- Переходные и непереходные глаголы
- Что такое переходность глаголов?
- Особенности переходных глаголов
- Особенности непереходных глаголов
- Как определить переходность глагола?
- Переходные и непереходные глаголы в русском языке
- Что такое переходные глаголы
- Какие глаголы являются непереходными
- Алгоритм определения переходности/непереходности глагола
- Видеоурок
- Как понять переходный глагол или не переходный? Подскажите
- Поиск ответа
Переходные и непереходные глаголы
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 3960.
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 3960.
В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.
Что такое переходность глаголов?
Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).
В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.
Особенности переходных глаголов
Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.
Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.
которые читают вместе с этой
С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:
- Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
- Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
- Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
- Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).
От переходных глаголов образуются страдательные причастия.
Особенности непереходных глаголов
Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.
С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:
- Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
- Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
- Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
- Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).
Как определить переходность глагола?
Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:
- Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
- Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
- Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).
Источник
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Глаголы русского языка делятся на переходные и непереходные. Грамматическая категория переходности является постоянным признаком каждого глагола.
Выясним, что такое переходные и непереходные глаголы в русском языке.
Что такое переходные глаголы
Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например:
- превосходить (кого?) соперника;
- нести (что?) корзинку;
- различать (что?) признаки;
- увидеть (кого?) её;
- заметить (что?) нечто серое.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ |
---|---|
везти санки | бродить по лесу |
увидеть мальчика | стоять на мосту |
написать письмо | помогать маме |
учу уроки | руководить командой |
Действие, обозначенное переходным глаголом, предполагает обязательное наличие объекта. Объект, на который направлено действие, выражается:
1. существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:
2. формой родительного падежа существительного, обозначающей часть от целого:
- поешьте (чего?) супа, борща, каши;
- выпил (чего?) кефира, кваса, молока, чая;
- купила (чего?) моркови, хлеба, колбасы, мяса;
3. формой родительного падежа существительного или местоимения при сказуемом с отрицанием:
- не подождешь (кого?) приятеля;
- не брал (чего?) тетради;
- не услышал (кого?) его;
- не вижу (чего?) ничего.
Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, обозначающие признак предмета, на который направлено действие со стороны другого предмета, например:
- засеять — засеянное пахарем поле;
- разбросать — разбросанные ветром листья;
- покинуть — покинутый жителями город;
- расколоть — расколотый одним ударом орех.
Какие глаголы являются непереходными
Непереходные глаголы не способны управлять прямым дополнением без предлога и не нуждаются в этом.
Например:
- беспокоиться (о ком?) о детях;
- верить (во что?) в справедливость;
- сочувствовать (кому?) ему;
- размышлять (над чем?) над проблемой.
Чтобы выяснить, какие глаголы отнесем к непереходным, сравним два предложения:
Он показал бы ей новый, неведомый мир, прекрасные цветы подводных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).
Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (Александр Пушкин. Пиковая дама).
В этих отрывках из художественных произведений используются, на первый взгляд, похожие глаголы:
Глагол «показал» является переходным, так как управляет существительным в форме винительного падежа без предлога. А возвратный глагол «показался» не может иметь при себе прямого дополнения.
Например:
- обидеться (на что?) на шутку;
- тревожиться (за кого?) за сестру;
- оскорбиться (чем?) замечанием;
- сомневаться (в чём?) в правильности решения.
Непереходные глаголы не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения, то есть не имеют при себе прямого дополнения. Они употребляются с существительными (местоимениями) с предлогами и без них в формах:
1. родительного падежа:
- отвыкнуть (от чего?) от привычки;
- добиваться (чего?) успехов;
- проходите (мимо чего?) мимо дерева;
2. дательного падежа:
- сочувствовать (кому?) подруге;
- служил (чему?) Отечеству;
- скучать (по чему?) по дому;
- подтолкнуть (к чему?) к занятиям спортом;
3. винительного падежа с предлогом:
- верила (во что?) в судьбу;
- попасть (во что?) в мир картин;
- войти (во что?) в зал;
- подвигнуть (на что?) на великие дела;
4. творительного падежа:
5. предложного падежа:
Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.
Алгоритм определения переходности/непереходности глагола
Видеоурок
Источник
Как понять переходный глагол или не переходный? Подскажите
Есть простой способ определения, переходный глагол перед нами или непереходный.
Так как переходный глагол требует постанови зависимого существительного или местоимения-существительного в винительном падеже без предлога, а эти части речи в винительном падеже отвечают на вопросы КОГО? ЧТО?, достаточно спросить себя: надо ли добавить после глагола слово, отвечающее на один из этих вопросов? Если надо, глагол переходный, не надо – непереходный.
На практике это выглядит так:
✔ растить – надо сказать кого, что растить? Надо – глагол переходный;
✔ варю – надо сказать кого, что варю? Надо – глагол переходный;
✔ решаешь – надо сказать кого, что решаешь? Надо – глагол переходный;
✔ расти – надо сказать кого, что расти? Нет, не надо – глагол непереходный;
✔ варился – надо сказать кого, что варился? Не надо – глагол непереходный;
✔ решаемся – надо сказать кого, что решаемся? Нет, не надо – глагол непереходный;
Глаголы переходные и непереходные
Различаются глаголы переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.
При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.
Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом — непереходным. Ср. : Я говорю правду (говорю — «высказываю» — переходный глагол) . Ребёнок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол) ; Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов) ; учить уроки (переходный глагол).
Источник
Поиск ответа
Всего найдено: 20
Вопрос № 306825 |
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Как объяснить внучке, чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?
Ответ справочной службы русского языка
Вот что написано в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» о том, как различить причастия и отглагольные прилагательные:
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) — прилагательное.
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несовершенного вида (далее НСВ) и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола совершенного вида (далее СВ) и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами —им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереход ного глагола: непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереход ный), непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).
Здравствуйте, как употребляется слово рефлексировать? рефлексировать свой опыт? рефлексировать о своём опыте? рефлексировать над своим опытом?
Ответ справочной службы русского языка
Рефлексировать — непереход ный глагол. Возможный вариант: рефлексировать по поводу своего опыта.
Добрый день. Уточните, пожалуйста, управление в русском языке слова Лидировать. В последнее время неоднократно слышу в деловой лексике выражения «лидировать направление», «лидировать проект» в значении «руководить направлением, проектом». Можно ли считать это новой языковой нормой?
Ответ справочной службы русского языка
Слово лидировать существует, но в литературном языке этот глагол непереход ный, то есть нельзя сказать лидировать что-то.
Это калька с английского, и она не вошла в языковую норму. Верно: руководить проектом, возглавлять проект.
Здравствуйте. Можно ли говорить: “выполнить скольжение объекта“? Меня смущает то, что “скольжение“ – это существительное от непереход ного глагола “скользить“, и поэтому эта фраза мне кажется неправильной.
Ответ справочной службы русского языка
Действительно, сочетание некорректно. Кроме того, не вполне ясен его смысл.
Вопрос об отличии причастия от отглагольного прилагательного. Перечитала много информации, везде указывается следующее: 1. в отгл. прил нет приставки (кроме НЕ), образовано от глагола несовершенного вида 2. у отгл. прил. нет зависимых слов. Но тогда что же это получается.. причастие не бывает несовершенного вида? Ведь если слово образовано от глагола несов.вида без зависимых слов — это отглагольное прилагательное! Вот, например, «дети рассеянны» — по всем признакам — это причастие, образовано от глагола сов. вида, но ведь это отглагольное прилагательное! То же самое: «девочка воспитанна» — от гл. сов. вида — воспитать. Значит, это причастие по признакам, но это неправильно! Помогите, пожалуйста, разобраться с этой дилеммой! Или направьте меня на статью, которая бы логично все разъясняла. Потому что получается, что в этих объяснениях кроется ошибка! Заранее благодарю за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- – прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) – причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) – прилагательное.
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несов. вида и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола сов. вида и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т. к. сов. вида).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов несов. вида, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола сов. вида или непереход ного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т. к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереход ный),
непобедимая армия (прилагательное, т. к. глагол победить сов. вида).
Здравствуйте! Как можно объяснить образование страдательного причастия настоящего времени «зависимый» от глагола «зависеть», если это глагол непереход ный?
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что это не причастие, а прилагательное.
Может ли глагол быть одновременно переходным и непереход ным (в одном значении)?
Например, Хранила открытки (переходный), хранила в шкатулке ( непереход ный)
Ответ справочной службы русского языка
Категория переходности не зависит от контекста. Глагол хранить переходный.
Какое наклонение у глаголов в предложении:
«Для того чтобы выполнить действие, необходимо нажать кнопку со стрелкой»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Выполнить и нажать – это инфинитивные формы, они обладают только постоянными (классифицирующими) признаками: у них можно определить вид (совершенный/несовершенный) и переходность/ непереход ность. Наклонение – словоизменительная категория. Подробнее о морфологических признаках глаголов см. в учебнике Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».
Скажите, пожалуйста, можно ли употребить глагол «переживать» как непереход ный глагол? — «Не переживай ты так!»
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! В очередной раз обращаюсь к вам за помощью.
Считаю, что глагол приходит является непереход ным глаголом. Так ли это?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы. Это непереход ный глагол.
может ли от переходных глаголов образоваться непереход ный?
Ответ справочной службы русского языка
Может, например, если к переходному глаголу прибавить -СЯ.
Уважаемая редакция! Помогите разобраться, почему в данном случае НЕ пишется слитно.
Непередаваемые простыми словами чувства. ( Сборник Розенталя.)
Слово «непередаваемые» образовано от непереход ного глагола несовершенного вида. Причастием оно будет, если в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж. Это как раз касается разбираемого случая — «простыми словами» стоит в Тв. падеже.
К тому же легко заменяется глаголом, а не прилагательным (чувства, которые нельзя передать словами).
Ваше мнение по этому поводу. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что непередаваемые – это не причастие, а прилагательное. В академической «Русской грамматике» таким словам посвящен отдельный параграф (§ 745). Образованные от глаголов прилагательные с приставкой не- и суффиксом — ом — / — им — имеют значение «неспособный совершить действие, названное мотивирующим словом, или подвергнуться этому действию»: невозвратимый , невыносимый , незабываемый , неизгладимый , неиссякаемый , несгибаемый , несмолкаемый , неутомимый, непередаваемый. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными, поэтому пишется слитно непередаваемые простыми словами чувства.
Безусловно, отличить такие прилагательные от страдательных причастий настоящего времени крайне сложно, ведь они тоже образуются от глаголов с помощью омонимичного суффикса -ом-/-им-. И всё-таки отличия есть. Во-первых, страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, поэтому, например, слово неиссякаемый не может быть причастием: иссякать – непереход ный глагол (нельзя сказать * иссякать кого-что ). Передавать – переходный глагол, поэтому отличить прилагательное непередаваемый от причастия еще сложнее. И здесь вступает в силу второе отличие. Причастия обозначают временный признак (связанный с действием), прилагательные – постоянный. Ср.: теснимые врагом полки, здесь теснимый – причастие (временный признак). Непередаваемый обозначает постоянный признак ( непередаваемые чувства – такие чувства, передать, выразить которые невозможно, это постоянный признак данных чувств). Следовательно, это прилагательное.
Расскажите, пожалуйста, почему от некоторых глаголов нельзя образовать страдательные причастия.
Ответ справочной службы русского языка
Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.
Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереход ные глаголы имеют только формы действительных причастий.
Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,
переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия ( читающий, читавший, читаемый, читанный ),
непереход ные глаголы НСВ имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени ( спящий, спавший ),
переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени ( прочитавший, прочитанный ).
непереход ные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени ( проспавший ).
Разъясните ппожалуйста: переходные и непереход ные глаголы.
Ответ справочной службы русского языка
Как отличать переходный глагол от непереход ного?
Ответ справочной службы русского языка
Источник