- Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
- Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
- ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §40. Гласные в приставках пре- и при-. Упражнение №209
- Решение
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
- Гласные в приставках пре- и при- (окончание)
- Копейкин
- Самое важное
- 32. Гласные в приставках пре- и при-
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
Май 20
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
254. В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? Запишите эти слова, обозначая орфограмму. Какая приставка пишется в остальных словах? Найдите в рамках (см. с. 124) эти слова и перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: приготовить (н. з.‚ т. е. неясное значение).
Какими способами образованы выделенные слова?
Пр и мчаться‚ пр и цепить‚ |Пр и обрёл‚ пр и готовили‚
пр и влечь‚ пр и волжский‚ |пр е вращаются‚
пр е огромный‚ |пр и годились‚ пр е кратили‚
пр и тронуться‚ пр и ладить‚ |пр и смотримся‚ пр и глашаю‚
пр е увеличить‚ пр и седание‚|пр и выкаю‚ пр е образовали‚
пр и вскочить, пр и амурский‚|пр е одолеют.
пр е интересный.
Легко определить значение приставки в левой колонке:
Пр и мчаться (приближ.)‚ пр и цепить (присоед.)‚
пр и влечь (присоед.)‚ пр и волжский (близость к чему-л.)‚
пр е огромный (= очень)‚ пр и тронуться (неполное действие)‚
пр и ладить (присоед.)‚ пр е увеличить (= очень)‚
пр и седание (неполное действие)‚
пр и вскочить (неполное действие),
пр и амурский (близость к чему-л.)‚
пр е интересный (= очень).
Пр и обрёл (н. з.)‚
пр и готовили (доведение действия до конца)‚
пр е вращаются (н. з.)‚ пр и годились (н. з.)‚
пр е кратили (доведение действия до конца)‚
пр и смотримся (доведение действия до конца)‚
пр и глашаю (н. з.)‚
пр и выкаю (доведение действия до конца)‚
пр е образовали (доведение действия до конца)‚
пр е одолеют (доведение действия до конца).
Источник
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §40. Гласные в приставках пре- и при-. Упражнение №209
В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? Запишите эти слова, обозначая орфограмму. Какая приставка пишется в остальных словах? Найдите в рамках (см. с. 115 ) эти слова и перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: пр и готовить (н. з.‚ т. е. неясное значение). Какими способами образованы выделенные слова?
Первая колонка:
Пр..мчаться‚ пр..цепить‚
пр..влечь‚ пр..волжский‚
пр..интересный.
Вторая колонка:
Пр..обрёл‚ пр..готовили‚
пр..вращаются‚
пр..годились‚ пр..кратили‚
пр..смотримся‚ пр..глашаю‚
пр..выкаю‚ пр..образовали‚
пр..одолеют.
Решение
В первой колонке (легко определить значение): примчаться (приближение), прицепить (присоединение), привлечь (присоединение), приволжский (близость), преогромный (очень), притронуться (неполное действие), приладить (присоединение), преувеличить (очень), приседание (неполное действие), привскочить (неполное действие), приамурский (близость), преинтересный (очень).
Во второй колонке (неясное значение): приобрёл, приготовили, превращаются, пригодились, прекратили, присмотримся, приглашаю, привыкаю, преобразовали, преодолеют.
Приволжский — Волга (прист.−суф.),
преинтересный — интересный (прист.).
Источник
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 254, с. 125
254. В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? Запишите эти слова, обозначая орфограмму. Какая приставка пишется в остальных словах? Найдите в рамках (см. с. 124) эти слова и перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: приготовить (н. з.‚ т. е. неясное значение).
Какими способами образованы выделенные слова?
Пр и мчаться‚ пр и цепить‚ Пр и обрёл‚ пр и готовили‚
пр и влечь‚ пр и волжский‚ пр е вращаются‚
пр е огромный‚ пр и годились‚ пр е кратили‚
пр и тронуться‚ пр и ладить‚ пр и смотримся‚ пр и глашаю‚
пр е увеличить‚ пр и седание‚ пр и выкаю‚ пр е образовали‚
пр и вскочить, пр и амурский‚ пр е одолеют.
пр е интересный.
Легко определить значение приставки в левой колонке:
Пр и мчаться (приближ.)‚ пр и цепить (присоед.)‚
пр и влечь (присоед.)‚ пр и волжский (близость к чему-л.)‚
пр е огромный (= очень)‚ пр и тронуться (неполное действие)‚
пр и ладить (присоед.)‚ пр е увеличить (= очень)‚
пр и седание (неполное действие)‚
пр и вскочить (неполное действие),
пр и амурский (близость к чему-л.)‚
пр е интересный (= очень).
Пр и обрёл (н. з.)‚
пр и готовили (доведение действия до конца)‚
пр е вращаются (н. з.)‚ пр и годились (н. з.)‚
пр е кратили (доведение действия до конца)‚
пр и смотримся (доведение действия до конца)‚
пр и глашаю (н. з.)‚
пр и выкаю (доведение действия до конца)‚
пр е образовали (доведение действия до конца)‚
пр е одолеют (доведение действия до конца).
Источник
Гласные в приставках пре- и при- (окончание)
Копейкин
Алексей пр и шёл из школы.
Он теперь пр и думал так:
— Если выучу гл а голы,
Сам себе д а ю пятак.
Если выучу пр и ставки,
Я потребую пр и бавки.
Нельзя определить значение приставки в слове придумал.
В первой колонке (легко определить значение): пр и мчаться (приближение), пр и цепить (присоединение), пр и влечь (присоединение), пр и волжский (близость), пр е огромный (очень), пр и тронуться (неполное действие), пр и ладить (присоединение), пр е увеличить (очень), пр и седание (неполное действие), пр и вскочить (неполное действие), пр и амурский (близость), пр е интересный (очень).
Во второй колонке (неясное значение): пр и обрёл, пр и готовили, пр е вращаются, пр и годились, пр е кратили, пр и смотримся, пр и глашаю, пр и выкаю, пр е образовали, пр е одолеют.
Пр и глядеться, пр и способить, пр и сутствовать, пр е рекаться, пр и знать, пр е небрегать, пр и помнить, пр и мерять, пр и целиться, пр и мирять.
Самое важное
I. (Что делает?) удаётся.
Н. ф. — удаваться.
II. Пост. — несов. в., неперех., возврат., I . спр.; непост. — изъявит, накл., наст, вр., 3-е л., ед., ч.
III. Всё (что делает?)
I. (Какие?) нужные.
Н. ф. — нужный.
II. Пост. — качеств.; непост. — в полн. ф., им. п., мн. ч.
III. Слова (какие?)
[й’] — согл., зв., мягк.
[и] — гл., безуд.
[щ] — согл., зв., тв.
[о́] — гл., уд.
Источник
32. Гласные в приставках пре- и при-
В приставках пре- и при- гласные в безударном положении произносятся одинаково. Рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос: от каких условий зависит выбор букв е и и в данных приставках?
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-).
Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).
Привинтить (присоед.). Прескверный (= очень). Преграда (перегородить).
Образец рассуждения. Пр..скакать — это слово обозначает «приближение», поэтому в приставке нужно писать букву и; прелюбопытный — слово обозначает «очень любопытный», поэтому в приставке нужно писать букву е.
154. Определите, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких — е. Перепишите слова (в строчку), обозначая условия выбора данной орфограммы. На какое значение приставок при- и пре- нет примеров? Запишите по 2—3 своих примера.
при́был прибы́ть прибыла́ |
155. В левый столбик выпишите слова с приставкой при-, а в правый — с приставкой пре-. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. • Какие из глаголов движения показывают, что человек движется с трудом? • Какие из выделенных слов образованы приставочным, а какие — приставочно-суффиксальным способом?
Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..седать, пр..колоть, пр..ломить, пр..йти, пр..брежный, пр..бежать, пр..ползти, пр..касаться, пр..клеить, пр..гореть, пр..дорожный, пр..морским, пр..обрести, пр..ехать, пр..ковылять, пр..л..гать (усилия), пр..тащиться, пр..б..рать (в комнате), пр..р..стать, пр..скакать, пр..увеличить, пр..неприятный, пр..терпевать.
156. Запишите в скобках рядом с выделенными глаголами однокоренные глаголы с приставкой при- по образцу: щека распухла (припухла). Что обозначают эти глаголы? • Распространите любые 2—3 нераспространённых предложения. Какие члены предложения вы для этого использовали?
1. Нож затупился. 2. Ветку согнули. 3. Откройте дверь. 4. Шофёр затормозил. 5. Мотоциклист заглушил 3 мотор. 6. Витя, ты затворил дверь? 7. Малыш затих.
157. Здесь приведены объяснения лексических значений нескольких слов из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Какие это слова? Какую приставку надо в них писать и почему? • В разговорном или научном стиле употребляется последнее из записанных слов?
1. Лечь 3 ненадолго. 2. Сесть на краешек стула. 3. Встать наполовину, не во весь рост. 4. Временно остановиться. 5. Умолкнуть на время. 6. Немного ободрить. 7. Слегка поднять. 8. Заболеть несильно, ненадолго.
158. Запишите рядом с данными глаголами однокоренные с -ся на конце.
Образец: притягивать — притягиваться.
• К глаголу придвинуть подберите антоним.
1. Пр..двинуть, пр..мчать, пр..жать, пр..землить, пр..близить, пр..соединить. 2. Пр..ободрить, пр..остановить, пр..поднять.
159. Прочитайте. Почему стихотворение так названо? Спишите. В каком слове нельзя определить значение приставки?
Алексей пр..шёл из школы.
Он теперь пр..думал так:
— Если выучу гл..голы,
Сам себе д..ю пятак.
Если выучу пр..ставки,
Я потребую пр..бавки.
Есть много слов, в которых значение приставок при- и пре- определить очень трудно, например: приготовить, преодолеть (см. также слова в рамках).
Правописание таких слов надо узнавать по словарю или запоминать.
160. В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? Перепишите эти слова, обозначая изучаемую орфограмму. Потом по списку в рамке узнайте, с какой приставкой пишутся остальные слова, и тоже перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: приготовить (н. з.), т. е. неясное значение. • Какими способами образованы выделенные слова?
161. В каких из данных слов с неясным значением приставки пишется и, а в каких — е? Запишите эти слова, обозначив орфограмму «Гласные в приставках пре- и при-». • Правильно ли будет сказать так: «В толпе я сразу признал товарища»?
Пр..глядеться, пр..способить, пр..сутствовать, пр..рекаться, пр..знать, пр..учиться, пр..небрегать, пр..помнить, пр..мерять, пр..целиться, пр..мирять.
Есть в нашем языке слова, в которых при- и пре- не являются приставками, а составляют часть корня. Несколько таких слов приведено в рамках. Когда-то и у них выделялась приставка при- или пре-. Об этом говорит их этимология (происхождение). Но потом приставки «приросли» к корню и сейчас не выделяются. Состав этих слов стал проще.
привет пример природа причина приключение прилежный приятный |
162. Составьте и запишите словосочетания со словами из рамок. • Подберите однокоренные прилагательные к существительным из рамки; обозначьте в них суффикс, с помощью которого они образованы.
препятствие презирать |
163. Какое качество особенно ценит в человеке известный авиаконструктор С. А. Лавочкин? Перепишите его обращение к молодёжи. Назовите виды вставленных орфограмм в корне слова. Обозначьте приставки в словах во втором абзаце.
Ч..ловек не может выб..рать себе наружность, но зато он имеет возможность выбрать более важн..ю вещь — характер. Мы мож..м сделать себя такими, какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся 3 лучше, чем слабохарактерным.
С детства пр..учайте себя (не)отступать перед трудностями, (до)водить дело (до)конца, это в..идёт в пр..вычку, и, когда вырастете, у вас буд..т великолепное качество — настойчивость.
притворить (дверь) претворить (мечту в жизнь) |
164. Прочитайте. Как объяснил М. М. Пришвин, почему он работает с черновиками? Спишите. В каких словах есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-»? • Обозначьте состав выделенного слова. Как оно образовано?
— Вы, наверно, прямо на машинк.. пиш..те, без черновиков? — спр..сил я у Михаила Михайловича Пришвина.
— Да нет, так не получае(т,ть)ся. Я пробовал, но не выход..т. Почему-то (не)пр..ходят сразу нужные 3 слова, пр..ходи(т,ть)ся несколько раз переписывать, прежде чем найдёш(?) их,— ответил Пришвин.
165. Диктант. Обозначьте приставки пре- и при-. Подчеркните словосочетания «глагол + существительное».
Пр..смотреться к работе, пр..готовиться к тренировке, пр..думать комплекс упражнений, пр..обрести спортивный к..стюм, пр..сутствовать на состязаниях, пр..одолеть пр..пятствие, пр..ветствовать победителя, пр..красный пр..мер для подр..жания, пр..зирать опас(?)ность, пр..гласить на пр..школьный участок, пр..мерное пов..дение, пр..чина пор..жения, вел..колепный фотоа..парат, вполне пр..годный.
состязание
подражать поражение |
166. Выборочное изложение. В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин дважды описывает обитель главного героя (см. «Литература. 6 класс»). Найдите эти описания. Составьте план изложения двух отрывков от третьего лица. Подумайте, как вы начнёте и закончите изложение, как свяжете две его основные части.
Источник