- Уроки были приготовлены мы приготовили уроки
- Второстепенные члены предложения. Дополнение
- Урок русского языка
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Текст. Предложение. Словосочетание: Проверочная работа с. 8 — 10
- ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
- Проверочная работа
- Ответы к стр. 8 — 10
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
Уроки были приготовлены мы приготовили уроки
УРОК № 18
Тема. Второстепенные члены предложения. Дополнение (прямое и косвенное)
Цель: углубить знания учащихся о дополнении; ознакомить их с видами дополнений; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся по вопросу выделяют второстепенные члены предложения, распространяют нераспространенное предложение; переводят термины с украинского языка на русский.
Оборудование: учебник, дидактический материал, схема.
Тип урока: комбинированный.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
— Проверка домашнего задания.
Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. Глаза как плошки, а не видят ни крошки. Чистота — половина здоровья. Спать долго — жить с долгом. Веселье делу не помеха. Чужим умом жить — добра не нажить. Ученье — свет, а неученье — тьма. Бедность не порок. Повторенье — мать ученья. Несчастья бояться — счастья не видать.
(Пословицы и поговорки)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Сравните тексты и сделайте вывод о роли второстепенных членов предложения.
Вдруг зашуршала верхушка сосны.
Какая-то птица прокричала хриплым озабоченным голосом три раза одну и ту же фразу. Начала в четвертый раз, сбилась, сконфузилась и замолчала.
Зашуршала верхушка. Птица прокричала. Начала, сбилась, сконфузилась и замолчала.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
— Ознакомление со схемой.
— Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
— Беседа с учащимися.
— Что такое дополнение?
— На какие вопросы отвечает дополнение?
— Какие дополнения называют прямыми, а какие — косвенными?
1. Сопоставьте предложения, определите в них роль выделенных слов.
Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. Издали мы увидели дом, стоявший на горе. Дом, стоявший на горе, был виден издали. Вокруг школы росли березки. Вокруг школы ребята посадили березки.
2. К данным глаголам подберите существительные, составьте небольшие предложения, чтобы при каждом глаголе было прямое и косвенное дополнение.
Беспокоить, знакомить, хвалить.
3. В данных предложениях определите, каким членом предложения является инфинитив. определите вид сказуемого.
С утра мы решили заняться делом. Врач запретил мне читать лежа. Мать велела поставить чайник. Не стану описывать мое состояние. Ему велели много гулять. Мы решили укрыться от дождя. Наташа просила проводить ее. Он попросил нас зайти. Я начал разыскивать книгу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало дополнением, а дополнение — подлежащим.
Деревья были повалены ураганом. Дочь любит мать. Отец подарил мне ноутбук. День сменяет ночь, а осень сменяет лето.
2. Выпишите словосочетания Определите падеж существительного и вид дополнения. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
Конек реж..т лед. Буря мглою небо кро..т. (А. Пушкин) Мастер чинит телефон. Я зап..раю дверь ключ..м и прячу ключ.. в карман. Сильное впеч..тление производит вид воды, падающей с огромной высоты.
3. Замените в словосочетаниях прямые дополнения косвенными, а косвенные — прямыми, подобрав для этого однокоренные существительные.
Победить стихию. Решать задачу. Вязать свитер. Написать статью. Читать книгу.
4. Исправив речевые ошибки, запишите предложения.
Все восхищаются его умению рисовать. Вода подбиралась до самого дома. Над строительством станции руководили опытные инженеры. Вся команда была уверена в свою победу над соперниками.
5. Переведите с украинского языка на русский правила пользования лифтом. Подчеркните дополнения. Подумайте, какие еще правила пользования лифтом вы знаете?
— Зайшовши до кабіни, зверніть увагу на наявність кнопок і освітлення.
— З підозрілими людьми разом у ліфт не заходьте.
— Не намагайтесь самостійно вибратися із зупиненого ліфта.
— Не катайтеся на даху ліфта.
— Не користуйтесь ліфтом під час пожежі в будинку.
— Работа с учебником.
[1] — 83 (письменно).
[2] — 173 (письменно).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 85 (письменно); [2] — 174, 177 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
— Беседа с учащимися.
— Как определить вид дополнения?
— Какими частями речи выражаются дополнения?
Источник
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Изтелеуова Б. К.
Средняя школа № 100, аула Казалы,
Казалинского района Кызылординской области
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения поясняют:
1) Главные члены предложения (подлежащее или сказуемое)
2) Другие второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения:
1) Дополнение
2) Определение
3) Обстоятельство
Дополнение — второстепенный член предложения
Обозначает объект (предмет) действия
Зависит от сказуемого
Отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме Именительного падежа)
В предложении следует за сказуемым
Выражают зависимость способом управления
Выражаются всеми частями в значении существительного (кроме деепричастия)
Различают прямое (тура) и косвенное (жанама) дополнение
Прямое дополнение
Винительный падеж без предлога: шить платье, топить печь
Родительный падеж при отрицании: не принёс книги
Родительный падеж «часть от целого»: купить хлеба, выпить воды, налить сока
Косвенное дополнение
Косвенные падежи с предлогами и без предлогов: резать ножом (Т. п.), выйти из дома (Р. п), идти по дороге (Д. п.), думать об учёбе (П. п)
Винительный падеж
с предлогом: прыгнуть через порог, положить в сумку, прочитать про жизнь
Сопоставить предложения, определить в них роль выделенных слов.
1. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки.
2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное.
3. Улицы города заасфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.
Неопределённая форма глагола является дополнением, если:
1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределённой формой, производят разные лица (предложил (что?) вернуться, прошу (о чём?) рассказать);
2) неопределённую форму можно заменить существительным (условился (о чём?) встретиться — о встрече)
Анализ примеров:
Я велел ямщику ехать — велел я, а ехать должен ямщик, значит, (что?) ехать — это дополнение.
Я прошу вас подождать — прошу я, а подождать должны вы, значит, ( о чём?) подождать – дополнение
Найти в предложениях дополнения, выраженные неопределённой формой глагола.
1. Спорить с ними я никогда не мог.
2. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться.
3. Все просили её спеть что — нибудь.
4. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться.
5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.
6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды.
Найти ошибки в употреблении предлогов и исправить их.
1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших.
2. Команда была уверена в свою победу.
3. Николай очень переживал о болезни брата.
4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих.
5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.
Источник
Урок русского языка
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение (способы его выражения)
Цели: углубить понятие о дополнении; развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные дополнения; повторить правописание личных окончаний глагола.
III Словарная работа.
Выписать слова из рамок
П. Беседа по повторению.
1) Какие члены предложения являются второстепенными? В чем их отличие от главных?
2) Назовите второстепенные члены.
3) Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?
4) Что называется дополнением?
III. Практический материал для развития представления о дополнении.
1. Формирование прочного навыка различения дополнения и подлежащего (особенно когда прямое дополнение выражено существительным, у которого формы именительного и винительного падежа совпадают).
1) Выписать словосочетание «глагол + существительное», определить падеж существительного. Вставить пропущенные буквы.
/. Конёкреж. лёд. 2. Весло задева. т водоросли. 3. Буря мглою небо кро. т (А. С. Пушкин). 4. Мастер чин. т телефон. 5. Я зап. раю дверь ключ . ми ключ кладу в карман.
2) Найти в предложении подлежащее и дополнение. Изменить предложение, чтобы подлежащее стало дополнением или дополнение — подлежащим.
Образец: Этот моллюск поедает водоросли. Этот моллюск охотно поедает рыба.
1. Туча закрыла полнеба. 2. Мать любит дочь. 3. День сменяет ночь.
4. Отец подарил мне мяч. 5. Телеграфный столб был повален ураганом.
3) Сопоставить предложения, определить в них роль выделенных
/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города заасфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.
2. Учащиеся испытывают затруднения в различении дополнений,
выраженных неопределенной формой глаголов, и составных глагольных
сказуемых. Их нужно познакомить с некоторыми приемами разграничения
этих случаев. Неопределенная форма глагола является дополнением, если:
1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);
2) неопределенную форму можно заменить существительным (условился встретиться — о встрече,).
Задания: 1) анализ примеров.
Я велел ямщику ехать (А. С. Пушкин) — велел я, а ехать должен ямщик, значит, ехать — это дополнение. Я прошу вас подождать — прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать — дополнение;
2) найти в предложениях дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.
1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).
3. Понятие о прямом и косвенном дополнении учащиеся получают,
читая учебник и выполняя упражнения 117 и 118
4. При работе над дополнением следует обратить внимание на предупреждение и исправление речевых ошибок. Учащимся необходимо напомнить, что управление может быть предложным и беспредложным. Этому служат упражнения.
1) Подобрать существительные к данным словам:
Верить. — вера. ; уверять. -уверенного. ; пренебрегать. —пренебрежение. ; командовать. -командир.
2) Найти ошибки в употреблении предлогов и исправить их.
1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших. 2. Команда была уверена в свою победу. 3. Николай очень переживал о болезни брата. 4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих. 5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.
Источник
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Текст. Предложение. Словосочетание: Проверочная работа с. 8 — 10
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Проверочная работа
Ответы к стр. 8 — 10
В а р и а н т 1
1. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
2. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском.
1. Стояла суровая зима.
3. Но весной школьники вновь посадили молодые яблоньки.
2. Составь и запиши из данных слов предложение.
Наташа и Маша ходили в кино, поэтому не приготовили уроки.
Наташа и Маша не ходили в кино, поэтому приготовили уроки.
3. Прочитай текст. Раздели его на предложения. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Придумай и напиши к тексту заголовок.
Опадают жёлтые листья с деревьев. Вянет трава. Солнце прячется за серые тучи. Часто моросит мелкий дождь. А в саду ещё цветут пёстрые астры. Как они красивы! Скоро птицы полетят на юг. Зима не за горами.
4. Выпиши из данного предложения словосочетания.
Разрисовал стёкла, разрисовал узором, красивым узором.
5. Найди и обозначь в словосочетаниях главное слово. Спиши словосочетания. В скобках напиши вопрос к зависимому слову.
Например: любить (что?) природу.
х
Занёс (куда?) под крышу,
х
обогнала (кого?) лисицу,
х
проснуться (когда?) утром,
х
прислушаться (к чему?) к совету,
х
прочитать (кому?) классу.
В а р и а н т 2
1. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
2. Умный, честный, мужественный.
1. Самое главное украшение земли — человек.
3. И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и ещё больше украсить нашу планету.
2. Составь и запиши из данных слов предложение.
Андрей хорошо поел, когда он пришёл из школы.
3. Прочитай текст. Раздели его на предложения. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Придумай и напиши к тексту заголовок.
Приятно вспомнить о лете.
Приятно вспомнить о лете! Как пахнет земляникой, малиной и грибами. Кусты смородины покрыты ягодами. Жаворонки с утра до вечера летают в воздухе. Чья это песня доносится из рощи? Это малиновка поселилась в кустах смородины.
4. Выпиши из данного предложения словосочетания.
На солнечной полянке, старая сосна, росла на полянке.
5. Найди и обозначь в словосочетаниях главное слово. Спиши словосочетания. В скобках напиши вопрос к зависимому слову.
Например: любить (что?) природу.
х
чтение (чего?) книги,
х
подарить (кому?) брату,
х
сидеть (где?) в саду,
х
вернуться (когда?) вечером,
х
красный (от чего?) от загара.
Источник