Толкование на Исаия 40:3
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исаия 40:3 / Ис 40:3
Иоанн Златоуст (
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему
Прежде он сказал о плене, потом показывает утешение и освобождение из плена. Всегда ли наказание согласно с виной? Разве не будет разрешен грех? Конечно, говорит, «разрешится грех».
«Глас вопиющего в пустыни». Это — благовестие в оставленной земле иудеев, после возвращения из плена. Но можно понимать эти слова и в ином смысле: «глас вопиющего в пустыни» — не только в пустынных странах, но также в пустынных, одиноких душах. Почему же он взывал к бесчувственным? Здесь показывается нам смелость проповедующего: тот, кто безбоязненно обвинял иудеев, начав с главнейших из них, в том, что руки полны крови пророков, тот не удерживался в обличениях, но свободно говорил: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3:7). Таким образом, голосом назван тот, кто был не только голосом, но также человеком и пророком, подобно тому, как и Слово Божие было не только бездушным словом, но живым Словом и совершенным человеком. Хорошо сказано: «в пустыне», так как города были исполнены зла, и он бежал туда, где не было зла, где были места, свободные от грехов. Если бы ты обратил внимание на плоды человеческой деятельности, то земля могла бы назваться пустынею.
Смотри на благоразумие и кротость: там не было ни войн, ни убийств, не было ни воровства, ни жадности, ни каких-либо иных грехов. Потому пророк и говорит: «во граде видех беззаконие… и беззаконие и труд посреде его» (Пс.54:10−11), а в ином месте: «Елики явил ми еси скорби многи и злы» (Пс.70:20). Сперва пророк доставляет некоторое свидетельство о том, что презирает все, что относится к этой жизни, — пустыню делает своим жилищем; потом описывает города и все, что находится в городах. Таковым был вначале и Адам; он не имел нужды в доме, в одежде и украшениях, которые употребляются нами, как знак будущей почести. Город часто бывает не так полезен для обитания, как совершенно безлюдная пустыня. Посмотрим же, что говорит пророк словами: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Пути не были утоптаны и гладки. Подобно тому, как во время прибытия в какой-либо город царя приготовляется, выравнивается и делается удобным путь для его шествия, хотя бы такой путь был непроходимым, неутоптанным, почти непосещаемым, зарос терновниками и колючками, так должно было делать и тогда. И он («глас вопиющего») пришел прежде затем, чтобы приготовить путь Христу. «Прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», т.е. приготовляйте Ему путь в неутоптанном и непроходимом месте. Удивительно то, что Он пришел в пустыню, где никакого не являлось пути добродетелей и мудрости. Волхвы, блудники, мытари, разбойники проповедовали здесь прежде; души их были совершенно лишены добродетелей и не устроены, не были склонны к исправлению нравов, не желали доблести, но были всегда проникнуты злобою. Итак, велика сила Царя, Который приготовил эту непроходимую и невозделанную пустыню, сделал путь царским.
Источник: Толкование на пророка Исаию.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Ст. 3−5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это
Путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, — словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом.
Источник: Аскетическая проповедь.
Ефрем Сирин (
Глас вопиющаго в пустыни
Здесь пророк говорит о Господе нашем и возвещает Его пришествие, как и Иоанн говорил: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень (Ин. 1:23), да воздастся Господу то поклонение, которого не воздавали Ему язычники, ибо ради этого пришел Господь во плоти.
Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.
Иероним Стридонский (
Ст. 3−5 Глас вопиющаго в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте в пустыне стези Бога нашего. Всякая долина возвысится, и всякая гора и холм понизится: и кривое будет прямым, а неровное путями гладкими. И откроется слава Господня, и увидит вся плоть в совокупности, что уста Господни изрекли
Помнящие этот глас книжники и фарисеи и начальники иудейские, когда услышали, что Иоанн в пустыне проповедует крещение покаяния и учит народ, послали спросить его, Христос ли он, или Илия, или Пророк. И когда он ответил, что он никто из них, то посланные опять спрашивают: Кто еси; да ответ дамы пославшим ны: что глаголеши, о тебе самом (Ин. 1:22)? И он ответил: Аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень: яко же рече Исаия пророк (Ин. 1:23).
Здесь должно обратить внимание на то, что прямые пути Господа и стези Бога нашего: наполнение долов и понижение гор и холмов, и выпрямление кривизн, и выравнивание неровностей и крутизна и слава Господа и спасение Бога нашего, проповедуются не в Иерусалиме, но в пустыне Церкви и в пустынном множестве язычников, о каковой пустыне выше мы читали: «радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет как лилия» (Ис. 35:1). Ибо она была лишена богопознания и держалась идолами приниженною по исповеданию, высокою по гордости, непроходимою и неприступною по дикости. Но после того как явилась слава Господня и всякая плоть увидела спасение Божие, все вдруг изменилось, и был приготовлен путь Господу, так что явилась в пустыне слава Божия, когда Господь крестился в Иордане, и небеса отверзлись, и Дух Святый в виде голубя сошел и пребыл на Нем, и слышан был глас Отца, с небес глаголющаго: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволил (Мф. 3:17): Того послушайте (Мф. 17:5). И всякая плоть увидела спасение Божие. Она потому называлась плотию, что прежде не имела Духа Святаго. О ней и Господь говорит: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Но та плоть, о которой Он же чрез Иоиля говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут (Иоил. 2:22), увидит спасение Божие.
Это не только в то время вопиял Иоанн, который, будучи предтечею и предшественником Слова Божия, справедливо называется гласом (Мф. 3:3), но и теперь в пустыне язычников возглашают учители церквей для того, чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах ваших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие.
Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.
А.П. Лопухин
Ст. 3−4 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими
Говорят о необходимых подготовительных условиях, предваряющих явление «славы Господней» — главного предмета утешительной речи.
Глас вопиющего в пустыне... Из ясных указаний Евангелия мы видим, что это пророчество прилагает к себе Иоанн Креститель, Предтеча Мессии, явившийся «уготовать пути Его» (Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23; Лк. 1:76; Мф. 11:10).
«Понимаемые же в общем смысле, данные слова содержат указание на ряд событий в политической, религиозной и умственной жизни древнего человечества, предварявших явление христианства и облегчавших распространение его в степи язычества (Ис. 35) по проложенным заранее стезям человеческой мысли и цивилизации» (Толк. на кн. пророка Исаии СПб. профес. II ч. 674 с.)
«Слово в пустыне евангелисты относят к предыдущим словам: «глас вопиющего в пустыне»; а пророк относит к последующим словам: «в пустыне очищайте путь Господа». В первом случае понимается дикая, страшная пустыня Иорданская близ Иерихона, простирающаяся к Мертвому морю, в которой обитал Иоанн Креститель и проповедовал покаяние.
В последнем случае под пустыней в духовном смысле разумеется народ иудейский, который по своему нравственному, религиозному состоянию тогда уподоблялся дикой невозделанной пустыне» (Еп. Петр, II, 14 с.).
Впрочем, многие берут это понятие еще шире, разумея под ним весь тогдашний мир, который, подобно безводной пустыне, жаждущей дождя, напряженно ожидал Искупителя, о чем пророк упоминал уже и раньше, когда говорил: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс» (Ис. 35:1).
Начиная со слов: «приготовьте путь ко Господу…» и кончая заключительными словами четвертого стиха: «и неровные пути сделаются гладкими» — идет так свойственный еврейской поэтической речи параллелизм мыслей, когда одна и та же мысль передается в нескольких параллельных образах, пример чего и имеем мы здесь в речи о «прямых путях», «об понижении гор и холмов», об «воспрямлении кривизны» и «углаждении неровностей». Самый образ взят, очевидно, от обычая древневосточных деспотов во время своих путешествий посылать вперед себя целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути. В переносном же, духовно-нравственном смысле, это требование, по толкованию блаженного Иеронима, означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие» (Твор. Блаженного Иеронима, ч. 8. Киев, 1882 г., с. 141).
Источник
17 января. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему
Аудио
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 1 — 8.
1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Мк. 1, 1–8)
Во времена первых христиан книги писались на свитках, а поэтому начало текста должно было четко указывать на содержание того или иного манускрипта. Евангелист Марк начинает свое повествование с надписания, которое указывает на содержании книги: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1).
Далее Апостол Марк начинает само повествование, и ведет его издалека – не с рождения Иисуса Христа и даже не с описания Иоанна Крестителя в пустыне. Он начинает Евангелие с видений древних пророков, другими словами, с глубокой древности.
Приведенная евангелистом Марком цитата из пророков многозначительна: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мк. 1, 2 ). Это слова из книги пророка Мала́хии ( Мал. 3, 1 ), которые звучат как угроза. Во времена Мала́хии священники плохо исполняли свои обязанности: приносили в жертву второсортных животных с физическими недостатками и смотрели на службу в храме как на скучную обязанность. Посланник Божий должен был очистить богослужение в храме, прежде чем на землю придет Помазанник Божий. Иными словами – исправить основу религиозной жизни перед пришествием Христа.
Далее евангелист приводит слова пророка Исаии : Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк. 1, 3). В прямом смысле речь шла о посланниках любого восточного правителя, которому предшествовали послы, провозглашая приход господина. Также их обязанностью было приготовление пути, по которому путешествовал царь и его свита. Они разбирали каменные завалы или, наоборот, засыпали дорожные ямы. В переносном, духовно-нравственном, смысле это требование, по толкованию блаженного Иеронима, означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие».
Именно после ветхозаветных пророчеств евангелист Марк описывает Иоанна Крестителя, который носил грубую одежду и жил в Иудейской пустыни на западном побережье Иордана, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Иудеи были знакомы с ритуальными омовениями. Они подробно описаны с 11-й по 15-ю главу книги Левит. Символические очищения водой составляли неотделимую часть иудейского обряда.
Когда язычник становился прозелитом, то есть обращался в иудейскую веру, он должен был пройти три ритуала. Во-первых, подвергнуться обре́занию; во-вторых, за него должна была быть принесена очистительная жертва; и в-третьих, он должен был принять крещение, что символизировало очищение его от всякой скверны прошлой жизни. Совершенно естественно поэтому, что крещение не было просто окроплением, а погружением всего человека в воду.
Иоанн же предлагал крещение всем иудеям, а не только уверовавшим язычникам. Призыв Иоанна Предтечи говорил о том, что быть иудеем по происхождению еще не значит быть членом избранного Богом народа; иудей может оказаться как раз в том же положении, что и язычник; Богу нужен не иудейский образ жизни, а жизнь, исполненная рассуждения и покаяния.
О том, что есть «покаяние», святитель Игнатий Брянчанинов лаконично говорит, что это: «значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои [. ] и уже более не возвращаться к ним». В греческом тексте употребляется слово «μετάνοια» [метанойя], которое переводится как покаяние. Но точное значение этого слова имеет более глубокий смысл – перемена ума, переосмысление. Иоанн Креститель требовал от приходящих к нему людей не извинений Богу за совершенные поступки, а реальное осмысление своей прежней жизни и изменение ее качества.
Для нас, дорогие братья и сестры, и сегодня актуально звучит проповедь Предтечи. Мы так же призваны исправлять свою жизнь покаянием, замещая наши грехи и страсти благими мыслями и добрыми делами. Помогай нам в этом Господь.
Источник