Приготовьте микропрепарат листа элодеи

Лабораторная работа «Изучение клеток листа элодеи»

Инструктивная карточка для проведения урока или внеурочного занятия по биологии в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Изучение клеток листа элодеи»»

Лабораторная работа.

Изучение клеток листа элодеи под микроскопом.

Оборудование: побеги элодеи, набор для микроскопирования, микроскоп.

Цель работы: изучить строение клеток элодеи.

Оторвите от растения при помощи пинцета лист элодеи и приготовьте микропрепарат.

Рассмотрите при малом и большом увеличении. Найдите клетки и черные продольные линии межклетников.

Клетки элодеи прямоугольной формы. По краю листа имеются клетки, образующие зубчики. На самом краю листа располагаются также удлиненные бледно-зеленые клетки.

В середине листа находится жилка, её также составляют бледно-зеленые узкие клетки.

Ядра лучше заметны в краевых клетках, а при большом увеличении в цитоплазме хорошо заметны хлоропласты.

Вакуоли заполнены бесцветным клеточным соком, поэтому, в целом, клетки выглядят прозрачными.

Переведите микроскоп на большее увеличение и рассмотрите указанные выше части. Почему клетки срединной жилки такого цвета? Выскажите свои предположения.

Зарисуйте одну клетку и подпишите её части.

Сравните клетки элодеи с клетками кожицы лука. Объясните, с чем связаны различия в строении клеток? Чем можно объяснить их сходство?

Напишите немного о своих впечатлениях. Выберите 1-2 предложения и продолжите их.

Источник

Лабораторная работа «Строение клеток листа элодеи»

Инструктивная карточка:
1. В каплю воды на предметное стекло положите лист элодеи.
2. Расправьте лист препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив x 20, окуляр х 15).
4. Нарисуйте группу клеток.
5. Зарисуйте клетку листа элодеи, укажите её части (оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты).

Беседа о хлороплатах. Просмотр фильма «Движение хлоропластов в клетках валлиснерии», «Роль хлоропластов в фотосинтезе и синтезе органических вещетсв».

Деятельностью хлоропластов обусловлен процесс фотосинтеза — создание органических веществ из неорганических — углекислоты и воды при обязательном участии световой энергии. Фотосинтез возможен благодаря присутствию в хлоропластах зеленого пигмента — хлорофилла. В процессе фотосинтеза простые углеводы при полимеризации образуют крахмал, получивший название ассимиляционного или первичного. Он откладывается в хлоропласте в виде одного-двух, реже нескольких мелких зерен.

Лабораторная работа «Обнаружение ассимиляционного крахмала»
Ассимиляционный крахмал можно обнаружить с помощью йодной реакции. Для этого свежий лист элодеи помещают в раствор иода в водном растворе иодистого калия. Реактив, проникая в клетку, убивает ее, при этом цитоплазма и другие органоиды клетки становятся бурыми, пластиды сильно набухают. Крахмал, находящийся внутри хлоропластов, от действия реактива приобретает темно-синий цвет.
Ассимиляционный крахмал легче всего обнаружить в клетках у основания листа, куда реактив проникает в первую очередь и где крахмал сохраняется дольше. Клетки с ассимиляционным крахмалом в пластидах следует рассматривать при большом увеличении микроскопа.
Интенсивность накопления ассимиляционного крахмала зависит от условий освещения. В листьях элодеи, выросшей (в естественных условиях) на хорошо освещенном окне или под достаточно яркой электрической лампой, его больше, чем в листьях затененных растений.
Инструктивная карточка:
1. Приготовить раствор Йода: на одну каплю йода, пять капель воды.
2. Взять веточку элодеи, положить на предметное стекло и капнуть приготовленный раствор йода.
3. Посмотреть при малом и большом увеличении.
4. Зарисовать клетку с хлоропластами, содержащими зерна ассимиляционного крахмала.

Читайте также:  Сбор 16 трав отца георгия как приготовит

Выводы: 1. Растения состоят из клеток
2. Разные клетки имеют сходное строение: оболочку, цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли
3. Растение живёт – пока клетка выполняет свои функции.
4. Хлоропласты играют важную роль при синтезе растениями органического вещества.
5. Крахмал – это смесь полисахаридов, синтезируемый разными растениями в хлоропластах (под действием света при фотосинтезе).

Источник

Строение клетки

Урок 7. Биология 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Строение клетки»

На прошлом уроке вы познакомились со строением микроскопа. И научились им пользоваться. Сегодня мы рассмотрим клетки некоторых организмов. И изучим их строение.

История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.

Так начиналось изучение клеточного строения.

В 1674 году голландский мастер Антони ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущиеся живые организмы.

Именно благодаря деятельности клеток в многоклеточных организмах осуществляется обмен веществ и энергии, рост и размножение.

Внутреннее строение клеток непростое. Оно зависит от тех функций, которые клетка выполняет в многоклеточном организме.

Внешне клетки могут отличаться тем не менее принципы построения всех клеток едины.

Для того чтобы увидеть клетки под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат.

Вспомним, что микропрепарат — это предметное стекло с расположенным на нём объектом, подготовленным для исследования под микроскопом. Сверху объект обычно накрывается тонким покровным стеклом.

Препараты бывают фиксированные (постоянные) и временные.

Изготовим временный микропрепарат кожицы лука.

Для начала возьмите чистое предметное стекло. Затем протрите его чистой салфеткой, чтобы на нем не было разводов и отпечатков пальцев.

Возьмите луковицу и разрежьте её вдоль, снимите наружные чешуи.

При помощи препаровальной иглы или пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.

Положите кусочек кожицы на предметное стекло, а затем добавьте 1–2 капли воды.

Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

С помощью пинцета поверх поместите покровное стекло.

Если из-под стекла выступает вода, то ее излишки можно убрать фильтровальной бумагой.

Прежде чем приступить к рассматриванию микропрепарата под микроскопом, давайте вспомним основные правила работы с ним.

Все действия по отношению к микроскопу должны быть неспешными и аккуратными.

Микроскоп необходимо брать одновременно и за штатив, и за подставку.

Когда микроскоп будет готов к работе, можно взять препарат. Препарат необходимо брать аккуратно за края предметного стекла. Начинать работу с микроскопом необходимо всегда с объектива малого увеличения. Нужно аккуратно прокручивать револьвер до щелчка. Чтобы приподнять штатив, необходимо поворачивать макровинт на себя.

Читайте также:  Как приготовить мясную котлету для гамбургера

Приведите микроскоп в рабочее состояние. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

Для того чтобы увидеть внутренние структуры клетки, необходимо окрасить микропрепарат.

Окрасим его слабым раствором йода. Добавьте 1 каплю раствора на край покровного стекла. Лишний раствор можно убрать фильтровальной бумагой, аккуратно приложив её к краю покровного стекла.

Рассмотрите окрашенный препарат сначала при малом увеличении.

Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.
На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.

При большом увеличении можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками ― порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество ― цитоплазма (окрашенная йодом). Цитоплазма — это полужидкое содержимое клетки, в котором находятся все структуры клетки.

Цитоплазма при сильном нагревании и замораживании разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко.

Ядро клетки имеет сложное строение. Это связано с тем, что оно регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости ― вакуоли, которые заполнены клеточным соком ― водой с растворенными в ней сахарами и другими веществами. Разрезая спелый плод, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает клеточный сок.

Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка ― мембрана. Она легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость мембраны сохраняется, пока клетка жива.

Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую среду.

Приготовим ещё один временный микропрепарат листа элодеи. Элодея — это водное растение.

Отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и закрепите его.

Найдите тонкий участок на листе (обычно около центральной жилки или по краям

листа), где клетки хорошо видны.

При малом увеличении найдите хлоропласты ─ зелёные пластиды, которые в большом количестве содержатся во всех клетках листа. Они имеют форму мелких округлых зелёных телец.

Переведите микроскоп на большое увеличение.

Обратите внимание, как движутся хлоропласты с движением цитоплазмы. Оно играет важную роль в осуществлении обмена и распределении веществ внутри клетки, а также характеризует уровень жизнедеятельности клеточных структур.

А теперь понаблюдаем за процессами в живой клетке.

Подсушим препарат листа элодеи под лампой и посмотрим на лист ещё раз. Вода испарилась движения пластид не наблюдается, цитоплазма сжалась, теперь добавим каплю воды, цитоплазма набухает и снова начинает двигаться. Клетки оживают. Значит, без воды они существовать не могут.

Клетки обладают свойством пропускать внутрь воду и нужные им для питания и дыхания вещества из окружающей среды и соседних клеток. А цитоплазма —разносить их по клетке.

Читайте также:  Приготовить вкусно омлет с помидором

Приготовим временный препарат клеток томата.

Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разровняйте мякоть и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.

У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, жёлтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей.

Источник

Лабораторная работа по биологии «: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»

Тема: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата или шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата или шиповника

1. а) Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. Сравните увиденное с рисунком 17 стр. 34 учебника. в ) Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте подписи к рисунку.

2.а) Приготовьте препараты клеток плодов томата или шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хромопласты. Сравните увиденное с рисунком 18 стр. 35 учебника. в) Зарисуйте увиденное. Сделайте подписи к рисунку.

а) В ___1___клеток растений содержатся ____2____. б) Они бывают ____3___, ____4___, или окрашенные в желтые и ___5___ цвета. в) В ___6___ пластидах происходит фотосинтез.

г) В ___7___ пластидах накапливаются запасы ____8___ веществ.

д) Пластиды, окрашенные в ___9___ и ___10___ цвета определяют окраску лепестков цветков, плодов, осенних листьев.

Тема: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата»

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата или шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата или шиповника

1. а) Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. Сравните увиденное с рисунком 17 стр. 34 учебника. в ) Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте подписи к рисунку.

2. а) Приготовьте препараты клеток плодов томата или шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. б) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хромопласты. Сравните увиденное с рисунком 18 стр. 35 учебника. в) Зарисуйте увиденное. Сделайте подписи к рисунку.

а) В ___1___клеток растений содержатся ____2____. б) Они бывают ____3___, ____4___, или окрашенные в желтые и ___5___ цвета. в) В ___6___ пластидах происходит фотосинтез.

г) В ___7___ пластидах накапливаются запасы ____8___ веществ.

д) Пластиды, окрашенные в ___9___ и ___10___ цвета определяют окраску лепестков цветков, плодов, осенних листьев.

Источник

Оцените статью