ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 8 Строение клетки
Стр. 32. Вспомните
№ 1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
Потому что клетка является самой маленькой структурной единицей, которую рассмотреть невооруженным глазом невозможно. А чтобы досконально изучить ее строение, необходимо увеличить клетку в несколько десятков, а иногда и в несколько сотен раз. Для этого и используются увеличительные приборы.
№ 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
В своей работе мы используем световой микроскоп. Такое название у него потому, что для получения увеличенного изображения изучаемого объекта на предметном столике в нем используются лучи, которые проходят через него и попадают на систему линз объектива и окуляра. Таким образом, они освещают предмет и подают увеличенное изображение.
Стр. 33. Вопросы после параграфа
№ 1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
Главная функция клеточной мембраны или плазматической мембраны состоит в постоянном поддержании целостности клетки, защите ее от факторов внешней среды и осуществлении взаимосвязи ее внутренней среды с внешней. Таким образом, она выполняет барьерную (отделяет содержимое клетки от внешней среды), контактную (способствует соединению клеток друг с другом), ферментативную (участвует в ферментативных реакциях), рецепторную (распознает внешние стимулы) и транспортную (регулирует обмен веществ) функции.
№ 2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
Клеточная стенка (оболочка) есть у клеток бактерий, грибов и растений. В строении их клеток клеточная стенка служит своеобразным наружным скелетом, который поддерживает ее форму и обеспечивает ей постоянство. Несмотря на то, что сквозь клеточную стенку могут проникать вода, соли и многие минеральные вещества, она ограничивает рост и препятствует разрыву клетки, блокируя поступление чрезмерного количества воды внутрь клетки.
№3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
Генетический аппарат является важной составной частью клетки, которая не только контролирует все процессы жизнедеятельности в ней, но и определяет способность клетки к самовоспроизведению. Он представляет собой совокупность генов – носителей информации о синтезе белка в какой-то определенный момент, расположенных в основном ядре в растительной или животной клетке.
№ 4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
Клетки бактерий имеют наиболее простое строение. В них нет ядра и митохондрий, аппарата Гольджи, пластид, лизосом и центриолей. Таким образом, бактерии являются прокариотами. Клетки грибов имеют уже усложненное строение, однако, по сравнению с клетками животных и растений, в них содержится много ядер. Они относятся к эукариотам.
Схожесть в строении клеток растений, грибов и растений в том, что в их составе, в отличие от бактерий, содержится практически одинаковый набор органоидов.
Стр. 33. Подумайте
О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?
Сходство в строении и химическом составе всех клеток как основных структурных и функциональных единиц живых организмов свидетельствует о родстве всего живого на нашей планете, то есть, об их едином происхождении.
Стр. 34. Моя лаборатория. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Рассматриваем изображённую на рисунке 16 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготавливаем предметное стекло, тщательно протирая его марлей.
Пипеткой наносим 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи пинцета осторожно снимаем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Кладем кусочек кожицы в каплю воды и расправляем кончиком препаровальной иглы.
Накрываем кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттягиваем лишнюю воду.
Рассматриваем приготовленный препарат при малом увеличении. Отмечаем, какие части клетки видим.
Окрашиваем препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттягиваем лишний раствор.
Рассматриваем окрашенный препарат. Благодаря реакции с раствором йода стали хорошо видны и различимы в строении клетки кожицы лука оболочка, ядро, цитоплазма и даже поры.
Рассматриваем препарат при большом увеличении. Находим на нем темную полоску, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Находим вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
При большем увеличении можно легко рассмотреть плотную, но почти прозрачную оболочку. В ней есть более тонкие участки – поры. Внутри клетки можно увидеть вязкое бесцветное вещество – цитоплазму, в которой находится небольшое плотное ядро с ядрышком. Практически во всех клетках, а особенно в старых, хорошо различимы полости. Это вакуоли.
Зарисовываем 2 – 3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначаем оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 17).
Подумаем, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
Мы знаем, что кожица чешуи лука бесцветная и прозрачная. Чтобы рассмотреть ее строение через микроскоп и увидеть клетки, которые ее образуют, необходимо окрашивать изучаемый препарат раствором йода.
Вывод
Растительный организм состоит из клеток, содержимое каждой из которых представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой. Чтобы более детально рассмотреть строение клеток через микроскоп, нужно окрасить препарат раствором йода. Таким образом, можно увидеть, что в цитоплазме располагается ядро с ядрышком. Также становятся видны и более тонкие участи на оболочке – поры, через которые происходит связь между соседними клетками.
Стр. 36. Моя лаборатория. Пластиды в клетках листа элодеи
Приготовим препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделяем лист от стебля, кладем его в каплю воды на предметное стекло и накрываем покровным стеклом.
Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.
Под микроскопом мы можем увидеть пластиды, которые окрашены в зеленый цвет. Они содержат хлорофилл – зеленое вещество, благодаря которому листья растений имеют соответствующую зеленую окраску. Также в хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Сравниваем увиденное под микроскопом с рисунком 18.
Зарисовываем строение клетки листа элодеи.
Вывод
Все растения имеют зеленый цвет. Это обеспечивается благодаря содержанию в их клетках особых пластид – хлоропластов. Ярким подтверждением тому являются клетки листа элодеи, которые мы рассмотрели под микроскопом и сравнили с рисунком, поданным в учебнике. Как видим, в клетках листа элодеи содержится большое количество хлоропластов, которые участвуют в процессе фотосинтеза и содержат хлорофилл – зеленый пигмент.
Стр. 36. Моя лаборатория. Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника
Приготовим препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой переносим частицы мякоти плода. Кончиком иглы разделяем мякоть на клетки и накрываем покровным стеклом.
Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.
Все клетки плодов томата, рябины и шиповника имеют пластиды, которые имеют разную форму и цвет. Зеленые пластиды – это хлоропласты. Другого оттенка – хромопласты, которые и придают плодам определенный цвет – желтый, оранжевый, красный.
Зарисовываем строение клеток.
Сравниваем форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 18. Определяем, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотносим их с рисунками плодов.
№ 1 – это клетки плодов томата (хромопласты сложной формы);
№ 2 – это клетки плодов рябины (хромопласты вытянутой, заостренной и слегка изогнутой формы);
№ 3 – это клетки плодов шиповника (хромопласты овальной формы).
Сравниваем клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
Особенности | Плод томата | Плод рябины | Плод шиповника | Лист элодеи | Кожица лука |
---|---|---|---|---|---|
Пластиды | Есть, красного цвета (хромопласты). | Есть, красного цвета (хромопласты). | Есть, красного цвета (хромопласты). | Есть, зеленого цвета (хлоропласты). | Есть, бесцветные (лейкопласты). |
Ядро | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Вакуоль | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Цитоплазма | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Мембрана | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
7. Выводы
Для всех клеток растений характерно наличие мембраны, цитоплазмы, ядра, вакуолей и пластид. Пластиды имеют разную форму и окраску, как это можно увидеть в результате лабораторных исследований. Например, в клетках чешуи лука пластиды бесцветные – лейкопласты. В клетках листа элодеи пластиды зеленого цвета – хлоропласты, которые содержат зеленый пигмент – хлорофилл. А вот в клетках томата, шиповника и рябины они красного цвета – хромопласты.
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 2 Строение клетки
Стр. 14. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Потому что это оптический прибор, в котором для направления солнечного светового потока на исследуемый объект используется обычное увеличительное зеркало. Лучи света проходит через объект, который находится на предметном стекле, и попадают на систему линз объектива и окуляра, тем самым освещая исследуемый предмет.
№ 2. Что такое клетка?
Клетка – это элементарная структурно-функциональная единица строения и жизнедеятельности организмов, которая способна к самовоспроизведению и обладает собственным обменом веществ.
Стр. 17. Лабораторная работа. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
Рассматриваем на рисунке 6 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготавливаем предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой наносим 1—2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимаем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Кладем кусочек кожицы в каплю воды и расправляем кончиком иглы.
Накрываем кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассматриваем приготовленный препарат при малом увеличении. Отмечаем, какие части клетки мы видим.
Окрашиваем препарат раствором йода. Для этого наносим на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттягиваем лишний раствор.
Рассматриваем окрашенный препарат. Ядро, цитоплазма, вакуоли и оболочка клеток стали более выраженными и хорошо отличимыми.
Рассматриваем препарат при большом увеличении. Находим на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Находим вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисовываем 2—3 клетки кожицы лука. Обозначаем оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Вывод:
Под микроскопом мы рассмотрели кожицу лука. При малом увеличении мы могли видеть продолговатые клетки, которые плотно прилегают друг к другу. Мы видели оболочку клетки, которая защищает ее от внешнего воздействия, вакуоли и ядро. После окрашивания йодом все части клетки стали видны и различимы еще лучше. При большем увеличении мы могли рассмотреть прозрачную плотную оболочку клеток с тонкими участками – порами. Внутри каждой клетки мы увидели вязкое бесцветное вещество – цитоплазму (с органеллами), а также небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Во всех клетках имеются полости – вакуоли, в которых находится клеточный сок.
Стр. 18. Лабораторная работа. Пластиды в клетках листа элодеи.
Приготовим препарат клеток листа элодеи. Для этого отделяем лист от стебля, кладем его в каплю воды на предметное стекло и накрываем покровным стеклом.
Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках хлоропласты.
Зарисовываем строение клетки листа элодеи.
Вывод:
Зеленый цвет листу элодеи придают пластиды – хлоропласты, которые содержатся в его клетках. Также клетка листа элодеи содержит ядро, цитоплазму и вакуоли, которые защищены клеточной оболочкой.
Стр. 19. Вопросы после параграфа
№ 1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?
Для этого нужно:
Подготовить предметное стекло, предварительно тщательно протерев его чистой тканью или марлей;
Нанести на предметное стекло несколько капель воды;
Снять кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука с помощью препаровальной иглы;
Положить кусочек прозрачной кожицы лука в каплю воды на предметном стекле и расправить ее препаровальной иглой;
Накрыть кожицу сверху покровным стеклом.
№ 2. Какое строение имеет растительная клетка?
Растительная клетка состоит из оболочки, которая включает цитоплазматическую мембрану и клеточную стенку из целлюлозы, цитоплазмы с находящимися в ней вакуолями, митохондриями, хлоропластами и прочими органоидами, и ядра, состоящего из ядерной оболочки, сока, ядрышка и хроматина.
№ 3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?
Клеточный сок находится в вакуолях. В его состав входит раствор органических веществ и минеральных солей. Он богат ферментами, различными сахарами, солями, белками, минеральными кислотами и пигментами.
№ 4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?
Содержащиеся в пластидах и клеточном соке красящие вещества могут быть синего, фиолетового, малинового, желтого, багрового цвета. Именно они придают органам растений, чаще всего листьям, красную, желтую, зеленую или оранжевую окраску. Например, в клетках кожицы лука пластиды бесцветные и называются лейкопластами. А вот благодаря хлоропластам, которые содержат хлорофилл, растения окрашены в зеленый цвет.
Стр. 19. Задание
Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
Вывод:
Сравнив под микроскопом мякоть томата, шиповника, рябины и кожицу чешуи лука, я могу сказать, что во всех клетках этих образцов содержатся пластиды. Однако все они разные как по размеру, так и по цвету. Например, в клетках мякоти плодов пластиды содержат пигмент, который окрашивает их в красный цвет. А в клетках кожицы лука содержатся пластиды, которые не имеют цвета. Это лейкопласты.
Все клетки исследуемых образцов мякоти содержат клеточную стенку, цитоплазму, вакуоли с клеточным соком и ядро. Нужно отметить, что вакуоли в клетках кожицы лука большие и их меньше. А вот в клетках мякоти плодов вакуоли маленькие по размеру и их больше.
Источник