- Управление средство приготовлю издалека
- Как написать хороший ответ?
- Электронный образовательный ресурс «Тесты по теме «Морфемика»»
- Просмотр содержимого документа «Электронный образовательный ресурс «Тесты по теме «Морфемика»»»
- ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Практикум по русскому языку. РЯ Сб. практ. зан.. Методические указания по выполнению практических работ для всех специальностей
Управление средство приготовлю издалека
Вопрос по русскому языку:
Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания:
а. управление
в. средства
в. приготовлю
г. издалека
Ответы и объяснения 1
В)приготовлю, приставка-при, корень-готов,суффикс-л, окончание-ю
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Электронный образовательный ресурс «Тесты по теме «Морфемика»»
Тесты помогут проверить знания учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «Тесты по теме «Морфемика»»»
Тест по теме «Морфемика»
1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:
А) подо-жд-а-в,
Б) не-по-движ-ен-,
В) с-верк-а-вш-ий,
Г) (много) из-мен-ений.
2. Какое слово верно разбито на морфемы?
А) сер-ов-ат-ое,
Б) на-столь-ный,
В) вы-воз-ит,
Г) рассказ-чиц-а.
3. Какое слово состоит из пяти морфем?
А) подготовка,
Б) превзошли,
В) стремится,
Г) утомлен.
4. В каком слове есть суффикс -н-?
А) бессменный,
Б) лиственный,
В) увеличен,
Г) львиный.
5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) перелистывая,
Б) скудный,
В) раздробление,
Г) пересыпавший.
6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?
А) водица,
Б) напутствовать,
В) загордиться,
Г) переоценка.
7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания
А) переулок,
Б) огородный,
В) обнова,
Г) освещение.
8. В каком слове нет суффикса?
А) огурец,
Б) ребенок,
В) речка,
Г) горошек.
9. Отметьте «лишнее» среди родственных.
А) пахать,
Б) пахота,
В) пахнуть,
Г) пахарь.
10. Какое слово не является родственным остальным?
А) дорожить,
Б) придорожный,
В) дорога,
Г) подорожник.
11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) издалека,
Б) насаженный,
В) прослушавший,
Г) приготовлю.
12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) посадка,
Б) заморгавший,
В) соловушка,
Г) складывая
13. В каком ряду все слова родственные?
А) пригорок, горестный, взгорье;
Б) годный, годовой, наводнение;
В) водный, заводить, наводнение;
Г) гордость, горделивый, загордиться.
14. Укажите слово с нулевым окончанием.
А) пятого,
Б) ходить,
В) лисий,
Г) зарумянились.
15. В каком слове правильно выделено окончание?
А) занижены-й,
Б) обещани-е,
В) обладае-шь,
Г) предчувств-ую.
16. В каком слове нет приставки?
А) примерка,
Б) прищепка,
В) принцесса,
Г) пришелец.
17. В каком слове верно выделена приставка?
А) подо-рожник,
Б) подо-зревать,
В) подо-блачный,
Г) по-дборщик.
18. В каком слове неправильно выделен суффикс?
А) сель-ск-ий,
Б) парашют-ист-к-а,
В) лепет-ал-и,
Г) заоблач-н-ый.
19. Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.
А) разбушевались,
Б) служила,
В) водительские,
Г) наступление.
20. В каком слове неправильно выделен корень?
А) по-золоч-енный,
Б) за-дрож-али,
В) за-жгл-ась,
Г) син-еет.
Источник
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ
« МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»
1.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1)управление 2)средство 3)приготовлю 4)издалека
2.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1)обменять 2)обменный 3)покупать (товар) 4)покупатель
3.В каком слове нет окончания?
1)вскачь 2)шел 3)пиши 4)овощ
4. Какое слово образовано безаффиксным способом?
1)прячь 2)синь 3)юный 4)пень
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в. зти, к. пучий, взр. стить 2) выт. рать, р. гламент, огр. жденный
3) ед. ница, приз. мляясь, оп. здать 4) пр. зидиум, пож. мать, см. гченный
6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) ярос. ный, ужас. ный, сверс. ник
2) захолус. ный, воскрес. ник, радос. ный
3) интриган. ство, мес. ность, юрис. консульт
4) окрес. ные (леса), горес. ный, президен. ский
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) бьющий ключ. любимая вещ. глубоких луж. распростиш. ся с людьми
2) стало невмоч. голос певуч. громкий плач. оденеш. ся потеплее
3) промаж. клеем, удивительный товарищ. грозовых туч. печ. рулет
4) разреж. те лист, достучиш. ся до соседа, бежать вскач. помощ… преподавателя
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ? .
1) пан. европейский, ин. екция, протод. якон 2) сверх. естественный, кон. юнктура, транс. европейский
3) пред. юбилейный, интерв. ю, звен. евой 4) трех. язычный, кан. он, п. едестал
9. В каком ряду во всех словах пропущено И?
1) проб. раться, соед. нение, от. гощать
2) забл. стел, разв. вать ум, приор. тет
3) прив. легированный, пост. лать, изв. нился
4) прост. рается, пал. садник, пренебр. жительно
10. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) инт…нация, м ..ссажер, предл. .жение 2) б ..гаж, к. .мбинат, накл..ниться
3) г. лодание, соприк. сновение, ох. рактеризовать 4) пром…к, выг…ревший, прил…жение
11. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) трущ…ба 2) зач…т 3) ж…сткий 4) кош….лка
12. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр…умолкла 2) пр…рвали 3) пр…лестный 4) пр…клонить колени
13. В каком слове приставка оканчивается на звонкую согласную?
1) сделать и. подтишка 2) не. доровый 3) чере. чур строгий 4) бе. возмездный
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ
« МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»
1.В каком слове есть приставка, корень, суффикс, но нет окончания?
1)последовательность 2)притаившись 3)увереннее 4)простительно
2.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1)последовательность 2)переносица 3)перебежчик 4)неспокойный
3.В каком слове нет окончания?
1)наземь 2)рисковал 3)храни 4)глинозем
4. Какое слово не образовано аббревиацией (сложением начальных звуков) ?
1)МГУ 2)МХАТ 3)вуз 4)спецкор
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в. зти, к. пучий, взр. стить 2) выт. рать, р. гламент, огр. жденный
3) ед. ница, приз. мляясь, оп. здать 4) пр. зидиум, пож. мать, см. гченный
6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) вес. ник, двухмес. ный, декаден. ский
2) гиган. ский, глас. ность, великовозрас. ный
3) древес. ный, доблес. ный, съес. ной
4) надкос. ница, искус. ный, завис. ник
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) поздороваеш. ся с другом, двигаться вскач. быстро одеваеш. ся, стало невмоч.
2) лучший товарищ. заметная фальш. изнуряющая суш. длинный меч.
3) реж. хлеб, игра не стоит свеч. несколько луж. встре¬тиш. ся с братом
4) мятеж. офицеров, попрощаеш. ся с матерью, назнач. те место встречи, щедрый богач.
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
1) ад. ютант, под. ездной, под. ячий 2) об. ект, об. езженный, интер. ер
3) об. явленный, компан. он, прод. юсер 4) из. ян, неот…емлемый, ин…екция
9. В каком ряду во всех словах пропущено И?
1) проб. раться, соед. нение, от. гощать
2) забл. стел, разв. вать ум, приор. тет
3) прив. легированный, пост. лать, изв. нился
4) прост. рается, пал. садник, пренебр. жительно
10. В каком ряду во всех словах пишется буква О?
1) обл. котиться, изл. гаю, к. нцелярия 2) з. ря, г. лантерея, пок. яние
3) выр. зительный, р. сток, к. лейдоскоп 4) укр. щать, предл. жение, зап. нки
11. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) пш_.нка 2) маж._р 3) ц_.кот 4) обж._ра
12. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр…возносить 2) пр…вратиться 3) пр…сесть 4) пр…уменьшить
13.В каком слове приставка оканчивается на звонкую согласную?
1)бе…толковый 2)во…местить 3) в…хожесть 4)не…дешний
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ
« МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»
Шкала перевода баллов в оценку
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-102590
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практикум по русскому языку. РЯ Сб. практ. зан.. Методические указания по выполнению практических работ для всех специальностей
Название | Методические указания по выполнению практических работ для всех специальностей |
Анкор | Практикум по русскому языку |
Дата | 26.01.2021 |
Размер | 497 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | РЯ Сб. практ. зан..doc |
Тип | Методические указания #171471 |
страница | 2 из 6 |
Подборка по базе: МУ практических работ.doc, реферат Методические принципы и методы физического воспитания.do, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 3 семестр 2.pdf, Вопросы и задания с ответами для подготовки к выполнению лаборат, методические указания к занятию 1.1.2..pdf, ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА УСЛУГ.doc, Рекомендации для выполнения практических заданий Русск яз и куль, Методические указания к ЛР_Классы неорганических соединений.doc, Эконометрика методические рекомендации.doc, Методические указания СИК по семинарским и практическим занятиям Тема 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ Практическая работа № 2 (2 часа ) ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА Цель: приобретение практического опыта информационной переработки текста. 1. Овладеть умением применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; представлять тексты в виде конспектов. 2. Выработать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; овладеть умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 3. Сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов. Формируемые компетенции: ОК 2-6, 10 Материально-техническое обеспечение: компьютер, сборник практических работ, презентация «Информационная переработка текста (сжатое изложение)». Ход работы:
— Что понимается под определением «тип речи»? Охарактеризуйте типы речи. — Какие стили речи вы знаете? Дайте их характеристику. — Что такое текст? Каковы его основные признаки? — Как определить тему, идею (основную мысль) текста, его содержание? — Какие виды связи предложений в тексте вам известны? — Как определяется жанр текста?
Задание.Напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева «Роль языка в жизни общества» (136 слов) Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Сжатое изложение является одной из возможных форм проведения экзамена по русскому языку (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации и рекомендациями МОРФ; 2011г.). Алгоритм написания сжатого изложения.
7. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение объёмом 70-90 слов аккуратным, разборчивым почерком. Дайте орфографический и пунктуационный комментарии текста. Форма отчетности: сжатое изложение Практическая работа № 3 (2 часа ) ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЯЗЫКА Цель: приобретение практического опыта лингвостилистического анализа текста. 1. Овладеть умением применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. 2. Выработать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; овладеть умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 3. Сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов. Формируемые компетенции: ОК 2, 3, 4, 6, 10 Материально-техническое обеспечение: сборник практических работ. 1. Ознакомление обучающихся со спецификой проведения экзамена по русскому языку в СПО, структурой экзаменационного теста и критериями оценки. 2. Выполнение задания. Задание. Ответьте на вопросы теста. 1. Выпишите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков. Якут, щадить, кристалл, ничьи. 2. Выпишите слово, в котором верно выделено ударение. СоздалАсь, дОлжностей, изогнУтый, звОнит. 3. Выпишите сочетания слов, употребленных в переносном значении. Стальные нервы, стальные нити, низкий рост, низкий поступок 4. Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня одного суффикса и окончания. Управление, средство, приготовлю, издалека. 5. ПРИ- или ПРЕ-? Вставьте пропущенные буквы в словах. Пр.вычный ответ, сердечный пр.вет, пр.успеть в бизнесе, пр.пятствовать встречам, пр.дирчиво осмотреть, пр.дел всему. 6. Н или НН? Вставьте пропущенные буквы в словах. Кипяче..ая вода, письме..ый стол, устла..ая снегом, тума..ая дымка, особе..о знаменитая, хорошая гости..ица. 7. Выпишите пример с ошибкой в образовании формы слова. Давайте попробоваем, около тысячи пятисот человек, менее быстрый, много яблок. 8. Выпишите предложение с грамматической ошибкой. Выдвижение кандидатуры Иванова на должность директора было поддержано большинством голосов. Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью. Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории. В газете были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю. 9. Выпишите предложение, в котором необходимо проставить запятую перед союзом И. При свете молнии стали видны дома и сараи. Мы смели веником снег с ботинок и вошли в дом. Клест взмахнул клювом и зернышко разлетелось на две половинки. Я сижу над обрывом и глажу добрейшую собаку. 10. Из четырёх вариантов продолжения предложения выберите грамматически правильный. Адресуя свою книгу детям, …автором описываются сложные явления простым языком. …она написана доступным и образным языком. …ученый сумел занимательно рассказать о сложных явлениях. …главной целью ученого было воспитать думающее поколение. 11. Выпишите предложение, в котором вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ. Долгими осенними вечерами хозяин сидел в комнате с вечною трубкою в зубах. Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами. Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам. 12. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. Поэты правы жизнь полна неожиданностей. Все элементы природы составляют одно целое. Тяжело в учении легко в бою. Правила как известно создаются для определенной ситуации 13. Укажите правильное утверждение о данном предложении. В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп и затем занялся исследованием звезд. Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится. Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится. Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится. Предложение простое, перед союзом И запятая ставится. 14. Какое из приведенных предложений должно быть первым в этом тексте? (1)…(2) Известно, что ястребы были помощниками древних мореходов. (3) Их брали с собой скандинавы, плавая в Исландию, использовали их и кельты, и другие европейцы. (4) …эти птицы, выпущенные корабля в Атлантике, держались в океане строго определенного направления и летели в сторону Азорских островов. (5) Именно поэтому указанным островам дали название «ястребиные». Название «Азорские» острова ошибочно переводят на русский язык как «ястребиные». Название «Азорские» острова можно перевести на русский язык как «ястребиные». Название «Азорские» острова, вероятно, скандинавского происхождения. Происхождение названия «Азорские» острова остается неясным. 15. Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 4 текста, приведенного в 14 задании? Однако; Кроме того; Дело в том, что; Таким образом. 16. Какие из приведенных ниже слов, являются грамматической основой в предложении 5 текста, приведенного в 14 задании? Островам дали; островам дали название; островам дали такое название; дали название ястребиные. 17. В каком предложении во всех трёх случаях употреблена только одна из частиц (НЕ или НИ), при этом она употреблена со всеми тремя словами слитно (или раздельно)? Лиза (не, ни)мечтала сниматься в кино (не, ни)когда была школьницей, (не, ни)когда училась в театральном училище. Этому (не, ни)годяю для общения с местными жителями (не, ни)нужны были (не, ни)какие особенные премудрости. Перспектива ждать (не, ни)сколько часов в душном зале аэровокзала (не, ни)мало нас (не, ни)прельщала. (Не, ни)эффектная внешность, (не, ни)поставленный голос, (не, ни)наличие диплома делают актера актером. 18. В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, предложенном в 14 задании? Азорские острова называют «ястребиными», так как выпущенные с корабля древними мореходами ястребы держались в Атлантике строго определенного направления. Европейцы в плавание по Атлантике в качестве помощников брали с собой ястребов. Скандинавы, кельты и другие европейцы назвали Азорские острова ястребиными, так как на них обитало множество этих птиц. Ястребиные острова названы так потому, что именно к этим островам слетались все птицы. 19. Слитно, раздельно, через дефис? Страсть к чтению у Ивана была ненасытная, способность работать – громадная, ПРИ(ТОМ) пищей для его ума были КАК(БУДТО) все предметы. Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с многими интересными людьми. Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основой работы суда. Мы долго раздумывали, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЕМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша. 20. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.Определите тему, идею (основную мысль), функциональный стиль и смысловой тип текста. Была своя прелесть в топ.левом пуху к.тавш.мся по улицам лё.кими сер.бристо(серыми) рулонами в играющих на задворках пискливых облезлых к.тятах в ст.рухах как(бы) вырезан.ых из к.ричн.вого м.рщинистого дерева в настурц.и буйствующ.й своими круглыми соч.ными листьями и красными к.пюш.нами цветов даже в вороб.ях п.ющих воду из (не)высыхающих луж. около вод.разборных к.лонок в засиж.н.ой мухами олеографи. «Поц.луйный обря.» за открытым окном темной комн.ты в клетк. с п.писк.вающей от скуки кан.рейкой в фикусах и разбитом и криво скле.н.ом рыж.м фарфоровом сервизе в с.еден.ом молью чуч.ле иволги и (на) конец в самоварном дыму струивш.мся среди двора прямо к белесому небу (не)смотря на то что самовар был кос.бокий. Технология выполнения задания В соответствии с Положением о промежуточной аттестации и рекомендациями МОРФ; 2011г. тестирование является одной из возможных форм проведения экзамена по русскому языку. Тест представляет из себя обязательную и дополнительную части. Обязательная часть включает в себя задания с 1 по 16. Каждое из правильно выполненных заданий этой части оценивается в 1 балл. Задания 17-20 включена в дополнительную часть. При этом задания 17-19 при условии их верного выполнения оцениваются в 3 балла. Правильное выполнение 20 задания принесет Вам 10 баллов(допускается1 ошибка); до 6 ошибок включительно – 6 баллов; 7-10 ошибок включительно – 3 балла; более 10 ошибок оцениваются 0 баллов. Если вас устроит оценка «удовлетворительно», то достаточно выполнить только обязательную часть и набрать от 10 до 14 баллов. Чтобы получить «хорошо», необходимо выполнить хотя бы одно задание из дополнительной части и набрать 15-24 балла. Для оценки «отлично» надо набрать 25-35 баллов. Контрольные задания
Форма отчетности: выполненная ПР Практическая работа № 4 (2 часа ) АНАЛИЗ СЛОВА КАК ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ Цель: приобретение практического опыта лексического анализ текстов с лексемами различных сфер употребления. 1. Овладеть умением применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. 2. Выработать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; овладеть умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 3. Сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов. Формируемые компетенции: ОК 2, 3, 4, 6, 10 Материально-техническое обеспечение: учебники, лингвистические словари, сборник практических работ. 1. Проверка готовности к ПР (беседа по вопросам): — Чем слово отличается от словосочетания и от фразеологической единицы? — Что выражает лексическое значение слова, а что грамматическое? – Какие значения слов называются прямыми, а какие переносными? — Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? 2. Выполнение заданий. Задание. Проанализируйте фрагменты текстов с лексической точки зрения. 1. Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф-то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода-год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть — и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом. 2. Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием — не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих; каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фишка прокатила на «ура». Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? 3. — Как не любит?! Ты нормально просил-то? — Я ее в мороженицу приглашал. — И что? — Не пошла. — Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню — либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо? — На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет по жизни. — Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки сдать. — Какие бутылки? — Из-под «фанты», блин. 4. Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой — за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой. 5. Старина Европа дышит тяжко, несмотря на лоск и глянец, лавочное и (обилие и демократические прибамбасы. Рэмбо. Мадонна. «Плейбой», шарм раскрепощенного, прущего напролом невежды — словом, задавил крутой, белозубый, напористый, меру не знающий американец. А почему бы европейцам, «терминаторами» запуганным, не начать думать по-русски. — возник шальной вопрос у группы това. пардон, господ известных. И вот при Международном университете (коего президент — Я., опальный экс-министр образования) открывается на днях спеццентр по заброске в снедаемую американофобией Европу-мать российских эмиссаров. Изменять психо-культурологическую ориентацию начнут с внедрения нашенской психологии в Школах русского языка, поэзии и литературы, раскиданных от Северной Италии до Южной Швеции. Договора уже подписаны . Спеццентр (официально Европейский центр русской культуры) посеет от польских границ до берегов Ла-Манша свои филиалы. И станет «насаживать» русский дух на всю катушку. Но не пошло и жлобски: под голых девок и варьете, пляшущих рашен-казашен, а неизвестным англичанам Пушкиным, непознанным французами Гоголем, мистическими и непостижимыми в русском полете и размахе мысли Соловьевым и Бердяевым. И русифицированная Европа сдастся великой России без боя, душою. 6. В 1565 году во всей Голландии пошла параша, что папа — антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права. Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы (урки, одетые в третий срок). Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули лиловый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп послал на Англию непобедимую армаду, но здорово фраернулся…. Голландцы обратно зашуровались и вусмерть покатились, когда дотыркали про армаду. Голландцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило — осученных становилось меньше, чесноки шерудили рогами. Голландцы восстали по-новой так владычество испанцев в Голландии накрылось. 7. Быть непонятым — великое искусство. Для государственного деятеля — первейшее из искусств. Сегодня это искусство развилось необычайно. На один закон приходится в среднем по 47 «подзаконных актов», разъясняющих «механизм реализации». Причем каждый последующий «все чудесатее и чудесатее». Издали, например, закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», в котором обещали деньги вернуть. Работа закипела. В развитие того закона издали новый: «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ». Поняли? Не огорчайтесь. Есть перевод: теперь государство вместо обещаний вернуть долги обещает разработать порядок исполнения обещаний по возврату долгов. «Они всегда выражаются непонятно», но не потому что «образованность свою показать хочут». И в администрации президента, и в правительстве трудятся редакционные отделы, состоящие из нескольких десятков высококвалифицированных лингвистов. В каждой бумажке – по 2-3 недели упорной работы. Формулировки отточены с обеих сторон, как дамасский клинок. Чтобы власть всегда могла вовремя отойти «на заранее подготовленные рубежи». И какие перлы! «Нулевой рост», «замедление темпов падения», «сокращение налоговых ожиданий». Из свеженьких (уже нового правительства) «максимально гарантированный минимум», или задача: «осуществление реструктуризации бюджетных обязательств с направлением высвобождающихся средств на выполнение бюджетных обязательств». Или реструктуризация. Вчера в последних известиях «реструктуризация» употреблялась 9 раз. Кто-нибудь объяснит, что это такое? 8. Половины слов, которыми они с нами разговаривают, нет ни в одном словаре. По крайней мере, в словарях русского языка. Взять хотя бы «секвестр» — самое милое русскому сердцу дело (после консенсуса, ваучера и быстрой езды). Александр Лившиц на вопрос, будет секвестр или нет, отвечает прямо: «Я не люблю играть в слова. Правительству не нравится слово секвестр. Мне тоже. Формально никакого секвестра нет. Но правительство обязуется финансировать расходы в объеме, который на 63 млрд. руб. меньше того, который записан в законе о бюджете». Короче, не нравится слово — можете не получать деньги по старой причине: потому что их нет. Русский язык такой великий и могучий, он вынесет все. Как говаривал мастер слова Виктор Степанович Черномырдин. «У меня к русскому языку претензий нет». Власть специально напускает туману. За ним она, как за дымовой завесой, прячет свои подлинные намерения. 9. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. Такие эксперименты уже ведутся параллельно с генетическим мониторингом за новорожденными. США убеждены, что Иран — самый опасный спонсор международного терроризма. Один из факторов снижения себестоимости продукции на «Тойоте» — это система «джаст ин тайм». В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов. В конце года фирма проводит распродажу и делает эксклюзивные скидки на предлагаемые товары. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно. В ресторане всегда аншлаг. Каждая модель костюма представлена «тиражом» в один экземпляр. 10. Слова брали, берем и брать будем. При Петре I — у немцев, при Александре I — у французов (панталоны, фрак, жилет), при Брежневе и Горбачеве — у англичан и американцев (шузы, траузера). Сейчас же слова мы заимствуем у своих. И какие слова: авторитет, беспредел, братки, крутые, общак, пахан, разборка, стрелка. А что — язык у братков как язык, не лучше и не хуже другого. 11. Триста лет назад Петр Великий прорубил окно в Европу. В образовавшееся отверстие хлынули европейские языки. Слова шли вместе с новыми культурными понятиями, иногда дополняя, а иногда вытесняя русские аналоги скажем, были на Руси шти, уха, похлёбка, селянка, ботвинья, окрошка, — пришли бульон, консоме, да и просто суп. И никаких тебе тонкостей! У нас в меню — суп! 12. Современные художники чаще используют масляные краски. Тогда как до конца 16 века наиболее распространенной техникой живописи была темпера (краски, приготовленные на смеси яйца с водноклеевым раствором, а также с уксусом, квасом или вином). Иногда для создания картин берут водяные краски (акварель, гуашь) или сухие разноцветные мелки (пастель). 13. В ожидании начальника жилищного отдела шофёр Чоконов возмущался: «Я вот второй день здесь припухаю, а мой самосвал загорает на морозе. А ведь я сдельно вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера – сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Хрен на постном масле!» 14. Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль) 15. Старик хороший – разговорный, приветливый. Он рыбак заядливый. Другой раз тягун не дует, а только шибко тянет холод. А где сыро место, по сгорочкам колба белая была. Тут же Ерундия играл на белендрясах, перебирая свои жирные губы, которые, шлёпаясь одна о другую, по местному выражению, белендрясили. — Кто взял горбушку? – Стибрили? – Сбондили? – Слямзили? – Лафа, брат! — Боцман, говорят, стукнулся? – Не знаю. Вроде ходит. Держать за репку. – Он не репкой, а лопухом треснулся. — Сёма, выдь на час, мне с отцом надо погуторить. Схорони ружьё в сёмик в старой дуплястой иве. Я этого кочета ишо с детства помню, потому не моги его резать. С той поры много годов прошло. Стал Троша Легонький знаменитым гонщиком, и звали его уж по-другому — Тяжелой Котомкой. Немало он новых мест открыл. Работал честно, не хитничал. не барышничал. Терпеливых камешков целый мешок накопил, а далевого глядельца так увидеть ему и не пришлось. Бывало, жаловался на свою неудачу Донюшке, а та не привыкла унывать, говорит: — Ну, ты не увидел. — может, внуки наши увидят. Теперь Трофим Тяжелая Котомка — глубокий старик. Давно по своему делу не работает, глазами ослабел, а как услышит, что новое в наших горах открыли, всегда дивится: — Сколь ходко ныне горное дело пошло! Технология выполнения задания 1. Работая в парах, ознакомьтесь с фрагментами текстов (один текст согласно посадочным местам в аудитории). Что вы можете сказать об авторе? Актуальны ли проблемы, обозначенные в тексте, сегодня? 2. Выделите слова, не являющиеся общеупотребительными. К какому пласту лексики они относятся? Определите пласт лексики (заимствованная, просторечная, диалектная, иноязычная, жаргонная), ее специфику (многозначные слова, слова в переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы) и уместность использования. Подберите, если это возможно и необходимо, литературные эквиваленты. Обратите внимание на Образец выполнения задания: текст № 1 – много жаргонных слов (хиппующие, гёрла и др.) 3. Определите тему, основную идею текста, его тип и стиль. Подготовьте отчетное слово по результатам выполнения задания. Форма отчетности: выполненная ПР с устной защитой. Практическая работа № 5 (2 часа ) АНАЛИЗ МЕЖСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ЛЕКСИКЕ Цель: приобретение практического опыта лексического анализа слова; грамотного выражения своих мыслей в устной и письменной формах. 1. Овладеть умением применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. 2. Выработать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; овладеть умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 3. Сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов. Формируемые компетенции: ОК 2, 3, 4, 6, 10 Материально-техническое обеспечение: учебники, лингвистические словари, сборник практических работ, стихотворения беловских поэтов; «Песнь о вещем Олеге…» А.С. Пушкина; басни И.А. Крылова; стихотворения В.В. Маяковского, С.А. Есенина; «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Ход работы :
Тест по теме «Межсловные отношения в русской лексике» 1. Лексикология изучает… А. значимые части слова и способы образования слов Б. соответствие между звуками и буквами Г. правила написания слов Д. словарный состав языка А. слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению Б. слова, употребляемые в той или иной местности. В. слова с противоположным лексическим значением. Г. слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению. Источник |