Ты приготовил предо мною трапезу

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 22:5

Свт. Афанасий Великий

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна

Уготовал еси предо мною трапезу. Разумеет трапезу таинственную. Умастил еси елеом главу мою. И этим означается таинственное помазание. И чаша Твоя упоявающи мя. Опять разумеет таинственное веселие. И милость Твоя поженет мя вся дни. Ибо причастившиеся всего сказанного выше всегда будут в милости Божией, и даже вселятся в дом Господень.

Толкование на псалмы.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна

Слова его означают сие: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (Мал. 1, 7), исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! «уготовал еси предо мною трапезу». Когда человек говорит Богу; «уготовал еси предо мною трапезу», что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал «сопротив», то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия – общение с Богом. «Умастил еси елеем главу мою» (Пс. 22, 3). Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был «образ печати, Святыня Господня» (Исх. 28, 36). «И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна». Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: «сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28).

Поучения тайноводственные. Поучение 4.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна

Таково действие святых тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд — человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! Уготовал ecи предо мною трапезу, -воскликнул в восторге к Богу пророк, указывая издали на жертвенник христианский, — уготовал ecu трапезу сопротив стужающим мне!

Аскетическая проповедь.

Прп. Максим Исповедник

Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне… и чаша упоявающи мя яко державна

Уготовал еси предо мною трапезу, и проч. Трапеза здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисус Христом уготована противу стужающих нам; Елей, умащающий ум означает созерцание тварей, чаша Божия – познание Бога; милость Его есть Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет в след нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. Дом означает царствие, в которое вселятся все Святые; долгота же дней – жизнь вечную.

Главы о любви.

Прп. Амвросий Оптинский

Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне… и чаша упоявающи мя яко державна

Слова сии прямо указывают на Таинство Св. Причащения. Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых – с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

Читайте также:  Как правильно приготовить капустные котлеты пошаговый рецепт

Умастил еси елеом главу мою

Под елеем должно разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под главою ум наш, который в начале получает духовное утверждение чрез Таинство Миропомазания.

Из писем.

Блж. Феодорит Кирский

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна

Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они, и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не разслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязненные мне печалятся и безпокоются о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена.

Евфимий Зигабен

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне (оскорбляющих меня).

Не только, говорит, Ты, Господи, благодетельствовал мне, как я прежде сказал, но и даровал мне духовную пищу, которая разумеется здесь под трапезою и притом сию пищу, или трапезу Ты приготовил пред глазами врагов моих, чтобы они видя ее огорчались и скорбели. Или это «сопротив» означает вопреки желанию врагов моих: они стараются всегда меня оскорблять, а Ты, Господи, напротив того, стараешься меня радовать Твоею трапезою. Или трапезою называет наслаждение будущими благами, которые приготовил Бог любящим Его. Или разумеет святую таинственную трапезу, на которой обретается тайная вечеря. Или под трапезою согласно с божествен. Максимом можно разуметь деятельную добродетель; а под елеем, умащающим главу, созерцание существенностей в словах; а под чашею— познание Бога; ибо, напитавшись деятельности, мы успеваем и в созерцании тварей; а потом удостаиваемся и познания Бога. А елей есть сам милосердный Сын и Бог, который чрез воплощение свое всегда следит за теми, которые могут спастись, доколе не уловит их. Под домом же разумеется царство Божие, в которое приводятся все святые, а под долготою дней—вечная жизнь.

Бож. Кирилл: Богодухновенное писание, cия божественная и священная трапеза противоположна оной тлетворной и не питательной пище оскорбителей наших, как богатая, многоценная, вкусная, т. е. имеющая великое разнообразие и предложение яств. Ибо на ней находятся вкушения премногие спасительные и доставляющие истинно добрую жизнь. Быть может о сем то—и говорят верующие: Ты приготовил нам духовную трапезу, дабы мы, вкушая ее и укрепляясь ею, могли когда либо пойти против оскорбителей наших. Притом и таинственная трапеза—плоть Господа делает нас сильными против страстей и демонов. Ибо сатана страшится причащающихся таин с благоговением.

Умастил eси елеем главу мою

Под елеем здесь разумеется дар Святаго Духа, а под главою, как содержащею ум, как содержимый, поелику дарование Святаго Духа просветляет ум. Или елеем называет помазание святым елеем, которым помазываются имеющие креститься. Еще елеем называет и святое миро, в котором большую часть составляет елей, а говоря о главе, он под сею частью разумеет целого человека.

И чаша Твоя упоявающи мя яко державна (самая крепкая)

Чашею называет здесь питие словесное—евангельское учение, которое веселит и упоевает ум и сердце, потому что производит в пиющем отступление от прежнего земного образа мыслей и укрепляет к победе над врагами— демонами. Или чашею называет бескровную жертву, содержащую животочную кровь Господа.

Читайте также:  Как приготовить авторские рецепты

Лопухин А.П.

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша твоя упоявающи мя, яко державна

Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни

«Умастил елеем голову», благодаря посланной помощи я испытываю радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось умащение елеем головы.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна

В этом стихе псалмопевец указывает новые милости и щедроты, изливаемые от Господа на всех верных рабов Его. А образ речи взят от древнего обычая устраивать для друзей или для гостей богатую трапезу, намащать главы их елеем, или миром, и угощать из чаши, наполненной лучшим вином. Так и здесь, в речи псалмопевца, Господь Бог уготовил богатую трапезу для пасомых Своих, сопротив стужающым, т.е. в виду тех, которые притесняют, преследуют овец Христовых, или верных последователей Христа. Святые отцы, в духовном знаменовании, под трапезою разумеют таинственную снедь, преподаваемую в Христовой Церкви, т.е. святейшую Евхаристию Тела Господня, равно и под чашею – Евхаристическую чашу Крови Христовой. Под умащением главы разумеют точно так же таинственное помазание святым миром главы и всего существа человека [6, с. 105:3, с. 99]. К слову чаша прибавлено: яко державна, т.е. чаша преисполненная, наилучшая. Упоявающи мя, т.е. чаша, напояющая меня.

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Псалтирь 22 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Псалом 22: Великий Пастырь

Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. «Благословен тот день», написал один старинный богослов, «когда рожден был 22-й псалом!»

Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:

«Секрет счастливой жизни — каждая потребность восполнена. «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Секрет счастливой смерти — всякий страх изжит. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Секрет счастливой вечности — все желания сбылись. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»».

22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: «Господь — Пастырь мой». Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он — не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если

Он — действительно мой, а я — действительно Его, то Он — все для меня!

22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.

22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.

Читайте также:  Как приготовить мясо со спаржевой фасолью

Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.

У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: «Господь — Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться». Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь — наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!

22:4 И нам не нужно бояться смерти. Даже в долине смертной тени бояться нечего, потому что Пастырь с нами. Жало смерти — это грех, грех неисповеданный и непрощенный. Но Христос лишил смерть ее жала для верующих. Он единожды и навсегда уничтожил наши грехи. Теперь худшее, что может сделать с нами смерть, оказывается лучшим из всего, что может с нами произойти. Таким образом, мы можем провозгласить:

Нет, смерть с могилой, не боюсь я вас,
Долг уничтожен.
На Иисуса был в голгофский скорбный час
Наш грех возложен.
Маргарет Л. Карсон.

Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, «Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!»

Верно также то, что время для дарования благодати умирающему обычно приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. И факт остается фактом — для нас смерть лишилась своего ужаса, так как мы знаем, что умереть — означает быть с Христом, что несравненно лучше. «Смерть — приобретение».

Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.

22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.

Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: «Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. «Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери»».

Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.

Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: «Чаша моя преисполнена!»

Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.

22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: «какие же мы счастливые нищие!»

Источник

Оцените статью