Приготовьте три одинаковых стакана

Чистые вещества и смеси. Разработка урока, презентация, дополнительные материалы

Выбранный для просмотра документ Бабич Е.И. Чистые в-ва и смеси.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чистые вещества и смеси Химия, 8 класс

Цели урока Что такое чистые вещества? Что такое смеси? Каковы свойства и виды смесей? В чём заключается сущность образования смеси? В чём заключается сущность разделения смеси?

Заявка на оценку: «5» — 25 и более «4» — 20 – 24 балл «3» — 15 – 19 баллов

Определение понятий Чистое вещество – вещество, образованное только одинаковыми частицами, обладают постоянными свойствами. Смесь – продукт смешения, механического соединения веществ, на вступающими в химическую реакцию Гетерогенные смеси – смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь. Гомогенные смеси — смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

Сравнительная характеристика чистого вещества и смеси Признаки Чистое вещество Смесь Состав Постоянные Меняется Количество веществ Одно и то же Различные, 2 и более Физические свойства Постоянные Зависят от состава и соотношения частей Свойства компонентов сохраняются

Примеры чистых веществ

Способы разделения смесей Способ разделения Вид смеси Свойства компонентов Пример смеси Фильтрование Гетерогенные Жидкость + твердое нерастворимые в-ва 2 – варенье 8 — дым Выпаривание Гомогенные Жидкость +твёрдое растворимое в-во 3 — чай Перегонка Гомогенные Жидкости, газы с разной Т. кип. 5 – нефть 10 — воздух Отстаивание Гетерогенные Жидкости с разной плотностью. Жидкость + твёрдое нерастворимое в-во. Твердые вещества, одно из которых растворимо 1- молоко,

Отстаивание Твердые нерастворимые вещества разной плотности. Твердые вещества, одно из которых растворимо. Жидкости с разной плотностью. Железные и древесные опилки. Соль и опилки. Вода и масло.

Заключение Что такое чистые вещества? Что такое смеси? Каковы свойства и виды смесей? В чём заключается сущность образования смеси? В чём заключается сущность разделения смеси?

Итог Заявка на оценку: «5» — 25 и более «4» — 20 – 24 балл «3» — 15 – 19 баллов

Домашнее задание 1. Прочитать параграф, выучить определения, ответить на вопросы после параграфа. 2. Используя дополнительны источники информации, кратко охарактеризовать метод разделения смеси – центрифугирование. 3. Провести «Домашний эксперимент»

Выбранный для просмотра документ Бабич Е.И. Чистые вещества и смеси.docx

Химия, 8 класс

Чистые вещества и смеси

Усвоение новых понятий:

Применение опорных понятий:

Формулировать вопросы понятия и вопросы-суждения

Отвечать на вопросы-понятия и вопросы-суждения

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения через философскую категорию «количество-качество»

Карточки с заданиями

Заявка на оценку:

«3» — 15 – 19 баллов

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Вступительное слово учителя:

Любое вещество обладает строго определёнными свойствами, отличающими его от других веществ. Но жизненный опыт часто противоречит этому: столовый уксус отличается от яблочного, а сахар, полученный из свёклы, от сахара тростникового. Дело в том ,что нас окружают не чистые вещества, а смеси

Запишите тему урока: Чистые вещества и смеси.

1.3. Определение учебных целей: Сформулируйте цели урока в виде вопросов – понятий по карточке №

2. Сообщает заявку на оценку

По 1 баллу тем, кто сформулировал вопрос

Слушают. Личностные УУД: восприятие речи учителя.

Что такое чистые вещества?

Что такое смеси?

Каковы свойства и виды смесей?

В чём заключается сущность образования смеси?

В чём заключается сущность разделения смеси?

2. Изучение нового материала

Итак, в природе чистое вещество практически никогда не встречается. Любое, даже самое чистое вещество имеет примеси.

Индивидуальный труд. Прочитайте текст «Чисты вещества и смеси», выполните задания в карточке:

1. Сформулируйте определения понятий: чистое вещество, смесь, гомогенные смеси, гетерогенные смеси.

2. Сравните чистое вещество и смеси по признакам — состав, количество веществ, физические свойства

3. Составьте схему деления смесей по размеру частиц.

4.Разделите смеси на группы:1) молоко, 2) варенье, 3) чай, 4) гранит, 5) нефть, 6) мыло, 7) кисель, 8) дым, 9) туман, 10) воздух

1 группа. Понятие «Чистое вещество», таблица «Сравнительная характеристика чистого вещества и смеси», один вопрос суждение.

2 группа. Понятие «Смесь», схема «Смеси по размеру частиц», один вопрос суждение

3 группа. Понятие «Гомогенные смеси», выделение гомогенных смесей из списка, один вопрос суждение.

4 группа. Понятие «Гетерогенные смеси», выделение гетерогенных смесей из списка, один вопрос суждение.

3. Коллективный труд. Выступление от групп

Проверка ответов по слайдам презентации.

Дополнительный материал. Слайд-шоу «Примеры чистых веществ», «Примеры смесей»

2 балла за каждое определение

(1 балл за неполное определение)

По 1 баллу за каждую ячейку.

2 балла за схему

(0,5 балла за каждую смесь, правильно соотнесенную с понятием)

По 1 баллу выступающим за каждый ответ

По 2 балла за вопрос-суждение

1. Чистое вещество – вещество образованное только одинаковыми частицами, обладают постоянными свойствами.

Читайте также:  Свежий щавель что приготовить

Смесь – продукт смешения, механического соединения веществ, на вступающими в химическую реакцию

Гетерогенные смеси – смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Гомогенные смеси — смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

2. Сравнительная характеристика чистого вещества и смеси.

Различные, 2 и более

Зависят от состава и соотношения частей

Свойства компонентов сохраняются

Смеси (по размеру частиц)

3, 5, 6, 7, 10 1, 2, 4, 8, 9

— Каким образом различаются чистые вещества и смеси?

-Каким образом различаются гомогенные и гетерогенные смеси?

— Как доказать, что молоко относится к гетерогенным смесям?

— Как доказать что нефть является гомогенной смесью?

— В каком случае смесь является гомогенной?

— Почему туман относится к гетерогенным смесям?

Способы разделения смесей

Мы выяснили, что нас окружают смеси. А в технике, химическом производстве, медицине, фармацевтике требуются чистые вещества.

Каким образом чистое вещество можно получить из смеси?

1. Индивидуальный труд. Что бы ответить на этот вопрос, изучим текст «Разделение смесей» и рисунок.

Заполнить таблицу «Способы разделения смесей»

1 группа. «Фильтрование».

2 группа «Выпаривание».

3 группа «Перегонка».

4 группа «Отстаивание».

1 балл за каждую ячейку.

1 балл выступающему.

«Способы разделения смесей»

Жидкость + тв. Нерастворимые.

Жидкость +тв. Растворимое в-во

Жидкости с разной Т. кип.

Жидкости, жид+тв Нераст. Разная плотность веществ. Твердые вещества, одно из которых растворимо

Ответ на вопрос-суждение: Чистое вещество можно получить из смеси путем разделения разными способами в зависимости от свойств компонентов смеси.

Чем объяснить, что для разных смесей используют разные способы разделения?

Объяснить то, что для разных смесей используют разные способы разделения, можно разными свойствами компонентов разных смесей.

Вспомним цели урока.

Достигли мы этих целей? Сможем теперь ответить на поставленные вопросы?

По 2 балла за ответ.

Что такое чистые вещества?

Что такое смеси?

Каковы свойства и виды смесей?

В чём заключается сущность образования смеси?

В чём заключается сущность разделения смеси?

Да. Проговаривают определения понятий.

Свойства смесей зависят от свойств компонентов, образующих эту смесь и их соотношения.

Смеси бывают гомогенные и гетерогенные.

Сущность образования смеси заключается в смешении, механическом соединении веществ, на вступающими в химическую реакцию

Сущность разделения смеси заключается в выделении ее компонентов фильтрованием, перегонкой, отстаиванием, выпариванием. Способ разделения выбирается в зависимости от свойств компонентов смеси.

Подсчитайте свои баллы, сравните с заявкой на оценку.

1. Прочитать параграф, выучить определения, ответить на вопросы после параграфа.

2. Используя дополнительны источники информации, кратко охарактеризовать метод разделения смеси – центрифугирование.

3. Провести «Домашний эксперимент»

— Приготовить три одинаковых стакана.

— В один налейте холодную воду и поставьте на 30 минут в холодильник.

— Вынув стакан с водой из холодильника, налейте в два других холодную и теплую водопроводную воду.

— С помощью часов отмечайте время появления пузырьков на стеках стаканов.

— Сделайте вывод из эксперимента в форме умозаключения.

Выбранный для просмотра документ Домашнее задание.docx

1. Прочитать параграф, выучить определения, ответить на вопросы после параграфа.

2. Используя дополнительны источники информации, кратко охарактеризовать метод разделения смеси – центрифугирование.

3. Провести «Домашний эксперимент»

— Приготовить три одинаковых стакана.

— В один налейте холодную воду и поставьте на 30 минут в холодильник.

— Вынув стакан с водой из холодильника, налейте в два других холодную и теплую водопроводную воду.

— С помощью часов отмечайте время появления пузырьков на стеках стаканов.

— Сделайте вывод из эксперимента в форме умозаключения.

Выбранный для просмотра документ Задания.docx

Прочитайте текст «Чисты вещества и смеси», выполните задания в карточке:

Бытовые представления о чистоте вещества очень часто расходятся с научной точкой зрения. Например, мы говорим: «Сегодня в море очень чистая вода», рассматривая морских обитателей через слой прозрачной воды. Однако в этой воде растворено много разных веществ, в чём легко убедиться, выпарив морскую воду.

В науке чистыми называют вещества, образованные только одинаковыми частицами, которыми могут быть атомы, молекулы, ионы. Такие вещества обладают постоянными свойствами: плавятся и кипят при одной и той же (для данного вещества) температуре, имеют одну и ту же плотность и т.д.

В природе чистые вещества никогда не встречаются. Любое, даже самое чистое вещество обязательно содержит в себе примеси других веществ.

Смеси можно разделить на две большие группы. Первую группу образуют смеси, в которых невозможно даже с помощью очень сильного микроскопа различить их составные части. Такие смеси называют гомогенными. К ним относят морскую воду, воздух.

В смесях второй группы составные части можно рассмотреть. В одних случаях компоненты различимы невооружённым глазом (гранит, смесь для борьбы с гололёдом на дорогах), в других (молоко, тушь) — с помощью увеличительных приборов. Такие смеси называют гетерогенными.

Читайте также:  Панкреатит диета что можно приготовить

Существенное отличие смесей от чистых веществ состоит в том, что их свойства зависят от состава смесей: солёная морская вода замерзает при более низкой температуре, чем чистая (дистиллированная) вода. При этом каждый из компонентов смеси сохраняет в ней свои свойства.

1. Сформулируйте определения понятий: чистое вещество, смесь, гомогенные смеси, гетерогенные смеси.

2. Сравните чистое вещество и смеси по признакам — состав, количество веществ, физические свойства

3. Составьте схему деления смесей по размеру частиц.

4. Разделите смеси на группы:1) молоко, 2) варенье, 3) чай, 4) гранит, 5) нефть, 6) мыло, 7) кисель, 8) дым, 9) туман, 10) воздух

1. Изучите текст «Разделение смесей» и рисунок.

В любой смеси её компоненты сохраняют свои свойства. Это позволяет выделять из смесей чистые вещества. Для разделения смесей используют следующие основные методы.

Фильтрование используется для разделения гетерогенных смесей жидкостей с крупными частицами твёрдых веществ.

Выпаривание используется для разделения гомогенных смесей жидкостей с твёрдыми веществами.

Перегонка используется для разделения гомогенных смесей жидкостей с разными температурами кипения

Последовательность действий при разделении смесей базируется на знании свойств отдельных компонентов и зависит от поставленной цели.

Нефть — это гомогенная смесь жидких веществ с разной температурой кипения, в которой растворены твёрдые вещества. На нефтеперерабатывающих заводах нефть нагревают, затем она попадает в специальные аппараты — ректификационные колонны. Они устроены так, что на разной высоте поддерживается разная температура: чем выше, тем холоднее. В результате вещества распределяются по высоте колонны в соответствии с их температурами кипения. Так в промышленности получают бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, мазут, парафин, гудрон.

На рисунках приведены примеры выделения веществ из неоднородных смесей способом отстаивания .

Приведите примеры для каждого из случаев.

2. Заполнить таблицу «Способы разделения смесей»

Источник

Домашний эксперимент

8-й класс. Базовый курс

1. Тепловые явления

  • Внутренняя энергия

Сделайте около 50 интенсивных ударов молотком по ненужному железному предмету. Проверьте на ощупь изменение температуры металла и молотка. Объясните явление.

Положите монету на кусок деревянной доски и энергично потрите ее, прижимая к поверхности, в течение нескольких минут. На ощупь проверьте, как изменилась температура монеты. Объясните результат.

  • Способы изменения внутренней энергии тела

Возьмите новый полиэтиленовый пакет, убедитесь в отсутствии в нем дырок. Ополосните пакет внутри теплой водой так, чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул. В воздухе появится туман. Объясните наблюдаемое явление.

Измерьте домашним термометром температуру воды, налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его, после чего вновь измерьте температуру. Чтобы исключить передачу тепла от рук, наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце. Какой способ изменения внутренней энергии вы использовали? Поясните.

Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом, приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру. Удерживая резину пальцами руки, несколько раз энергично растяните и в растянутом виде снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре и причинах, вызвавших изменение.

  • Теплопроводность

Оберните толстый гвоздь или металлический стержень полоской бумаги в один слой. Подержите над пламенем свечи до момента возгорания, засеките время. Объясните, почему бумага загорелась не сразу.

Подберите ложки из разных материалов (алюминиевую, мельхиоровую, стальную, деревянную и т.д.). Опустите их наполовину в сосуд с горячей водой. Через 1–2 мин проверьте, одинаково ли нагрелись их ручки. Проанализируйте результат.

Приготовьте в морозилке лед. Сложите его в целлофановый пакет и оберните пуховым платком или обложите ватой. Можно дополнительно завернуть в шубу. Оставьте этот сверток на 5–7 ч, затем проверьте сохранность льда. Объясните наблюдаемое состояние. Предложите дома способ сохранения замороженных продуктов при размораживании холодильника.

Используйте свои руки как термодатчики – обследуйте окружающие вас предметы. Найдите самые холодные на ощупь, сделайте вывод об их теплопроводности. По своим ощущениям составьте список веществ, обладающих разной теплопроводностью, от самой хорошей до самой плохой.

Вскипятите воду в бумажной коробочке (см. рисунок). При выполнении эксперимента соблюдайте осторожность. Проводите эксперимент только с разрешения родителей.

Приготовьте три одинаковых кусочка льда, один из них заверните в фольгу, второй – в бумагу, третий – в вату и оставьте на блюдцах в комнате. Определите время полного таяния. Объясните разницу.

Проведите исследование конвекционных потоков в одной из комнат своей квартиры. В качестве индикаторов воздушных потоков используйте горящую свечу. Нарисуйте схему движения потоков. Дополните исследование измерением температуры. Если центральное отопление не работает, проведите исследования на кухне до и во время работы газовой плиты.

Пронаблюдайте конвекцию в холодной и горячей воде, используя в качестве красителя кристаллы марганцовки, каплю зеленки или любые другие красящие вещества. Сравните характер и скорость конвекции и сделайте выводы.

Используя заранее приготовленный в холодильнике лед, металлическую кружку или маленькую кастрюльку с крышкой (вместо крышки можно использовать блюдце или тарелку), выясните, как быстрее остудить горячую воду в сосуде: ставя его на лед или положив лед на крышку? Лучше проводить опыт с двумя одинаковыми сосудами, если же их нет, фиксируйте остывание через одинаковые интервалы времени.

Из фольги изготовьте турбину или спираль. Строго определите центр тяжести, для этого добейтесь равновесия заготовки на иголке. Подвесьте за центр турбину на проволоке так, чтобы она могла вращаться. В подвешенном состоянии держите турбину или спираль над пламенем свечи, горящей лампочкой или газовой горелкой, соблюдая осторожность. Добейтесь вращения, объясните причины наблюдаемого явления.

  • Излучение
Читайте также:  Как приготовить курицу с картофелем рецепты

Используя настольную лампу и комнатный термометр, измеряйте температуру под лучами лампы в различных точках, постепенно приближаясь к ней. Время измерения должно быть одинаковым, например, 5–10 мин. Постройте график зависимости температуры от расстояния, сделайте вывод.

Проверьте поглощающую способность веществ. Положите термометр под лист белой бумаги или ткани и пронаблюдайте в течение определенного времени за изменением температуры, затем замените белый лист на черный и проделайте то же самое. Проанализируйте результаты и объясните наблюдаемое.

Найдите дома две одинаковые белые чашки, одну снаружи покрасьте гуашью или акварелью в черный цвет. Налейте в каждую одинаковое количество горячей воды и проверьте, в какой из них вода остынет быстрее. При наличии термометра результаты подтвердите измерением температуры, укажите время и примерный объем воды.

В холодильнике заранее приготовьте в форме кусочки льда. Выньте один кусок и дайте ему слегка оттаять, чтобы на поверхности образовалась водяная пленка. Теперь достаньте еще один кусок льда – сухой, и быстро, одновременно и ненадолго, приложите оба куска ко лбу или другому чувствительному участку кожи. Какой из них покажется холоднее? Дайте объяснение, подтверждая его данными из таблицы удельных теплоемкостей веществ в учебнике.

  • Изменение агрегатных состояний вещества

В соломинку для коктейлей налейте воду, заткнув отверстия с двух сторон пластилином; измерьте длину получившегося водяного столба. Положите соломинку в морозилку на 1–2 ч до полного замерзания воды. Затем измерьте длину ледяного столба и рассчитайте в процентах увеличение объема воды при замерзании.

Заготовьте побольше кубиков льда, добавьте в них поваренную соль (1/6 объема), смешайте и тем самым получите сильно охлаждающую смесь (до –20 °С). Эту смесь в тонкостенной посуде опустите в более широкую, где налито немного холодной воды. Через несколько минут на узком стакане образуется ледяное кольцо. Можно заменить лед в два раза большим количеством снега. Дайте объяснения этому факту.

Поставьте в морозилку холодильника кастрюлю с водой. Через каждые полчаса проверяйте, как идет процесс замерзания, опишите его, сопроводив схематическими рисунками. Повторите тот же опыт с небольшим количеством молока, соответственно чаще проводя проверку. Сравните процессы замерзания воды и молока.

Смочите небольшую ватку одеколоном, спиртом или даже водой комнатной температуры и оберните ею шарик бытового термометра. Интенсивно подуйте на него или осторожно помашите термометром. Проследите за показаниями прибора, почему они изменились? При наличии эфира можно получить даже отрицательную температуру.

Для доказательства расширения воздуха и воды изготовьте простой прибор из пластиковой бутылки, соломинки для коктейлей и пластилина в качестве герметика. А) бутылка наполнена частично – расширение газа при нагревании руками; б) бутылка налита полностью – расширение воды при нагреве под струей горячей воды. Проведите наблюдения и объясните результаты.

Взяв стальную вязальную спицу, пропустите ее через пробку (пенопласт, кусок моркови), в которую воткнуты две булавки, насадите на концы по морковке. Уравновесьте всю конструкцию на перевернутом вверх дном стакане. Добившись строгого равновесия, по одну сторону начните нагревать спицу в огне свечи. Как изменилось равновесие? Чем это можно объяснить?

2. Электрические явления

Внимание! Для успешного проведения опытов воздух в помещении должен быть сухим.

Обследуйте свою квартиру и найдите материалы, наиболее хорошо электризуемые трением. Проверьте расчески, оргстекло, надувные шары, пустые пластиковые бутылки, целлофановые пленки, пакеты, медицинскую клеенку и т.д. Степень наэлектризованности можно проверить с помощью папиросной бумаги или салфетки, нарезанной на мелкие полоски. Проведите дополнительную электризацию в темноте и составьте отчет о результатах.

С куском оргстекла (линейкой) попробуйте устроить небольшой электрический «театр»: натрите его сверху бумагой, а пляшущими под стеклом «актерами» могут быть мелкие кусочки бумаги или ваты.

Поднесите хорошо наэлектризованную расческу к очень тонкой струйке воды из крана. Объясните наблюдаемое искривление струйки.

  • Два рода зарядов
  • Проводники и непроводники электричества

  • Электрическое поле

  • Виды соединения проводников

Обследуйте квартиру и выясните, где находятся распределительные коробки электропроводки. Зарисуйте предположительную монтажную и электрическую схемы электропроводки. Выясните тип предохранителей. Желательны участие и помощь родителей.

Источник

Оцените статью