в соотношении 1 : 2,5, т.е. на 1 м. ч. сухого клея берется 2,5 м. ч. меда.
Количество компонентов, необходимых для приготовления 20 процентного раствора клея (в г.)
Сухой клей | Вода | Антисептик | Количество полученного клея |
10 | 40 | 0,1 | 50 |
20 | 80 | 0,1 | 100 |
40 | 160 | 0,4 | 200 |
60 | 240 | 0,6 | 300 |
80 | 320 | 0,8 | 400 |
100 | 400 | 1 | 500 |
200 | 800 | 2 | 1000 |
Синтетические клеи
Клей поливинилацетатный (ПВА). Клей ПВА изготовляется на основе эмульсии поливинилацетата. Он состоит из следующих компонентов (в м. ч.):
Компоненты | I | II |
поливинилацетат | 95,0 | 85,0 |
дибутилфталат | 5,0 | 5,0 |
вода | 0,0 | 10,0 |
В качестве основы клея ПВА применяется водная, непластифицированная эмульсия.
Клей ПВА применяют для склеивания древесины, бумаги, картона, хлопчатобумажных тканей между собой, а также для склеивания тканей с древесиной и стеклом и металла с древесиной.
Клей наносят тонким слоем на предварительно очищенную поверхность. Продолжительность открытой выдержки (перед соединением деталей) — 3 мин.
Клей должен храниться при температуре не ниже +5°. Гарантийный срок хранения 6 месяцев со дня изготовления.
Эмульсия поливинилацетатная пластифицированная. Поливинилацетатная водная эмульсия — продукт полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии эмульгатора и инициатора.
Пластифицированная эмульсия выпускается трех марок: НВ — низковязкая, СВ — средневязкая и ВВ — высоковязкая.
Пластифицированная эмульсия находит применение при изготовлении грунтов для живописи (при применении пластифицированной эмульсин для грунтования холстов, картона, бумаги ее наполовину разбавляют водой). Одновременно эмульсия может применяться как высококачественный клей.
Эмульсия применяется для склеивания бумаги, дерева, стекла, тканей, керамики, металлической фольги между собой и друг с другом.
Хранят эмульсию при температуре от +5 до +40°. При расслоении эмульсии ее тщательно перемешивают. Срок годности эмульсии 6 месяцев со дня изготовления.
Источник
СУПЕР-КЛЕЙ: 4 эксклюзивных рецепта – своими руками!
Обычно «ой, сломала!», «разбила!» или «порвала…» — случается внезапно и непредвиденно. Но мало в каком доме хозяева держат стратегические запасы клея «на всякий случай», тем более что все эти «случаи» бывают с разными предметами и материалами, и клеи могут потребоваться различные. Какой-то – хорошо клеит резину, но плохо – кафель, другой – наоборот. И что, заводить целую полку различных клеев, чтоб ждали своего часа, бесплодно проживая срок годности?
Поэтому народные умельцы предлагают решать проблемы по мере их поступления и делать нужный «эксклюзивный» клей своими руками.
1. Армейский убойный «супер-клей», который, как утверждают многочисленные авторы, клеит и стекло-металл, и металл-металл, и кафель, и линолеум, и вообще все на свете.
Рецепт – проще некуда: в ненужной стеклянной посуде растворить пенопласт в ацетоне (или жидкости для снятия лака). Пенопласта добавить побольше, чтоб вышло погуще. Хорошо размешать, например, вязальной спицей. Как утверждают мастера, клеит зверски, даже можно не обезжиривать поверхности.
Есть вариант того же рецепта еще хлеще: накрошить пенопласт в трещину, в дырку – в общем, где нужно клеить. Потом капнуть туда же чуть-чуть ацетона, а когда пенопласт начнет плавиться – плотно прижать склеиваемые части или поверхности. Говорят, так можно клеить даже подошвы солдатских ботинок!
2. Резиновый клей в домашних условиях: мелко нарезанную хорошую резину – например, ластик – настаивают в течение суток на хорошем (лучше авиационном, но можно и автомобильном) бензине. Потом жидкую фракцию раствора осторожно сливают или фильтруют, а полученную густую массу чуток держат на открытом воздухе для пущего загустения и однородности. Все, клей для резины готов.
3. Клей для стекол, блоков и ПВХ, фарфора, металла, кожи, дерева, керамики и др.- из старого линолеума. Рецепт: взять остатки линолеума без тканевой основы, нарезать их мелко-мелко, поместить в герметичную емкость и залить ацетоном. Из расчета ацетона- 2 части, линолеума- 1. Настоять под плотно закрытой крышкой не менее 12 часов. Всё. Кстати, если в полученный клей 1:1 добавить мел или золу, получится отличная мастика.
4. Клей ПВА часто используют как обойный, для бумаги, картона, как грунтовку перед финишной отделкой и т.д. Для сотворения этого «чуда» в домашних условиях понадобится:
глицерин – 4г;
мука пшеничная – 100г,
желатин фотографический – 5г,
спирт этиловый – 20г,
вода дистиллированная – 1л.
Отдельно замочить желатин в воде на сутки. Потом на водяную баню поставить наш литр дистиллированной воды, в нее влить разведенную водой муку, потом размокший и набухший желатин, смесь довести до кипения. Не кипятить! Помешивая, довести массу до состояния густой сметаны, влить спирт и глицерин. Применять, естественно, уже в остывшем виде.
И еще немного экзотических советов от «домашних умельцев» на «клеевую» тему:
— Некоторые уверяют, что склеить сочетания стекло/стекло и стекло/пластмасса можно… обычным чесноком! Нужно только разрезать дольку и натереть ею обе поверхности, а потом крепко прижать их друг к другу.
— Склеить фарфор и стекло поможет клей «жидкое стекло», но будет еще лучше, если добавить в него мел, получится супер-замазка.
— А отвалившийся кафель, как говорят, можно приклеить обычным силикатным клеем, если в него намешать зубного порошку.
— На столярный клей умельцы вроде бы пока не покушались, покупают фабричный и готовят его по инструкции. Однако, кое-кто предлагает усугубить его водостойкость путем добавления в рецепт олифы — всего 25г на 100г сухого клея. Олифу рекомендуют замешивать в готовую еще горячую клеевую массу.
А что можете предложить Вы, дорогие читатели? Может, и у Вас в запасе есть какие-то «фамильные рецепты» клея или на основе клея? Ждем Ваших комментариев в Яндекс-Дзен!
Источник
Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно
Иногда я люблю сама подготовить себе холст. Во-первых, потому что мне это нравится. Во-вторых, потому что в этом случае холст получается дешевле, чем покупной (не то, чтобы выходило очень дешево, но все же). В третьих, можно получить нестандартный размер холста.
Для того, чтобы разобраться в этом и найти эффективный и качественный способ, я читала много статей, смотрела нудные видео, изучала разные серьезные книги. В общем, потрачено много времени, а его у всех мало. Поэтому у меня тут всё кратко, ясно и по делу. Обмен опытом.
О материалах
Подрамник можно купить в художественном магазине или багетной мастерской. Холст — в магазине тканей. Лучше всего чистый лен, можно лен с хлопком. На ткани не должно быть много узелков и другого брака, ткань не была слишком тонкой или рыхлой. Для небольших холстов можно купить ткань совсем недорого в магазине обрезков. Многие художники используют двунитку, но я остерегаюсь (она слишком дырявая), все-таки как-нибудь попробую. Желатин можно купить в продовольственном магазине. Аспирин (ацетилсалициловая кислота), касторовое масло, глицерин продаются в аптеке.
Холст надо натянуть на подрамник. Можно самостоятельно с помощью мебельного степлера, а можно с помощью мужчин (надо же дать возможность проявить любовь).
Рецепт клея из желатина (для проклейки)
Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей.
7 граммов на 100 граммов воды.
Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону. И помним, что 1 грамм воды = 1 мл.
Итак:
— 25 грамм желатина;
— 357 грамм воды (можно 350);
— 1/2 таблетки аспирина;
— 1 чайная ложка пластификатора (глицерин или касторовое масло).
В холодной кипяченой воде замочить желатин на 1 час, потом добавить измельченный аспирин и пластификатор. Нагревать, помешивая, до температуры, которую терпит палец руки. Снять с огня и пусть остывает при комнатной температуре несколько часов, чтобы получилось желе средней мягкости. Консистенцию хорошо видно на фото выше.
25 грамм желатина хватит приблизительно на 2 холста 40 на 50 см и на 2 проклейки. Приблизительно, конечно.
Глицерин и касторовое масло можно купить в аптеке.
На мой взгляд, самый простой и эффективный способ – проклейка холста рукой. Обычно делают это также губкой, шпателем, ножом, мастихином… Как я поняла, удобство зависит в основном от консистенции клея: если жидковат, то губкой будет удобнее, чем рукой. Если клей слишком жидкий, то больше вероятность, что он просочится насквозь. У меня 7%-ая консистенция, клей не получается жидким, от руки немного подтаивает и это помогает.
Проклейка холста
1 проклейка.
Перемешать готовый клей по рецепту из предыдущего поста. Теперь можно его наносить на холст. От тепла руки желе будет немного таять, поэтому долго не надо возить по одному и тому же месту, иначе холст будет сильно провисать и может пропитаться насквозь. Боковые части тоже проклеиваем. Клея идет довольно много.
Оставить для просыхания на 10-12 часов. Станет как барабан. Можно шкуркой слегка пройтись.
2 проклейка.
Используем или этот же клей или 5%-ный (5 грамм на 100 грамм воды, 10 грамм на 200 грамм воды, 25 грамм на 500 грамм воды). Также втираем в холст. 10-12 часов для просушки и снова шкурка.
Делать лучше 2-3 проклейки, главное, чтобы клей не просочился насквозь, и в итоге не должно быть на просвет дырочек.
На фото видно, как выглядит холст сразу после проклейки.
Далее можно грунтовать.
Грунтовка холста
На фото показаны материалы, которые я использовала и результат работы.
Обычно я грунтую в 2-4 слоя. Главное правило: слой не должен быть толстым. Между слоями нужна просушка в несколько часов, не меньше 2. И каждый раз можно слегка шкурить. Боковые стороны тоже грунтуем.
1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти. Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.
2 грунтовка.
Для второго слоя используем ту же краску, только более жидкую без клея.
3 грунтовка (заключительная).
Часто использую готовый грунт из художественного магазина. Производитель лучше Сонет, а не Гамма (какие-то комки, рыхлый, желтоватый). Но можно использовать снова ту же акриловую краску. Опыт показывает, что она не хуже. Сейчас есть очень хорошие акриловые краски, а последний слой всегда можно сделать художественным грунтом.
В итоге имеем холсты хорошего качества и гордимся собой!
Источник