- Прочитайте как приготовить щи выпишите имена существительные разберите их по составу ответы
- Как написать хороший ответ?
- № 2. Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные через запятую, разберите их по составу(приставка, корень, суффикс и окончание). Чищу овощи для щей.
- Ответы
- Дидактический материал по русскому языку. 4 класс
Прочитайте как приготовить щи выпишите имена существительные разберите их по составу ответы
Вопрос по русскому языку:
Чищу овощи для щей.сколько нужно овощей три картошки, две морковки, луку полторы головки, подчеркни проверяемые орфограммы в корне слов. Над славами укажи части речи.
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
№ 2. Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные через запятую, разберите их по составу(приставка, корень, суффикс и окончание). Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Ответы
книжные: инфраструктура, зеница,фикция, метод,рейтинг,пролонгировать,законодательство, тезис
разговорные: орать,налогоплательщик,шоумен,генеральша,обворожительный, обвесить, морда
публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).
характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Источник
Дидактический материал по русскому языку. 4 класс
Швацкая Тамара Николаевна
«Дидактический материал по русскому языку. 4 класс»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Дидактический материал по русскому языку предназначен для учащихся 4-го класса. Он охватывает все темы программы 4-го класса, включая повторение изученного во 2-м и 3-м классах.
I . Повторение пройденного во II и III классах:
Предложение I. 1-7
Состав слова I. 8-9
Правописание гласных и согласных в корне слова 1.10-13
Части речи I. 14-21
П. Однородные члены предложения II . 1-11
Имя существительное III. 1-15
Имя прилагательное III. 16-32
Местоимение III. 33-40
Глагол III. 41-66
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три повествовательных предложения. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу.
Я круглая, красивая, Работаю я много.
Бываю часто синею,
А в книгах — очень чёрною. Знакома каждой строчке Узнали, кто я?
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Какие слова-«ключики» помогли вам дать правильный ответ? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.
В предложении стою Только сбоку, на краю.
Обо всём я знать хочу,
На страницу к вам лечу.
И стою себе, стою,
Всем вопросы задаю.
Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.
Я самый весёлый на свете, Меня очень любят все дети. Ростом я с букву заглавную, Средь знаков-друзей
Я всем и всегда улыбаюсь. Скажите, как я называюсь?
Прочитайте выразительно. Выпишите восклицательные и вопросительные предложения. Составьте и запишите короткий рассказ о своей любимой игрушке.
Мишка, Мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода.
Ты меня не любишь, видно?
Это что ещё за мода.
Как ты смел удрать без спроса?
На кого ты стал похож?
На несчастного барбоса,
За которым гнался ёж.
Прочитайте стихотворение выразительно. Как вы представляете себе иву? Выполните интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначьте знаком ( ). Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначьте знаком ( ) . Выпишите вопросительные предложения.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
(И. Токмакова.)
Прочитайте. Подумайте, почему гриб-боровик получил такое название. Выпишите восклицательные предложения. Напишите названия грибов, которые вы знаете. Как образованы названия грибов? Произведите морфемный разбор этих слов.
Мы ходили за грибами. Я набрал полную корзину и поставил её под дерево. Только наклонился, чтобы срезать гриб, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, маслёнок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
Вышел я на поляну. и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
Прочитайте стихотворение выразительно. О каком чуде говорится в стихотворении? Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
Ты ещё не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Там, где магазин «Посуда»,
Возле дома номер три,
Подберите и запишите возможные ласковые обращения, уместные в разговоре с малышами. Выделите суффиксы.
Прочитайте и сделайте вывод, о какой орфограмме идёт речь. Приведите несколько примеров на это правило. Три слова разберите по составу.
1. В слове после согласного есть звук [ й ].
2. Он находится после приставки.
I . 10. Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
Подобрать родственное слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением;
Изменить слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.
Как сделать это утверждение более точным? Запишите на это правило несколько примеров. Объясните графически написание безударной гласной в корне слова.
11. Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор согласных. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.
Сно. ., лу. ., обу. .ь, поко. пло. верблю. фла. медве. .ь, жира. пару. мор. самолё. поез.
12. Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Найдите слова с сочетанием СН. Какой частью речи они являются? С какими именами существительными согласуются? Напишите словосочетания, обозначьте главные и зависимые слова.
Па полянке земляника
I . 13. Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Придумайте ещё несколько слов на это правило.
Грус..ный, радос..ный, несчас..ный,
и прелес..ный, и ненас..ный,
злос..ный, пос..ный, час..ный, мес..ный,
неизвес..ный, ус..ный, чес..ный.
Этих слов не забывайте, при письме в них Т вставляйте.
14. Тема «Части речи»
Прочитайте. Ответьте на вопросы стихотворения. Как изменяется небо при удалении от поверхности Земли? Озаглавьте стихотворение. Спишите. Подчеркните имена существительные одной чертой, определите число.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
В мороз погремучий
Вдруг задать себе
Вот — труба, над нею — дым,
Интересно, что над ним?
I . 15. Тема «Части речи»
Прочитайте выразительно. В этом стихотворении есть слово, которое поэт придумал сам — шишкопад. Вспомните и запишите как можно больше слов, которые в русском языке образовались таким же способом. Укажите способ словообразования.
В жёлтом пальтишке,
С кедров сбивает Бурые шишки.
Тр-рах! — на опушку, Бух! — на кукушку, Хлоп! — на зайчишку Падают шишки. Глупые козы,
В ветках зелёных Чёрные вспышки.
Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.
Чищу овощи для щей, Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки, Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Подумайте. Ответы запишите.
Какой овощ едят незрелым?
Какой овощ получил свое название от слова «голова»?
Какой овощ крестьяне долго называли «чёртово яблоко»?
«Золотое яблоко» — это название какого овоща?
Название этой ягоды переводится весело и запоминающе — ослиный огурец!
Это слово буквально значит «скороспелый».
Что называли «китайскими яблоками»?
Какой ягоде название дала земля?
Название какой ягоды связано с ее цветом?
Слова для справок: з..мл..ника, ..брикос, п..м..дор, к..ртофель, ..гурец, ..рбуз, м.лина, ..пельсин, к..пуста.
Прочитайте. Дайте толкование слова «мглистый», выделите морфемы. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания.
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.
I . 19. Тема «Части речи»
Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него. Придумайте несколько слов на это правило.
Родной, далёкий, близкий,
чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный, весёлый, ласковый, забавный.
Кто смог слова все прочитать,
Тот скажет, как их называть.
Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.
Однажды паук Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
И пол провалился,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
То с грохотом дом Покатился по горке, Запрыгал и в речку
Засыпало речку, Случился потоп. И всё потонуло: Долины и горы, Деревья и камни, Трава и заборы.
Прочитайте выразительно. С помощью каких звуков поэту удалось передать шуршание осенних листьев? Спишите. Выделите слова, на которые попадает логическое ударение, условным значком («). Попробуйте нарисовать на бумаге то, о чём вы прочитали.
Выпишите глаголы, обозначьте время. Произведите фонетический разбор слова «листья».
— Это я! -Бормочет ёж. —
И под лапками Мышат
II . 1. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово.
Но с хвостиком она. При перечислении
Не забудьте же её,
Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.
1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать. 2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымы ла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Пер ро.) 3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу Железного Дровосека Трусливо го Льва. (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взя лись. Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыг рать квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. Тютчев.)
II . 2. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите. Решите пунктуационную задачу (о знаках препинания).
Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зелёный горошек репчатый лук. Вот у вас есть все необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат — это тоже своего рода искусство!
II . 3. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.
Для приготовления винегрета возьмите варёный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!
II . 4. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Какие правила должна соблюдать хозяйка, чтобы гостям в её доме было хорошо и уютно? Ответьте письменно на этот вопрос, используя однородные члены предложения.
Быть приветливой хозяйкой — это значит радушно встретить гостей, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, развлечь.
Быть внимательной хозяйкой — это значит видеть своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.
Быть предупредительной хозяйкой — это значит заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем занять их.
Быть щедрой хозяйкой — это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, пластинок, угощения, а также времени, стараний и усилий.
Быть бескорыстной хозяйкой — это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.
Быть тактичной хозяйкой — это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостей.
(Из «Энциклопедии для девочек».)
Образец: Хозяйка должна быть . . . . . . .
II . 5. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Запишите толкование слов «бортник» и «бортничество». Объясните их происхождение. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Когда человек приручил пчелу — мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.
Шло время. И люди стали специально разыскивать пчелиные гнёзда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому
людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортни ками. А такой способ пчеловодства- бортничеством.
II . 6. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Как называют жителей Москвы? А как называют жителей Смолен ска, Орла, Якутска, Владивостока, Ростова, Курска? Объясните значение слова «Под московье». Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.
Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты — россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая Родина — Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая Родина.
Подмосковье больше, чем Дания Швейцария Бельгия Нидерланды Албания.
Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.
(Н. Г. Скегина и др.)
II . 7. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Назовите самое распространённое дерево в Подмосковье? Какие растения Подмосковья занесены в Красную книгу? Расскажите, как вы помогаете охра нять природу. Спишите, расставьте запятые. Число, которое употреблено в тексте, запи шите словами.
Растительный мир Подмосковья очень богат и разнообразен. Знаешь ли ты, что в Московской области произрастает около 1100 растений. Есть среди них вечнозелёные растения, сохранившиеся с доледникового периода: багульник брусника копытень и другие. Среди лесных пород больше всего берёз, потом идёт осина ель сосна, а вот широколиственных деревьев: дубов ясеня ольхи — осталось совсем мало.
(Н. Г. Скегина и др.)
II . 8. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Постарайтесь уловить интонационный рисунок предложений. Назовите значение слов «Гжель» и «гжель». Есть ли гжель у вас дома? Нарисуйте или вылепите копии изделий мастеров из Гжели. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.
«Гжель» — производное от слова «жегель», то есть «жечь глину». Слышатся в слове «гжель» отзвуки глагола «жечь». Слово «гжель» многозначно. Гжель — это наименование изделий из керамики и фарфора. Гжель — это небольшое подмосковное село, которое дало название целому району, объединившему тридцать сёл и деревень Московской области.
Если ты услышишь слово «гжель», перед глазами возникает сине-белая посуда: вазы кувшины квасники кумганы (кувшины с носиком, ручкой и крышкой) фигурки в фарфоре игрушки чернильницы коробочки разделочные доски. Все эти чудеса народного искусства выполнены замечательными русскими умельцами — гончарами.
(Н.Г. Скегина и др.)
II . 9. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Определите тему текста. Подумайте, какое предложение выражает его основную мысль, в каких предложениях она раскрывается. Спишите, расставьте запятые. Выделите морфемы в слове «рассыпается».
Хорошо летом в лесу! Солнце пробивается сквозь ветки золотыми зайчиками играет на коре берёз и осин пятнами рассыпается на кустах. Негромко нежно шумят деревья листвой, будто переговариваются. Птичьи голоса слышны со всех сторон.
II . 10. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Попробуйте восстановить тект. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.
Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает червячков да личинок под ними собирает.
Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз — жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.
Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках — и поёт. Голос у него свистовой громкий торжественный но будто заманчивый печальный.
II . 11. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Запишите толкование слова «этикет». Ответьте на вопрос: «Что берут с общего блюда и едят не с помощью ножа и вилки, а руками?». Запишите ответ, используя однородные члены предложения.
На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Слова для справок: хлеб, яйцо, колбаса, сосиски, редис, фрукты.
Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите существительные в два столбика: в первый — существительные в единственном числе, во второй — во множественном.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Ш. 2. Тема «Имя существительное»
Прочитайте. Запишите имена существительные во множественном числе. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.
Директор, доктор, инженер, шофёр, трактор, сторож, стакан, слесарь, учитель.
III . 3. Тема «Имя существительное»
Прочитайте. Кто становился гладиатором в Римской империи? Выпишите имена существительные множественного числа. Рядом напишите их в единственном числе в начальной форме. Укажите склонение. Какие существительные имеют форму только множественного числа?
Сначала большинство римских гладиаторов были рабами. По римскому праву они считались вещью, а не людьми. Поэтому хозяева могли принудить их выполнять любую работу: на полях и в рудниках, в каменоломнях и на море — в качестве ловцов жемчуга, вместо мулов для вращения водоподъёмных колёс и, разумеется, на аренах.
Среди рабов, участвовавших в гладиаторских играх, были и военнопленные. Они были молоды, здоровы, крепки, умели владеть оружием.
Третью группу гладиаторов составляли преступники.
В Риме существовала еще одна группа, пополнявшая ряды гладиаторов. Это были римские граждане, которые нанимались в гладиаторы добровольно. Они происходили из низших или обедневших слоев общества.
(По В. Тарновскому)
Прочитайте. Что вы узнали об Олимпийских играх? Выпишите имена существительные множественного числа. Рядом напишите их в единственном числе в начальной форме. Укажите склонение. Какие существительные имеют форму только единственного числа?
Во многих местах Греции в честь богов регулярно устраивались праздничные состязания. Особой известностью пользовались игры, посвященные Зевсу Олимпийскому. Они проводились каждые четыре года в Олимпии, главном месте поклонения Зевсу в Элиде.
Когда специальные вестники отправлялись из Олимпии созывать на Олимпийские игры молодежь со всей Греции, в стране объявлялся священный мир. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу. На размеченном поле шли кулачные бои. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из ветвей священной оливы. Поэты слагали им гимны, а в Олимпии ставили их мраморные статуи.
Игры продолжались пять дней, а четырёхлетний период между двумя играми назывался олимпиадой.
III . 5. Тема «Имя существительное»
Прочитайте. Запишите слова в две группы — по склонениям. Поставьте знак ударения. Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.
Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свёкла, столяр, каталог, танцовщица.
III . 6. Тема «Имя существительное»
Запишите имена существительные в родительном падеже множественного числа, выделите окончания. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.
Килограммы, помидоры, болгары, партизаны, апельсины, чулки, мандарины, носки, сапоги, ботинки, валенки, яблоки, места, дела, окна, граммы, солдаты, баклажаны, вафли, англичане.
Запишите слова, обозначающие:
Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений.
Храбрый, доблестный, самоотверженный человек, который совершает подвиг.
Начальник воинской части, военного судна.
Сельскохозяйственная машина, которая косит хлеб, очищает зерно и грузит его в автомобили.
Тот, кто трудится на заводе или фабрике; трудящийся.
Человек, который растит хлеб.
На какие две группы можно разделить эти слова? Выпишите каждую группу в отдельный столбик.
Спишите. Определите падежи имён существительных. Какие звуки передают грохот грома?
По небу голубому Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро
По всем зелёным листьям, По всем зелёным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Весёлый дождь стучит.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончания имён существительных (скл., падеж).
Эту историю о девочк. . и Белочк. . ра. .казал мне воробей Чик, мой старинный друг, большой знаток горо. .ской и л..сной жизни.
Была ос.. нь, парк обл. .тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух.. пахло дымком.
Гуляющих в парк.. было мало. Я с..дел на своей любимой скамейк.. под старым топол.. и грус. .но см. .трел на ре. .ких прохожих.
III . 10. Тема «Имя существительное»
Спишите. Вставьте окончания имён существительных. Обозначьте склонение, падеж.
Мама с папой ушли, а Катю оставили у дедушк. . . Василий Степанович постелил Кат. на диван. уложил её спать, а на сон грядущий стал рассказывать о своей прежней жизн.. — он служил в своё время на флот. ..
Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Элли подобрала у края дорог.. толстую ветку и предложила её Страшил.. вместо трост.. . Сначала Тотошк.. не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил. и обнюхивал его, считая, что в солом.. внутри кафтана есть мышиное гнездо.
Ш. 12. Тема «Имя существительное»
Спишите, вставляя пропущенные окончания существительных. Укажите склонение и падеж.
Выйдя вечерком посидеть на крылечк.. , Бастинда обвела глаз.. свои владения и вздрогнула от ярост. далеко-далеко, на границ.. своих владений, она увидела маленькую спящую девочку и её друзей.
Ш. 13. Тема «Имя существительное»
Спишите. Объясните правописание окончаний имён существительных.
Слёзы радост.. полились из глаз Железного Дровосека, когда он вновь увидел друзей. Страшила и Элли вытирали ему слёзы лиловым полотенц. боясь, как бы не заржавели его челюсти. Даже Трусливый Лев прослезился. Он так часто вытирал глаза хвостом, что кисточка на конце его промокла: Льву пришлось бежать на задний двор и сушить хвост на солнышк.. .
III . 14. Тема «Имя существительное»
Спишите, вставляя окончания имён существительных. Объясните их. Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.
1. Дорога шла по просек.. в сосновом лесу. 2. На полян.. около лесной опушк.. я увидел синие цветы. 3. На околиц.. деревн.. мне встретилась старушка.
III . 15. Тема «Имя существительное»
Прочитайте стихотворение выразительно. Определите тему и основную мысль прочитанного. Выпишите существительные, определите падеж.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю!
III . 16. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Определите тему и основную мысль прочитанного. Понаблюдайте, как весной раскрываются почки на деревьях и кустарниках. Спишите. Обозначьте падежи имён прилагательных. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрнолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
III . 17. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Что необычного увидел автор в лесу? Как это можно объяснить? Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите их род, число и падеж.
Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже в самый тёмный лес. Шёл я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую.
Ветер был очень слабый. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом.
Прочитайте. Какие наблюдения описал автор в тексте? А вы наблюдали что- нибудь подобное? Выпишите существи тельные вместе с прилагательными. Укажи те падеж. Выделите окончания имён прила гательных.
Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот взять ягоду чернику — та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листи ки, а у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно- красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желте ют даже под снегом.
III . 19. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Выпишите прилагательные в две группы.
Ночью стар.. сосна, Полусонн.. со сна,
Шепчет маленьк.. детишкам, Озорным соснов.. шишкам: «Тихо, шишки, не шалите! Лучше спите, крепко спите. »
Ш. 20. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Как называется рассказ? Продолжи его самостоятельно, отвечая на вопрос: «Что у вас во дворе?» Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Что у нас во дворе?
Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Бел..-бел. а крыша у него розов.. . На крыше — антенны телевизионн. как мачты на корабле. Такой красив.. корабль я видел на картинке.
Ш. 21. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Попробуйте придумать историю о происхождении названия цветка незабудки. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выпишите имена прилагательные в две группы.
В сыр.. впадинах синели незабудки. Они были такие ярк.. и такие син. будто в них отразилось весенн.. небо. Озёра незабудок окружили золот.. лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красн.. фонарики, зажжённые в зелёной траве.
Ш. 22. Тема «Имя прилагательное»
Спишите. Озаглавьте текст восклицательным предложением. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.
А весенн.. солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн.. ветерок, прилетевший с тепл.. моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат.. ветви елей покрылись мягк.. светл.. почками. Это были молод.. побеги новой хвои, выглянувшие зелен.. глазками. Через мокр. почерневший снег пробился своей жёлт.. головкой первый подснежник.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Ш.23. Тема «Имя прилагательное»
Приходилось ли вам наблюдать, как распускаются листья деревьев и кустарников? Прочитайте, как об этом пишет автор. Выпишите словосочетания из существительных и прилагательных. Определите падежи.
Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый.
Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается.
Клён распускается жёлтый, ладонки листа, сжатые смущённо и крупно, висят подарками.
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-жёлтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.
Ш. 24. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Сравните окончания прилагательных и вопросов.
День был мягк.. и мглист.. . Красноват.. солнце невысоко висело над
длинн. похожими на снегов.. поля, слоист.. облаками. В саду стояли покрытые инеем розов.. деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тепл.. снегом.
П
рочитайте. Попробуйте нарисовать лесную поляну в начале лета. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Выполните интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначьте знаком ( ). Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначьте знаком ( )
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзов.. опушках зацвела иван-да- марья, показались лилов.. колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист.. ночи.. фиалки. А у глух.. ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
III . 26. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь записать текст под диктовку. Объясните значение слова «подпушка».
На солнце нельзя было теперь взглянуть -лохмат.. ослепительн.. потоками оно лилось с вышины. По син..-син.. небу плыли облака, словно кучи снега.
Весенн.. ветерки пахнули свеж.. травой и птичь.. гнездами.
Перед домом лопнули больш.. почки на душист.. тополях. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел.. и желт.. звёздочками.
Забегали между стволами чёрн.. дрозды. В липах завелась иволга, больш.. птица, зелен. с желт. как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медов.. голосом.
(По А. Н. Толстому.)
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.
Грачи, губители высок.. стар.. деревьев, красоты садов и парков, прилетели перв.. и заняли свои обыкновенн.. летн.. квартиры, самые лучш.. берёзов.. и осинов.. рощи, поблизости к селению лежащ. для удобного доставания хлебн.. корма. Уже начали заботлив.. хозяева оправлять свои стар.. гнёзда нов.. материалом, ломая для того крепк.. б еловат.. носами верхн.. побеги древесн.. ветвей.
Ш. 28. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Определите тему текста. Придумайте заглавие. Постарайтесь мысленно «увидеть» нарисованные в тексте картины. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.
Осень, глубок.. осень! Сер.. небо, низк. тяжёл. влажн.. облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн.. чаще, куда летом не проникал глаз человеческ.. . Стар.. деревья давно облетели, и только молод.. отдельн.. берёзки сохраняют ещё свои увядш.. желтоват.. листья, блестящ.. золотом, когда тронут их кос.. лучи невысок.. осенн.. солнца. Ярко выступают сквозь красноват.. сеть берёзов.. ветвей вечнозелён. как будто помолодевш.. ели и сосны, освежённ.. холодн.. воздухом, мелк. как пар, дождями и влажн.. ночн.. туманами. Устлана земля сух. разновидн.. и разноцветн.. листьями: мягк.. и пухл.. в сыр.. погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ.. охотника, и жёстк. хрупк.. в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческ.. шагов.
Ш. 29. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Каким увидел осенние листья автор? Попробуйте их нарисовать. Можете ли вы продолжить этот текст? Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлт. красн. оранжев. — целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху.
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн.. стеной окружающих наш красив.. пруд. Теперь пока летят всё больше кленов. они раньше других пускаются в путь — в своё перв.. и последи.. путешествие. Изредка прилетит липов. ляжет на воду золот.. кружком и почти не двигается с места. Рядом с ним опустится кленов.. — и сейчас поплывёт. Остроконечн.. его лопасти дугой загнуты кверху, — ветерок на них и напирает, как на паруса. А какие между ними есть наряди. просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцов. — так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн.. клёна, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.
(По Д. Н. Кайгородову.)
Ш. 30. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы подчёркнутого слова.
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей птицы.
Бел.. как снег, с блестящ. прозрачн.. небольшими глазами, с чёрн.. носом и чёрн.. лапами, с длинн. гибк.. и красив.. шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелен.. камышей по тёмно- син. гладк.. поверхности воды.
Ш. 31. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Объясните название платков. Каковы мотивы рисунков на павловских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Русск.. умельцы создали удивительн.. платки с набивн.. ярк.. цветами на чёрн. вишнёв. кремов.. поле. У платков есть прост.. коротк.. название «павловские». Искусство цветочн.. орнамента павловск.. платка уходит в далёк.. прошлое. Резчики набойн.. досок создавали неповторим.. художественно-растительн.. узоры. Эти узоры и отпечатывали на ткани, с досок мастера -набойщики переносили рисунок на платок. Павловск.. платок становился не просто предметом одежды, а произведением искусства.
(Н. Г. Скегина и др.)
III . 32. Тема «Имя прилагательное»
Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.
Может быть, вы слышали об оренбургск.. пухов.. платках? Они очень красив. тёпл.. и такие тонк. что большой платок можно легко пропустить сквозь маленьк.. колечко. Эти знаменит.. на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск.. породы. Она выведена в нашей стране – в Оренбургской области.
III . 33.Тема «Местоимение»
Прочитайте. Выпишите местоимения по порядку: 1, 2 и 3 лица.
— Я бы переплыл через воду, сказал Страшила, — но вода смоет мои глаза, уши и рот, и я стану слепым, глухим и немым.
— А я утону, проговорил Железный Дровосек, — ведь я очень тяжёлый. Если даже и вылезу из воды, сейчас же заржавею, а маслёнки нет.
Так они стояли, раздумывая, и вдруг услышали храп Людоеда.
— Надо спасать Элли, пока она спит, — сказал Железный Дровосек.
— Погоди. Я придумал! Сейчас мы переберёмся через ров.
Он срубил высокое дерево с развилкой на верхушке, и оно упало на стену замка и прочно легло на ней.
— Полезай! – сказал он Страшиле. – Ты легче меня.
III . 34. Тема «Местоимение»
Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение Вы пишется с заглавной буквы? Спишите.
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (А.Пушкин.)
2. Геннадий Сергеевич, Вы бывали в наших местах? 3. Ребята, вы читали эту книгу? 4. Ольга Петровна, ребята Вас уже ждут.
Придумайте и запишите предложения с местоимениями 2-го лица в вежливой форме.
Прочитайте. Выпишите местоимения, определите падежи. Выполните фонетический разбор подчёркнутого слова.
«Царь-девица? Так она,
Что ль, тобой увезена?» — Вскликнул Месяц Месяцович. А Иванушка Петрович Говорит: «Известно, мной! Вишь, я царский стремянной; Ну, так царь меня отправил, Чтобы я её доставил
А не то меня отец
Посадить грозился на кол».
Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите. Укажите лицо, число и падеж местоимений. Слово — отгадку разберите по составу.
Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему всё нипочем, хоть ударь кирпичом.
Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы название басен И. А. Крылова, из которых взяты эти предложения?
1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь . мастерица. 2. Смотри- ка, квакушка, что, буду ль. с него? 3. Очков с полдюжины себе. достала. 4. Как, милый Петушок, поёшь. громко, важно! 5. Кумушка, . странно это: да работала ль. в лето? 6. Смотри, уж. хрипишь, а. себе идёт вперед и лаю твоего совсем не примечает. 7. А. друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?
— Ну ничего, дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.
Прочитайте. Спишите. Подчеркните местоимения, укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.
Страшила тоже пошёл в лес, и ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но, когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.
III . 40 Тема «Местоимение»
Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.
Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.
Схватить за бока
И съесть под кустом
Бежит он сквозь чащу,
И чаща встречает
Как сосны в лесу,
Спишите. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? Слова-отгадки разберите по составу.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
Замените фразеологизмы синонимами.
Волком выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.
Прочитайте. Проверьте себя, умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.
«Не надо, — сказал я, — подушку взбивать, А также простынкой кровать накрывать, А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду! Кататься верхом на слоне — это да!
Запеть петухом в тишине — это да. Шептаться со львом при луне — это да. Шататься от стенки к стене — это да,
Но только не спать ни за что, никогда!»
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.
Зимой в заснеженном лесу зелен. в бел.. шапочк.. и бел.. шарфик.. ёлочка — перв.. красавица. Густ.. елов.. лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел.. укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен.. желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Прочитайте. Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.
От жары и опасности ящерица — круглоголовка зарывается в песок. Да так быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т, пасть раскроет — даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончания.
Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица — страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Меч..ся поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замеча. Не вид. что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт, то нос из-за сучка высун..ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч.. .
Прочитайте. Подумайте, как образовалось слово «поползень». Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Спишите, ставя глаголы в настоящем времени. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно. Старик чувствовал, что выбился из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но во сне старый Емеля все видел жёлтенького телёнка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)
Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.
Шьёт, на дудочке игра..т, бел.. кистью, подмета..т. Вар..т, пил..т, приседа..т, скач..т, ёж..тся, лета..т. Бьёт, ласка..т, крут..т, спит и за партою сидит.
Ш. 50. Тема «Глагол»
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово. Какими «ключиками» вы пользовались? Спишите. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число.
В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? . Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, — отсюда и название дерева.
Прочитайте. О каком дереве говорится в старинной русской песне? Укажите суффиксы глаголов неопределённой формы. От неопределённой формы образуйте и запишите глаголы настоящего времени. Укажите спряжение.
Первое дело — мир освещать,
Второе дело — скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело — чистоту соблюдать.
Ш. 52. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что вы узнали об эвкалиптах? Как это объяснить? Письменно продолжите текст, употребляя глаголы в настоящем времени. Обозначьте спряжение.
Среди многих чудес, которые европейцы увидели в Австралии, были и эвкалипты. Леса из огромных деревьев с густой кроной почти не давали тени. Французский писатель Жюль Верн в романе «Дети капитана Гранта» так описывает это свойство эвкалиптов: «Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решётчатых жалюзи».
Один из героев романа замечает по этому поводу: «В этой стране, где воздух сух, где дожди редки, почва иссушена, эти узкие листья, защищаясь от солнца и чрезмерных испарений, обращают к солнцу не свою лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа».
«И ничего более эгоистичного», — отвечает ему другой герой произведения.
(Продолжите его мысль.)
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 53. Тема «Глагол»
Проспрягайте письменно глаголы бежать и хотеть. Эти глаголы спрягаются частично по I , частично по II спряжению и называются разноспрягаемыми.
Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.
Плывёт, плывёт кораблик, Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
Па палубе матросы -Четырнадцать мышат. Плывёт, плывёт кораблик Па запад, на восток.
А парус — лепесток.
Ведёт корабль утка, Испытанный моряк. — Земля! — сказала утка. — Причаливайте! Кряк!
(Английская народная песенка)
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. Выпишите глаголы в две группы.
Мы поед.. м с тобой.
Там брод..т у озера
Там чащу хвостом
Чтоб чистыми были
С Умным Медведем,
Тепло и светло. (Г. Сапгир.)
Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Попробуйте пофантазировать и закончите последнее предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение.
Плоская, как большой блин, рыба камбала живёт всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядывает — не плывёт ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменяет свой цвет: на жёлтом песке она становится жёлтой, затаится на тёмном иле — и сама потемне..т, а на пёстрых камнях — и она пёстрая. Однажды на дно аквариума положили .
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 57. Тема «Глагол»
Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы в две группы. Выделите окончания. Укажите лицо и число.
У цапли клюв — пика. Долго стоит цапля на берегу — застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза..т воду. Удар — и добыча оглушена. Схват..т, подброс..т цапля свою поживу и проглот..т. Да так ловко лов..т, что проскакивает рыбка сквозь
глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян..т.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Прочитайте. Как вы представляете себе беззубку? Что вы узнали о ней? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Беззубка — это ракушка, у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высун..т беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогн..т, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три сантиметра, отдохнёт и снова в путь. Она тихоход: за час мож..т проползти тридцать-сорок сантиметров. Через одну трубочку беззубка втягива..т воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Как называются глаголы: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть? Почему? Проспрягайте письменно глаголы смотреть и дышать.
Прочитайте. О каком дереве идёт речь? Выпишите глаголы прошедшего времени. Укажите число и род.
Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья! Стой вечно зелёным!»
Источник