Руководство по материалам для намотки
Введение
Целью данной статьи является знакомство с некоторыми из наиболее распространённых материалов для намотки спиралей, их предназначением и характеристиками.
Некоторые материалы подходят только для режима мощности (вариватта), другие только для температурного контроля и один из материалов подходит для обоих режимов.
Техническая информация, указанная в статье, предназначена для вейперов среднего уровня и выше, позволяет определиться с подбором материала спирали и облегчает настройку устройств.
Основное внимание будет уделено одножильным проволокам для вейпинга.
Проволоки из вольфрама и NiFe также могут использоваться в вейпинге, но они достаточно «капризные» в использовании и не имеют особых преимуществ по сравнению с более распространёнными материалами.
Основные характеристики проволоки
Существует несколько основных характеристик, которые применимы ко всем видам проволок, независимо от их состава. Это диаметр проволоки, её сопротивление, время разогрева материала и температурный коэффициент сопротивления.
Диаметр проволоки
Одной из основных характеристик любой проволоки является фактический диаметр. Его обычно указывают как Gauge (ga) или AWG, выражается числовым значением.
Чем выше числовое значение, тем тоньше проволока. Например, AWG 26 тоньше AWG 24, но толще AWG 28.
Наиболее распространённые размеры от наименьшего диаметра к наибольшему: 32 (0.2 мм), 30 (0.25 мм), 28 (0.32 мм), 26 (0.4 мм), 24 (0.51 мм) и 22 (0.64 мм). Также существуют и другие, даже нечётные размеры.
Сопротивление
По мере увеличения диаметра проволоки уменьшается её сопротивление и увеличивается масса, поэтому времени для разогрева потребуется больше.
К примеру, тонкие проволоки 32 ga и 30 ga будут иметь более высокое сопротивление и нагреваться быстрее, чем 26 ga и 24 ga.
Так же нужно понимать, что чем больше проволоки используется, тем выше будет сопротивление. Это важно при намотке спиралей, так как чем больше витков, тем выше сопротивление койла.
Время нагрева
Время нагрева – это характеристика, показывающая как быстро спираль достигнет необходимой температуры для испарения жидкости.
Как правило, это более заметно на сложных многожильных спиралях, таких как Staggered Fused Clapton, но также можно увидеть разницу во времени разогрева и на обычных одножильных койлах по мере увеличения размера и массы проволоки.
Использование разных материалов так же влияет на время разогрева спирали, так как различается внутреннее сопротивление металлов.
В режиме вариватта проволоки из нержавеющей стали разогреваются быстрее, за ними следуют проволоки их нихрома и медленнее всего разогревается кантал.
В режиме температурного контроля, чтобы определить какие ток и мощность подавать на спираль, вейп-девайсы «опираются» на характеристики материала проволоки.
Для режима термоконтроля подбираются проволоки исходя из их температурного коэффициента сопротивления (TCR).
TCR проволоки – это параметр, показывающий насколько увеличится сопротивление спирали при повышении температуры. Устройство знает какое было сопротивление холодной спирали и какой материал используется.
При нагреве (по мере повышения температуры) сопротивление спирали увеличивается и мод понимает, что спираль стала слишком горячая и уменьшает подачу тока, чтобы предотвратить гарик.
Все типы проволок имеют параметр TCR, но увеличение сопротивления корректно может быть измерено только в материалах для температурного контроля.
Кантал (фехраль)
Проволока из кантала представляет собой ферритный железо-хромо-алюминиевый сплав (FeCrAl) с хорошей устойчивостью к окислению и используется в режиме вариватта.
Это хороший материал для создания собственных спиралей на обслуживаемые баки, дрипки и тому подобное, особенно для начинающих.
С канталом легко работать, он достаточно жёсткий, чтобы сохранять форму при намотке, а также это весьма популярный материал для изготовления одножильных спиралей.
Кантал является недорогим и широкодоступным материалом, он есть в наличии в большинстве вейп-шопов и интернет-магазинов.
- Работает в режиме вариватта;
- Простота в использовании;
- Хорошо удерживает форму;
- Широкая доступность;
- Недорогой;
- Не совместим с термоконтролем.
Нихром
Проволока из нихрома так же, как и кантал, является отличным материалом для режима вариватта. Представляет собой сплав из никеля и хрома, может содержать железо. Широко используется в стоматологии.
Нихром выпускается в разных марках, но наиболее популярной в вейпинге является марка Ni80 (80% никеля и 20% хрома).
При нагреве нихром очень похож на кантал, но имеет более низкое сопротивление и быстрее нагревается. Его легко наматывать, он хорошо держит форму спирали.
Однако температура плавления нихрома ниже, чем у кантала. При прожиге следует быть аккуратным, подавать небольшое напряжение короткими импульсами, чтобы спираль не оплавилась.
Ещё одним возможным недостатком нихрома является содержание никеля, этот материал может не подойти людям с аллергией на никель.
Раньше нихром был менее распространённым, чем кантал. Сейчас он набрал популярность, особенно при изготовлении сложных намоток, и его очень легко найти в вейп-шопах и интернет-магазинах.
- Более быстрый разогрев, чем у кантала;
- Простота в использовании;
- Хорошо удерживает форму;
- Широкая доступность;
- Недорогой;
- Не совместим с термоконтролем;
- Содержание никеля;
- Более низкая температура плавления.
Нержавеющая сталь
Проволоки их нержавеющей стали являются самыми универсальными. Они могут использоваться как в режиме вариватта, так и в режиме температурного контроля.
Представляют собой сплав из хрома, никеля и углерода. Никеля в нержавеющей стали содержится всего порядка 10%, но людям с аллергией на никель лучше не рисковать.
Существует множество вариаций проволок из нержавеющей стали. В вейпинге наиболее популярными являются марки SS316L и SS317L. Другие марки, такие как 304 и 430, также используются в вейпинге, но довольно редко.
Спирали из нержавеющей стали хорошо держат форму. Подобно нихрому имеют более быстрый разогрев, чем у кантала, из-за более низкого сопротивления при том же диаметре проволоки.
Следует иметь в виду, что при прожиге или чистке спирали не следует сильно нагревать нержавеющую сталь, так как это может привести к высвобождению нежелательных химических соединений.
Лучшим вариантом будет сделать спираль с расстоянием между витками (спейс-коил), чтобы не было необходимости в прожиге.
Как и в случае с нихромом и канталом, проволоку из нержавеющей стали можно легко найти в вейп-шопах и интернет-магазинах.
- Работа в двух режимах: VW (вариватт) или TC (термоконтроль);
- Более быстрый разогрев, чем у кантала;
- Простота в использовании;
- Хорошо удерживает форму;
- Широкая доступность;
- Содержание никеля (низкое);
- Не следует прожигать на высокой мощности.
Выбор проволоки для вариватта
Большинство вейперов предпочитают использовать режим вариватта, так как он проще. Кантал, нержавеющая сталь и нихром являются тремя самыми популярными материалами для вариватта. Что же выбрать?
Если есть аллергия на никель или подозрения на неё, то следует отдать предпочтение канталу. Полностью отказаться от нихрома и избегать нержавеющей стали, так как хоть содержание никеля в ней не высоко, но лучше быть осторожным.
Канталу вейперы отдают предпочтение уже на протяжении долгого времени из-за простоты использования и более высокого сопротивления, особенно любители тугой сигаретной затяжки. Более долгое время разогрева тут даже больше плюс, так как можно затягиваться медленно и долго.
Нихром и нержавеющая сталь, с другой стороны, отлично подходят для кальянной затяжки и более низкого сопротивления. Это не означает, что эти материалы нельзя использовать для MTL-устройств.
Те, кто любит сабом, предпочитают использовать низкое сопротивление и быстрый нагрев, чему и способствуют нихром и нержавеющая сталь.
Вкусопередача, конечно, дело субъективное, но много отзывов от вейперов о том, что намотки из нихрома и нержавеющей стали обладают лучшей вкусопередачей, чем из кантала.
Никель
Проволока из никеля, так называемая марка Ni200, представляет собой чистый никель. Этот материал был первым в использовании для режима температурного контроля, а также является первым в списке материалов, которые не могут использоваться в режиме вариватта.
У никеля есть два основных недостатка. К первому недостатку относится мягкость материала – трудно использовать его при создании спиралей, а также после установки спираль легко может деформироваться.
Второй недостаток – это состав материала. С намотками из чистого никеля некоторые люди могут испытывать дискомфорт, кроме того, есть много людей с аллергией на никель или различной степенью чувствительности.
Хотя другие материалы, такие как нихром и нержавеющая сталь, тоже содержат никель, но в них он не является основным компонентом.
Никелевые проволоки до сих пор являются популярными среди любителей термоконтроля и их относительно легко найти в продаже.
- Работа в режиме температурного контроля;
- Не очень удобен в использовании;
- Плохо держит форму;
- Содержание никеля.
Титан
Проволока из титана представляет собой чистый титан и предназначена для режима температурного контроля.
Существуют некоторые разногласия, связанные с безопасностью титановой проволоки при использовании в вейпинге.
При нагреве свыше 648 °C (1200 °F), титан может выделять токсичный компонент – диоксид титана. Кроме того, если титан загорелся, его чрезвычайно трудно потушить.
По этой причине некоторые магазины не возят проволоки из титана, чтобы избежать вопросов, связанных с ответственностью и безопасностью.
Тем не менее часть вейперов использует данный материал. Если режим температурного контроля на устройстве работает исправно, то нет повода для беспокойства об отравлении диоксидом титана или его возгорании.
Производители вейп-девайсов уже подумали об этом. Но прожигать спирали из титана точно не стоит!
С титаном легко работать при изготовлении и намотке спиралей, он хорошо удерживает форму. Но при деформации спирали его довольно сложно исправить.
- Работа в режиме температурного контроля;
- Простота в использовании;
- Хорошо удерживает форму;
- Может быть токсичным;
- Опасность возгорания;
- Малая доступность в магазинах.
Выбор проволоки для термоконтроля
Проволоки из нержавеющей стали являются явными победителями среди других материалов для термоконтроля. Они просты в использовании, хорошо держат форму и работают в двух режимах (TC и VW).
Из-за содержания никеля в нержавеющей стали, хоть и весьма низкого, людям с аллергической реакцией на него скорее всего стоит воздержатся от использования этого материала.
А что делать если есть аллергия на никель, но хочется парить в режиме термоконтроля? В этом случае стоит отдать предпочтение титану. Но всегда стоит помнить, что его нельзя перегревать.
Вывод
Суть в том, что выбор материала для спирали – это важная переменная при поиске «дзэна» в вейпинге. По факту, нахождение «своего» материала сказывается на положительном опыте парения.
Толщина проволоки и количество витков лишь влияет на скорость разогрева, ток, мощность и сопротивление. Изменяя количество витков, диаметр спирали и толщину проволоки можно получить совершенно новый опыт.
В конечном счёте именно положительный опыт в вейпинге приносит удовольствие от процесса парения.
Источник
Уже приготовит для намотки
1)Приготовить все инструменты, материалы и дрипку(бак) или что вы там мотать будете, на чём прожигать, посмотреть на reprova.com/calc/ какую намотку хотим создать(количество витков считаем так — два боковых неполных витка койла считаем за один, все остальные как обычно — по одному) и обязательно приготовьте руки(помойте хорошенько)
-Плоскогубцы, лучше как можно меньше, как на фотке
-Пассатижи(нужны для намотки на простой койл жиг, если у вас жиг с зажимом, то не понадобятся)
-Ножницы(лучше специальные для ваты, обязательно стерильные, хотя бы после кипятка)
-Щипчики(для укладки ваты, способ укладки будет зависеть от вашей дрипки(бака), лучше на youtube.com посмотреть)
-Шестигранник или отвёртка(зависит от типа крепления само собой)
-Кусачки
Расходники
-Японская вата(хлопок,аптечную вату лучше не суйте, долго не живёт,вкус очень плохо передаёт)
-Кантал, титан, никель или чем вы там мотаете(лучше начинать своё учение с кантала, диаметр опять же подбирайте сами)
-Салфетки, на всякий пожарный
-Холодная вода
2)Промойте обязательно дрипку(бак) (после покупки обязательно разберите и на час-два настаивайте в спирте, ну или хотя бы в горячей воде, чтобы грязь и металлическая стружка обязательно вышли, всё, кроме испарителей для бака, кидаем)
3)Берём кантал, мотаем на койл жиг или подручную отвёртку (обычно зажимаю пассатижами , как на фотке, и оставляем по краям койла побольше металла, так как неизвестно, как у нас койл будет ставиться в стойки, можно обрезать спокойно после крепежа)
4)Ставим первый койл в стойки, крепим как можно туже, я обычно креплю койл прям на жиге, это очень удобно, так как при крепеже койл расходится очень сильно, потом его тяжело поправить(особенно касается кантала меньше 0,5ого и никеля в целом(слишком мягкий металл))
5)Поправляем койлы, так чтобы обдув койла был самым хорошим(больше ничего тут не могу сказать, так как слишком много вариаций обдува, у меня нижний, поэтому фотка такового обдува будет), если понадобится, раскручиваем болты, чтобы можно было дотянуть койл до определённого места(будете сильно тянуть, при этом не раскрутив болты, можете порвать свой койл, касается также кантала меньше 0,5 и никеля, с канталом 0,5 и большим по диаметру придётся много сил использовать, чтобы поставить, но их хрен порвёшь)
6)Поставили койл, всё замечательно, возможно что 5-ый пункт вы будете повторять много раз, особенно на первое время, чтобы отцентровать всё это безобразие, после отцентровки, не забываем подтянуть болты, так как они могли немного разболтаться
7)Нагреваем койл, выбираем мощность лучше всего до 3 раз меньше от той мощности, которую мы бы использовали для намотки(во время первого раза большая вероятность того, что койл будет прогреваться только на крайних витках, но не пугайтесь — это нормально) (сам обычно использую от 30 до 50 ватт максимум), сжимаем по бокам койл(степень сжатия зависит от диаметра кантала, чем он меньше, тем легче поддаётся, с 0,4 особенно будьте аккуратны, а то витки могут поехать вверх, вниз и койл Ваш станет гармошкой — такой потом хрен поправишь) повторяем 7 пункт несколько раз до того момента, как спираль начнёт прогреваться равномерно(если спираль со многим числом витков, то поначалу она будет прогреваться только в центре, но если подать побольше мощности впоследствии, то он практически также будет равномерно прогреваться)(в основном койл начинает прогреваться хорошо и равномерно в тот момент, когда все звёзды и планеты сойдутся в одну прямую, на самом деле, когда витки будут идти очень плотно и сопротивление койла будет такое, которое задумано, т. е. если у Вас намотка на reprova получилась на 2 койла — 0,4 Ом, то у вас сопротивление койла будет 0,8 Ом, может быть с отклонениями даже до +-0,1 Ом, но это только означает, что что-то не так сделали во время создания койла или ещё не до конца поправили его)
Если вы уже имеете неплохой опыт по созданию койлов, то можете попробовать пропустить пункты с 4-ого по 9-ый и сразу поставить все койлы и потом только их поправлять, но не рекомендую, так как обрезать их будет очень тяжело
8)Если потребуется поправить койл, чтобы витки шли друг за дружкой, а не были смещены вверх, вниз(такое может произойти после очередного затягивания болтов), то также прогреваем спираль, берём плоскогубцы, продеваем их через койл сверху и пытаемся зажать как бы весь койл(если слишком длинный койл опять же, то продеваем с одной стороны, поправляем и тоже самое с другой стороны)
9)Койл готов, кусачками отрезаем излишки кантала, чтобы впоследствии у нас койлы друг с другом не соприкасались, снимаем койл, ставим второй и проводим все те же этапы
10)Закончили делать оставшиеся койлы, я не знаю, у вас хоть 4 штуки, хоть 5 может быть их и т.д, ставим все койлы одновременно и аккуратно их крепим, опять же лучше на койл жигах, так как даже если вы крепить их будете ровно в тех же местах, всё равно могут немного поехать, после чего ещё раз каждый из них прижмите(без прогрева)
11)А теперь самый сложный этап, мы должны поправлять все койлы так, чтобы они прогревались равномерно, для этого можно уже поставить мощность побольше, чем была(в два раза или в полтора от той минимальной, которая Вам рекомендуется, иначе вы очень долго их будете нагревать и скорее всего ваш агрегат просто сделает отсечку по времени), подождите некоторое время пока все койлы остынут(от 3 до 10 секунд) и продолжайте поправлять(не забывайте и о том, что когда Вы прикасаетесь своими плоскогубцами, то излишки тепла от койла переходят к вашему инструменту, и если Вы сразу же после поправки одного койла будете ещё раз нагревать, то даже если у Вас по идее всё правильно сделано, предыдущий поправленный койл, будет медленней нагреваться, в итоге вы будете поправлять койлы до упаду, поэтому учитывайте это и ждите, пока остынут)
12)Самый лёгкий пункт, мы прогреваем всю намотку до оранжевого состояния(ну или более) и всё это опускаем в холодную воду(или под струю воды, обычно так делаю) , встряхиваем и опять греем, будет работать, как кипятильник в этот момент, так что не пугайтесь, повторяем 2-3 раза
(этот пункт я нигде не находил, но этот метод действует)
Источник